СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация-рассказ "Литературное путешествие. Учитель на страницах книг"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по литературе. Учитель на страницах книг.

Просмотр содержимого документа
«Презентация-рассказ "Литературное путешествие. Учитель на страницах книг"»

Литературное путешествие   Учителя на страницах книг От врачей и учителей требуют чуда,  а если чудо свершится, никто не удивляется.  Мария Эбнер Эшенбах

Литературное путешествие Учителя на страницах книг

От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется. Мария Эбнер Эшенбах

Литературный образ учителя В классической русской литературе образ учителя сопоставим с образом духовного наставника, нравственного идеала. Однако среди персонажей-педагогов, представленных на страницах литературных произведений, можно выделить несколько основных типов. Каждый открывает для читателя разные стороны «педагогической души».

Литературный образ учителя

В классической русской литературе образ учителя сопоставим с образом духовного наставника, нравственного идеала. Однако среди персонажей-педагогов, представленных на страницах литературных произведений, можно выделить несколько основных типов. Каждый открывает для читателя разные стороны «педагогической души».

Учитель-друг  В. Г. Распутин «Уроки французского» Лидия Михайловна - однозначно возглавляет литературную галерею персонажей-учителей. В лице ещё совсем юной девушки мы видим не только наставника, но и прекрасного друга. Под внешне неблаговидным поступком педагога (игра на деньги) скрывается доброе сердце и бескорыстное желание помочь. Девушка не забыла и об учительстве, смогла пробудить в ребенке самое главное – интерес к французском языку.

Учитель-друг В. Г. Распутин «Уроки французского»

Лидия Михайловна - однозначно возглавляет литературную галерею персонажей-учителей. В лице ещё совсем юной девушки мы видим не только наставника, но и прекрасного друга. Под внешне неблаговидным поступком педагога (игра на деньги) скрывается доброе сердце и бескорыстное желание помочь.

Девушка не забыла и об учительстве, смогла пробудить в ребенке самое главное – интерес к французском языку.

«Учитель в футляре» А. П. Чехов «Человек в футляре» Этот педагог в чеховском исполнении буквально боится жизни со всеми её страстями т подводными течениями. Страх навлечь на себя неприятности «сверху» заставляет Беликова быть рабом собственных иллюзий. «Учитель в футляре» ни к чему не стремится, ничем не интересуется. Общество пугает его, а дети – всего лишь ещё один источник неприятностей.

«Учитель в футляре»

А. П. Чехов «Человек в футляре»

Этот педагог в чеховском исполнении буквально боится жизни со всеми её страстями т подводными течениями. Страх навлечь на себя неприятности «сверху» заставляет Беликова быть рабом собственных иллюзий. «Учитель в футляре» ни к чему не стремится, ничем не интересуется. Общество пугает его, а дети – всего лишь ещё один источник неприятностей.

Учитель для галочки  Д. И. Фонвизин «Недоросль» По указу Петра I жениться до получения образования было запрещено. По этой причине многим дворянам приходилось нанимать «учителей для галочки». Фонвизин изобразил всю глупость и нелепость этой учёбы. Адам Адамыч Вральман – немец, выписанный из-за границы, оказывается простым кучером. Солдат в отставке Цыфиркин – единственный, кто хоть немного знает арифметику, но и его попытки обучить Митрофанушку тщетны.

Учитель для галочки Д. И. Фонвизин «Недоросль»

По указу Петра I жениться до получения образования было запрещено. По этой причине многим дворянам приходилось нанимать «учителей для галочки». Фонвизин изобразил всю глупость и нелепость этой учёбы.

Адам Адамыч Вральман – немец, выписанный из-за границы, оказывается простым кучером.

Солдат в отставке Цыфиркин – единственный, кто хоть немного знает арифметику, но и его попытки обучить Митрофанушку тщетны.

Учитель-праведник  Н. С. Лесков «Кадетский монастырь» Михаил Степанович Перский практически жил в кадетском корпусе со своими учениками. Своих детей и семьи у него не было. Было естественным всегда думать о детях. Перский ложился позже всех, успевал выполнять множество школьных обязанностей. Благородство, доброта, обостренное чувство справедливости – вот основные черты учителя-праведника.

Учитель-праведник Н. С. Лесков «Кадетский монастырь»

Михаил Степанович Перский практически жил в кадетском корпусе со своими учениками. Своих детей и семьи у него не было. Было естественным всегда думать о детях. Перский ложился позже всех, успевал выполнять множество школьных обязанностей.

Благородство, доброта, обостренное чувство справедливости – вот основные черты учителя-праведника.

Учитель-герой  В. В. Быков «Обелиск» Простой сельский учитель – Алесь Иванович Мороз, героически погиб, пытаясь спасти своих учеников. Главной его целью было воспитание человека. Знают ли дети химические формулы – дело другое. Доброта, храбрость и отзывчивость – вот главные качества, необходимые для просвещения сердца.

Учитель-герой В. В. Быков «Обелиск»

Простой сельский учитель – Алесь Иванович Мороз, героически погиб, пытаясь спасти своих учеников. Главной его целью было воспитание человека. Знают ли дети химические формулы – дело другое. Доброта, храбрость и отзывчивость – вот главные качества, необходимые для просвещения сердца.

Учитель – имя собственное  В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» Образ учителя 30-х годов сложился из уважительного отношения к этой профессии. Авторитет педагога был явлением неоспоримым. Образованный человек тогда – редкость, которая особенно ценилась в обществе. Астафьев пишет о том, как русская деревня живёт учителем. Он – главный затейник, агитатор, организатор творческих мероприятий для детей и взрослых.

Учитель – имя собственное В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Образ учителя 30-х годов сложился из уважительного отношения к этой профессии. Авторитет педагога был явлением неоспоримым. Образованный человек тогда – редкость, которая особенно ценилась в обществе.

Астафьев пишет о том, как русская деревня живёт учителем. Он – главный затейник, агитатор, организатор творческих мероприятий для детей и взрослых.

Учитель-карьерист  Л. Е. Нечаев «Ожидание друга, или признания подростка» В этом произведении учитель предстаёт в образе карьериста. Человека, которого совершенно не волнуют чувства и переживания детей. Они являются лишь средством получения признания. Успеваемость класса превыше стремлений и желаний учеников. Ребёнок не интересен педагогу как личность. В погоне за «процентами» она не видит потенциала в «слабых» детях.

Учитель-карьерист Л. Е. Нечаев «Ожидание друга, или признания подростка»

В этом произведении учитель предстаёт в образе карьериста. Человека, которого совершенно не волнуют чувства и переживания детей. Они являются лишь средством получения признания. Успеваемость класса превыше стремлений и желаний учеников. Ребёнок не интересен педагогу как личность. В погоне за «процентами» она не видит потенциала в «слабых» детях.

Два поколения учителей  Е. Криштоф «Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой» Здесь писатель изображает столкновение традиционного и нового образов учителей в литературе. Молодая представительница профессии Лариса Борисовна к своим обязанностям относится прохладно, в то время как пожилая учительница Марта Ильинична искренне переживает за детей. Однако ей не хватает той энергии, которой обладает Лариса. Что же нужнее ученикам: энергия молодости или опыт?

Два поколения учителей Е. Криштоф «Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой»

Здесь писатель изображает столкновение традиционного и нового образов учителей в литературе. Молодая представительница профессии Лариса Борисовна к своим обязанностям относится прохладно, в то время как пожилая учительница Марта Ильинична искренне переживает за детей. Однако ей не хватает той энергии, которой обладает Лариса. Что же нужнее ученикам: энергия молодости или опыт?

Юмор-главное оружие  Ф. А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» Харлампий Диогенович прекрасно знает как воздействовать на своих учеников. Главное его оружие – «сделать человека смешным». Ведь подростки так боятся быть смешными в глазах сверстников. Поэтому и шутки своего учителя они воспринимают как наказание. «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»

Юмор-главное оружие Ф. А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Харлампий Диогенович прекрасно знает как воздействовать на своих учеников. Главное его оружие – «сделать человека смешным». Ведь подростки так боятся быть смешными в глазах сверстников. Поэтому и шутки своего учителя они воспринимают как наказание.

«Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»

Противопоставления учитель – ученик, учитель - система  А. В. Иванов «Географ глобус пропил»   Автор раскрывает характер главного героя в противопоставлениях ученикам и администрации в лице завуча. Роман рассказывает нам о географе Служкине, который пытается всеми спообами достучаться до детей. - «Придуши их, как свиней, да и всё». — «Не могу я, как ты не понимаешь! Я человека ищу, всю жизнь ищу человека в другом человеке, в себе, в человечестве, вообще человека!. Я из-за них даже сам человеком стать не могу — вот сижу тут пьяный. Ну что делать-то? Доброта их не пробивает, ум не пробивает, шутки не пробивают, даже наказание — и то не пробивает! Ну чем их пробить, Будкин?».

Противопоставления учитель – ученик, учитель - система А. В. Иванов «Географ глобус пропил»

Автор раскрывает характер главного героя в противопоставлениях ученикам и администрации в лице завуча. Роман рассказывает нам о географе Служкине, который пытается всеми спообами достучаться до детей.

- «Придуши их, как свиней, да и всё». — «Не могу я, как ты не понимаешь! Я человека ищу, всю жизнь ищу человека в другом человеке, в себе, в человечестве, вообще человека!. Я из-за них даже сам человеком стать не могу — вот сижу тут пьяный. Ну что делать-то? Доброта их не пробивает, ум не пробивает, шутки не пробивают, даже наказание — и то не пробивает! Ну чем их пробить, Будкин?».

Учитель-эмоция  А. Г. Алексин «Безумная Евдокия» Главная героиня рассказа – учительница Евдокия Савельевна, о которой рассказывает отец ученицы Оли. Именно его глазами читатель смотрит на педагога. Повествователь усмехается над внешностью и чудаковатыми манерами уже пожилой женщины. Открытый, искренний и эмоциональный человек - она знает всё о своих учениках. Неуважительная кличка «безумная Евдокия», которую дала ей Оля, быстро прилипла к учителю. Сама девочка, невоспитанная и нечуткая, вскоре довела до безумия маму. Олин отец прозрел, но увы слишком поздно.

Учитель-эмоция А. Г. Алексин «Безумная Евдокия»

Главная героиня рассказа – учительница Евдокия Савельевна, о которой рассказывает отец ученицы Оли. Именно его глазами читатель смотрит на педагога. Повествователь усмехается над внешностью и чудаковатыми манерами уже пожилой женщины. Открытый, искренний и эмоциональный человек - она знает всё о своих учениках. Неуважительная кличка «безумная Евдокия», которую дала ей Оля, быстро прилипла к учителю. Сама девочка, невоспитанная и нечуткая, вскоре довела до безумия маму. Олин отец прозрел, но увы слишком поздно.

Учитель – творец судьбы  А. В. Костюнин «Рукавичка» Рассказ начинается с того, что у одного ребенка в классе пропала рукавичка. Юра Гурков, взявший рукавичку, даже не мог предположить, чего ему будет стоить эта детская шалость. Мальчик рос в бедной семье. И ему просто понравилась диковинная штучка. Учительница Алла Ивановна, принялась обыскивать детей, буквально раздевая их. Найдя рукавичку у ребёнка, она выносит приговор: «Ты вор!». Началась травля и череда издевательств…И вот Юре уже тридцать, он преступник…Носить в себе вину оказалось сложнее, чем умереть. Он покончил жизнь самоубийством.

Учитель – творец судьбы А. В. Костюнин «Рукавичка»

Рассказ начинается с того, что у одного ребенка в классе пропала рукавичка. Юра Гурков, взявший рукавичку, даже не мог предположить, чего ему будет стоить эта детская шалость. Мальчик рос в бедной семье. И ему просто понравилась диковинная штучка. Учительница Алла Ивановна, принялась обыскивать детей, буквально раздевая их. Найдя рукавичку у ребёнка, она выносит приговор: «Ты вор!». Началась травля и череда издевательств…И вот Юре уже тридцать, он преступник…Носить в себе вину оказалось сложнее, чем умереть. Он покончил жизнь самоубийством.

«Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние»  Генри Адамс

«Учитель влияет на вечность: никогда нельзя быть уверенным, где кончается его влияние»

Генри Адамс


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!