Проблема любви в рассказе А.П. Чехова «О любви»
Цель: определить идейное содержание рассказа, формировать навык анализа произведения
Антон Павлович Чехов
«О любви»
- Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.
А.П.Чехов
- Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Пифагор
- Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.
Л.Н.Толстой
Анализ
- Три рассказа входят в трилогию: «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви».
- Объединены одной проблемой – проблемой футлярной жизни.
- Объединены общими героями: Бурыкиным, Иваном Ивановичем Чимшой-Гималайским.
- С самого начала, в завязке, речь идет о любви (Повар и Пелагея)
- Завязка завершается умозаключением Алехина: любовь – тайна великая, она индивидуализирована. В любви человек задает себе много вопросов: хорошо это или плохо – неизвестно, но это мешает, раздражает.
Композиция – рассказ в рассказе
Сам рассказ – это рассказ Алехина о своей любви
Начинается с фразы:…
Предваряется картиной природы
По какой причине Алехин поселился в деревне?
Как это повлияло на него?
Знакомство с Лугановичами
Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
- Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни.
Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»
Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
- Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник».
- Он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении
О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
- Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».
Как развивались отношения между героями?
- Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
- Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.
Знакомство с Лугановичами
Дмитрий Луганович
Анна Алексеевна
Милиейшая личность, добряк,
простодушный, верящий всему,
Молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная, приветливые, умные глаза, изящная, благородная рука, прическа, прическа, платье, голос – все производило неизгладимое впечатление
неинтересный человек, почти старик, с скушным здравомыслием, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, верит в свое право на счастье
Рассказывая о Лугановичах, характеризует супругов:
Мужа характеризует скупо, больше отрицательно,
он соперник
Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?
- Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его:
«К чему может повести наша любовь?»,
«Честно ли это?»,
«Куда бы я мог вести её?»,
«Как бы долго продолжалось наше счастье?»
Подобными вопросами задавалась и героиня.
Почему не состоялась любовь П.К. Алехина и Анны Алексеевны?
Рассуждения Алехина
Рассуждения Анны Алексеевны
«Куда бы я мог ее увести?»
«Принесет ли мне счастье ее любовь?»
Думала о муже, о детях, о матери
Страшно и неудобно сказать им правду.
Итог любви: Анна Александровна заболела,
испытывает раздражение по отношению к
Алехину, который ничего не предпринимал и
продолжал приходить в гости. Лугановичи
уезжают. В вагоне состоялся разговор перед
разлукой навсегда.
- Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?
На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».
Словарная работа. Что такое счастье?
- В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
- В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».
Что мешает счастью героев?
- Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:
«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.»
- Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
Что понял Алехин?
- «Я понял, что когда любишь…» ДОСКАЖИТЕ ЗА НЕГО
- - Ваш взгляд на проблему?
- - Точка зрения автора?
- Пейзаж в рассказе – ответ на этот вопрос.
Какое значение имеют картины природы в рассказе?
- « НАЧАЛО Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
- В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои
В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья?
- Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»
Что мешает людям быть счастливыми?
Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди?
- О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
- К каким выводам вы пришли?
Обрамление в рассказе
- Картина природы: выглянуло солнце, прекрасный вид на сад и плес, который блестел, как зеркало.
- Слушатели любуются картиной природы., жалеют Алехина, доброго, умного, чистосердечного (он один рассказал о себе), который не занимается наукой, а вертится, как белка в колесе.
Почему рассказ отнесен к циклу рассказов о футлярной жизни?
- Жизнь Алехина - это тоже футляр, в который он загнал себя добровольно.
ВЫВОД
- Алехин понял необходимость чего-то высшего, но обрести его не смог. Чехов завершает трилогию картиной радостной природы, что вселяет надежду на то, что перемены неизбежны и близки, но добиться этого нелегко: надо бороться за красоту, любовь, свободу, за осмысленную и духовную жизнь
- Но герои трилогии, понимая это, не способны, к сожалению, что-либо изменить ни в своей жизни, ни в чьей-либо вообще.
- Автор высказывает протест против футлярной жизни, против социального испуга и надеется на изменение жизни к лучшему.
- По его мнению, каждый должен сам определять важное и высшее в своей жизни.
Домашнее задание
- Написать сочинение - письмо в будущее «Быть счастливым я смогу, если…» (5 человек)