ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Снигирева Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Сухановская СОШ», Артинский ГО
Коррекционную работу осуществляют:
Социальный педагог
(способствует
социализации ребенка,
оказывает возможную
помощь в семье и т.д.)
Классный руководитель , проводит начальную диагностику, организует индивидуальную работу по адаптации в кассе, наблюдает изменения
Медицинский работник
(организует углубленный
осмотр ребенка,
консультации узких
специалистов и т.д.)
Психолог (осуществляет
психологическое
сопровождение
коррекционной работы
с ребенком, родителями,
учителями).
ПРОЯВЛЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
- демонстрация,
- агрессия,
- вызов,
- отклонение от учебы;
- уходы из дома
- бродяжничество,
- пьянство и алкоголизм;
- ранняя наркотизация;
- антиобщественные действия сексуального характера;
- попытки суицида.
- оскорбления,
- побои,
- поджоги,
- садистские действия,
- мелкие кражи,
- вымогательство,
- распространение и продажа наркотиков
Формирование ЗОЖ
Кружки нравственно-эстетического, интеллектуального направлений
Кружки, объединения уч-ся правового направления
Общешкольные праздники и мероприятия
«Карамельки»;
«Умелые руки»;
«Разноцветная палитра»;
«Волейбол»;
«Шахматы»;
«Гитара»
Отряд «ЮИД»
«военно-патриотический»
Дом Культуры
Каникулы
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (С.А. БЕЛИЧЕВА)
принцип партнёрства
принцип коллективной терапии
принцип ситуации
успеха
организация в коллективной деятельности детей, родителей и педагогов
-организация процесса социализации средствами коллектива, индивидуальной и коллективной поддержки
организация условий личных достижений младшего школьника, закрепление достижений в рамках коллективной деятельности
Организация социальной среды
формы профилактической работы
Информирование
Активное социальное обучение важным навыкам
Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению
Привитие навыков здорового образа жизни ;
Активизация личностных ресурсов
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сказкотерапия
Арттерапия
Психогимнастика
Игровые методы включают подвижные, сюжетно-ролевые игры
Моделирование и анализ проблемных ситуаций
Этические беседы
Работа с детьми
Направления индивидуальной работы
Выявление лиц и условий, положительно влияющих на ребенка и вовлечение их в профилактическую работу
Выявление лиц и условий, отрицательно влияющих на детей и нейтрализация их негативного воздействия.
Группы учащихся с особыми формами девиантного поведения
Требовательные дети
Властные дети
Мстительные дети
ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ
Цель: привлечь к себе внимание, быть всегда на виду, проявить превосходство над другими, закрепить высокий собственный статус.
Пути достижения целей у них разнообразны: манерность, клоунада, показная лень, нарочитая небрежность, неуместные выкрики, иногда хулиганские поступки.
Внимание требовательному ребенку лучше уделять тогда, когда он чем-нибудь занят. Педагог должен похвалить его работу, обратить внимание других детей, как хорошо выполняется задание.
Таким детям следует дать свободу, право самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
ВЛАСТНЫЕ ДЕТИ
Они настойчивые, требовательные, желающие верховодить, управлять другими, быть постоянно в центре внимания. Такой ребенок работает мало или не работает совсем. Может обманывать, лгать, лицемерить, пока не добьется своего.
В работе с такими детьми педагог должен занять дипломатичную позицию: не уступать и не бороться.
Постоянно использовать технологию сотрудничества, воспитывать ответственность за свои действия.
МСТИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ
Таких детей нужно поддерживать, ободрять при ошибках, неудачах, постоянно выражать уверенность в том, что любая работа им посильна и может быть успешно выполнена, хвалить, когда есть попытка сделать что-то самостоятельно.
Детям данной группы кажется, что их постоянно обижают, к ним несправедливы, не так относятся, что все против них.
Необходимо чаще практиковать групповые поощрения, чтобы усилить их действие на ребенка
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
необходимо формировать понимание моральных идеалов, принципов и норм поведения.
В интеллектуальной сфере
В мотивационной сфере
целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам.
необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов.
В эмоциональной сфере
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
необходимо формировать нравственно–волевые устремления поступков.
В волевой сфере
В сфере саморегуляции
необходимо формировать нравственную правомерность выбора.
необходимо развивать способность совершать нравственные поступки.
В предметно–практической сфере
… Дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг...
А. Фурутана , « Отцы, матери, дети »