СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация проекта "Близорукость и её причины"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи проекта:

1. Работая с научной литературой, изучить анатомическое строение и физиологию органа зрения, близорукость, как патологию зрительного анализатора.

2. Провести социологический опрос среди обучающихся 9«А», 9«В» и 5«В» классов МБОУ «Прохоровская гимназия » Прохоровского района Белгородской области

3.Провести эксперименты по определению влияния различных факторов на зрение школьников.

4.Создать компьютерную презентацию проекта.                                                                                         5.Разработать комплекс рекомендаций для обучающихся и учителей , помогающих сохранить зрение.

Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта "Близорукость и её причины"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области    «Близорукость и её причины»  Выполнила: обучающаяся 9 «А» класса Сороколетова Алина Руководитель: учитель биологии Давыдова Л.М. Прохоровка, 2019/2020 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области

«Близорукость и её причины»

Выполнила:

обучающаяся 9 «А» класса

Сороколетова Алина

Руководитель:

учитель биологии Давыдова Л.М.

Прохоровка, 2019/2020 учебный год

Цель проекта: выяснить причины и меры профилактики близорукости среди обучающихся МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области. Задачи проекта: 1. Работая с научной литературой, изучить анатомическое строение и физиологию органа зрения, близорукость, как патологию зрительного анализатора. 2. Провести социологический опрос среди обучающихся 9«А», 9«В» и 5«В» классов МБОУ «Прохоровская гимназия » Прохоровского района Белгородской области 3.Провести эксперименты по определению влияния различных факторов на зрение школьников. 4.Создать компьютерную презентацию проекта. 5.Разработать комплекс рекомендаций для обучающихся и учителей , помогающих сохранить зрение.

Цель проекта: выяснить причины и меры профилактики близорукости среди обучающихся МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области.

Задачи проекта:

1. Работая с научной литературой, изучить анатомическое строение и физиологию органа зрения, близорукость, как патологию зрительного анализатора.

2. Провести социологический опрос среди обучающихся 9«А», 9«В» и 5«В» классов МБОУ «Прохоровская гимназия » Прохоровского района Белгородской области

3.Провести эксперименты по определению влияния различных факторов на зрение школьников.

4.Создать компьютерную презентацию проекта. 5.Разработать комплекс рекомендаций для обучающихся и учителей , помогающих сохранить зрение.

При выполнении проектной работы были использованы методы: 1.Работа с литературными источниками. 2.Метод эксперимента. 3.Работа с расчетным, графическим материалом. 4.Использование статистических данных. 5.Анкетирование. 6.Работа с компьютерными программами. Объект исследования – обучающиеся МБОУ «Прохоровская гимназия» 9«А», 9«В» и 5«В» классов. Гипотеза: предположение о том, что можно предотвратить ухудшение зрения у обучающихся нашей гимназии. Актуальность: выбранная тема актуальна как для меня, так и для многих людей по всему миру, страдающих близорукость или находящихся в зоне риска.

При выполнении проектной работы были использованы методы:

1.Работа с литературными источниками. 2.Метод эксперимента. 3.Работа с расчетным, графическим материалом. 4.Использование статистических данных. 5.Анкетирование. 6.Работа с компьютерными программами.

Объект исследования – обучающиеся МБОУ «Прохоровская гимназия» 9«А», 9«В» и 5«В» классов.

Гипотеза: предположение о том, что можно предотвратить ухудшение зрения у обучающихся нашей гимназии.

Актуальность: выбранная тема актуальна как для меня, так и для многих людей по всему миру, страдающих близорукость или находящихся в зоне риска.

Социологический опрос Социологический опрос среди обучающихся 9«А», 9«В» и 5«В» классов МБОУ «Прохоровская гимназия » Прохоровского района Белгородской области. Социологический опрос проводили по следующим вопросам: 1.Страдаешь ли ты близорукостью, если да, то какой степени? 2. Какое зрение у твоих родителей? 3.Сколько времени проводишь за компьютером? 4.В какой период жизни приобрёл близорукость? 5.Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?

Социологический опрос

Социологический опрос среди обучающихся 9«А», 9«В» и 5«В» классов МБОУ «Прохоровская гимназия » Прохоровского района Белгородской области.

Социологический опрос проводили по следующим вопросам:

1.Страдаешь ли ты близорукостью, если да, то какой степени?

2. Какое зрение у твоих родителей?

3.Сколько времени проводишь за компьютером?

4.В какой период жизни приобрёл близорукость?

5.Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?

1.«Страдаешь ли ты близорукостью, если да, то какой степени?» Результаты анкетирования приведены в таблице: Класс 9«А» Всего Нормальное зрение (%; кол.-во обучающихся) 9«В» обучающихся 28 Миопия слабой степени 27 5«В» 71,4% (20) 10,7% Миопия 85,2% (23)   23 Итого 91,3% 17,9% Миопия высокой степени 7,4% (3) средней 78   4,35% (21 ) 7,4% (5) степени 0% (2) 82% (64) 0% 4,35% (1) (2) 7,7% 0% (1) (6) 10,3% (8) 0% (0)

1.«Страдаешь ли ты близорукостью, если да, то какой степени?»

Результаты анкетирования приведены в таблице:

Класс

9«А»

Всего

Нормальное зрение (%; кол.-во обучающихся)

9«В»

обучающихся

28

Миопия слабой степени

27

5«В»

71,4% (20)

10,7%

Миопия

85,2% (23)

 

23

Итого

91,3%

17,9%

Миопия высокой степени

7,4%

(3)

средней

78

 

4,35%

(21 )

7,4%

(5)

степени

0%

(2)

82% (64)

0%

4,35%

(1)

(2)

7,7%

0%

(1)

(6)

10,3%

(8)

0%

(0)

2. На вопрос «Какое зрение у твоих родителей?» 71,4 % близоруких обучающихся ответили утвердительно. Значит, наследственно слабая цилиарная мышца нуждается в укреплении и соблюдение правил гигиены зрения.

2. На вопрос «Какое зрение у твоих родителей?» 71,4 % близоруких обучающихся ответили утвердительно.

Значит, наследственно слабая цилиарная мышца нуждается в укреплении и соблюдение правил гигиены зрения.

3.«Сколько времени проводишь за компьютером?» Для обучающихся 5 класса норма проведения за компьютером составляет 2 часа, для девятиклассников 3 часа . Анкетирование учащихся показало, что из 23 человек 21,7%(5) опрошенных проводят менее 2 часов в день за компьютером, 34,8%(8) 2 часа(норма) и 43,5%(10) больше положенного срока.

3.«Сколько времени проводишь за компьютером?»

Для обучающихся 5 класса норма проведения за компьютером составляет 2 часа, для девятиклассников 3 часа .

Анкетирование учащихся показало, что из 23 человек 21,7%(5) опрошенных проводят менее 2 часов в день за компьютером, 34,8%(8) 2 часа(норма) и 43,5%(10) больше положенного срока.

Из 55 человек данной возрастной группы 18,2%(10) опрошенных проводят менее 3 часов в день за компьютером, 27,3%(15) 3 часа (норма) и 54,5 %(30) больше положенного срока. При работе на близком расстоянии к монитору возникает патологическое напряжение цилиарной мышцы, что является предпосылкой для формирования близорукости.

Из 55 человек данной возрастной группы 18,2%(10) опрошенных проводят менее 3 часов в день за компьютером, 27,3%(15) 3 часа (норма) и 54,5 %(30) больше положенного срока. При работе на близком расстоянии к монитору возникает патологическое напряжение цилиарной мышцы, что является предпосылкой для формирования близорукости.

4.«В какой период жизни приобрёл близорукость?»  Оказалось, что 71,5% (10 человек) детей приобрели близорукость в школьном возрасте, 7,1%(1 человек) врождённая патология, 21,4% (3 человека) приобрели в дошкольном возрасте .

4.«В какой период жизни приобрёл близорукость?»

Оказалось, что 71,5% (10 человек) детей приобрели близорукость в школьном возрасте, 7,1%(1 человек) врождённая патология, 21,4% (3 человека) приобрели в дошкольном возрасте .

5.«Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?» Прогулка способна улучшить кровообращение зрительного анализатора и выработку витамина «Д», который необходим для обмена в цилиарной мышце. Учащиеся после уроков должны совершать прогулку на свежем воздухе 1,5-2 часа. Анкетирование показало, что только 12,8% детей гуляют .

5.«Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?»

Прогулка способна улучшить кровообращение зрительного анализатора и выработку витамина «Д», который необходим для обмена в цилиарной мышце. Учащиеся после уроков должны совершать прогулку на свежем воздухе 1,5-2 часа. Анкетирование показало, что только 12,8% детей гуляют .

Методики изучения причин близорукости у школьников. 1.Исследование рациона питания в школьной столовой. 2. Измерение веса школьного рюкзака. 3.Изучение осанки методом плечевого индекса. 1.Исследование рациона питания в школьной столовой.  Я взяла некоторые продукты, которые дают в школьной столовой, и проанализировала их.  Наши исследования показали, что меню соответствует нормам питания. Но для нормального функционирования органов зрения стоит внести в рацион продукты, содержащие клетчатку, витамины A, Е и С, белки. Такие, как шиповник, шпинат, черника, куриные яйца, говядина.

Методики изучения причин близорукости у школьников.

1.Исследование рациона питания в школьной столовой.

2. Измерение веса школьного рюкзака.

3.Изучение осанки методом плечевого индекса.

1.Исследование рациона питания в школьной столовой.

Я взяла некоторые продукты, которые дают в школьной столовой, и проанализировала их.

Наши исследования показали, что меню соответствует нормам питания. Но для нормального функционирования органов зрения стоит внести в рацион продукты, содержащие клетчатку, витамины A, Е и С, белки.

Такие, как шиповник, шпинат, черника, куриные яйца, говядина.

2. Измерение веса школьного рюкзака. Тяжёлый рюкзак увеличивает нагрузку на позвоночник, мышцы туловища и шеи. Они напрягаются и сужают просвет сосудов, идущих к органам зрения. В эксперименте участвовали учащиеся 9«А»,9«В»(40 человек из данной возрастной группы) 5«В» ( 23 человека).

2. Измерение веса школьного рюкзака.

Тяжёлый рюкзак увеличивает нагрузку на позвоночник, мышцы туловища и шеи. Они напрягаются и сужают просвет сосудов, идущих к органам зрения.

В эксперименте участвовали учащиеся 9«А»,9«В»(40 человек из данной возрастной группы) 5«В» ( 23 человека).

 Взвешивание показало, что у обучающихся 5«В» класса рюкзак тяжелее нормы, среди детей 5 классов: весит 3-5кг у 43,5% детей ( 10 человек) и у 34,8% (8 человек) 2,5 кг – норма, менее 2,5 кг у 21,7% (5 человек).

Взвешивание показало, что у обучающихся 5«В» класса рюкзак тяжелее нормы, среди детей 5 классов: весит 3-5кг у 43,5% детей ( 10 человек) и у 34,8% (8 человек) 2,5 кг – норма, менее 2,5 кг у 21,7% (5 человек).

 Рюкзак тяжелее нормы, среди детей 9-х классов: весит 5-6 кг у 37,5% детей ( 15 человек) и у 25% (10 человек) 4 кг – норма, менее 4 кг у 37,5% (15 человек).

Рюкзак тяжелее нормы, среди детей 9-х классов: весит 5-6 кг у 37,5% детей ( 15 человек) и у 25% (10 человек) 4 кг – норма, менее 4 кг у 37,5% (15 человек).

3.Изучение осанки методом плечевого индекса. Осанка влияет на состояние зрительного анализатора, вызывает миопию, так как мышцы шеи и спины находятся в напряженном состоянии, сосуды спазмируются, что ухудшает обмен веществ. Детей обследовали с помощью метода плечевого индекса. Обнаружили, что большинство детей имеют измененную осанку.

3.Изучение осанки методом плечевого индекса.

Осанка влияет на состояние зрительного анализатора, вызывает миопию, так как мышцы шеи и спины находятся в напряженном состоянии, сосуды спазмируются, что ухудшает обмен веществ. Детей обследовали с помощью метода плечевого индекса. Обнаружили, что большинство детей имеют измененную осанку.

Среди детей, имеющих неправильную осанку, оказались и близорукие. Среди них наблюдалась такая статистика: Из обследованных 14 человек, страдающих миопией, плечевой индекс (100%-90%) имеют 3 человека 21,4% , (89%-80%) 9 человек 64,3% , (79%-70%) 2 человека 14,3% .

Среди детей, имеющих неправильную осанку, оказались и близорукие. Среди них наблюдалась такая статистика:

Из обследованных 14 человек, страдающих миопией, плечевой индекс (100%-90%) имеют 3 человека 21,4% , (89%-80%) 9 человек 64,3% , (79%-70%) 2 человека 14,3% .

Выводы :

1. Глаз - важнейший из органов чувств, обеспечивающий человеку до 90% информации.

2.Это сложная фотооптическая физиологическая система, способная воспринимать воздействие окружающей среды в виде лучистой энергии.

5.Патология оптической системы глаза приводит к ухудшению рефракции, обеспечивающей фокусировку изображения на сетчатке. При этом возникают астигматизм, дальнозоркость и близорукость.

6. Близорукость увеличивает переднезадние размеры глазного яблока и удаляет сетчатку, изображение формируется перед ней.

7.Симтомы близорукости: летающие «мушки», ломота в глазах, боли в глазницах, головные боли и плохое видение удаленных предметов.

8. Мы изучили динамику роста близорукости в МБОУ «Прохоровская гимназия».

9. Для выяснения причин роста были использованы различные методики.

10. Результаты исследования показали, что рост заболеваемости в школе зависит от наследственности, гиподинамии, несбалансированного питания, неправильного зрительного стереотипа(посадка, освещение, чтение лежа),чрезмерных зрительных нагрузок (компьютер, телевизор).

11. Рост близорукости можно остановить. Главными

Средствами профилактики является соблюдение

гигиенических норм.

Рекомендации Для сохранения зрения обучающимся нашей гимназии необходимы: • Питание богатое витаминами, белками и минеральными веществами. • Устранение гиподинамии. • Профилактика искривления позвоночника. • Выполнение упражнений для глаз и шеи, туловища. • Режим работы на компьютере. • Соблюдение гигиенических требований при чтении (не читать лежа и в движущемся транспорте). • Рациональная мебель, соответствующая росту учащихся. Результаты исследований показали: 1. Избавиться от настоящей миопии нельзя. 2. Возможно, снять спазм аккомодации с помощью соблюдения гигиены зрения. 3. Снизить риск заболеваемости миопией, создав условия для нормальной работы органов зрения. Практическое значение: Проведена работа среди учащихся, учителей и родителей по профилактике миопии: проводится гимнастика для глаз, даны  соответствующие рекомендации. Заключение: итак, я пришла к выводу, что моя гипотеза нашла свое подтверждение. От близорукости избавиться нельзя, но мы можем предупредить прогрессирование этого заболевания у обучающихся нашей гимназии.

Рекомендации

Для сохранения зрения обучающимся нашей гимназии необходимы:

• Питание богатое витаминами, белками и минеральными веществами.

• Устранение гиподинамии.

• Профилактика искривления позвоночника.

• Выполнение упражнений для глаз и шеи, туловища.

• Режим работы на компьютере.

• Соблюдение гигиенических требований при чтении (не читать лежа и в движущемся транспорте).

• Рациональная мебель, соответствующая росту учащихся.

Результаты исследований показали:

1. Избавиться от настоящей миопии нельзя.

2. Возможно, снять спазм аккомодации с помощью соблюдения гигиены зрения.

3. Снизить риск заболеваемости миопией, создав условия для нормальной работы органов зрения.

Практическое значение: Проведена работа среди

учащихся, учителей и родителей по профилактике

миопии: проводится гимнастика для глаз, даны

соответствующие рекомендации.

Заключение: итак, я пришла к выводу, что моя гипотеза

нашла свое подтверждение. От близорукости избавиться

нельзя, но мы можем предупредить прогрессирование этого

заболевания у обучающихся нашей гимназии.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!