СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Последняя сказка А.С. Пушкина в восприятии А.А. Ахматовой»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации «Последняя сказка Пушкина в восприятии Ахматовой» речь идёт не только о критической статье А.А. Ахматовой,  но и о влиянии великого поэта на её творчество. В своей статье исследовательница проводит параллели между сказкой поэта и его жизнью, отмечает, что гениальный автор создал не просто сказку, а политическую сатиру, наделив царя Дадона чертами сразу двух российских императоров. Можно соглашаться или не соглашаться с такой интерпретацией, но нельзя не признать, что статья имеет большую научную и литературоведческую ценность и позволяет взглянуть на известное произведение по-новому.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Последняя сказка А.С. Пушкина в восприятии А.А. Ахматовой»»

Последняя сказка А.С. Пушкина  в восприятии А.А. Ахматовой Памятник поэту в селе Долна под Кишиневом. Скульптор Олег Комов А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», рисунки И.Я. Билибина Выполнила: Романова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа № 44»  Н. Альтман. Портрет А.А. Ахматовой, 1914.

Последняя сказка А.С. Пушкина в восприятии А.А. Ахматовой

Памятник поэту в селе Долна под Кишиневом. Скульптор Олег Комов

А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», рисунки И.Я. Билибина

Выполнила: Романова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа № 44»

Н. Альтман. Портрет А.А. Ахматовой, 1914.

Первоначальное внимание к творчеству Пушкина Если первоначальное внимание к творчеству Пушкина вполне укладывается в акмеистическое стремление к «прекрасной ясности», то, уже начиная с двадцатых годов, содержание ахматовского отношения к Пушкину сосредотачивается на человеческой сущности поэта. Гейтман Егор Иванович  А.С. Пушкин 1822  Анна Ахматова в детстве Анна Ахматова в молодости

Первоначальное внимание к творчеству Пушкина

Если первоначальное внимание к творчеству Пушкина вполне укладывается в акмеистическое стремление к «прекрасной ясности», то, уже начиная с двадцатых годов, содержание ахматовского отношения к Пушкину сосредотачивается на человеческой сущности поэта.

Гейтман Егор Иванович 

А.С. Пушкин 1822 

Анна Ахматова в детстве

Анна Ахматова в молодости

«Смуглый отрок» в лирике Анны Ахматовой В известной миниатюре Ахматова отмечает, как дорого заплатил поэт за свою славу, за право «над всем так мудро и лукаво шутить, таинственно молчать и ногу ножкой называть?». Анна Ахматова в Царском Селе. 1894 Репин Илья Ефимович  А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года, 1911

«Смуглый отрок» в лирике Анны Ахматовой

В известной миниатюре Ахматова отмечает, как дорого заплатил поэт за свою славу, за право «над всем так мудро и лукаво шутить, таинственно молчать и ногу ножкой называть?».

Анна Ахматова в Царском Селе. 1894

Репин Илья Ефимович 

А.С. Пушкин на акте в Лицее

8 января 1815 года, 1911

«Онегина» воздушная громада… Пушкин и Онегин. Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе «Евгения Онегина». О романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» А.А.Ахматова сказала так образно и гениально просто:  И было сердцу ничего не надо,  Когда пила я этот жгучий зной.  «Онегина» воздушная громада,  Как облако, стояла надо мной.

«Онегина» воздушная громада…

Пушкин и Онегин.

Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе

«Евгения Онегина».

О романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» А.А.Ахматова сказала так образно и гениально просто: И было сердцу ничего не надо, Когда пила я этот жгучий зной. «Онегина» воздушная громада, Как облако, стояла надо мной.

Особенное отношение к автору Виктор Ефимович Ардов вспоминал: «О нём она всегда говорила с улыбкой, словно о живом и самом дорогом для неё человеке». Портрет Ахматовой работы Ольги Кардовской, 1914 А. С. Пушкин. Акварель П.Ф. Соколова1836 А.П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. Акварель, 1831-1832

Особенное отношение к автору

Виктор Ефимович Ардов вспоминал: «О нём она всегда говорила с улыбкой, словно о живом и самом дорогом для неё человеке».

Портрет Ахматовой работы Ольги Кардовской, 1914

А. С. Пушкин. Акварель

П.Ф. Соколова1836

А.П. Брюллов.

Портрет Н. Н. Пушкиной. Акварель, 1831-1832

Царское Село В Царском Селе юный Пушкин учился, обретал друзей и всё больше осознавал себя поэтом. Именно там жила Ахматова и ощущала присутствие «смуглого отрока» в изгибе стариной аллеи, в томике стихов на скамейке парка, в каждой сосновой иголке.

Царское Село

В Царском Селе юный Пушкин учился, обретал друзей и всё больше осознавал себя поэтом. Именно там жила Ахматова и ощущала присутствие «смуглого отрока» в изгибе стариной аллеи, в томике стихов на скамейке парка, в каждой сосновой иголке.

«Город Пушкина» Царское Село навсегда стало для неё «городом Пушкина», именно ему, уже пережившему ужасы Великой Отечественной войны, посвящены проникновенные строки, полные боли и искренней любви: О, горе мне! Они тебя сожгли...  О, встреча, что разлуки тяжелее!..  Здесь был фонтан, высокие аллеи,  Громада парка древнего вдали,  Заря была себя самой алее,  В апреле запах прели и земли,  И первый поцелуй... Анна Ахматова, 1925 г . Пушкин после освобождения в январе 1944 года

«Город Пушкина»

Царское Село навсегда стало для неё «городом Пушкина», именно ему, уже пережившему ужасы Великой Отечественной войны, посвящены проникновенные строки, полные боли и искренней любви:

О, горе мне! Они тебя сожгли... О, встреча, что разлуки тяжелее!.. Здесь был фонтан, высокие аллеи, Громада парка древнего вдали, Заря была себя самой алее, В апреле запах прели и земли, И первый поцелуй...

Анна Ахматова, 1925 г .

Пушкин после освобождения в январе 1944 года

Источник «Сказки о золотом петушке» Ахматовой удалось найти источник «Сказки о золотом петушке». Это – «Легенда об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга из книги «Альгамбра», которая вышла в 1832 году в Париже. Ещё при жизни Пушкина критика отмечала воздействие Вашингтона Ирвинга на автора «Повестей Белкина». Вашингтон Ирвинг Мраморный барельеф на станции Большого Фонтана в Одессе Обложка парижского издания 1840 года

Источник «Сказки о золотом петушке»

Ахматовой удалось найти источник «Сказки о золотом петушке». Это – «Легенда об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга из книги «Альгамбра», которая вышла в 1832 году в Париже. Ещё при жизни Пушкина критика отмечала воздействие Вашингтона Ирвинга на автора «Повестей Белкина».

Вашингтон Ирвинг

Мраморный барельеф на станции Большого Фонтана в Одессе

Обложка парижского издания 1840 года

Знакомство с «Альгамбрскими сказками» Знакомство Пушкина с «Альгамбрскими сказками» Ирвинга можно датировать 1833 годом. Исследовательница отмечает, что у Пушкина ситуация гораздо сложнее, чем у Ирвинга: царь влюбляется в Шамаханскую царицу над трупами своих сыновей. Б.В. Щербаков. «Пушкин в Петербурге». 1949 г. Холст, масло.

Знакомство с «Альгамбрскими сказками»

Знакомство Пушкина с «Альгамбрскими сказками» Ирвинга можно датировать 1833 годом. Исследовательница отмечает, что у Пушкина ситуация гораздо сложнее, чем у Ирвинга: царь влюбляется в Шамаханскую царицу над трупами своих сыновей.

Б.В. Щербаков.

«Пушкин в Петербурге».

1949 г. Холст, масло.

«Последняя сказка Пушкина» в восприятии Ахматовой Анна Ахматова предлагает «Сказку о золотом петушке» считать политической сатирой. Человек, только что потерявший сыновей и буквально над их трупами готовый пуститься в любовное приключение, выглядит либо сумасшедшим, либо извергом и, разумеется, должен быть наказан. Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н.Ушаковой. 1829г.

«Последняя сказка Пушкина» в восприятии Ахматовой

Анна Ахматова предлагает «Сказку о золотом петушке» считать политической сатирой. Человек, только что потерявший сыновей и буквально над их трупами готовый пуститься в любовное приключение, выглядит либо сумасшедшим, либо извергом и, разумеется, должен быть наказан.

Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н.Ушаковой. 1829г.

Царское слово Царь, получив от звездочета волшебного петушка, обещает исполнить первую его волю: За такое одолженье, – Говорит он в восхищеньи, – Волю первую твою Я исполню, как мою.

Царское слово

Царь, получив от звездочета волшебного петушка, обещает исполнить первую его волю:

За такое одолженье, –

Говорит он в восхищеньи, –

Волю первую твою

Я исполню, как мою.

Смысловые части сказки Ахматова выделяет в «Сказке о золотом петушке» три смысловые части. Первая часть – с начала до строки «Шум утих, и царь забылся». Вторая часть – до строки «Пировал у неё Дадон»; третья – от «Наконец и в путь обратный» и до конца.  Утверждает, что в сказке много автобиографического материала, а в образе Дадона могли отразиться черты двух императоров, из которых один Пушкина «не жаловал», а другой – «под старость лет упёк в камер-пажи».  Камер-пажи и паж, 1827-1828

Смысловые части сказки

Ахматова выделяет в «Сказке о золотом петушке» три смысловые части. Первая часть – с начала до строки «Шум утих, и царь забылся». Вторая часть – до строки «Пировал у неё Дадон»; третья – от «Наконец и в путь обратный» и до конца. Утверждает, что в сказке много автобиографического материала, а в образе Дадона могли отразиться черты двух императоров, из которых один Пушкина «не жаловал», а другой – «под старость лет упёк в камер-пажи».

Камер-пажи и паж, 1827-1828

Последняя Болдинская осень «Сказка о золотом петушке» была единственным произведением поэта, созданным им в последнюю Болдинскую осень в 1834 году. Предчувствуя нападки цензуры, Пушкин сам заменил некоторые строчки сказки: «Но с царями плохо вздорить» на «Но с иным накладно вздорить». Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино»

Последняя Болдинская осень

«Сказка о золотом петушке» была единственным произведением поэта, созданным им в последнюю Болдинскую осень в 1834 году. Предчувствуя нападки цензуры, Пушкин сам заменил некоторые строчки сказки: «Но с царями плохо вздорить» на «Но с иным накладно вздорить».

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино»

Политическая сатира и женские чары  Прочтение «Петушка», как скрытой политической сатиры, господствовало в советской критике, хотя были и возражения. «Добрым молодцам урок» заключается вовсе не в том, чтобы не спорить с царями, а в том, чтобы не терять от женских чар голову. Ахматова выдвинула предположение, что у Шамаханской царицы был реальный прототип. Прообразом могла послужить вторая супруга Ивана Грозного Мария Темрюковна. Шамаханская царица и царь Дадон Царица Мария Темрюковна

Политическая сатира и женские чары

Прочтение «Петушка», как скрытой политической сатиры, господствовало в советской критике, хотя были и возражения. «Добрым молодцам урок» заключается вовсе не в том, чтобы не спорить с царями, а в том, чтобы не терять от женских чар голову.

Ахматова выдвинула предположение, что у Шамаханской царицы был реальный прототип. Прообразом могла послужить вторая супруга Ивана Грозного Мария Темрюковна.

Шамаханская царица и царь Дадон

Царица Мария Темрюковна

Символическая сказка Виктор Тен утверждает:  «Сказка о золотом петушке» – не политическая сатира, да и не сатира вообще. Перед нами, скорее, философско-психологическая трагикомедия символов, которую «сказкой» можно назвать лишь потому, что в ней нет реализма сказывания: в ней – суперреализм предсказывания. Тем самым Пушкин опередил современную ему литературу на сто лет, предвосхитив такое направление, как символическая сказка. И можно смело утверждать, что Пушкин оказался на голову выше всех символистов-сказочников ХХ века.

Символическая сказка

Виктор Тен утверждает: «Сказка о золотом петушке» – не политическая сатира, да и не сатира вообще. Перед нами, скорее, философско-психологическая трагикомедия символов, которую «сказкой» можно назвать лишь потому, что в ней нет реализма сказывания: в ней – суперреализм предсказывания. Тем самым Пушкин опередил современную ему литературу на сто лет, предвосхитив такое направление, как символическая сказка. И можно смело утверждать, что Пушкин оказался на голову выше всех символистов-сказочников ХХ века.

Отправная точка в исследовании  сказки Пушкина Статья Анны Андреевны Ахматовой стала отправной точкой в исследовании сказки Пушкина: с ней соглашаются или спорят, но обращаются именно к её мнению.

Отправная точка в исследовании

сказки Пушкина

Статья Анны Андреевны Ахматовой стала отправной точкой в исследовании сказки Пушкина: с ней соглашаются или спорят, но обращаются именно к её мнению.

Увлечённый читатель и одарённый исследователь Анна Ахматова предстаёт перед нами не только как знаток творчества Пушкина, но и как увлечённый читатель, одарённый исследователь, поэтому к её словам стоит прислушаться. Каждый человек смотрит на творчество другого через призму собственной личности, а у одарённых писателей это проявляется ярче. Данное утверждение в полной мере относится и к Ахматовой. Анна Ахматова А.Ахматова. в 20-е годы XX века. Фотография 1925 года. Автопортрет А.Ахматовой углем от 30 декабря 1926 г.

Увлечённый читатель и одарённый исследователь

Анна Ахматова предстаёт перед нами не только как знаток творчества Пушкина, но и как увлечённый читатель, одарённый исследователь, поэтому к её словам стоит прислушаться.

Каждый человек смотрит на творчество другого через призму собственной личности, а у одарённых писателей это проявляется ярче. Данное утверждение в полной мере относится и к Ахматовой.

Анна Ахматова

А.Ахматова.

в 20-е годы XX века.

Фотография 1925 года.

Автопортрет А.Ахматовой углем от 30 декабря 1926 г.

«Последняя сказка Пушкина» В своей критической работе «Последняя сказка Пушкина»  Ахматова обращает пристальное внимание на текст сказки, устанавливает литературный источник «Сказки о золотом петушке», кропотливо сравнивает великолепные произведения, умело проводя ряд текстовых сопоставлений, выделяет в сказке три смысловые и композиционные части, проводит параллели между сказкой поэта и его жизнью, отмечает, что гениальный автор создал не просто сказку, а политическую сатиру, наделив царя Дадона чертами сразу двух российских императоров: Александра I и Николая I. Александр I Николай I А.С. Пушкин

«Последняя сказка Пушкина»

В своей критической работе «Последняя сказка Пушкина» Ахматова обращает пристальное внимание на текст сказки, устанавливает литературный источник «Сказки о золотом петушке», кропотливо сравнивает великолепные произведения, умело проводя ряд текстовых сопоставлений, выделяет в сказке три смысловые и композиционные части,

проводит параллели между сказкой поэта и его жизнью, отмечает, что гениальный автор создал не просто сказку, а политическую сатиру, наделив царя Дадона чертами сразу двух российских императоров: Александра I и Николая I.

Александр I

Николай I

А.С. Пушкин

Многогранная сказка Пушкина Сказка Пушкина настолько глубока и многогранна, что читатель увидит в ней что-то своё. Гениальное произведение мастера, напоминает зеркало, в котором каждый видит отражение собственной личности. Василий Андреевич Тропинин написал портрет в 1827 году в Москве, на квартире художника. Пушкин каждый день позировал Тропинину. Тропининский портрет хорош оригинальной трактовкой внешности Пушкина, изображенного в домашней обстановке и в то же время в вдохновенной позе.

Многогранная сказка Пушкина

Сказка Пушкина настолько глубока и многогранна, что читатель увидит в ней что-то своё. Гениальное произведение мастера, напоминает зеркало, в котором каждый видит отражение собственной личности.

Василий Андреевич Тропинин написал портрет в 1827 году в Москве, на квартире художника. Пушкин каждый день позировал Тропинину. Тропининский портрет хорош оригинальной трактовкой внешности Пушкина, изображенного в домашней обстановке и в то же время в вдохновенной позе.

Глубинные основы психологии творчества Николай Ге «А.С. Пушкин в селе Михайловском», 1831-1894, Харьковский художественный музей Анна Ахматова читает свои стихи студентам Краткость, простота и подлинность поэтического слова – этому Ахматова училась у Пушкина. Интерес к биографии Пушкина был связан для Ахматовой, во-первых, с формулированием глубинных основ психологии творчества, а во-вторых, с возможностью более широкого раскрытия этой психологии для читателя.

Глубинные основы психологии творчества

Николай Ге «А.С. Пушкин в селе Михайловском», 1831-1894, Харьковский художественный музей

Анна Ахматова читает свои стихи студентам

Краткость, простота и подлинность поэтического слова – этому Ахматова училась у Пушкина. Интерес к биографии Пушкина был связан для Ахматовой, во-первых, с формулированием глубинных основ психологии творчества, а во-вторых, с возможностью более широкого раскрытия этой психологии для читателя.

Пушкинская эпоха «Мне надо привести в порядок мой дом», – сказал умирающий Пушкин. Через два дня его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел. Вся эпоха мало-помалу стала называться пушкинской. Он победил и время и пространство. Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. Анна Ахматова и Амадео Модильяни. Гиппиус Густав Адольф  Художник Наталия Третьякова А.С. Пушкин, 1827-1828 

Пушкинская эпоха

«Мне надо привести в порядок мой дом», – сказал умирающий Пушкин. Через два дня его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел. Вся эпоха мало-помалу стала называться пушкинской. Он победил и время и пространство. Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург.

Анна Ахматова и Амадео Модильяни.

Гиппиус Густав Адольф 

Художник Наталия Третьякова

А.С. Пушкин, 1827-1828 

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!