«Преемственность в коррекционной работе учителей - логопедов детского сада и школы»
МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. Бокситогорска»
учитель – логопед Камкина А.В.
Одно из требований школы к детскому саду– готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Поэтому в соответствии с коррекционной работой на нашем логопедическом пункте детского сада предусмотрены групповые занятия по обучению грамоте, на которых дети учатся читать на основе звукового анализа и занятия по подготовке руки к письму.
На данных занятиях ведется профилактическая работа по предупреждению нарушений устной и письменной речи, т.е. дисграфии и дислексии.
ДИСГРАФИЯ – частичное специфическое нарушение процесса письма.
ДИСЛЕКСИЯ - частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Эти нарушения, проявляющиеся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера, обусловлены несформированностью высших психических функций.
Виды дислексии
Мнестическая
Фонематическая
Семантическая
Аграмматическая
Оптическая
Успешное и быстрое становление навыка чтения возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:
☺ звукопроизносительной стороны речи; ☺ фонематического восприятия, фонематического анализа; ☺ зрительного анализа и синтеза, а также зрительной памяти; ☺ пространственных представлений; ☺ интеллектуального развития
Игры и задания для профилактики дислексии: I. Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне звука.
1.«Разноцветные кружочки» с использованием кружков трех цветов.
(Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков. Развитие внимания, быстроты мышления).
Содержание игры: Показ кружков после названия звуков: гласный-красный, согл.твердый – синий, согл. мягкий – зеленый.
2.«Кто в домике живет?» Поселить в домики те картинки, в названии которых есть заданный звук.
3.«Где звук?» Используется полоска с тремя частями, фишки для гласных звуков красного цвета, для согласных –синего, зеленого цветов. (Нахождение места звука в слове, развитие фонематического восприятия)
Содержание игры: показать фишкой на схеме место звука в слове. Взрослый называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове, показывают на схеме фишкой нужного цвета.
II. Игры для предупреждения ошибок чтения на уровне буквы.
1.«Сломанные буквы» с использованием карточек с элементами букв или магнитов.
(Развитие зрительного внимания, памяти, пространственного и зрительного восприятия.)
Содержание игры: «Починить» букву (найти недостающий элемент, чтобы получилась буква) Взрослый рассказывает историю о пролетевшем ветре – урагане, который сломал буквы, и предлагает помочь буквам: дети выходят по очереди и составляют буквы.
2. «Письмо на спинке». Дети пишут на спинке друг другу пройденные буквы. Задача ребенка – угадать, что за букву написали.
III. Предупреждение ошибок чтения на уровне слога
«Подарки» с использованием картинок, игрушки.
(Развитие слогового анализа, фонематических представлений, дифференциации фонем) Содержание игры: Подарить картинку. На день рождения игрушке дарили подарки. Из данных картинок – «подарков» подарите те, в названии которых есть слог ... и т. д.
IV. Предупреждение ошибок чтения на уровне слова.
«Прятки» с использованием предметных картинок. (Развитие звукового анализа, фонематических представлений) Содержание игры: Составить слово. Дети выделяют из названий предметов на картинках первые звуки и составляют из них слова.
V. Предупреждение ошибок чтения на уровне предложения
«Дружные слова» с использованием мяча.
(Развитие согласования слов в предложении, внимания, быстроты мыслительных процессов) Содержание игры: Составь предложение.
Взрослый, бросая мяч, называет несогласованные слова. Ребенок составляет из них предложение, возвращает мяч.
Виды дисграфии
Акустическая дисграфия
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Аграмматическая дисграфия
Оптическая дисграфия
АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Коррекционная работа. Выполнение артикуляционной гимнастики
Упражнение «Змейка»: Веди по дорожке пальчиком и шипи, как змея.
Упражнение «Моторчик». Помоги машинке добраться до своего гаража. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Р-Р-Р..
Соединить с буквами только те картинки, в которых есть заданный звук.
Покажи только те картинки, в которых есть заданный звук.
Акустическая дисграфия. Коррекционная работа.
1 . Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).
«Звонок колокольчика», «Подушечка - кирпичик», «Синий- зеленый домик».
2. Назови слово, которое
отличается от остальных.
УДОЧКА-УДОЧКА
-УТОЧКА-УДОЧКА;
ДАЧКА - ТАЧКА
- ТАЧКА –ТАЧКА.
3. Игры «Для ушка».
«Поймай звук, слово в ладошки».
«Будь внимательным».(место звука в слове)
- «Я знаю слово со звуком…»
Оптическая дисграфия. Коррекционная работа.
Приёмы для запоминания зрительного образа буквы:
-Лепка букв из пластилина;
-Выкладывание букв из мозаики, пуговиц, ракушек;
-Выкладывание букв из шнурка и из фасоли;
- Пальчиковая гимнастика;
Оптическая дисграфия. Коррекционная работа.
-Выкладывание букв из счетных палочек, составление слогов;
-Определение места соседа по отношению к себе, игра «Цепочка слов»,
игра «Глухой телефон»;
Развитие ручной моторики у дошкольников имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом.
Упражнения на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга. «Найди и раскрась»
Найди и раскрась букву
Допиши букву. Зачеркни букву, отличающуюся от остальных
Обведи в кружок или раскрась заданные буквы.
Аграмматическая дисграфия Коррекционная работа
Различные дидактические игры на развитие грамматического строя речи:
- «Назови ласково» (образование уменьшительно – ласкательных форм)
- «Один - много» (образование множественного числа)
«Какой из чего?» (образование относительных прилагательных)
Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных.
Варенье из клубники – клубничное варенье; сок из апельсина - ; кораблик из бумаги-----; стакан из стекла – -----…
«Посчитай». «Чей хвост, уши». (согласование числительных и существительных) (притяжательные прилагательные)
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Коррекционная работа «Угадай» «Назови одним слово (глагольный словарь ) (обобщающие понятия)
Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ш. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пассажира к его вагончику.
«Скажи наоборот» «Маленькие словечки» (антонимы) (предлоги)
«Веселый поезд» «Слоговые домики» Цель: упражнять в делении слов на слоги.
Таким образом – работа по профилактике Дислексии и Дисграфии на логопункте, предупреждает нарушения формирования навыков грамотности и является одним из факторов обеспечивающих преемственность дошкольного и начального общего образования.
Не все дети после окончания детского сада владеют возрастными нормами речевого развития.
И выпускники нашего детского сада – не исключение.
Некоторые дети идут в школу с нарушениями речи, что может быть связано как:
- с редкими посещениями коррекционных занятий,
- безответственное отношение родителей и несоблюдение рекомендаций логопеда,
- отказом родителей от логопедической помощи,
- невозможность устранить дефект по физиологическим причинам.
Поэтому школа, являясь «преемником» дошкольного образования, должна учитывать речевые особенности детей и строить свою педагогическую работу, развивая накопленный ДОУ потенциал. Детям с фонетическим недоразвитием речи или общим недоразвитием речи (если коррекция до конца не завершена в детском саду) необходимо продолжить занятия со школьным логопедом.
С ними требуется продолжение коррекционной работы. И в данном случае, необходимо взаимодействие дошкольного и школьного логопедов, так как в школе логопедическая работа с такими детьми должна строиться с учетом проведенного раннее коррекционного обучения.
Чаще всего мы знаем в какие школы идут наши выпускники, поэтому не сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами. Но у нас в городе пока нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы МО учителей -логопедов.
Таким образом, преемственность в системе ДО и школы должна быть обязательно процессом двустороннего взаимодействия. Школа строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Только совместная работа родителей и педагогических коллективов детского сада и школы закладывает основы успешной учебы детей в начальной школе и помогает им в дальнейшем реализовать себя в процессе обучения, обеспечить самореализацию в будущем.
Спасибо за ваше внимание!