СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Психологические аспекты суицидального поведения детей и подростков"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Психологические аспекты суицидального поведения детей и подростков"»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ   - Как это вам удалось, Филипп Филиппович, подманить такого нервного пса? - Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Михаил Булгаков, «Собачье сердце»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

- Как это вам удалось, Филипп Филиппович, подманить такого нервного пса?

- Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом.

Михаил Булгаков, «Собачье сердце»

ПОНЯТИЯ СУИЦИДОЛОГИИ Суицид – преднамеренное, сознательное лишение себя жизни.  Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта (по А.Г. Амбрумовой).

ПОНЯТИЯ СУИЦИДОЛОГИИ

Суицид – преднамеренное, сознательное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта (по А.Г. Амбрумовой).

СТАТИСТИКА СУИЦИДОВ Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Эти попытки 60-70 раз в день оканчиваются успешно. Принято считать, что в среднем на одну «успешную» попытку приходится 30-40 попыток не приведшие к смерти. Отмечается значительное повышение числа суицидальных попыток и самоубийств среди молодых людей в возрасте от 15 до 22 лет. Каждый год до 12 000 пожилых россиян кончают с собой.

СТАТИСТИКА СУИЦИДОВ

  • Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Эти попытки 60-70 раз в день оканчиваются успешно.
  • Принято считать, что в среднем на одну «успешную» попытку приходится 30-40 попыток не приведшие к смерти.
  • Отмечается значительное повышение числа суицидальных попыток и самоубийств среди молодых людей в возрасте от 15 до 22 лет. Каждый год до 12 000 пожилых россиян кончают с собой.
ТИПОЛОГИЯ СУИЦИДОВ (предложена Центром исследований и профилактики суицидов в Лос-Анджелесе, 50-е гг. 20 века) 1-я группа - непрямые суициды: саморазрушающее поведение как совершение «любых действий, над которыми у человека имеется некоторый реальный или потенциальный волевой контроль, способствующих продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти» (Н.Б. Табачник). Например, проявления могут быть в форме:  переедания;  игнорирования серьезных болезней;  хронического курения;  немедицинского употребления наркотических средств;  автоцида (автомобиль используется как средство самоуничтожения).

ТИПОЛОГИЯ СУИЦИДОВ

(предложена Центром исследований и профилактики суицидов в Лос-Анджелесе, 50-е гг. 20 века)

1-я группа - непрямые суициды: саморазрушающее поведение как совершение «любых действий, над которыми у человека имеется некоторый реальный или потенциальный волевой контроль, способствующих продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти» (Н.Б. Табачник). Например, проявления могут быть в форме:

  • переедания;
  • игнорирования серьезных болезней;
  • хронического курения;
  • немедицинского употребления наркотических средств;
  • автоцида (автомобиль используется как средство самоуничтожения).
ТИПОЛОГИЯ СУИЦИДОВ 2-я группа - полунамеренные суициды: саморазрушающее поведение, в котором человек играет частично бессознательную, скрытую роль в саморазрушении. Формы: - «смертельные игры» («русская рулетка»); - рискованные соревнования (гонки на автомобилях, прыжки с парашютом). 3-я группа – преднамеренная смерть : жертва играет активную роль, совершая волевые или импульсивные действия по лишению себя жизни.

ТИПОЛОГИЯ СУИЦИДОВ

2-я группа - полунамеренные суициды: саморазрушающее поведение, в котором человек играет частично бессознательную, скрытую роль в саморазрушении. Формы:

- «смертельные игры» («русская рулетка»);

- рискованные соревнования (гонки на автомобилях, прыжки с парашютом).

3-я группа – преднамеренная смерть : жертва играет активную роль, совершая волевые или импульсивные действия по лишению себя жизни.

ФОРМЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ  Суицидальные мысли (тенденции)  Суицидальные попытки  Завершенные суициды

ФОРМЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Суицидальные мысли (тенденции)

Суицидальные попытки

Завершенные суициды

ДИНАМИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (по А.Г. Амбрумовой) Реализация суицидального намерения (или готовность к нему ) появляется при совпадении во времени трех основных условий (элементов): 1) наличие искажений (или хотя бы выраженных особенностей) в деятельности аффективной сферы суицидента (либо суицидоопасной личности); 2) низкий, неполноценный уровень социализации; 3) наличие суицидогенного конфликта.

ДИНАМИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (по А.Г. Амбрумовой)

Реализация суицидального намерения (или готовность к нему ) появляется при совпадении во времени трех основных условий (элементов): 1) наличие искажений (или хотя бы выраженных особенностей) в деятельности аффективной сферы суицидента (либо суицидоопасной личности);

2) низкий, неполноценный уровень социализации;

3) наличие суицидогенного конфликта.

ЭТАПЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (по А.Г. Амбрумовой, В.Г. Тихоненко)

ЭТАПЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ (по А.Г. Амбрумовой, В.Г. Тихоненко)

ЧТО ПРЕДРАСПОЛАГАЕТ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ? Факторы суицидального риска : 1. Биологические (наличие суицидов среди биологических родственников, аномалии серотонинергической системы головного мозга). 2. Психолого-психиатрические (наличие психического заболевания, индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к суицидальному поведению, суицидальные попытки или эпизоды самоповреждающего поведения в прошлом). 3. Социально-средовые (стрессовые события - смерть близкого человека, физическое или сексуальное насилие, определенные социальные характеристики, доступность средств суицида).

ЧТО ПРЕДРАСПОЛАГАЕТ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ?

Факторы суицидального риска :

1. Биологические (наличие суицидов среди биологических родственников, аномалии серотонинергической системы головного мозга).

2. Психолого-психиатрические (наличие психического заболевания, индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к суицидальному поведению, суицидальные попытки или эпизоды самоповреждающего поведения в прошлом).

3. Социально-средовые (стрессовые события - смерть близкого человека, физическое или сексуальное насилие, определенные социальные характеристики, доступность средств суицида).

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ отсутствие страха смерти ввиду несформированности самого понятия смерти;  несоответствие целей и средств суицидального поведения; незрелость и отсутствие жизненного опыта: даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

  • отсутствие страха смерти ввиду несформированности самого понятия смерти;
  • несоответствие целей и средств суицидального поведения;
  • незрелость и отсутствие жизненного опыта: даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.
ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ депрессивные подростки;  подростки, злоупотребляющие психоактивными веществами; подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;  одаренные подростки;  подростки с плохой успеваемостью в школе; беременные девочки; подростки, жертвы насилия.

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

  • депрессивные подростки;
  • подростки, злоупотребляющие психоактивными веществами;
  • подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
  • одаренные подростки;
  • подростки с плохой успеваемостью в школе;
  • беременные девочки;
  • подростки, жертвы насилия.
Типы суицидоопасных ситуационных реакций подросткового возраста (по А.Г. Амбрумовой, Е.М. Вроно) 1. Реакция депривации (чаще младший и средний подростковый возраст). 2. Эксплозивная (взрывная) реакция (чаще средний подростковый возраст). 3. Реакция самоустранения (средний и старший подростковый возраст с чертами незрелости).

Типы суицидоопасных ситуационных реакций подросткового возраста (по А.Г. Амбрумовой, Е.М. Вроно)

1. Реакция депривации (чаще младший и средний подростковый возраст).

2. Эксплозивная (взрывная) реакция (чаще средний подростковый возраст).

3. Реакция самоустранения (средний и старший подростковый возраст с чертами незрелости).

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ уход в себя; капризность, привередливость; депрессия; агрессивность; саморазрушающее и рискованное поведение; потеря самоуважения; изменение аппетита; изменение режима сна; изменение (снижение) успеваемости; внешний вид;

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • уход в себя;
  • капризность, привередливость;
  • депрессия;
  • агрессивность;
  • саморазрушающее и рискованное поведение;
  • потеря самоуважения;
  • изменение аппетита;
  • изменение режима сна;
  • изменение (снижение) успеваемости;
  • внешний вид;
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ 11) раздача подарков окружающим; 12) приведение в порядок дел; 13) перемены в поведении; 14) психологическая травма; 15) угроза; 16) словесные предупреждения: «Вам будет лучше без меня» «Если бы я умер, мои родители стали бы относится ко мне лучше?» «Я устал от жизни» «Вам не придется слишком долго меня терпеть» «Лучше умереть, чем дальше так жить».

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

11) раздача подарков окружающим;

12) приведение в порядок дел;

13) перемены в поведении;

14) психологическая травма;

15) угроза;

16) словесные предупреждения:

«Вам будет лучше без меня»

«Если бы я умер, мои родители стали бы относится ко мне лучше?»

«Я устал от жизни»

«Вам не придется слишком долго меня терпеть»

«Лучше умереть, чем дальше так жить».

ПСИХОДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (наблюдение, беседа, сбор анамнестических сведений). МЕТОД СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ САМООТЧЕТОВ (Опросник суицидального риска (ОСР) (модификация Т.Н. Разуваевой); Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин); Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер); ПДО А.Е. Личко; Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева). ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД (Методика «Неоконченные предложения», Тест фрустрационной устойчивости С. Розенцвейга; методика Восьмицветовой тест М. Люшера; Тематический апперцептивный тест (ТАТ); Метод мотивационной индукции (диагностика временной перспективы) Ж.Нюттена; рисуночные тесты «Дом – дерево - Человек» Дж. Бака, «Рисунок дерева» К. Коха, методика «Автопортрет»).

ПСИХОДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (наблюдение, беседа, сбор анамнестических сведений).
  • МЕТОД СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ САМООТЧЕТОВ (Опросник суицидального риска (ОСР) (модификация Т.Н. Разуваевой); Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин); Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер); ПДО А.Е. Личко; Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева).
  • ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД (Методика «Неоконченные предложения», Тест фрустрационной устойчивости С. Розенцвейга; методика Восьмицветовой тест М. Люшера; Тематический апперцептивный тест (ТАТ); Метод мотивационной индукции (диагностика временной перспективы) Ж.Нюттена; рисуночные тесты «Дом – дерево - Человек» Дж. Бака, «Рисунок дерева» К. Коха, методика «Автопортрет»).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ Индивидуальное консультирование и коррекция (методы и техники арт-терапии, гештальт-терапия, логотерапии, библиотерапии, обучение методам саморегуляции, рационально-эмоциональная терапия, трансактный анализ).  Семейное консультирование.  Групповая работа (социально-психологический тренинг – в формате групп личностного роста, групп встреч, коммуникативных тренингов).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

  • Индивидуальное консультирование и коррекция (методы и техники арт-терапии, гештальт-терапия, логотерапии, библиотерапии, обучение методам саморегуляции, рационально-эмоциональная терапия, трансактный анализ).

  • Семейное консультирование.

  • Групповая работа (социально-психологический тренинг – в формате групп личностного роста, групп встреч, коммуникативных тренингов).
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СУИЦИДОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕВЕНЦИИ (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ) проявление эмпатии к ребенку, подростку группы риска (живое человеческое участие, понимание «крика о помощи»); предоставление ребенку, подростку необходимой заботы и опеки (безусловно); вовлечение детей и подростков в социально значимую , общественно- полезную деятельность;  содействие реализации его интересов, помощь в структурировании жизненных планов.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СУИЦИДОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕВЕНЦИИ (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ)

  • проявление эмпатии к ребенку, подростку группы риска (живое человеческое участие, понимание «крика о помощи»);
  • предоставление ребенку, подростку необходимой заботы и опеки (безусловно);
  • вовлечение детей и подростков в социально значимую , общественно- полезную деятельность;
  • содействие реализации его интересов, помощь в структурировании жизненных планов.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!