СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация программы по коррекции агрессии младших школьников "Школа общения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

*Коррекция агрессивного поведения и развитие коммуникативной сферы обучающихся. Создание условий для развития адаптивной личности  школьника.

Просмотр содержимого документа
«Презентация программы по коррекции агрессии младших школьников "Школа общения"»

  ПРОГРАММА коррекции агрессии младших школьников «Школа общения»  Автор: педагог-психолог МБОУ СОШ №1 имени П.М. Стратийчука Андроповского округа Ставропольского края  Беланова Ирина Алексеевна .

ПРОГРАММА

коррекции агрессии младших школьников «Школа общения»

Автор:

педагог-психолог

МБОУ СОШ №1

имени П.М. Стратийчука

Андроповского округа Ставропольского края

Беланова Ирина Алексеевна

.

 Цель и задачи программы «Школа общения» Цель программы : коррекция агрессивного поведения и развитие коммуникативной сферы обучающихся. Создание условий для развития адаптивной личности школьника. Задачи программы: •  Обогащение поведенческого репертуара обучающихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения. •  Формирование умений сотрудничать, работать в мини-группе. •  Развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества личности, эмоции и чувства). •  Обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды, раздражения), избавления от них. создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка.

Цель и задачи программы «Школа общения»

  • Цель программы : коррекция агрессивного поведения и развитие коммуникативной сферы обучающихся. Создание условий для развития адаптивной личности школьника.
  • Задачи программы:
  • • Обогащение поведенческого репертуара обучающихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения.
  • • Формирование умений сотрудничать, работать в мини-группе.
  • • Развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества личности, эмоции и чувства).
  • • Обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды, раздражения), избавления от них.
  • создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка.
Нормативно-правовое обеспечение программы   - Международная конвенция ООН о правах ребенка;  - Конституция РФ ;  - Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 10.06. 1992г. №3266-1, в ред. Федеральных законов);  - Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 03.07.1998г. №2750-II);  - Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (Письмо Мин. Образ. РФ отт27.06.2003г. № 28-51-513/16)  - Проект Этического кодекса педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 г.);   Теоретическую основу программы составляют труды психологов, рассматривающих основные принципы , направления и методы психокоррекции повышенной агрессивности в младшем школьном возрасте (И.А. Фурманов, К.К. Лютова, Г.Б. Монина, А.Г. Долгова); роль общения в развитии личности ребенка (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган).

Нормативно-правовое обеспечение программы

- Международная конвенция ООН о правах ребенка; - Конституция РФ ; - Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 10.06. 1992г. №3266-1, в ред. Федеральных законов); - Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 03.07.1998г. №2750-II); - Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (Письмо Мин. Образ. РФ отт27.06.2003г. № 28-51-513/16) - Проект Этического кодекса педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 г.); Теоретическую основу программы составляют труды психологов, рассматривающих основные принципы , направления и методы психокоррекции повышенной агрессивности в младшем школьном возрасте (И.А. Фурманов, К.К. Лютова, Г.Б. Монина, А.Г. Долгова); роль общения в развитии личности ребенка (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган).

Этапы программы 1.  Диагностический этап. выявление характера и интенсивности трудностей общения, проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.  В ходе данного этапа педагог-психолог выявляет агрессивных детей, детей с другими трудностями в коммуникативной сфере, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе. Как правило, данный этап приходится на 1 учебную четверть, когда проводится изучение индивидуально-психологических особенностей детей .

Этапы программы

1. Диагностический этап. выявление характера и интенсивности трудностей общения, проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи. В ходе данного этапа педагог-психолог выявляет агрессивных детей, детей с другими трудностями в коммуникативной сфере, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе. Как правило, данный этап приходится на 1 учебную четверть, когда проводится изучение индивидуально-психологических особенностей детей .

Этапы программы 2. Информационно-просветительский этап.  На данном этапе педагог-психолог решает следующие задачи:  Во-первых, знакомит взрослых (родителей, классного руководителя, воспитателя ГПД) с результатами проведенного психологического наблюдения, психодиагностики с агрессивными детьми.  Во-вторых, информирует родителей и педагогов об индивидуально-психологических особенностях детей данной категории; дает рекомендации по взаимодействию с агрессивными детьми.  В-третьих, мотивирует их на тесное сотрудничество в процессе коррекционно-развивающей работы, осуществляемой с детьми.

Этапы программы

2. Информационно-просветительский этап. На данном этапе педагог-психолог решает следующие задачи: Во-первых, знакомит взрослых (родителей, классного руководителя, воспитателя ГПД) с результатами проведенного психологического наблюдения, психодиагностики с агрессивными детьми. Во-вторых, информирует родителей и педагогов об индивидуально-психологических особенностях детей данной категории; дает рекомендации по взаимодействию с агрессивными детьми. В-третьих, мотивирует их на тесное сотрудничество в процессе коррекционно-развивающей работы, осуществляемой с детьми.

Этапы программы   3. Коррекционно-развивающий этап .  Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере. Данная программа рассчитана на 15 занятий, 3 из них-диагностического характера. Продолжительность первых 3 занятий -30 минут, в течение 1 недели, остальные 12 идут по 40 - 50 минут с периодичностью их проведения 1 раз в неделю. Между занятиями (в течение недели) обучающиеся выполняют предполагаемое тематикой занятия домашнее задание - осуществляют наблюдение за своим поведением или настроением, пробуют применить на практике, полученные на занятии навыки и умения.

Этапы программы

  • 3. Коррекционно-развивающий этап . Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере.
  • Данная программа рассчитана на 15 занятий, 3 из них-диагностического характера. Продолжительность первых 3 занятий -30 минут, в течение 1 недели, остальные 12 идут по 40 - 50 минут с периодичностью их проведения 1 раз в неделю.
  • Между занятиями (в течение недели) обучающиеся выполняют предполагаемое тематикой занятия домашнее задание - осуществляют наблюдение за своим поведением или настроением, пробуют применить на практике, полученные на занятии навыки и умения.
Этапы программы   4. Аналитический этап. На данном этапе педагог-психолог производит анализ результатов проведенной работы, диагностику изменений в поведении учащихся, оценку эффективности коррекционно-развивающей работы. Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике. Кроме этого, педагог-психолог должен ответить для себя на следующие вопросы:  - Что из запланированного получилось? Благодаря чему?  - Чего не получилось добиться в ходе коррекционно-развивающей работы?  - Какие приемы и методы оказались наиболее действенными?  - Какие методы и приемы не оказали должного воздействия?  - Соответствуют ли результаты работы намеченным целям?

Этапы программы

  • 4. Аналитический этап.
  • На данном этапе педагог-психолог производит анализ результатов проведенной работы, диагностику изменений в поведении учащихся, оценку эффективности коррекционно-развивающей работы.
  • Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.
  • Кроме этого, педагог-психолог должен ответить для себя на следующие вопросы:
  • - Что из запланированного получилось? Благодаря чему?
  • - Чего не получилось добиться в ходе коррекционно-развивающей работы?
  • - Какие приемы и методы оказались наиболее действенными?
  • - Какие методы и приемы не оказали должного воздействия?
  • - Соответствуют ли результаты работы намеченным целям?
Темы занятий 1. Вводная беседа с обучающимися «Агрессия в нашей жизни». 2. Входящая диагностика. Графическая методика «Кактус» (М. Памфилова) 3. Входящая диагностика. Проективная методика «Несуществующее животное» 4. Шкала агрессивности 5. «Агрессивный человек – кто это?» 6. «Учимся правильно выражать обиду» 7.«Избавляемся от гнева правильно» 8.«Правила безопасного общения»

Темы занятий

1. Вводная беседа с обучающимися «Агрессия в нашей жизни».

2. Входящая диагностика. Графическая методика «Кактус» (М. Памфилова)

3. Входящая диагностика. Проективная методика «Несуществующее животное»

4. Шкала агрессивности

5. «Агрессивный человек – кто это?»

6. «Учимся правильно выражать обиду»

7.«Избавляемся от гнева правильно»

8.«Правила безопасного общения»

Темы занятий 9.«Как реагировать на грубость и что делать, когда дразнят?»  10.«Добрые слова – помощники всегда» 11. «Мы такие разные…» 12.«Учимся сотрудничать» 13.«Как правильно привлечь к себе внимание?» 14.«Уважение – основа мирного общения» 15.Заключительное занятие. Вторичная диагностика.

Темы занятий

9.«Как реагировать на грубость и что делать, когда дразнят?»

10.«Добрые слова – помощники всегда»

11. «Мы такие разные…»

12.«Учимся сотрудничать»

13.«Как правильно привлечь к себе внимание?»

14.«Уважение – основа мирного общения»

15.Заключительное занятие. Вторичная диагностика.

Структура занятий  - разминка (направленная на включение детей в процесс общения, взаимодействия);  - обсуждение домашнего задания (проводится после, иногда вместо разминки и способствует закреплению пройденного материала);  - основная часть занятия: чтение сказки или просмотр мультипликационного фильма по теме, выполнение упражнений (нацеленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы);  - обсуждение после каждого выполненного упражнения (предполагающее эмоциональную и смысловую оценку содержания упражнения, проводимое с целью развития рефлексии у детей);  - получение учащимися домашнего задания (направленного на закрепление умений, полученных на занятии);  - проведение сеанса релаксации (направленного на снятие мышечных зажимов, свойственных агрессивным детям);  - этап завершения занятия (с целью создания комфортного климата в коллективе, получения внимания каждым ребенком).

Структура занятий

- разминка (направленная на включение детей в процесс общения, взаимодействия); - обсуждение домашнего задания (проводится после, иногда вместо разминки и способствует закреплению пройденного материала); - основная часть занятия: чтение сказки или просмотр мультипликационного фильма по теме, выполнение упражнений (нацеленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы); - обсуждение после каждого выполненного упражнения (предполагающее эмоциональную и смысловую оценку содержания упражнения, проводимое с целью развития рефлексии у детей); - получение учащимися домашнего задания (направленного на закрепление умений, полученных на занятии); - проведение сеанса релаксации (направленного на снятие мышечных зажимов, свойственных агрессивным детям); - этап завершения занятия (с целью создания комфортного климата в коллективе, получения внимания каждым ребенком).

Условия формирования коррекционно-развивающей группы. Предпочтительное количество участников коррекционно-развивающих занятий 12 – 15 человек. При этом в коррекционно-развивающую группу должны входить как учащиеся с повышенной агрессией (трудностями в коммуникативной сфере), так и учащиеся без данных особенностей. Подобный способ формирования коррекционной группы позволяет создать условия, при которых агрессивные дети, дети с трудностями в коммуникативной сфере легче и быстрее усваивают адекватные формы общения, видя перед собой пример социально приемлемого поведения других учащихся класса. При формировании коррекционно-развивающей группы необходимо учитывать противопоказания для групповой работы с агрессивными детьми. Отрицательное отношение ребенка и его родителей к психологическому сопровождению. Отсутствие результатов предварительной индивидуальной работы с ребенком. Сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, из-за чего поведение ребенка становится трудно контролируемым.

Условия формирования коррекционно-развивающей группы.

Предпочтительное количество участников коррекционно-развивающих занятий 12 – 15 человек. При этом в коррекционно-развивающую группу должны входить как учащиеся с повышенной агрессией (трудностями в коммуникативной сфере), так и учащиеся без данных особенностей. Подобный способ формирования коррекционной группы позволяет создать условия, при которых агрессивные дети, дети с трудностями в коммуникативной сфере легче и быстрее усваивают адекватные формы общения, видя перед собой пример социально приемлемого поведения других учащихся класса.

При формировании коррекционно-развивающей группы необходимо учитывать противопоказания для групповой работы с агрессивными детьми.

Отрицательное отношение ребенка и его родителей к психологическому сопровождению.

Отсутствие результатов предварительной индивидуальной работы с ребенком.

Сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, из-за чего поведение ребенка становится трудно контролируемым.

Результаты первичной диагностики  по графической методике «Кактус».  (всего 15 человек - январь)

Результаты первичной диагностики по графической методике «Кактус». (всего 15 человек - январь)

Результаты вторичной диагностики  по графической методике «Кактус».  (всего 15 человек - апрель)

Результаты вторичной диагностики по графической методике «Кактус». (всего 15 человек - апрель)

Выводы

Выводы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!