СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Преемственность в коррекционной работе учителей -логопедов детского сада и школы "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Преемственность в коррекционной работе учителей -логопедов детского сада и школы "»

«Преемственность в коррекционной работе учителей - логопедов детского сада и школы»   МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности  по социально-личностному развитию детей г. Бокситогорска»  учитель – логопед Камкина А.В.

«Преемственность в коррекционной работе учителей - логопедов детского сада и школы»

МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Бокситогорска»

учитель – логопед Камкина А.В.

Одно из требований школы к детскому саду– готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.

Одно из требований школы к детскому саду– готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.

 Поэтому в соответствии с коррекционной работой на нашем логопедическом пункте детского сада предусмотрены групповые занятия по обучению грамоте, на которых дети учатся читать на основе звукового анализа и занятия по подготовке руки к письму.

Поэтому в соответствии с коррекционной работой на нашем логопедическом пункте детского сада предусмотрены групповые занятия по обучению грамоте, на которых дети учатся читать на основе звукового анализа и занятия по подготовке руки к письму.

 На данных занятиях ведется профилактическая работа по предупреждению нарушений устной и письменной речи, т.е. дисграфии и дислексии. ДИСГРАФИЯ – частичное специфическое нарушение процесса письма. ДИСЛЕКСИЯ - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Эти нарушения, проявляющиеся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера, обусловлены несформированностью высших психических функций.

На данных занятиях ведется профилактическая работа по предупреждению нарушений устной и письменной речи, т.е. дисграфии и дислексии.

ДИСГРАФИЯ – частичное специфическое нарушение процесса письма.

ДИСЛЕКСИЯ - частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Эти нарушения, проявляющиеся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера, обусловлены несформированностью высших психических функций.

Виды дислексии Мнестическая  Фонематическая Семантическая Аграмматическая Оптическая

Виды дислексии

Мнестическая

Фонематическая

Семантическая

Аграмматическая

Оптическая

Успешное и быстрое становление навыка чтения  возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: ☺  звукопроизносительной стороны речи;   ☺ фонематического восприятия, фонематического анализа;   ☺ зрительного анализа и синтеза, а также зрительной памяти;   ☺ пространственных представлений;   ☺ интеллектуального развития

Успешное и быстрое становление навыка чтения возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

☺ звукопроизносительной стороны речи; ☺ фонематического восприятия, фонематического анализа; ☺ зрительного анализа и синтеза, а также зрительной памяти; ☺ пространственных представлений; ☺ интеллектуального развития

Игры и задания для профилактики дислексии:  I. Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне звука.  1.«Разноцветные кружочки» с использованием кружков трех цветов.  (Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков. Развитие внимания, быстроты мышления).  Содержание игры: Показ кружков после названия звуков: гласный-красный, согл.твердый – синий, согл. мягкий – зеленый.

Игры и задания для профилактики дислексии: I. Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне звука.

1.«Разноцветные кружочки» с использованием кружков трех цветов.

(Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков. Развитие внимания, быстроты мышления).

Содержание игры: Показ кружков после названия звуков: гласный-красный, согл.твердый – синий, согл. мягкий – зеленый.

2.«Кто в домике живет?» Поселить в домики те картинки, в названии которых есть заданный звук.  3.«Где звук?» Используется полоска с тремя частями, фишки для гласных звуков красного цвета, для согласных –синего, зеленого цветов. (Нахождение места звука в слове, развитие фонематического восприятия) Содержание игры: показать фишкой на схеме место звука в слове. Взрослый называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове, показывают на схеме фишкой нужного цвета.

2.«Кто в домике живет?» Поселить в домики те картинки, в названии которых есть заданный звук.

3.«Где звук?» Используется полоска с тремя частями, фишки для гласных звуков красного цвета, для согласных –синего, зеленого цветов. (Нахождение места звука в слове, развитие фонематического восприятия)

Содержание игры: показать фишкой на схеме место звука в слове. Взрослый называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове, показывают на схеме фишкой нужного цвета.

II. Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне буквы. 1.«Сломанные буквы» с использованием карточек с элементами букв или магнитов. (Развитие зрительного внимания, памяти, пространственного и зрительного восприятия.) Содержание игры: «Починить» букву (найти недостающий элемент, чтобы получилась буква) Взрослый рассказывает историю о пролетевшем ветре – урагане, который сломал буквы, и предлагает помочь буквам: дети выходят по очереди и составляют буквы. 2. «Письмо на спинке». Дети пишут на спинке друг другу пройденные буквы. Задача ребенка – угадать, что за букву написали.

II. Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне буквы.

1.«Сломанные буквы» с использованием карточек с элементами букв или магнитов.

(Развитие зрительного внимания, памяти, пространственного и зрительного восприятия.)

Содержание игры: «Починить» букву (найти недостающий элемент, чтобы получилась буква) Взрослый рассказывает историю о пролетевшем ветре – урагане, который сломал буквы, и предлагает помочь буквам: дети выходят по очереди и составляют буквы.

2. «Письмо на спинке». Дети пишут на спинке друг другу пройденные буквы. Задача ребенка – угадать, что за букву написали.

III. Предупреждение ошибок чтения на уровне слога «Подарки» с использованием картинок, игрушки. (Развитие слогового анализа, фонематических представлений, дифференциации фонем)  Содержание игры: Подарить картинку. На день рождения игрушке дарили подарки. Из данных картинок – «подарков» подарите те, в названии которых есть слог ... и т. д.

III. Предупреждение ошибок чтения на уровне слога

«Подарки» с использованием картинок, игрушки.

(Развитие слогового анализа, фонематических представлений, дифференциации фонем) Содержание игры: Подарить картинку. На день рождения игрушке дарили подарки. Из данных картинок – «подарков» подарите те, в названии которых есть слог ... и т. д.

IV. Предупреждение ошибок чтения на уровне слова.  «Прятки» с использованием предметных картинок. (Развитие звукового анализа, фонематических представлений)  Содержание игры: Составить слово. Дети выделяют из названий предметов на картинках первые звуки и составляют из них слова.

IV. Предупреждение ошибок чтения на уровне слова.

«Прятки» с использованием предметных картинок. (Развитие звукового анализа, фонематических представлений) Содержание игры: Составить слово. Дети выделяют из названий предметов на картинках первые звуки и составляют из них слова.

 V. Предупреждение ошибок чтения на уровне предложения   «Дружные слова» с использованием мяча. (Развитие согласования слов в предложении, внимания, быстроты мыслительных процессов)  Содержание игры: Составь предложение. Взрослый, бросая мяч, называет несогласованные слова. Ребенок составляет из них предложение, возвращает мяч.

V. Предупреждение ошибок чтения на уровне предложения

«Дружные слова» с использованием мяча.

(Развитие согласования слов в предложении, внимания, быстроты мыслительных процессов) Содержание игры: Составь предложение.

Взрослый, бросая мяч, называет несогласованные слова. Ребенок составляет из них предложение, возвращает мяч.

Виды дисграфии Акустическая дисграфия Артикуляторно-акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия

Виды дисграфии

Акустическая дисграфия

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Аграмматическая дисграфия

Оптическая дисграфия

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ  Коррекционная работа.  Выполнение артикуляционной гимнастики

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Коррекционная работа. Выполнение артикуляционной гимнастики

Упражнение «Змейка»: Веди по дорожке пальчиком и шипи, как змея. Упражнение «Моторчик». Помоги машинке добраться до своего гаража. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Р-Р-Р..

Упражнение «Змейка»: Веди по дорожке пальчиком и шипи, как змея.

Упражнение «Моторчик». Помоги машинке добраться до своего гаража. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Р-Р-Р..

Соединить с буквами только те картинки, в которых есть заданный звук.

Соединить с буквами только те картинки, в которых есть заданный звук.

Покажи только те картинки, в которых есть заданный звук.

Покажи только те картинки, в которых есть заданный звук.

Акустическая дисграфия.  Коррекционная работа. 1 . Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные). «Звонок колокольчика», «Подушечка - кирпичик», «Синий- зеленый домик».

Акустическая дисграфия. Коррекционная работа.

1 . Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).

«Звонок колокольчика», «Подушечка - кирпичик», «Синий- зеленый домик».

2. Назови слово, которое  отличается от остальных. УДОЧКА-УДОЧКА -УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА –ТАЧКА. 3. Игры «Для ушка».  «Поймай звук, слово в ладошки».  «Будь внимательным».(место звука в слове) «Я знаю слово со звуком…»

2. Назови слово, которое

отличается от остальных.

УДОЧКА-УДОЧКА

-УТОЧКА-УДОЧКА;

ДАЧКА - ТАЧКА

- ТАЧКА –ТАЧКА.

3. Игры «Для ушка».

«Поймай звук, слово в ладошки».

«Будь внимательным».(место звука в слове)

  • «Я знаю слово со звуком…»
Оптическая дисграфия.  Коррекционная работа. Приёмы для запоминания зрительного образа буквы:  -Лепка букв из пластилина; -Выкладывание букв из мозаики, пуговиц, ракушек; -Выкладывание букв из шнурка и из фасоли; - Пальчиковая гимнастика;

Оптическая дисграфия. Коррекционная работа.

Приёмы для запоминания зрительного образа буквы: 

-Лепка букв из пластилина;

-Выкладывание букв из мозаики, пуговиц, ракушек;

-Выкладывание букв из шнурка и из фасоли;

- Пальчиковая гимнастика;

Оптическая дисграфия.  Коррекционная работа. -Выкладывание букв из счетных палочек, составление слогов; -Определение места соседа по отношению к себе, игра «Цепочка слов», игра «Глухой телефон»; Развитие ручной моторики у дошкольников имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом. 

Оптическая дисграфия. Коррекционная работа.

-Выкладывание букв из счетных палочек, составление слогов;

-Определение места соседа по отношению к себе, игра «Цепочка слов»,

игра «Глухой телефон»;

Развитие ручной моторики у дошкольников имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом. 

Упражнения на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга. «Найди и раскрась» Найди и раскрась букву

Упражнения на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга. «Найди и раскрась»

Найди и раскрась букву

Допиши букву. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных

Допиши букву. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных

 Обведи в кружок или раскрась заданные буквы.

Обведи в кружок или раскрась заданные буквы.

Аграмматическая дисграфия  Коррекционная работа   Различные дидактические игры на развитие грамматического строя речи: «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм) «Один - много» (образование множественного числа)

Аграмматическая дисграфия Коррекционная работа

Различные дидактические игры на развитие грамматического строя речи:

  • «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм)
  • «Один - много» (образование множественного числа)
«Какой из чего?»  (образование относительных прилагательных) Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных.  Варенье из клубники – клубничное варенье; сок из апельсина - ; кораблик из бумаги-----; стакан из стекла – -----…

«Какой из чего?» (образование относительных прилагательных)

Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных. 

Варенье из клубники – клубничное варенье; сок из апельсина - ; кораблик из бумаги-----; стакан из стекла – -----…

«Посчитай». «Чей хвост, уши».  (согласование числительных и существительных) (притяжательные прилагательные)

«Посчитай». «Чей хвост, уши». (согласование числительных и существительных) (притяжательные прилагательные)

   Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза  Коррекционная работа  «Угадай» «Назови одним слово  (глагольный словарь ) (обобщающие понятия)       Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ш. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (коли­чество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Коррекционная работа «Угадай» «Назови одним слово (глагольный словарь ) (обобщающие понятия)

Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ш. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (коли­чество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.

 «Скажи наоборот» «Маленькие словечки»  (антонимы) (предлоги)

«Скажи наоборот» «Маленькие словечки» (антонимы) (предлоги)

«Веселый поезд» «Слоговые домики»  Цель: упражнять в делении слов на слоги.

«Веселый поезд» «Слоговые домики» Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Таким образом – работа по профилактике Дислексии и Дисграфии на логопункте, предупреждает нарушения формирования навыков грамотности и является одним из факторов обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.

Таким образом – работа по профилактике Дислексии и Дисграфии на логопункте, предупреждает нарушения формирования навыков грамотности и является одним из факторов обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.

 Не все дети после окончания детского сада владеют возрастными нормами речевого развития. И выпускники нашего детского сада – не исключение.

Не все дети после окончания детского сада владеют возрастными нормами речевого развития.

И выпускники нашего детского сада – не исключение.

Некоторые дети идут в школу с нарушениями речи, что может быть связано как: с редкими посещениями коррекционных занятий, безответственное отношение родителей и несоблюдение рекомендаций логопеда, отказом родителей от логопедической помощи, невозможность устранить дефект по физиологическим причинам.

Некоторые дети идут в школу с нарушениями речи, что может быть связано как:

  • с редкими посещениями коррекционных занятий,
  • безответственное отношение родителей и несоблюдение рекомендаций логопеда,
  • отказом родителей от логопедической помощи,
  • невозможность устранить дефект по физиологическим причинам.
 Поэтому школа, являясь «преемником» дошкольного образования, должна учитывать речевые особенности детей и строить свою педагогическую работу, развивая накопленный ДОУ потенциал. Детям с фонетическим недоразвитием речи или общим недоразвитием речи (если коррекция до конца не завершена в детском саду) необходимо продолжить занятия со школьным логопедом.

Поэтому школа, являясь «преемником» дошкольного образования, должна учитывать речевые особенности детей и строить свою педагогическую работу, развивая накопленный ДОУ потенциал. Детям с фонетическим недоразвитием речи или общим недоразвитием речи (если коррекция до конца не завершена в детском саду) необходимо продолжить занятия со школьным логопедом.

 С ними требуется продолжение коррекционной работы. И в данном случае, необходимо взаимодействие дошкольного и школьного логопедов, так как в школе логопедическая работа с такими детьми должна строиться с учетом проведенного раннее коррекционного обучения.

С ними требуется продолжение коррекционной работы. И в данном случае, необходимо взаимодействие дошкольного и школьного логопедов, так как в школе логопедическая работа с такими детьми должна строиться с учетом проведенного раннее коррекционного обучения.

 Чаще всего мы знаем в какие школы идут наши выпускники, поэтому не сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами. Но у нас в городе пока нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей -логопедов.

Чаще всего мы знаем в какие школы идут наши выпускники, поэтому не сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами. Но у нас в городе пока нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей -логопедов.

 Таким образом, преемственность в системе ДО и школы должна быть обязательно процессом двустороннего взаимодействия. Школа строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.

Таким образом, преемственность в системе ДО и школы должна быть обязательно процессом двустороннего взаимодействия. Школа строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.

       Спасибо за ваше внимание!

Спасибо за ваше внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!