Проект «Животные Курского края»
Участники проекта: учитель, ученики 4 «В» класса, родители.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный.
(СЛАЙД 1)
Актуальность данной темы.
В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе, в частности, к природе родного края.
В настоящее время многим животным необходима помощь, некоторые находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Поэтому важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект.
Формирование темы исследования: «Животные Курского края»
(СЛАЙД 2)
Интерес к данной теме возник на уроке литературного чтения в ходе работы над произведением К.Паустовского «Барсучий нос». У ребят возникли вопросы: (озвучить)
-В нашей местности живут барсуки?
-Какой образ жизни у барсуков?
-Какие ещё животные обитают в нашей местности?
-Существуют ли проблемы у диких животных?
-Есть ли интересные факты из жизни животных нашего края?
Среди учеников своего класса провели анкетирование.
(СЛАЙД 3)
(Не озвучивать)
-Каких представителей животного мира своего края вы знаете?
-Каков их образ жизни?
-Знаете ли вы интересные факты из жизни каких-либо животных нашего края?
В ходе опроса выяснили, что у детей недостаточно знаний о животном мире нашего края.
Основным вопросом для нас встал следующий:
(СЛАЙД 4)
Основополагающий вопрос:
-Нужно ли изучать животных своего края?
Возник
Проблемный вопрос:
-Какие секреты есть у животных?
В рамках внеурочной деятельности «Краеведение» мы решили более подробно рассмотреть тему: «Животные Курского края».
Совместно с детьми определили цель проекта:
(СЛАЙД 5) (озвучивать)
-расширить и систематизировать знания детей о представителях животного мира нашего края.
Поставили перед собой задачи:
-собрать информацию о многообразии животных нашего края,
-узнать о проблемах животных;
-найти интересные факты из их жизни.
Этапы реализации проекта. (СЛАЙД 6)
Проект состоит из трёх этапов:
I этап – подготовительный.
II этап – основной.
III этап – заключительный.
На 1-м этапе совместно с детьми спланировали предстоящую деятельность.
Планирование деятельности. (СЛАЙД 7) (озвучить выборочно)
- занятия внеурочной деятельности «Краеведение»; соответствующие тематике проекта;
- беседы, классные часы;
- экскурсии;
-музейные занятия;
-занятия в библиотеке;
-викторины;
- выставки рисунков;
- презентации учащихся.
Продукты проекта. (СЛАЙД 8)
Главным продуктом нашего проекта была запланирована книга интересных фактов о животных родного края.
Определили разные группы: (СЛАЙД 9)
корреспонденты - зоологи
литературоведы
художники
Повторив классификацию животного мира по уровню организации,
группу «Корреспонденты – зоологи» разделили на 5 подгрупп для изучения:
(СЛАЙД 10)
млекопитающих,
птиц,
насекомых,
рыб,
пресмыкающихся и земноводных.
Для проведения исследования был совместно составлен план:
(СЛАЙД 11) (не озвучивать)
1)разнообразие представителей данного вида
2)редкие виды
3)интересные факты о каком-либо представителе группы
(СЛАЙД 12)
Группе «Литературоведы» предстояло ответить на вопросы: «Почему писатели так много внимания в своих произведениях уделяют животному миру? Можно ли в произведениях найти интересные факты о животных?».
Группе художников предстояло выполнить свою работу.
(СЛАЙД 13)
Группа «Художники».
План работы:
Создать рисунки-иллюстрации
на тему: «Животные нашего края».
Принять участие в оформлении книги интересных фактов.
II этап – основной
На 2-м этапе реализации проекта в соответствии с планом работы были проведены беседы и занятия: «Животные зимой», «Где и как живут дикие животные» и др.
Посетили краеведческий музей нашего города и музей природы (СЛАЙД 14), где получили информацию о животном мире родного края, прослушали аудиозаписи голосов животных и птиц, пополнили свой багаж знаний.
Спланировали совместную деятельность с работниками городской библиотеки, где прошли познавательные занятия
(СЛАЙД 15) (озвучить)
«Животные Курского края»,
«Красная книга Курской области»,
викторина, экологический урок.
В библиотеке помогли подобрать литературу (энциклопедии, художественную литературу) по теме проекта.
(СЛАЙД 16)
В городской библиотеке прошло занятие, посвящённое творчеству Евгения Носова, для которого источником вдохновения была его родная Курская земля.
Каждую осень Е.Носов вывешивал кормушки для птиц. 15 января – день рождения Е.Носова объявлен днём зимующих птиц.
Писатель говорил: «Человек – это тот, кто понимает, что жизнь на земле возможна только при бережном отношении к природе», о чём он писал в своих произведениях
«Тридцать зёрен», «Белый гусь», «Хитрюга». (на этом слайде)
Ребята пришли к выводу, что произведения нашего земляка помогают видеть необыкновенное в малом, повседневном, учат защищать и оберегать тех, кто слабее, быть добрее и щедрее душой.
(Не озвучивать) Е.Носов: «Вооружайся терпением, вниманием к родной природе и выходи читать увлекательную книгу её жизни».
Каждая группа вела свою работу в соответствии с планом.
Корреспонденты-зоологи собирали нужный материал.
(СЛАЙД 17)
В ходе исследования корреспонденты-зоологи предоставили следующую информацию.
(СЛАЙД 18)
Курская область располагается в пределах лесостепи, поэтому животный мир представлен степными и лесными обитателями.
Всего на территории Курской области зарегистрировано 69 видов млекопитающих, 266 видов птиц, 10 видов пресмыкающихся, 12 видов земноводных, 36 видов рыб, более 4000 видов насекомых.
(СЛАЙД 19)
В лесных угодьях области обитают представители
отряда хищных — куница, горностай, ласка, барсук;
из отряда копытных — лось;
из насекомоядных — еж, крот.
На открытых пространствах, в степях мы встречаем
хищников — степного хорька,
из грызунов — тушканчика, суслика, хомяка, различных мышевидных.
В лесах и степях, не придерживаясь определенного ландшафта, расселяются лисицы, заяц-русак, черный хорь, енотовидная собака.
По берегам рек, в водоёмах водятся: выдры, ондатры, норки, бобры, выхухоль.
Особенно разнообразен мир птиц: (СЛАЙД 20)
зяблик, лесные жаворонки, иволга, малиновка, дрозд, зелёный дятел, соловей, поползень, кукушка, удод, славка, пеночка-теньковка, скворец, болотная камышевка, снегирь, королёк.
На слайде некоторые из зимующих (дубонос, поползень, синичка-гаичка)
И перелётных (пеночка - теньковка, малиновка, зяблик)
Три четверти птиц входят в группу гнездящихся в наших лесах, степях и садах.
Остальная часть встречается во время осенних и весенних перелетов - кулики, утки, гуси, журавли, и другие — или только поздней осенью и зимой — снегири, свиристели, чечетки.
Среди птиц есть и те, которые наносят вред. К ним относятся: ястреб, болотный лунь, сокол-чеглок. Они питаются дикими и домашними птицами. Дубоносы иногда повреждают урожаи вишен. Даже галка, сорока, ворона, грач, которые являются санитарами, могут приносить вред. Грач, уничтожая насекомых, может повредить всходы кукурузы. Сороки, вороны приспосабливаются к добыванию птенчиков ласточек, стрижей.
(СЛАЙД 21)
Водоёмы. Ценные породы рыб водятся в реках нашей области. Некоторые из них: щука, язь, лещ, карп, карась, пескарь.
Их можно разделить на группы: карпообразные, окунеобразные, щукообразные.
Дети пришли к выводу, что охрана рыбных богатств — это соблюдение правил рыболовства, установление конкретных сроков для вылова рыбы, отведение заповедных мест для ее вылова, определенные орудия лова.
Из пресмыкающихся (рептилий) в нашей области известны 8 видов:
черепаха болотная, прыткая и живородящая ящерицы, безногая ящерица-веретеница, из змей — гадюки (лесная и степная) уж водяной и уж обыкновенный.
Из земноводных (амфибии) в водоемах области обитает 12 видов: жабы, лягушки, жерлянки, чесночницы (бесхвостые), тритоны (хвостатые).
(СЛАЙД 22)
На лугах представлено многообразие мира насекомых (самая многочисленная группа):
шмель, кузнечик, кобылка, бабочка, божья коровка, муравьи, пчёлы, жуки. (Некоторые на слайде)
Но скромные жители земли просят людей о помощи.
Значительно уменьшилось количество представителей животного мира по разным причинам.
Редкие виды. (СЛАЙД 23)
В Красную книгу Курской области занесены 12 видов млекопитающих из 62. Среди них (Норка европейская, выхухоль, выдра, соня лесная, тушканчик большой, сурок степной, хорь, хомячок серый, мышеловка тёмная, мышеловка южная, пеструшка степная и др.)
Из 265 видов птиц в Красную книгу занесено 62 вида. Среди них (Аист чёрный, сапсан, цапля рыжая, тетерев, дятел средний, синица лазоревка белая, лебедь-кликун, дрофа и др.)
4 вида пресмыкающихся. (Черепаха болотная, медянка, гадюка степная и обыкновенная).
4 вида земноводных. (Тритон гребенчатый, жаба серая, квакша обыкновенная, лягушка съедобная).
3 вида рыб. (Подкаменщик обыкновенный, быстрянка, украинская минога).
34 вида насекомых занесено из более 4000 видов. Среди них (Богомол, дыбка степная, пчела-плотник, усач дубовый, жук-олень).
Дети выяснили причины сокращения численности представителей животного мира. (Озвучить выборочно)
(СЛАЙД 24)
Вырубка лесов
Сельскохозяйственная деятельность человека
Лесные и степные пожары
Природные катастрофы
Браконьерство
Использование животных в экспериментальных исследованиях, медицинских и научных целях
Столкновение животных с транспортом
Инфекционные заболевания
Освоение человеком новых земель, строительство
Какие меры по спасению исчезающих животных приняты
в нашей местности?
(СЛАЙД 25)
1. Запрещена охота (это – выхухоль, дрофа, барсук, лось, косуля, куропатка, белка, ондатра, розовый скворец, тетерев).
2. Создан заповедник им. Алёхина
3. Забота об их размножении
4. Ведётся борьба с браконьерством.
5. Красная книга.
Все представители животных, которые нуждаются в охране и защите, занесены в «Красную книгу Курской области»,
а выхухоль и дрофа - в «Красную книгу России»
К сожалению, работа учёных над Красной книгой не прекращается. Учёные постоянно заполняют страницы этой тревожной книги. И от нас во многом зависит, будут ли заполнены страницы этой книги.
-Как мы можем помочь природе?
Зоологи составили
ПРАВИЛА:
(СЛАЙД 26)
Не нарушай тишину леса
Не разоряй птичьи гнёзда
Не разводи в лесу огонь
Не разоряй муравейники
Не бери домой животных и птиц
Не мусори в лесу
Не порти деревья, кустарники, цветы
Не уничтожай насекомых
(СЛАЙД 27)
Группа литературоведов изучив произведения разных авторов, составила список литературы, рекомендованный к изучению:
(СЛАЙД 28)
Г.Скребицкий «Барсучонок», «Воришка», «Пушок», «Рассказы охотника»
И.Соколов-Микитов «Лоси», «Муравьи», «Синицы», «Скворцы», «Снегири», «Год в лесу»
А.Клыков «Лисица»
Е.Чарушин «Болтливая сорока», «Удивительный почтальон»
В.Бианки «Лесная газета»
М.Пришвин «Этажи леса», «Рассказы о животных»
К.Воробьёв «У кого поселяются аисты»
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛИЛИ ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АВТОРОВ КУРСКОГО КРАЯ
(СЛАЙД 29)
Е.Носов «Тридцать зёрен», «Белый гусь», «Хитрюга»
Выводы группы литературоведов:
Произведения носят познавательный характер. Рассказы учат быть добрее, милосерднее, помогать нуждающимся. В каждом произведении можно найти какие-то интересные факты о животных. Чем больше мы будем узнавать о животном мире, тем бережнее будем относиться ко всему живому.
Группа художников
(ДВА СЛАЙДА 30,31)
Обработали полученную информацию и выполнили иллюстрации к книге, лучшие мы отобрали для нашей книги.
Редкие животные представляют особый интерес. Каждое животное уникально по-своему, о каждом можно узнать что-то необычное и интересное. Всю эту информацию мы собрали, обработали.
III этап – заключительный
Как результат совместной работы всех групп – книга интересных фактов, которую представляю вашему вниманию.
(СЛАЙДЫ 32,33,34 - страницы КНИГИ)
ВЫВОДЫ
Работа над проектом показала, что тема о животном мире очень важна для детей. Всё в природе взаимосвязано. Чтобы сохранить нашу Землю живой, цветущей, здоровой, надо ответственно и заботливо относиться к природе родного края, любить и беречь природу, для того, чтобы не оказаться однажды на нашей планете в полном одиночестве.
Ребята заинтересовались данной темой и решили эту работу продолжать, узнавать как можно больше интересных фактов не только о животном мире нашего края, но и России.
Рефлексия.
Совместный анализ проведенной деятельности.
Обсуждение результата, действий каждого.