ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Автомобильно-технический колледж» филиал п. Ярославский
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ:
«ЭСТЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ДРЕВНЕЙ СПАРТЕ»
СОДЕРЖАНИЕ:
- Актуальность работы .
- Задачи работы.
- Методы исследования .
- Гипотеза.
- Понятие эстетических норм.
- Критерии эстетических норм в Древней Спарте.
- Особенности норм в культуре, образе жизни, воспитании.
- Вывод.
- Использованная литература.
АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ:
- Выяснить влияние эстетических норм на формирование и развитие гражданской позиции членов общества
ЗАДАЧИ РАБОТЫ:
- Выяснение причин особенностей эстетических норм в древней Спарте как военного полиса
- Описание значения критериев норм для развития общества Древней Спарты
Методы исследования : изучение учебной и научно-популярной литературы, интернет источников по данной теме
Объект исследования : эстетические нормы в Древней Спарте
Результат :
Создание презентации по теме
Цель работы : изучить материал об эстетических нормах в Древней Спарте, выделить критерии и принципы, особенности эстетических категорий
Гипотеза:
Эстетические нормы в военном полисе играют важную роль и имеют ряд особенностей
Очень важным проводником эстетических норм оказывается внешний вид и имидж.
Эстетические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному и безобразному. Чаще всего эстетические нормы не содержат определенных, конкретных моделей поведения в той или иной ситуации. Кроме того они очень субъективны. Тем не менее, существует определенный идеал красоты, составляющий основу социальной нормы.
Казалось бы, ну какие нормы эстетики могут быть в военном полисе? Одно и здесь присутствуют такие эстетические категории, как прекрасное, гармония, мера.
До 600 до н.э. спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки скульптур, изящная керамика, фигурки из слоновой кости, бронзы, свинца и терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры
Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная перемена. Искусство и поэзия исчезают.
В одежде и жилищах соблюдалась также величайшая простота. Только перед битвой спартанцы наряжались как на праздник : они надевали тогда багряные плащи, украшали венками свои длинные волосы и шли с песнями под звуки флейт.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ СПАРТЫ
ЭСТЕТИКА В СТРОЕНИЯХ
ЭСТЕТИКА ТЕЛА
Эстетический идеал красоты:
Древние спартанцы придавали наготе огромное значение, они считали ее одним из своих отличий от варваров, в частности то, что на спортивных играх атлеты выступали обнаженными. Подобное внимание к нагому человеческому телу можно понять только в свете греческой философии.
В Спарте действительно не в почёте был умственный труд, но это вовсе не означат, что Спарта не подарила истории ни одного поэта или писателя. Среди наиболее известных из них Алкман и Терпандр. Впрочем, даже они отличались хорошей физической подготовкой. А спартанский жрец-прорицатель Тисамен Элейский и вовсе больше славился тем, что был непревзойденным атлетом . Стереотип же о культурном невежестве спартанцев родился, вероятно, потому, что и Алкман и Терпандр не были уроженцами этого города.
Алкман и Терпандр
НОРМЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Спартанский брак в большинстве случаев являлся парным, но иногда имел черты группового. Заключение и расторжение брака не представляло трудностей. Можно было иметь две жены.
Быть холостяком в Спарте считалось позором.
Спартанцы женились в 30 лет.
Семью навещали лишь изредка.
В собственном доме разрешалось жить только старикам .
Юные спартанки не сидели взаперти в ожидании замужества. Подобно мальчишкам, они разбивались на отряды и проходили спортивную подготовку, упражняясь в беге, борьбе, метании копья и диска . На праздники юноши и девушки устраивали торжественные шествия, сопровождавшиеся гимнастическими упражнениями, песнями и плясками.
Одна ионянка хвасталась перед спартанкой своим великолепным нарядом, но та, показав на своих четверых хорошо воспитанных сыновей, сказала: "Вот что отличает хорошую и благородную женщину, только это возвышает и лишь этим следует гордиться".
С самого рождения младенцы осматривались и, если имелся какой-либо физический недостаток, младенца убивали (бросали в пропасть).
Спартиатам нужны были физически крепкие члены их малочисленного класса-сословия, поэтому в живых оставляли только тех новорожденных, которых признавали вполне здоровыми и крепкими .
ЛАКОНИЧНАЯ РЕЧЬ
Сдержанность распространялась не только на быт, еду и одежду, но и на речь спартанцев. В разговоре они были весьма немногословными, ограничиваясь исключительно сжатыми и конкретными ответами. Такая манера общения получила название «лаконичность» от имени местности, в которой была расположена Спарта.
Однажды спартанка, вручая сыну щит, внушала ему: "Или с ним, сын мой, или на нем».
Ксеркс, царь Персии прислал к Фермопилам гонца с двумя словами: «Сложи оружие». Леонид ответил тоже двумя словами: «Приди, возьми».
ВЫВОД:
Спарта была одним из основных претендентов на первенство и главенство в древнегреческой картине мира. Некоторые вехи спартанской истории воспеты в произведениях великого Гомера. Особое место среди них занимает выдающаяся «Илиада».
А ныне от этого славного полиса ныне остались лишь развалины некоторых ее сооружений и неувядаемая слава. До современников дошли легенды о героизме ее воинов , и небольшой городок с одноименным наименованием на юге полуострова Пелопоннес.
- Таким образом , влияние эстетических норм на формирование и развитие гражданской позиции членов спартанского общества очень велико
- Превалирование военной сферы нанесло урон развитию культуры спартанского общества
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лурье С.Я. «История Греции». М., 2003.
2. Печатнова Л.Г. «Формирование спартанского государства». СПб., 2006.
3. Латышев В.В. «Очерк греческих древностей. Государственные и военные древности». М., 2007.
4. Берве Г. «Тираны Греции». М., Наука-пресс, 2005.
5. Пвневич К.В. «История Древней Греции». СПб., 2001.
6. Васильевский В.Г. «Политическая реформа и социальное движение в древней Греции в период её упадка». М., 1987.
7. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. – М., 2008
8. www.centant.pu.ru
9. http://vivareit.ru
10. http://vivareit.ru