СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Проблема любви в рассказе А.П. Чехова «О любви»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иллюстрирует произведение. Помогает раскрыть характеры главных героев.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Проблема любви в рассказе А.П. Чехова «О любви»»

Проблема любви в рассказе А.П. Чехова «О любви» Цель: определить идейное содержание рассказа, формировать навык анализа произведения

Проблема любви в рассказе А.П. Чехова «О любви»

Цель: определить идейное содержание рассказа, формировать навык анализа произведения

Антон Павлович  Чехов «О любви»

Антон Павлович Чехов

«О любви»

Жизнь даётся один раз,  и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.  А.П.Чехов    Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.  Пифагор   Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,  из несчастья делает счастье.                Л.Н.Толстой
  • Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.

А.П.Чехов

  • Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Пифагор

  • Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.

Л.Н.Толстой

Анализ Три рассказа входят в трилогию: «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви». Объединены одной проблемой – проблемой футлярной жизни. Объединены общими героями: Бурыкиным, Иваном Ивановичем Чимшой-Гималайским. С самого начала, в завязке, речь идет о любви (Повар и Пелагея) Завязка завершается умозаключением Алехина: любовь – тайна великая, она индивидуализирована. В любви человек задает себе много вопросов: хорошо это или плохо – неизвестно, но это мешает, раздражает.

Анализ

  • Три рассказа входят в трилогию: «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви».
  • Объединены одной проблемой – проблемой футлярной жизни.
  • Объединены общими героями: Бурыкиным, Иваном Ивановичем Чимшой-Гималайским.
  • С самого начала, в завязке, речь идет о любви (Повар и Пелагея)
  • Завязка завершается умозаключением Алехина: любовь – тайна великая, она индивидуализирована. В любви человек задает себе много вопросов: хорошо это или плохо – неизвестно, но это мешает, раздражает.
Композиция – рассказ в рассказе Сам рассказ – это рассказ Алехина о своей любви Начинается с фразы:… Предваряется картиной природы По какой причине Алехин поселился в деревне? Как это повлияло на него? Знакомство с Лугановичами

Композиция – рассказ в рассказе

Сам рассказ – это рассказ Алехина о своей любви

Начинается с фразы:…

Предваряется картиной природы

По какой причине Алехин поселился в деревне?

Как это повлияло на него?

Знакомство с Лугановичами

Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»

Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?

  • Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни.

Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»

Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине? Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». Он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении

Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?

  • Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник».
  • Он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении
О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?   Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».

О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

  • Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».
Как развивались отношения между героями?   Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.

Как развивались отношения между героями?

  • Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
  • Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.
Знакомство с Лугановичами Дмитрий Луганович Анна Алексеевна Милиейшая личность, добряк, простодушный, верящий всему, Молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная, приветливые, умные глаза, изящная, благородная рука, прическа, прическа, платье, голос – все производило неизгладимое впечатление неинтересный человек, почти старик, с скушным здравомыслием, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, верит в свое право на счастье Рассказывая о Лугановичах, характеризует супругов: Мужа характеризует скупо, больше отрицательно,  он соперник

Знакомство с Лугановичами

Дмитрий Луганович

Анна Алексеевна

Милиейшая личность, добряк,

простодушный, верящий всему,

Молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная, приветливые, умные глаза, изящная, благородная рука, прическа, прическа, платье, голос – все производило неизгладимое впечатление

неинтересный человек, почти старик, с скушным здравомыслием, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, верит в свое право на счастье

Рассказывая о Лугановичах, характеризует супругов:

Мужа характеризует скупо, больше отрицательно,

он соперник

Какие вопросы мучают  Алёхина и Анну Алексеевну?   Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?»,  «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?»  Подобными вопросами задавалась и героиня.

Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?

  • Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его:

«К чему может повести наша любовь?»,

«Честно ли это?»,

«Куда бы я мог вести её?»,

«Как бы долго продолжалось наше счастье?»

Подобными вопросами задавалась и героиня.

Почему не состоялась любовь П.К. Алехина и Анны Алексеевны? Рассуждения Алехина Рассуждения Анны Алексеевны «Куда бы я мог ее увести?» «Принесет ли мне счастье ее любовь?» Думала о муже, о детях, о матери  Страшно и неудобно сказать им правду. Итог любви: Анна Александровна заболела, испытывает раздражение по отношению к  Алехину, который ничего не предпринимал и продолжал приходить в гости. Лугановичи уезжают. В вагоне состоялся разговор перед разлукой навсегда.

Почему не состоялась любовь П.К. Алехина и Анны Алексеевны?

Рассуждения Алехина

Рассуждения Анны Алексеевны

«Куда бы я мог ее увести?»

«Принесет ли мне счастье ее любовь?»

Думала о муже, о детях, о матери

Страшно и неудобно сказать им правду.

Итог любви: Анна Александровна заболела,

испытывает раздражение по отношению к

Алехину, который ничего не предпринимал и

продолжал приходить в гости. Лугановичи

уезжают. В вагоне состоялся разговор перед

разлукой навсегда.

 Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».

  • Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?

На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».

Словарная работа.    Что такое счастье? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

Словарная работа. Что такое счастье?

  • В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
  • В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».
 Что мешает счастью героев?  Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:  «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.» Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

Что мешает счастью героев?

  • Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:

«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.»

  • Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
Что понял Алехин? «Я понял, что когда любишь…» ДОСКАЖИТЕ ЗА НЕГО - Ваш взгляд на проблему? - Точка зрения автора? Пейзаж в рассказе – ответ на этот вопрос.

Что понял Алехин?

  • «Я понял, что когда любишь…» ДОСКАЖИТЕ ЗА НЕГО
  • - Ваш взгляд на проблему?
  • - Точка зрения автора?
  • Пейзаж в рассказе – ответ на этот вопрос.

Какое значение имеют картины природы в рассказе? « НАЧАЛО  Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои

Какое значение имеют картины природы в рассказе?

  • « НАЧАЛО Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
  • В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои
В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья?   Например, в повести И.С.Тургенева «Ася» Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?  К каким выводам вы пришли?

В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья?

  • Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»

Что мешает людям быть счастливыми?

Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди?

  • О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?

  • К каким выводам вы пришли?

Обрамление в рассказе Картина природы: выглянуло солнце, прекрасный вид на сад и плес, который блестел, как зеркало. Слушатели любуются картиной природы., жалеют Алехина, доброго, умного, чистосердечного (он один рассказал о себе), который не занимается наукой, а вертится, как белка в колесе.

Обрамление в рассказе

  • Картина природы: выглянуло солнце, прекрасный вид на сад и плес, который блестел, как зеркало.
  • Слушатели любуются картиной природы., жалеют Алехина, доброго, умного, чистосердечного (он один рассказал о себе), который не занимается наукой, а вертится, как белка в колесе.
Почему рассказ отнесен к циклу рассказов о футлярной жизни? Жизнь Алехина - это тоже футляр, в который он загнал себя добровольно.

Почему рассказ отнесен к циклу рассказов о футлярной жизни?

  • Жизнь Алехина - это тоже футляр, в который он загнал себя добровольно.
ВЫВОД Алехин понял необходимость чего-то высшего, но обрести его не смог. Чехов завершает трилогию картиной радостной природы, что вселяет надежду на то, что перемены неизбежны и близки, но добиться этого нелегко: надо бороться за красоту, любовь, свободу, за осмысленную и духовную жизнь Но герои трилогии, понимая это, не способны, к сожалению, что-либо изменить ни в своей жизни, ни в чьей-либо вообще. Автор высказывает протест против футлярной жизни, против социального испуга и надеется на изменение жизни к лучшему. По его мнению, каждый должен сам определять важное и высшее в своей жизни.

ВЫВОД

  • Алехин понял необходимость чего-то высшего, но обрести его не смог. Чехов завершает трилогию картиной радостной природы, что вселяет надежду на то, что перемены неизбежны и близки, но добиться этого нелегко: надо бороться за красоту, любовь, свободу, за осмысленную и духовную жизнь
  • Но герои трилогии, понимая это, не способны, к сожалению, что-либо изменить ни в своей жизни, ни в чьей-либо вообще.
  • Автор высказывает протест против футлярной жизни, против социального испуга и надеется на изменение жизни к лучшему.
  • По его мнению, каждый должен сам определять важное и высшее в своей жизни.
Домашнее задание Написать сочинение - письмо в будущее «Быть счастливым я смогу, если…» (5 человек)

Домашнее задание

  • Написать сочинение - письмо в будущее «Быть счастливым я смогу, если…» (5 человек)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!