ПРОГРАММА
коррекции агрессии младших школьников «Школа общения»
Автор:
педагог-психолог
МБОУ СОШ №1
имени П.М. Стратийчука
Андроповского округа Ставропольского края
Беланова Ирина Алексеевна
.
Цель и задачи программы «Школа общения»
- Цель программы : коррекция агрессивного поведения и развитие коммуникативной сферы обучающихся. Создание условий для развития адаптивной личности школьника.
- Задачи программы:
- • Обогащение поведенческого репертуара обучающихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения.
- • Формирование умений сотрудничать, работать в мини-группе.
- • Развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества личности, эмоции и чувства).
- • Обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды, раздражения), избавления от них.
- создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка.
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Международная конвенция ООН о правах ребенка; - Конституция РФ ; - Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 10.06. 1992г. №3266-1, в ред. Федеральных законов); - Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 03.07.1998г. №2750-II); - Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (Письмо Мин. Образ. РФ отт27.06.2003г. № 28-51-513/16) - Проект Этического кодекса педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 г.); Теоретическую основу программы составляют труды психологов, рассматривающих основные принципы , направления и методы психокоррекции повышенной агрессивности в младшем школьном возрасте (И.А. Фурманов, К.К. Лютова, Г.Б. Монина, А.Г. Долгова); роль общения в развитии личности ребенка (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган).
Этапы программы
1. Диагностический этап. выявление характера и интенсивности трудностей общения, проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи. В ходе данного этапа педагог-психолог выявляет агрессивных детей, детей с другими трудностями в коммуникативной сфере, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе. Как правило, данный этап приходится на 1 учебную четверть, когда проводится изучение индивидуально-психологических особенностей детей .
Этапы программы
2. Информационно-просветительский этап. На данном этапе педагог-психолог решает следующие задачи: Во-первых, знакомит взрослых (родителей, классного руководителя, воспитателя ГПД) с результатами проведенного психологического наблюдения, психодиагностики с агрессивными детьми. Во-вторых, информирует родителей и педагогов об индивидуально-психологических особенностях детей данной категории; дает рекомендации по взаимодействию с агрессивными детьми. В-третьих, мотивирует их на тесное сотрудничество в процессе коррекционно-развивающей работы, осуществляемой с детьми.
Этапы программы
- 3. Коррекционно-развивающий этап . Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере.
- Данная программа рассчитана на 15 занятий, 3 из них-диагностического характера. Продолжительность первых 3 занятий -30 минут, в течение 1 недели, остальные 12 идут по 40 - 50 минут с периодичностью их проведения 1 раз в неделю.
- Между занятиями (в течение недели) обучающиеся выполняют предполагаемое тематикой занятия домашнее задание - осуществляют наблюдение за своим поведением или настроением, пробуют применить на практике, полученные на занятии навыки и умения.
Этапы программы
- 4. Аналитический этап.
- На данном этапе педагог-психолог производит анализ результатов проведенной работы, диагностику изменений в поведении учащихся, оценку эффективности коррекционно-развивающей работы.
- Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.
- Кроме этого, педагог-психолог должен ответить для себя на следующие вопросы:
- - Что из запланированного получилось? Благодаря чему?
- - Чего не получилось добиться в ходе коррекционно-развивающей работы?
- - Какие приемы и методы оказались наиболее действенными?
- - Какие методы и приемы не оказали должного воздействия?
- - Соответствуют ли результаты работы намеченным целям?
Темы занятий
1. Вводная беседа с обучающимися «Агрессия в нашей жизни».
2. Входящая диагностика. Графическая методика «Кактус» (М. Памфилова)
3. Входящая диагностика. Проективная методика «Несуществующее животное»
4. Шкала агрессивности
5. «Агрессивный человек – кто это?»
6. «Учимся правильно выражать обиду»
7.«Избавляемся от гнева правильно»
8.«Правила безопасного общения»
Темы занятий
9.«Как реагировать на грубость и что делать, когда дразнят?»
10.«Добрые слова – помощники всегда»
11. «Мы такие разные…»
12.«Учимся сотрудничать»
13.«Как правильно привлечь к себе внимание?»
14.«Уважение – основа мирного общения»
15.Заключительное занятие. Вторичная диагностика.
Структура занятий
- разминка (направленная на включение детей в процесс общения, взаимодействия); - обсуждение домашнего задания (проводится после, иногда вместо разминки и способствует закреплению пройденного материала); - основная часть занятия: чтение сказки или просмотр мультипликационного фильма по теме, выполнение упражнений (нацеленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы); - обсуждение после каждого выполненного упражнения (предполагающее эмоциональную и смысловую оценку содержания упражнения, проводимое с целью развития рефлексии у детей); - получение учащимися домашнего задания (направленного на закрепление умений, полученных на занятии); - проведение сеанса релаксации (направленного на снятие мышечных зажимов, свойственных агрессивным детям); - этап завершения занятия (с целью создания комфортного климата в коллективе, получения внимания каждым ребенком).
Условия формирования коррекционно-развивающей группы.
Предпочтительное количество участников коррекционно-развивающих занятий 12 – 15 человек. При этом в коррекционно-развивающую группу должны входить как учащиеся с повышенной агрессией (трудностями в коммуникативной сфере), так и учащиеся без данных особенностей. Подобный способ формирования коррекционной группы позволяет создать условия, при которых агрессивные дети, дети с трудностями в коммуникативной сфере легче и быстрее усваивают адекватные формы общения, видя перед собой пример социально приемлемого поведения других учащихся класса.
При формировании коррекционно-развивающей группы необходимо учитывать противопоказания для групповой работы с агрессивными детьми.
Отрицательное отношение ребенка и его родителей к психологическому сопровождению.
Отсутствие результатов предварительной индивидуальной работы с ребенком.
Сочетание агрессивности с двигательной расторможенностью, из-за чего поведение ребенка становится трудно контролируемым.
Результаты первичной диагностики по графической методике «Кактус». (всего 15 человек - январь)
Результаты вторичной диагностики по графической методике «Кактус». (всего 15 человек - апрель)
Выводы