Проект «Люблю берёзку русскую» старшая группа
Авторы :
Курабаева М.Н.
Нестерова Н.А.
Актуальность: Из древних летописей о жизни славян известно, что славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, которая защищала все живое от
проявления злых сил. Деревом защитницы считается ива и береза, в русском фольклоре можно встретить образ березы как отождествление богини помощницы и защитницы, через березу люди обращались к ней. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать". Восстановление исторической правды, восстановление связи поколений, знакомство детей с традициями русского народа и их сохранение – необходимо для воссоздания семейных ценностей, любви к Родине и целостности государства.
Проблема:
1.Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Недостаточное соблюдение правил экологически грамотного поведения.
3. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.
Тип проекта: Познавательно- исследовательский, творческий
Возраст детей : старшая группа.
Продолжительность: сентябрь-октябрь
Участники проекта : воспитатели, дети , родители.
Цель. Формировать представления детей о самом почитаемом дереве в России о березе. Задачи.
- Формирование представления у детей о жизни берёзы, как живого существа.
- Развитие у детей познавательного интереса, желания наблюдать, исследовать, получать новые знания.
- Развитие речи детей в процессе работы проекта.
- Формирование основ экологической грамотности у детей, через воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
- Формирование эстетического представления о берёзе, через художественное слово, картины, песни, хороводы.
- Создание условий для творческого развития детей.
- Формирование у детей стремления к здоровому образу жизни с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.
- Воспитание любви к природе родного края, Родине через ознакомление с березой.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап
1. Знакомство детей с целями и задачами проекта.
2. Выявление знаний о берёзке – символе русской природы.
3. Подбор литературных и музыкальных произведений о берёзке.
4. Разработка НОД
5. Викторина «Люблю берёзку русскую»
6. Подготовка спектакля по русской народной сказке «Как коза избу построила»
Основной этап
- Создание мини музея в группе «Русская берёзка»: картины, фотографии, книги, изделия из бересты.
- Проведение НОД.
- Беседа о лечебных свойствах берёзы.
- Рассматривание репродукции картин И.Шишкина, И. Куинджи
- Заучивание стихов о березе
- Слушание музыки Е.М. Дрейзин «Березка» - вальс
- Разучивание песни «Березка» - Музыка Т. Попатенко, слова Ж. Агаджановой
- Подвижные игры: «Где был Иванушка» , «Челнок», «Золотые ворота».
- Разучивание хоровода «Во поле береза стояла» , «Березка».
Заключительный
- Постановка спектакля «Как коза избу построила»
- «Вечёрки в теремочке» - игры, викторина.
- Экскурсия в музей бересты.
Образовательные
области
НОД
физическое развитие
Пальчиковые игры: « Бдерёзка"»,«Врозь мы тужим».
социально-коммуникативное
Хоровод: «Во поле берёзка стояла», «Плетень», «Ручеёк», Русская народная хороводная игра «Березка».
Социальный мир. «Русская берёза» - символ Родины моей».
художественно-эстетическое
Рассматривание материала о берёзе , принесённых детьми.
худ литература
познание
Знакомство с изображением берёз на картинах русских художников : И.Левитан, И.Шишкин, И. Грабарь.
Вечер народной игры «Вечёрки в теремочке». Цель. Знакомить с народной игрой, в какое время года, в какие праздники играли в эти игры на Руси. Расширять представление о народных традициях. «Дударь», «Плетень», «Перетяни палку», «Растяпа», «Арина», «Колечко», «Коза пришла» , «Золотые ворота», «Клубочек». «Суп варить», «Беги к дереву», «От какого дерева листок?»
Рисование: «Берёза осенью»
Природный мир. «Необыкновенная «одежда» березы». Беседа о лечебных свойствах берёзы
развитие речи
Представление своих работ «Книжки про берёзу»
Пластилинография: «Золотое платье у берёз».
Артикуляционная гимнастика: « Берёзка». Д\упр. «Объясни словечко» , д\игра«Листочки»
Заучивание наизусть «Люблю берёзку русскую» А.Прокофьев.
Коллективное конструирование: «Банька».
Аппликация «Золотое платье берёзки».
Х\л « Люблю берёзку русскую» А.Прокофьев. Р.н.с «Как коза избу построила»
Знакомство с русским фольклором «Пословицы», прибаутки, загадки, стихи о берёзе, песни.
Оркестр исполнение «Во поле берёзонька стояла».
Знакомство с вальсом «Берёзка» Е.Дрейзин., с хореографическим ансамблем «Берёзка»
Театральная деятельность. Спектакль «Как коза избу построила»
Экскурсия в картинную галерею, рассматривание картины «Золотая осень». И. Левитан.
Чтение детям удмуртской сказки «Берёзка красавица», Е. Пермяк «Берёзовая роща»
Что мы знаем о берёзе?
Что хотим узнать о берёзе?
Миша. У берёзы изумрудные листья. Что у неё белый ствол. У берёзы много веток. Она слишком высокая. Берёзовый сок.
Где можно узнать про берёзу?
Вика Ю. Как она растёт?
Яромир. Нужно срубать старую берёзу, чтобы не повредить молодые деревья.
Вика Т . Снег смешали с изумрудом.
Аня. Как у неё листья желтеют?
Аня. В энциклопедии.
Андрей . На берёзе есть чёрные пятнышки. У неё есть палки, на которых есть листики.
Вика А. А как серёжки
Вика Ю. В школе.
Милана . На берёзе могут жить белки.
вырастают?
Миша . В садике.
Аня . У неё зелёные листья. У неё есть серёжки.
Миша. Почему она такая высокая? Откуда берётся берёзовый сок? Я хочу узнать, как она появилась? Хочу узнать, как её срубают?
Яромир. В книге.
Андрей. Откуда появляются чёрные пятнышки?
Кристина. У воспитателя, у бабушки.
Лёша . На берёзе не растут яблоки.
Яромир . Как берёза кушает и пьёт?
Вика Ю . Берёза белая, у неё есть серёжки, это семечки.
Андрей. На работе, в библиотеке.
Аня . Как она стареет?
Ярослав О . Я пил берёзовый сок.
У сестры, у мамы, папы, у дедушки или бабушки.
Влад . Высокая, почти до неба.
Создание мини музея в группе «Русская берёзка»: картины, фотографии, книги, изделия из бересты.
Представление книжек про берёзу.
Рассказы детей о пользе берёзы в жизни человека и её использовании.
Экскурсия в картинную галерею
Знакомство с танцевальным ансамблем «Берёзка»
Пластилинография «Берёзовая роща»
Рисование отпечатком берёзового листа «Золотое платье у берёзки»
Настольная игра
«Собери картинку»
Экспериментальная деятельность : «Дерево не тонет»
Чтение стихов березке
Что узнали дети о берёзе.
Вика А . – У берёзы есть берёзовый сок, полезный.
Яромир. - На берёзе есть чечевички, чтобы дышать, это чёрные полоски на берёзке.
Вика Т .- Из березы делают таблетки.
Кристина .- Листья , почки - заваривают чай.
Влад. – дегтярное мыло получают из бересты, на бересте можно рисовать , писать письма.
Матвей М .- Из берёзы делают мебель. Кора берёзе нужна для защиты от вредных насекомых.
Миша . – Высота берёзы 100 метров.
Дети имеют представление о самом почитаемом дереве в России – берёзе. Получили представления о значении березы в жизни человека.
Проявляют любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Эмоционально откликаются на средства музыкально-художественной деятельности, читают стихи, отгадывают загадки, говорят пословицы. Дети с гордостью представляли свои книжки о берёзе, рассказывали о содержании своей книги.
Результат