СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Приемы мотивационной деятельности на современном уроке"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Приемы мотивационной деятельности на современном уроке" содержит материал о методах мотивации и этапы формирования учебной мотивации школьников

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Приемы мотивационной деятельности на современном уроке"»

  Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).  Мотивация  объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.  Мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.

Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.

Методы мотивации Эмоциональные Познавательные Волевые Социальные

Методы мотивации

Эмоциональные

Познавательные

Волевые

Социальные

Эмоциональные методы  поощрение,  порицание,  учебно-познавательная игра,  создание ярких наглядно-образных представлений,  создание ситуаций успеха,  стимулирующее оценивание,  свободный выбор задания,  удовлетворение желания быть значимой личностью.

Эмоциональные методы

  • поощрение,
  • порицание,
  • учебно-познавательная игра,
  • создание ярких наглядно-образных представлений,
  • создание ситуаций успеха,
  • стимулирующее оценивание,
  • свободный выбор задания,
  • удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).

Познавательные методы

  • опора на жизненный опыт,
  • познавательный интерес,
  • создание проблемной ситуации,
  • побуждение к поиску альтернативных решений,
  • выполнение творческих заданий,
  • «мозговая атака»,
  • развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
Волевые методы

Волевые методы

    Социальные методы

    Социальные методы

      В начальном звене стимул –  оценка . К окончанию начальной школы необходимо сформировать  учебно-познавательный мотив  – интерес к способам добывания новых знаний. Средний школьный возраст стимулируется соответствующей  учебно-познавательной мотивацией . Старший школьный возраст-  выбор профессиональной деятельности  . Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования.
      • В начальном звене стимул –  оценка .
      • К окончанию начальной школы необходимо сформировать  учебно-познавательный мотив  – интерес к способам добывания новых знаний.
      • Средний школьный возраст стимулируется соответствующей  учебно-познавательной мотивацией .
      • Старший школьный возраст-  выбор профессиональной деятельности  . Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования.
      Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:   она определяется образовательным учреждением;    организацией образовательного процесса;  особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д. );  особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;   спецификой учебного предмета.

      Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:

      •   она определяется образовательным учреждением; 
      •   организацией образовательного процесса; 
      • особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д. ); 
      • особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;  
      • спецификой учебного предмета.
       ВАЖНО Создать благоприятный психологический климат  (Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения ). Вызвать интерес к предмету общая атмосфера в классе отношения учителя и учащихся занимательность изложения учебного материала эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

      ВАЖНО

      • Создать благоприятный психологический климат  (Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения ).
      • Вызвать интерес к предмету
      • общая атмосфера в классе
      • отношения учителя и учащихся
      • занимательность изложения учебного материала
      • эмоциональность речи учителя,
      • организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.
      Этапы формирования учебной мотивации школьников 1 этап: этап вызывания исходной мотивации     На начальном этапе урока преподаватель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений (

      Этапы формирования учебной мотивации школьников

      1 этап: этап вызывания исходной мотивации  

      На начальном этапе урока преподаватель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:

      • актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),
      • вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),
      • усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"),
      • усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
      2 этап: подкрепления и усиления возникшей мотивации   Учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление ( познавательные мотивы ), к разным формам сотрудничества с другим человеком ( социальные мотивы ). Учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.

      2 этап: подкрепления и усиления возникшей мотивации  

      • Учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление ( познавательные мотивы ), к разным формам сотрудничества с другим человеком ( социальные мотивы ).
      • Учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.
      3 этап:   этап завершения урока     Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.

      3 этап: этап завершения урока  

      • Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение.
      • Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.
      Из опыта работы учителей нашей школы

      Из опыта работы учителей нашей школы

      Математика

      • 1.Обращать внимание на пробелы в знаниях учеников:  когда мы выявляем отсутствие знаний по теме у ученика, мы рождаем в нем желание познавать новое
      • 2.Показать последовательность достижений: Показать ученикам логическое следствие понятий друг из друга.
      • 3.Обнаружение образца: задать сложную ситуацию, для выхода из которой ученикам необходимо будет найти правильный образец решения.
      • 4.Бросить ученикам интеллектуальный вызов: такие вызовы дети встречают с энтузиазмом.
      • 5.Показывать математические фокусы или софизмы: в математике много примеров, которые на первый взгляд противоречат здравому смыслу.
      • 6.Покажите пользу от знания темы: показать в начале урока, как можно будет применить на практике новые знания.
      • 7.Использовать на уроках развлекательные задания по математике: развлечения включают в себя пазлы, игры, парадоксы либо математические походы в помещениях школы и ближайших зданиях.
      • 8.Расскажите интересную историю о математике
      • 9.Обсудите интересные математические факты: одна из самых эффективных техник мотивации учеников – попросить их выразить свое мнение о любопытных математических фактах
      Химия Разъясняю цели. При четко поставленной задаче обучающиеся трудятся намного прилежнее; выбираю правильный темп обучения ; осуществляю систематический контроль над ходом работы обучаемого. Это стимулирует внутренние мотивы учения; эмоционально и занимательно излагаю учебный материал; систематически побуждаю желание добиться особых успехов; часто анализируем с детьми жизненные ситуации; я энтузиаст своего предмета. Учителю нечего надеяться на проявление интереса к своему предмету, если сам он не убежден в его ценности.

      Химия

      • Разъясняю цели. При четко поставленной задаче обучающиеся трудятся намного прилежнее;
      • выбираю правильный темп обучения ;
      • осуществляю систематический контроль над ходом работы обучаемого. Это стимулирует внутренние мотивы учения;
      • эмоционально и занимательно излагаю учебный материал;
      • систематически побуждаю желание добиться особых успехов;
      • часто анализируем с детьми жизненные ситуации;
      • я энтузиаст своего предмета. Учителю нечего надеяться на проявление интереса к своему предмету, если сам он не убежден в его ценности.
      Физика

      Физика

        География Использование географических приложений (2 ГИС, Google Earth , Sky Map , Atlas of the World ). «Удивляй!» - ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума как удивительное. «Отсроченная отгадка» - в начале урока учитель загадывает загадку или малоизвестный и удивительный факт, отгадку на который можно узнать на уроке при работе над новым материалом. «Фантастическая добавка» - «Представьте себе, что мы…. «Что бы это значило?» - При определении темы урока учащиеся рассматривают картинки и отвечают на мотивационные вопросы. «Ассоциации» - Атмосфера (существительные, прилагательные, глаголы). «Картинная галерея» - картинки по одной тематики и вывод. Видеоуроки. Образовательные ресурсы Интернет. Презентации, выполненные обучающимися. Проектная работа.

        География

        • Использование географических приложений (2 ГИС, Google Earth , Sky Map , Atlas of the World ).
        • «Удивляй!» - ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума как удивительное.
        • «Отсроченная отгадка» - в начале урока учитель загадывает загадку или малоизвестный и удивительный факт, отгадку на который можно узнать на уроке при работе над новым материалом.
        • «Фантастическая добавка» - «Представьте себе, что мы….
        • «Что бы это значило?» - При определении темы урока учащиеся рассматривают картинки и отвечают на мотивационные вопросы.
        • «Ассоциации» - Атмосфера (существительные, прилагательные, глаголы).
        • «Картинная галерея» - картинки по одной тематики и вывод.
        • Видеоуроки.
        • Образовательные ресурсы Интернет.
        • Презентации, выполненные обучающимися.
        • Проектная работа.
        Технология 1 . Связь с жизнью  – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению предмета 2.  Наглядность  как средство развития интереса к урокам 3. Использование на уроках современных информационных технологий , с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. 4.  Мыслительные и практические задачи , выдвигаемые перед учащимися, – один из приёмов развития интереса к занятиям по технологии. 5.  Использование игровых технологий  – упражнений для развития интереса к технологии.

        Технология

        • 1 . Связь с жизнью  – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению предмета
        • 2.  Наглядность  как средство развития интереса к урокам
        • 3. Использование на уроках современных информационных технологий , с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя.
        • 4.  Мыслительные и практические задачи , выдвигаемые перед учащимися, – один из приёмов развития интереса к занятиям по технологии.
        • 5.  Использование игровых технологий  – упражнений для развития интереса к технологии.

        Информатика

        • Прием первый : апелляция к жизненному опыту детей.

        Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо

        знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении

        предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была

        действительно жизненной, а не надуманной.

        • Прием второй : создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов.

        Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема,

        преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые

        ему необходимо усвоить согласно программе.

        • Прием третий: ролевой подход.

        В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить

        в роли того или иного действующего лица. Исполнение роли заставляет

        сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и

        является учебной целью.

        • Прием четвертый : решение нестандартных задач на смекалку и логику.

        Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки

        в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а

        иногда, и для дополнительного решения дома.

        Выводы :   Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

        Выводы :

        • Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
        • Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
        • Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
        • Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.


        Скачать

        Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

        Вебинар для учителей

        Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!