Просмотр содержимого документа
«Презентация "Приемы мотивационной деятельности на современном уроке"»
Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т. е., то ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.
Методы мотивации
Эмоциональные
Познавательные
Волевые
Социальные
Эмоциональные методы
- поощрение,
- порицание,
- учебно-познавательная игра,
- создание ярких наглядно-образных представлений,
- создание ситуаций успеха,
- стимулирующее оценивание,
- свободный выбор задания,
- удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы
- опора на жизненный опыт,
- познавательный интерес,
- создание проблемной ситуации,
- побуждение к поиску альтернативных решений,
- выполнение творческих заданий,
- «мозговая атака»,
- развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
Волевые методы
Социальные методы
- В начальном звене стимул – оценка .
- К окончанию начальной школы необходимо сформировать учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания новых знаний.
- Средний школьный возраст стимулируется соответствующей учебно-познавательной мотивацией .
- Старший школьный возраст- выбор профессиональной деятельности . Главная мотивация старшего возраста – овладеть приемами учения и самообразования.
Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:
- она определяется образовательным учреждением;
- организацией образовательного процесса;
- особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д. );
- особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
- спецификой учебного предмета.
ВАЖНО
- Создать благоприятный психологический климат (Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения ).
- Вызвать интерес к предмету
- общая атмосфера в классе
- отношения учителя и учащихся
- занимательность изложения учебного материала
- эмоциональность речи учителя,
- организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.
Этапы формирования учебной мотивации школьников
1 этап: этап вызывания исходной мотивации
На начальном этапе урока преподаватель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
- актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"),
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
2 этап: подкрепления и усиления возникшей мотивации
- Учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление ( познавательные мотивы ), к разным формам сотрудничества с другим человеком ( социальные мотивы ).
- Учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.
3 этап: этап завершения урока
- Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение.
- Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.
Из опыта работы учителей нашей школы
Математика
- 1.Обращать внимание на пробелы в знаниях учеников: когда мы выявляем отсутствие знаний по теме у ученика, мы рождаем в нем желание познавать новое
- 2.Показать последовательность достижений: Показать ученикам логическое следствие понятий друг из друга.
- 3.Обнаружение образца: задать сложную ситуацию, для выхода из которой ученикам необходимо будет найти правильный образец решения.
- 4.Бросить ученикам интеллектуальный вызов: такие вызовы дети встречают с энтузиазмом.
- 5.Показывать математические фокусы или софизмы: в математике много примеров, которые на первый взгляд противоречат здравому смыслу.
- 6.Покажите пользу от знания темы: показать в начале урока, как можно будет применить на практике новые знания.
- 7.Использовать на уроках развлекательные задания по математике: развлечения включают в себя пазлы, игры, парадоксы либо математические походы в помещениях школы и ближайших зданиях.
- 8.Расскажите интересную историю о математике
- 9.Обсудите интересные математические факты: одна из самых эффективных техник мотивации учеников – попросить их выразить свое мнение о любопытных математических фактах
Химия
- Разъясняю цели. При четко поставленной задаче обучающиеся трудятся намного прилежнее;
- выбираю правильный темп обучения ;
- осуществляю систематический контроль над ходом работы обучаемого. Это стимулирует внутренние мотивы учения;
- эмоционально и занимательно излагаю учебный материал;
- систематически побуждаю желание добиться особых успехов;
- часто анализируем с детьми жизненные ситуации;
- я энтузиаст своего предмета. Учителю нечего надеяться на проявление интереса к своему предмету, если сам он не убежден в его ценности.
Физика
География
- Использование географических приложений (2 ГИС, Google Earth , Sky Map , Atlas of the World ).
- «Удивляй!» - ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума как удивительное.
- «Отсроченная отгадка» - в начале урока учитель загадывает загадку или малоизвестный и удивительный факт, отгадку на который можно узнать на уроке при работе над новым материалом.
- «Фантастическая добавка» - «Представьте себе, что мы….
- «Что бы это значило?» - При определении темы урока учащиеся рассматривают картинки и отвечают на мотивационные вопросы.
- «Ассоциации» - Атмосфера (существительные, прилагательные, глаголы).
- «Картинная галерея» - картинки по одной тематики и вывод.
- Видеоуроки.
- Образовательные ресурсы Интернет.
- Презентации, выполненные обучающимися.
- Проектная работа.
Технология
- 1 . Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению предмета
- 2. Наглядность как средство развития интереса к урокам
- 3. Использование на уроках современных информационных технологий , с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя.
- 4. Мыслительные и практические задачи , выдвигаемые перед учащимися, – один из приёмов развития интереса к занятиям по технологии.
- 5. Использование игровых технологий – упражнений для развития интереса к технологии.
Информатика
- Прием первый : апелляция к жизненному опыту детей.
Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо
знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении
предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была
действительно жизненной, а не надуманной.
- Прием второй : создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов.
Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема,
преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые
ему необходимо усвоить согласно программе.
- Прием третий: ролевой подход.
В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить
в роли того или иного действующего лица. Исполнение роли заставляет
сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и
является учебной целью.
- Прием четвертый : решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки
в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а
иногда, и для дополнительного решения дома.
Выводы :
- Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
- Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
- Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
- Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.