внеурочнАЯ деятельностЬ и ДополнительноЕ образованиЕ: есть ли отличия?
В.А. Акопьян, к.п.н., доцент, главный редактор
АО «Издательство «Просвещение»
16.03.2018
Законодательная база:
- Закон об образовании в Российской Федерации
- Письмо Департамента образовательной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 « Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности »
Понятия «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование»
Внеурочная деятельность
Дополнительное образование
– это образовательная деятельность.
– это вид образования,
Осуществляется в формах, отличных от урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования ;
цель которого – формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация свободного времени .
является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как
дополнительное образование детей (и взрослых) и дополнительное профессиональное образование ( п. 6 ст. 10 Закона об образовании в РФ).
Содержание образовательной деятельности
Внеурочная деятельность
Дополнительное образование
Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности , которые являются неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательной организации, разрабаты-ваемой самостоятельно в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа ВД:
Дополнительное образование детей (и взрослых) осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразова-тельных программ , которые разрабаты-ваются и утверждаются организацией самостоятельно.
- является частью основной образовательной программы наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы;
- разрабатывается на основе требований к результатам освоения общеобразо-вательных программ с учетом основных направлений программ, включенных в структуру общеобразовательной программы.
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразви-вающие и предпрофессиональные программы ( п. 2 ст. 75 Закона об образовании в РФ).
Целевая аудитория программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования
Внеурочная деятельность
Дополнительное образование
Рабочие программы внеурочной деятельности предназначены для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу .
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью деятельности в рамках основных общеобразовательных программ, участие в которых является обязательным .
Дополнительные общеразвивающие программы предназначены для детей и взрослых ( п. 2 ст. 75 Закона об образовании в РФ) учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей ( п. 1 ст. 75 Закона об образовании в РФ).
К освоению программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы ( п. 3 ст. 75 Закона об образовании в РФ).
ФГОСом определено максимально возможное количество часов внеурочной деятельности по каждой образовательной программе:
- до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования;
- до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования;
- до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования.
Обучение по дополнительным общеоб-разовательным программам не является обязательным и осуществляется на основе добровольного выбора!
Результаты реализации дополнительного образования и внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность
Дополнительное образование
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы .
Общим результатом дополнительного образования детей является обеспечение их адаптации к жизни в обществе, профессиональная ориентация, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности ( ст. 75 Закона об образовании в РФ).
Внеурочная деятельность позволяет:
- обеспечить адаптацию обучающегося в образовательной организации;
- оптимизировать его учебную нагрузку;
- улучшить условия для развития;
- учесть потребности, а также возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.
Результатом освоения дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, а также физической культуры и спорта является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, установленных Федеральными государст-венными требованиями.
Результаты освоения основной образовательной программы определяются требованиями ФГОС.
Организации, реализующие образовательные программы
Внеурочная деятельность
Дополнительное образование
Рабочие программы внеурочной деятельности реализуются общеобразова-тельными организациями в рамках основных общеобразовательных программ , подлежащих аккредитации , при наличии у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности на реализацию соответствующих образовательных программ.
Дополнительные общеобразовательные программы не проходят аккредитацию .
Дополнительные общеразвивающие программы могут реализовываться во всех видах образовательных организаций , в организациях, осуществляющих обучение, получивших соответствующие лицензии на реализацию данного подвида образования – дополнительное образование детей и взрослых, а также индивидуальное.
Рабочие программы внеурочной деятельности не могут быть реализованы исключительно организацией дополнительного образования .
Сравнение направленностей
Внеурочная деятельность
Дополнительное образование
Духовно-нравственное
Туристско-краеведческое
Социальное
Социально-педагогическое
Общеинтеллектуальное
Естественно-научное
Общекультурное
Художественное
Спортивно-оздоровительное
Физкультурно-спортивное
Техническое творчество
Финансирование внеурочной деятельности
из практики регионов РФ
ФГОС!
Финансируется
1 классы
кол-во часов на класс ( в неделю )
5 – 9 часов
2 – 4 классы
до 7 часов (6-дневная уч. неделя)
5 – 9 классы
до 10 часов (5-дневная уч. неделя)
до 6 часов (6-дневная уч. неделя)
10 – 11 классы
до 10 часов (5-дневная уч. неделя)
до 6 часов
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Духовно-нравственное
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗА-ЦИОННЫЕ ФОРМЫ
- игровая
- познавательная
- проблемно-ценностное общение
- досугово-развлекательная (досуговое общение)
- художественное творчество
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
- техническое творчество
- трудовая (производственная)
- спортивно-оздоровительная
- туристско-краеведческая
Социальное
- кружки
- секции
- круглые столы
- конференции
- диспуты
- проекты
- школьные научные общества
- олимпиады
- соревнования
- поисковые и научные исследования
- общественнополезные практики
- волонтерская деятельность
- тематические лагерные смены
- экскурсии
- летние школы
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Спортивно-оздоровительное