СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Программно-методическое обеспечение реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все основные положения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о должны быть отражены в АООП ОО. Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация.Все основные положения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о должны быть отражены в АООП ОО. Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Программно-методическое обеспечение реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"»

Программно-методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   Каретникова Светлана Михайловна, заместитель директора МКОУ «Школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья», председатель ТПМПК, учитель-логопед

Программно-методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Каретникова Светлана Михайловна, заместитель директора МКОУ «Школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья», председатель ТПМПК, учитель-логопед

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Представляет требования к общему образованию разных групп детей с ОВЗ; Регулирует отношения в сфере образования обучающихся с ОВЗ при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) .

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

  • Представляет требования к общему образованию разных групп детей с ОВЗ;
  • Регулирует отношения в сфере образования обучающихся с ОВЗ при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) .
Стандарт включает требования к: Структуре и объему АООП НОО Условиям реализации АООП НОО (кадровые, финансовые, материально-технические и др.) Результатам освоения АООП НОО

Стандарт включает требования к:

  • Структуре и объему АООП НОО
  • Условиям реализации АООП НОО (кадровые, финансовые, материально-технические и др.)
  • Результатам освоения АООП НОО
Стандарт учитывает : Возрастные; Типологические; Индивидуальные особенности ; Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Стандарт учитывает :

  • Возрастные;
  • Типологические;
  • Индивидуальные особенности ;
  • Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Стандарт обеспечивает: Равные возможности получения качественного образования вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и степени выражения ограничений здоровья,  психофизиологических и других особенностей;

Стандарт обеспечивает:

  • Равные возможности получения качественного образования вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;

Максимальное расширение доступа к общему образованию, которое соответствует возможностям и особым образовательным потребностям детей; Обеспечивает преемственность основных образовательных программ общего образования; Обеспечивает вариативность содержания АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся с ОВЗ.
  • Максимальное расширение доступа к общему образованию, которое соответствует возможностям и особым образовательным потребностям детей;
  • Обеспечивает преемственность основных образовательных программ общего образования;
  • Обеспечивает вариативность содержания АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся с ОВЗ.
4 варианта образовательных программ Вариант Вариант 1 образовательной программы Академический компонент Полностью сопоставима Вариант 2 Сроки обучения Сопостовимость Особые обязательные условия Полностью сопоставима с ФГОС Нормативные Вариант 3 Частично сопоставима Возможность перехода на другой вариант программы Пролонгированные Вариант 4 - коррекционная работа; -специальные условии; - коррекционная работа; Не сопоставима Пролонгированные Предусмотрена -специальные условии; Пролонгированные - коррекционная работа; Предусмотрена -специализированная - коррекционная работа; -специальные условии; -специализированная помощь Предусмотрена -специальные условии; помощь; Предусмотрена -специализированная помощь; - создание -специализированная - создание АОП и ИУП. помощь; АОП и ИУП. - создание АОП и ИУП.

4 варианта образовательных программ

Вариант

Вариант 1

образовательной программы

Академический компонент

Полностью сопоставима

Вариант 2

Сроки обучения

Сопостовимость

Особые обязательные условия

Полностью сопоставима

с ФГОС

Нормативные

Вариант 3

Частично сопоставима

Возможность перехода на другой вариант программы

Пролонгированные

Вариант 4

- коррекционная работа;

-специальные условии;

- коррекционная работа;

Не сопоставима

Пролонгированные

Предусмотрена

-специальные условии;

Пролонгированные

- коррекционная работа;

Предусмотрена

-специализированная

- коррекционная работа;

-специальные условии;

-специализированная

помощь

Предусмотрена

-специальные условии;

помощь;

Предусмотрена

-специализированная

помощь;

- создание

-специализированная

- создание

АОП и ИУП.

помощь;

АОП и ИУП.

- создание

АОП и ИУП.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ОБУЧЕНИЯ Сквозными для всех вариантов стандарта являются содержательные линии обучения, раскрывающие «академический» компонент и компонент «жизненной» компетенции Второй и третий варианты АООП отличаются от первого тем, что сфера жизненной компетенции предусмотрена в содержании каждой области образования как обязательная составляющая В четвертом варианте содержанием СИОП являются жизненные компетенции, программа реализуется на основе индивидуального учебного плана для каждого обучающегося .  

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ОБУЧЕНИЯ

  • Сквозными для всех вариантов стандарта являются содержательные линии обучения, раскрывающие «академический» компонент и компонент «жизненной» компетенции
  • Второй и третий варианты АООП отличаются от первого тем, что сфера жизненной компетенции предусмотрена в содержании каждой области образования как обязательная составляющая
  • В четвертом варианте содержанием СИОП являются жизненные компетенции, программа реализуется на основе индивидуального учебного плана для каждого обучающегося .

 

Содержание АООП пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП обучающимися с ОВЗ; учебный план; программы отдельных учебных предметов; программу коррекционной работы; программу духовно-нравственного развития; программу формирования универсальных учебных действий обучающихся; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу внеурочной деятельности; систему условий реализации АООП.

Содержание АООП

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП обучающимися с ОВЗ;
  • учебный план;
  • программы отдельных учебных предметов;
  • программу коррекционной работы;
  • программу духовно-нравственного развития;
  • программу формирования универсальных учебных действий обучающихся;
  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • программу внеурочной деятельности;
  • систему условий реализации АООП.
Адаптированная основная образовательная программа начального и основного общего образования  Разрабатывается в образовательном учреждении на основе ФГОС . В нее должны быть включены все специфические особенности обучения детей с ОВЗ: увеличение сроков обучения; программу коррекционной работы; специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы; особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др. ( Письмо Минобрнауки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)

Адаптированная основная образовательная программа начального и основного общего образования

Разрабатывается в образовательном учреждении на основе ФГОС . В нее должны быть включены все специфические особенности обучения детей с ОВЗ:

  • увеличение сроков обучения;
  • программу коррекционной работы;
  • специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы;
  • особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы и др.

( Письмо Минобрнауки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255

«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)

Учебный план АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация. Учебные планы устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения. Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО. Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов.

Учебный план

  • АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация.
  • Учебные планы устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение по классам (годам) обучения.
  • Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО.
  • Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов.
Коррекционная часть программы  прописывает создание специальных условий и методов обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.

Коррекционная часть программы

прописывает создание специальных условий и методов обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса.

Специальные условия  использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;  специальных  технических  средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;

Специальные условия

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
Специальные условия   (продолжение ) предоставление услуг тьютора; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;  обеспечение  доступа в  здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;  другие условия без которых не возможно осуществление обучения по АООП

Специальные условия (продолжение )

  • предоставление услуг тьютора;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • другие условия без которых не возможно осуществление обучения по АООП
направления коррекционно-развивающей работы специалистов.   Программа коррекционной работы реализуется для вариантов 2, 3, 4 и во внеурочной деятельности , содержание которой определяется консилиумом образовательной организации, оно может быть расширено за счет указания на необходимость коррекции отмеченных специалистами ПМПК для варианта 1 является обязательным психолого-педагогическое сопровождение Часы для коррекционной работы берутся из часов для внеурочной деятельности

направления коррекционно-развивающей работы специалистов.

  • Программа коррекционной работы реализуется для вариантов 2, 3, 4 и во внеурочной деятельности , содержание которой определяется консилиумом образовательной организации, оно может быть расширено за счет указания на необходимость коррекции отмеченных специалистами ПМПК
  • для варианта 1 является обязательным психолого-педагогическое сопровождение
  • Часы для коррекционной работы берутся из часов для внеурочной деятельности
Программа коррекционной работы в образовательном учреждении  Направлена   на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы и должна обеспечить: выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

Программа коррекционной работы в образовательном учреждении

Направлена

  • на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы и должна обеспечить:
  • выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ОВЗ  ООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении.
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • возможность освоения детьми с ОВЗ

ООП НОО и их интеграции в образовательном учреждении.

Форма обучения   (очное, очно-заочное, заочное) определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств. в случае ТМНР, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть рекомендована иная форма обучения. Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия. ПМПК определяет вариант АООП, по которой будет реализовываться образование.

Форма обучения (очное, очно-заочное, заочное)

  • определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств.
  • в случае ТМНР, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть рекомендована иная форма обучения. Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия.
  • ПМПК определяет вариант АООП, по которой будет реализовываться образование.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ  АТТЕСТАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ  В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС     (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»)

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

(Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г.

1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»)

  • В качестве отправной точки решения проблемы аттестации за период обучения в начальных классах можно обратиться к описанию требований к результатам обучения, описанным в каждом варианте АООП для каждой группы обучающихся с ОВЗ.
  • Оценке подлежат не только традиционные предметные результаты обучения, но также метапредметные и личностные. Оценка качества этих результатов обучения может проходить, например, в форме портфолио пр.
  • Сама процедура аттестации описывается отдельным локальным актом образовательной организации и разрабатывается каждой организацией самостоятельно с учетом конкретных условий (п.10 ч.3 ст.28, ч.1 ст.58 ФЗ 3273-ФЗ). Законодательство в образовании не определяет закрытый перечень возможных форм проведения такой аттестации, поэтому она может или сводиться и к выставлению по итогам учебного года средней отметки, исходя из отметок по частям образовательной программы за четверть (триместр), или рассматриваться как отдельный элемент оценивания учебных достижений учащихся, не связанный с текущей успеваемостью (зачет, реферат, доклад, экзамен и пр.), или объединять в себе оба подхода с выставлением и «среднечетвертной» отметки, и отметки на промежуточной аттестации, например на зачете.
Уровни сложности образовательной программы Первый вариант - свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО), ПМПК обозначает лишь основные его направления

Уровни сложности образовательной программы

  • Первый вариант - свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы
  • Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО), ПМПК обозначает лишь основные его направления
Обучение по варианту 1  ФГОС НОО ОВЗ  Организовано по ООП при необходимости - в соответствии с ИУП.  Обучение по ИУП в пределах осваиваемых ООП осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами ОО. При прохождении обучения в соответствии с ИУП его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.

Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ

  • Организовано по ООП при необходимости - в соответствии с ИУП.
  • Обучение по ИУП в пределах осваиваемых ООП осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами ОО.
  • При прохождении обучения в соответствии с ИУП его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
  • АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.
Дифференцированные требования к вариантам АООП НОО приведены в Приложениях № 1 - № 8 Комплекты рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам для первого класса всех категорий обучающихся с ОВЗ http://fgosreestr.ru/
  • Дифференцированные требования к вариантам АООП НОО приведены в Приложениях № 1 - № 8
  • Комплекты рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам для первого класса всех категорий обучающихся с ОВЗ http://fgosreestr.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!