Просмотр содержимого документа
«Презентация "Программно-методическое обеспечение реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"»
Программно-методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Каретникова Светлана Михайловна, заместитель директора МКОУ «Школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья», председатель ТПМПК, учитель-логопед
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
- Представляет требования к общему образованию разных групп детей с ОВЗ;
- Регулирует отношения в сфере образования обучающихся с ОВЗ при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) .
Стандарт включает требования к:
- Структуре и объему АООП НОО
- Условиям реализации АООП НОО (кадровые, финансовые, материально-технические и др.)
- Результатам освоения АООП НОО
Стандарт учитывает :
- Возрастные;
- Типологические;
- Индивидуальные особенности ;
- Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Стандарт обеспечивает:
- Равные возможности получения качественного образования вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
- Максимальное расширение доступа к общему образованию, которое соответствует возможностям и особым образовательным потребностям детей;
- Обеспечивает преемственность основных образовательных программ общего образования;
- Обеспечивает вариативность содержания АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся с ОВЗ.
4 варианта образовательных программ
Вариант
Вариант 1
образовательной программы
Академический компонент
Полностью сопоставима
Вариант 2
Сроки обучения
Сопостовимость
Особые обязательные условия
Полностью сопоставима
с ФГОС
Нормативные
Вариант 3
Частично сопоставима
Возможность перехода на другой вариант программы
Пролонгированные
Вариант 4
- коррекционная работа;
-специальные условии;
- коррекционная работа;
Не сопоставима
Пролонгированные
Предусмотрена
-специальные условии;
Пролонгированные
- коррекционная работа;
Предусмотрена
-специализированная
- коррекционная работа;
-специальные условии;
-специализированная
помощь
Предусмотрена
-специальные условии;
помощь;
Предусмотрена
-специализированная
помощь;
- создание
-специализированная
- создание
АОП и ИУП.
помощь;
АОП и ИУП.
- создание
АОП и ИУП.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ОБУЧЕНИЯ
- Сквозными для всех вариантов стандарта являются содержательные линии обучения, раскрывающие «академический» компонент и компонент «жизненной» компетенции
- Второй и третий варианты АООП отличаются от первого тем, что сфера жизненной компетенции предусмотрена в содержании каждой области образования как обязательная составляющая
- В четвертом варианте содержанием СИОП являются жизненные компетенции, программа реализуется на основе индивидуального учебного плана для каждого обучающегося .
Содержание АООП
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП обучающимися с ОВЗ;
- учебный план;
- программы отдельных учебных предметов;
- программу коррекционной работы;
- программу духовно-нравственного развития;
- программу формирования универсальных учебных действий обучающихся;
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу внеурочной деятельности;
- систему условий реализации АООП.
Адаптированная основная образовательная программа начального и основного общего образования
Разрабатывается в образовательном учреждении на основе ФГОС . В нее должны быть включены все специфические особенности обучения детей с ОВЗ:
- увеличение сроков обучения;
- программу коррекционной работы;
- специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы;
- особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др.
( Письмо Минобрнауки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255
«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
Учебный план
- АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация.
- Учебные планы устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения.
- Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО.
- Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов.
Коррекционная часть программы
прописывает создание специальных условий и методов обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.
Специальные условия
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
Специальные условия (продолжение )
- предоставление услуг тьютора;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- другие условия без которых не возможно осуществление обучения по АООП
направления коррекционно-развивающей работы специалистов.
- Программа коррекционной работы реализуется для вариантов 2, 3, 4 и во внеурочной деятельности , содержание которой определяется консилиумом образовательной организации, оно может быть расширено за счет указания на необходимость коррекции отмеченных специалистами ПМПК
- для варианта 1 является обязательным психолого-педагогическое сопровождение
- Часы для коррекционной работы берутся из часов для внеурочной деятельности
Программа коррекционной работы в образовательном учреждении
Направлена
- на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы и должна обеспечить:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ
ООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении.
Форма обучения (очное, очно-заочное, заочное)
- определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств.
- в случае ТМНР, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть рекомендована иная форма обучения. Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия.
- ПМПК определяет вариант АООП, по которой будет реализовываться образование.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
(Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г.
№ 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»)
- В качестве отправной точки решения проблемы аттестации за период обучения в начальных классах можно обратиться к описанию требований к результатам обучения, описанным в каждом варианте АООП для каждой группы обучающихся с ОВЗ.
- Оценке подлежат не только традиционные предметные результаты обучения, но также метапредметные и личностные. Оценка качества этих результатов обучения может проходить, например, в форме портфолио пр.
- Сама процедура аттестации описывается отдельным локальным актом образовательной организации и разрабатывается каждой организацией самостоятельно с учетом конкретных условий (п.10 ч.3 ст.28, ч.1 ст.58 ФЗ 3273-ФЗ). Законодательство в образовании не определяет закрытый перечень возможных форм проведения такой аттестации, поэтому она может или сводиться и к выставлению по итогам учебного года средней отметки, исходя из отметок по частям образовательной программы за четверть (триместр), или рассматриваться как отдельный элемент оценивания учебных достижений учащихся, не связанный с текущей успеваемостью (зачет, реферат, доклад, экзамен и пр.), или объединять в себе оба подхода с выставлением и «среднечетвертной» отметки, и отметки на промежуточной аттестации, например на зачете.
Уровни сложности образовательной программы
- Первый вариант - свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы
- Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО), ПМПК обозначает лишь основные его направления
Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ
- Организовано по ООП при необходимости - в соответствии с ИУП.
- Обучение по ИУП в пределах осваиваемых ООП осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами ОО.
- При прохождении обучения в соответствии с ИУП его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
- АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.
- Дифференцированные требования к вариантам АООП НОО приведены в Приложениях № 1 - № 8
- Комплекты рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам для первого класса всех категорий обучающихся с ОВЗ http://fgosreestr.ru/