- Русские традиции
- Праздники русского мира
- Троица
- Урок родной литературы, 8 класс
Троицын день. Село Коломенское. Худ В.В. Верещагин, 1875
Скоро Троицын день, скоро
песни, венки и покосы ,
Всё цветёт и поёт, молодые
надежды тая.
И.А Бунин
- В России праздник Святой Троицы приходится на начало лета. Отмечают его в воскресенье через семь недель после Пасхи. Возникновение этого праздника связано с евангельским сюжетом.
Незадолго до окончания своей земной жизни Иисус Христос пообещал ученикам, что придёт утешитель, Дух истины, который будет свидетельствовать о Боге. Пророчество сбылось: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа и на десятый день после Его Вознесения на апостолов сошёл Святой Дух, и они получили силы для распространения нового звания о триедином Боге: Боге Отце, Боге Сыне, Боге Святом Духе. Отсюда праздник и получил название Троица, ещё его именуют Пятидесятницей.
- Этот день считается днём рождения христианской церкви. Почитанию Святой на Русской земле положила начало княгиня Ольга, по её указу в Пскове был воздвигнут первый на Руси Троицкий храм. Широко Троица стала праздноваться спустя три века после Крещения Руси при Сергии Радонежском - основателе Троице – Сергиевой Лавры.
Свято – Троицкий кафедральный собор в Пскове
Начало псковского кафедрального собора, согласно древней легенде, относится к X веку и связано с именем княгини Ольги, которая, якобы, повелела на высоком мысу, омываемом водами двух рек (Великой и Псковы) поставить храм Святой Троицы. Этот храм был деревянным. В 1138 году он был уничтожен пожаром. Собор несколько раз восстанавливали, нынешнее здание Свято-Троицкого собора стоилось 17 лет и было закончено в 1699 году.
Свято – Троицкая Сергиева Лавра ( Троице- Сергиева Лавра)
Крупнейший мужской монастырь. Его история началась много веков назад.
В 1337 году преподобный Сергий Радонежский построил деревянную церковь во имя Святой Троицы. В 1422 году на его месте ученик преподобного Сергия игумен Никон заложил каменный Троицкий собор Расписывали собор великие мастера – иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
День Святой Троицы – один из самых красивых православных праздников. Священники облачаются в зелёные одежды, храмы украшают свежей зеленью, ветками берёз, полевыми цветами, выстилают пол травой. Зелень и цветы символизируют духовную весну, расцвет души от того, что к ней прикоснулась благодать Святого Духа.
В русских поверьях берёза считалась счастливым деревом, оберегающим от зла, изгоняющим болезни, приносящим добро.
Конец мая и начало июня, на которые приходится-падает Троицын день, особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, ещё не успевшей утратить своей обаятельной свежести. Языческий месяцеслов наших отдалённых предков, совпавший в этом случае с христианским праздником, дал повод к объединению их с собой. Мало-помалу древнее почитание богини весны – златокудрой Лады – было забыто, а сопровождающие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку.
А.А.Коринфский. Народная Русь
По народной традиции к Троицыну дню рубили («заламывали») берёзку, украшали её цветами, разноцветными лентами и несли к месту праздничных гуляний. Шествие сопровождалось песнями:
Берёзонька моя, берёзонька
Белая моя, белая
Берёзонька моя, кудреватая!
Стоишь ты, берёзонька,
Листочки бумажные
Под тобою, берёзонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки с Семик поют,
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки
Венок плетут.
Вокруг берёзки водили хороводы. Праздник продолжался до поздней
ночи. После праздника берёзку «хоронили»: топили в реке, чтобы
летом не было засухи и рожь лучше колосилась.
Не радуйтесь, дубы, Не радуйтесь, зеленые; Не к вам девушки идут, Не к вам красные; Не вам пироги несут, Лепешки, яичницы, Ио, ио, Семик да Троица. Радуйтесь, березы, Радуйтесь, зеленые! К вам девушки идут...
- Один из самых главных и ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица — воскресенье, 50-й день после Пасхи. В народных обычаях празднование христианского праздника совместилось с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы. Перед днём Св. Троицы (всегда выпадающий на воскресенье) отмечался в четверг языческий праздник Семик. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.
- И ван Бунин писал, что не принадлежит ни к одной литературной школе. Он не считал себя «ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом» — его творчество действительно оказалось за пределами Серебряного века. Несмотря на это, произведения Бунина получили всемирное признание и стали классикой. «За строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер» Бунин — первым из русских литераторов — получил Нобелевскую премию.
Елец - город отрочества, ранней юности писателя. Сюда привез его отец для того, чтобы продолжить учебу в мужской гимназии
- Иван Бунин
- Троица
- Гудящий благовест к молитве призывает, На солнечных лучах над нивами звенит; Даль заливных лугов в лазури утопает, И речка на лугах сверкает и горит.
- А на селе с утра идет обедня в храме: Зеленою травой усыпан весь амвон, Алтарь, сияющий и убранный цветами, Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
- И звонко хор поет, веселый и нестройный, И в окна ветерок приносит аромат… Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат, Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!
- Ты нынче с трудовых засеянных полей Принес сюда в дары простые приношенья: Гирлянды молодых березовых ветвей, Печали тихий вздох, молитву — и смиренье.
- 1893 г.
- Работа со словом
- Благовест (церк.) – колокольный звон перед началом или во время церковной службы.
- Амво’н - возвышение в христианском храме, на котором совершается часть богослужения и произносятся проповеди.
- Алтарь – здесь: восточная возвышенная часть храма ( в православной церкви отделённая от общего помещения иконостасом.
- Обедня (церк.) - -здесь: христианское богослужение, совершаемое утром или в первую половину дня.
- Размышляем над прочитанным
- Какую картину христианского праздника вы видите, читая стихотворение И. Бунина? Устно опишите её.
- Какие цвета упоминает И. Бунин в своём стихотворении? Почему поэт акцентирует внимание именно на этих цветах?
- Можно ли отнести стихотворение Бунина «Троица» к пейзажной лирике? Аргументируйте свой ответ.
"Троица» С. Есенин Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам зычный перезвон. Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра хмельная весна. Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, Похороним вместе молодость мою. Нонче на закате с Божьего крыльца Стану к аналою подле молодца. Батюшкина воля, матушкин приказ, Горе да кручина повенчают нас. Ах, развейтесь кудри, обсекись коса, Без любви погибнет девичья краса. Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам зычный перезвон.
- Стихотворение " Троица " С. Есенина было написано в 1915-м году сразу после праздника - в самый разгар войны, поэтому оно пронизано пессимистичными мотивами. Предчувствие беды обозначило и главные темы стихотворения : внутренняя тревога, прощание с молодостью, праздник Троицы и желание замолить грехи.
- Каков основной смысл стихотворения С. Есенина? Какими чувствами оно наполнено? Аргументируйте свой ответ.
- Что общего в стихотворениях И. Бунина и С.Есенина? В чём заключается различие между ними?
- Найдите в стихотворении ключевые слова. Объясните свой выбор.
- Объясните значение выражений «на резных окошках ленты и кусты», «по берёзкам белый перезвон», «в благовесте ветра хмельная весна».
- Назовите основное средство художественной выразительности в стихотворении С.Есенина. Подтвердите свой ответ примерами из текста. Как вы думаете, почему именно это выразительное средство использовал поэт?
- Николай Рыленков
- Возможно ль высказать без слов
- Возможно ль высказать без слов, Как мир прекрасен за оградой? И кисть берёт Андрей Рублёв, Разводит краски под лампадой.
- Он ангельский напишет лик, Запечатлеет в нём навеки Всё, что узрел, душой велик, Возвышенного в человеке.
- Свершить обет пришла пора, Любовь превыше хитрых правил… Чему учили мастера, А в этом сам народ наставил.
- Он твёрдо верит: человек Явился в мир не для печали. И пьёт из тех чистейших рек, Что в сердце с детских лет журчали.
- Суров монашеский приют, И тишина душе желанна, А краски дивные поют Всему живущему: «Осанна!»
- Как вы думаете, почему поэт обратился к легендарн ой личности Андрея Рублёва?
Спасибо
за внимание!