Последняя сказка А.С. Пушкина в восприятии А.А. Ахматовой
Памятник поэту в селе Долна под Кишиневом. Скульптор Олег Комов
А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», рисунки И.Я. Билибина
Выполнила: Романова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа № 44»
Н. Альтман. Портрет А.А. Ахматовой, 1914.
Первоначальное внимание к творчеству Пушкина
Если первоначальное внимание к творчеству Пушкина вполне укладывается в акмеистическое стремление к «прекрасной ясности», то, уже начиная с двадцатых годов, содержание ахматовского отношения к Пушкину сосредотачивается на человеческой сущности поэта.
Гейтман Егор Иванович
А.С. Пушкин 1822
Анна Ахматова в детстве
Анна Ахматова в молодости
«Смуглый отрок» в лирике Анны Ахматовой
В известной миниатюре Ахматова отмечает, как дорого заплатил поэт за свою славу, за право «над всем так мудро и лукаво шутить, таинственно молчать и ногу ножкой называть?».
Анна Ахматова в Царском Селе. 1894
Репин Илья Ефимович
А.С. Пушкин на акте в Лицее
8 января 1815 года, 1911
«Онегина» воздушная громада…
Пушкин и Онегин.
Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе
«Евгения Онегина».
О романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» А.А.Ахматова сказала так образно и гениально просто: И было сердцу ничего не надо, Когда пила я этот жгучий зной. «Онегина» воздушная громада, Как облако, стояла надо мной.
Особенное отношение к автору
Виктор Ефимович Ардов вспоминал: «О нём она всегда говорила с улыбкой, словно о живом и самом дорогом для неё человеке».
Портрет Ахматовой работы Ольги Кардовской, 1914
А. С. Пушкин. Акварель
П.Ф. Соколова1836
А.П. Брюллов.
Портрет Н. Н. Пушкиной. Акварель, 1831-1832
Царское Село
В Царском Селе юный Пушкин учился, обретал друзей и всё больше осознавал себя поэтом. Именно там жила Ахматова и ощущала присутствие «смуглого отрока» в изгибе стариной аллеи, в томике стихов на скамейке парка, в каждой сосновой иголке.
«Город Пушкина»
Царское Село навсегда стало для неё «городом Пушкина», именно ему, уже пережившему ужасы Великой Отечественной войны, посвящены проникновенные строки, полные боли и искренней любви:
О, горе мне! Они тебя сожгли... О, встреча, что разлуки тяжелее!.. Здесь был фонтан, высокие аллеи, Громада парка древнего вдали, Заря была себя самой алее, В апреле запах прели и земли, И первый поцелуй...
Анна Ахматова, 1925 г .
Пушкин после освобождения в январе 1944 года
Источник «Сказки о золотом петушке»
Ахматовой удалось найти источник «Сказки о золотом петушке». Это – «Легенда об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга из книги «Альгамбра», которая вышла в 1832 году в Париже. Ещё при жизни Пушкина критика отмечала воздействие Вашингтона Ирвинга на автора «Повестей Белкина».
Вашингтон Ирвинг
Мраморный барельеф на станции Большого Фонтана в Одессе
Обложка парижского издания 1840 года
Знакомство с «Альгамбрскими сказками»
Знакомство Пушкина с «Альгамбрскими сказками» Ирвинга можно датировать 1833 годом. Исследовательница отмечает, что у Пушкина ситуация гораздо сложнее, чем у Ирвинга: царь влюбляется в Шамаханскую царицу над трупами своих сыновей.
Б.В. Щербаков.
«Пушкин в Петербурге».
1949 г. Холст, масло.
«Последняя сказка Пушкина» в восприятии Ахматовой
Анна Ахматова предлагает «Сказку о золотом петушке» считать политической сатирой. Человек, только что потерявший сыновей и буквально над их трупами готовый пуститься в любовное приключение, выглядит либо сумасшедшим, либо извергом и, разумеется, должен быть наказан.
Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н.Ушаковой. 1829г.
Царское слово
Царь, получив от звездочета волшебного петушка, обещает исполнить первую его волю:
За такое одолженье, –
Говорит он в восхищеньи, –
Волю первую твою
Я исполню, как мою.
Смысловые части сказки
Ахматова выделяет в «Сказке о золотом петушке» три смысловые части. Первая часть – с начала до строки «Шум утих, и царь забылся». Вторая часть – до строки «Пировал у неё Дадон»; третья – от «Наконец и в путь обратный» и до конца. Утверждает, что в сказке много автобиографического материала, а в образе Дадона могли отразиться черты двух императоров, из которых один Пушкина «не жаловал», а другой – «под старость лет упёк в камер-пажи».
Камер-пажи и паж, 1827-1828
Последняя Болдинская осень
«Сказка о золотом петушке» была единственным произведением поэта, созданным им в последнюю Болдинскую осень в 1834 году. Предчувствуя нападки цензуры, Пушкин сам заменил некоторые строчки сказки: «Но с царями плохо вздорить» на «Но с иным накладно вздорить».
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино»
Политическая сатира и женские чары
Прочтение «Петушка», как скрытой политической сатиры, господствовало в советской критике, хотя были и возражения. «Добрым молодцам урок» заключается вовсе не в том, чтобы не спорить с царями, а в том, чтобы не терять от женских чар голову.
Ахматова выдвинула предположение, что у Шамаханской царицы был реальный прототип. Прообразом могла послужить вторая супруга Ивана Грозного Мария Темрюковна.
Шамаханская царица и царь Дадон
Царица Мария Темрюковна
Символическая сказка
Виктор Тен утверждает: «Сказка о золотом петушке» – не политическая сатира, да и не сатира вообще. Перед нами, скорее, философско-психологическая трагикомедия символов, которую «сказкой» можно назвать лишь потому, что в ней нет реализма сказывания: в ней – суперреализм предсказывания. Тем самым Пушкин опередил современную ему литературу на сто лет, предвосхитив такое направление, как символическая сказка. И можно смело утверждать, что Пушкин оказался на голову выше всех символистов-сказочников ХХ века.
Отправная точка в исследовании
сказки Пушкина
Статья Анны Андреевны Ахматовой стала отправной точкой в исследовании сказки Пушкина: с ней соглашаются или спорят, но обращаются именно к её мнению.
Увлечённый читатель и одарённый исследователь
Анна Ахматова предстаёт перед нами не только как знаток творчества Пушкина, но и как увлечённый читатель, одарённый исследователь, поэтому к её словам стоит прислушаться.
Каждый человек смотрит на творчество другого через призму собственной личности, а у одарённых писателей это проявляется ярче. Данное утверждение в полной мере относится и к Ахматовой.
Анна Ахматова
А.Ахматова.
в 20-е годы XX века.
Фотография 1925 года.
Автопортрет А.Ахматовой углем от 30 декабря 1926 г.
«Последняя сказка Пушкина»
В своей критической работе «Последняя сказка Пушкина» Ахматова обращает пристальное внимание на текст сказки, устанавливает литературный источник «Сказки о золотом петушке», кропотливо сравнивает великолепные произведения, умело проводя ряд текстовых сопоставлений, выделяет в сказке три смысловые и композиционные части,
проводит параллели между сказкой поэта и его жизнью, отмечает, что гениальный автор создал не просто сказку, а политическую сатиру, наделив царя Дадона чертами сразу двух российских императоров: Александра I и Николая I.
Александр I
Николай I
А.С. Пушкин
Многогранная сказка Пушкина
Сказка Пушкина настолько глубока и многогранна, что читатель увидит в ней что-то своё. Гениальное произведение мастера, напоминает зеркало, в котором каждый видит отражение собственной личности.
Василий Андреевич Тропинин написал портрет в 1827 году в Москве, на квартире художника. Пушкин каждый день позировал Тропинину. Тропининский портрет хорош оригинальной трактовкой внешности Пушкина, изображенного в домашней обстановке и в то же время в вдохновенной позе.
Глубинные основы психологии творчества
Николай Ге «А.С. Пушкин в селе Михайловском», 1831-1894, Харьковский художественный музей
Анна Ахматова читает свои стихи студентам
Краткость, простота и подлинность поэтического слова – этому Ахматова училась у Пушкина. Интерес к биографии Пушкина был связан для Ахматовой, во-первых, с формулированием глубинных основ психологии творчества, а во-вторых, с возможностью более широкого раскрытия этой психологии для читателя.
Пушкинская эпоха
«Мне надо привести в порядок мой дом», – сказал умирающий Пушкин. Через два дня его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел. Вся эпоха мало-помалу стала называться пушкинской. Он победил и время и пространство. Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург.
Анна Ахматова и Амадео Модильяни.
Гиппиус Густав Адольф
Художник Наталия Третьякова
А.С. Пушкин, 1827-1828
Благодарю за внимание!