Р азвитие познавательной деятельности и начальных учёных навыков через организацию дидактических и ролевых игр на базе «Лекотеки» для детей с особыми образовательными потребностями первого года обучения.
Учитель-дефектолог: Третьякова Е.А.
Кабинет учителя – дефектолога на базе «Лекотеки»
Представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы .
УСЛОВНОЕ зонирование помещения.
Зонирование
По отношению к учителю - коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности обучающихся. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.
По отношению к обучающимся - учебная зона это место проведения занятий. Она содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах детей (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал.
Зонирование. Рабочая зона учителя – дефектолога
Рабочая зона учителя – дефектолога оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования обучающихся, консультативной помощи. Оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога.
Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи и шкафы для хранения. материалов.
Двигательно-релаксационная зона
рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство, оснащенное ковровым покрытием, для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).
Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете–отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры.
«День рождения куклы Кати»
Цель. Формировать у детей первоначальные представления о дне рождения как о праздничном событии; закрепить последовательность событий, происходящих в этот день.
Оборудование. Кукла в нарядном платье, небольшие игрушки, книжки, салфетки.
Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть праздничный наряд куклы Кати, которой сегодня исполнилось пять лет и которая приглашает детей отпраздновать ее день рождения. Педагог вместе с детьми благодарит куклу за приглашение, а затем договаривается с ними, как они будут праздновать день рождения. Взрослый предлагает детям последовательно выполнить ряд действий :
– выбрать в качестве подарка любой из предложенных предметов (игрушку, книжку, воздушный шарик, набор кубиков, набор фломастеров) ;
– подойти к кукле и сказать ей : «Катя, я тебя поздравляю с днем рождения! Вот тебе подарок» ;
– кукла Катя благодарит за подарок, гости водят вокруг куклы хоровод «Каравай» ;
– кукла Катя угощает детей; дети благодарят за угощение.
Классификация игрушек А.С.Макаренко.
Первый вид: Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).
Второй вид: Полу готовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением).
Третий вид: Игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А.С.Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).
«Классификация игрушек» Е. А. Аркина
Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учётом последних достижений в различных областях знаний.
В своей классификации Е. А. Аркин одним из первых выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:
1. звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д. ;
2. двигательные игрушки – лук, стрелы, бумеранги и т. д. ;
3. образные игрушки – изображения животных и куклы;
4. верёвочка, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.
Чем кубики Кооса отличаются от кубиков Никитина "Сложи узор"?
Кубики Кооса это 9 кубиков бело - красные. Кубики Никитина адаптированы для детей с маленького возраста, состоят их 16 деревянных кубиков . Раскраска: каждая грань у которых имеет свой цвет: красный, синий, желтый, белый или желто-синий и красно-белый. Разница в цветах и количестве. Принцип один и тот же.
ПОВАРА
Ритуал-приветствия
Все собрались вместе в круг (встаем в круг). Я твой друг (руки к груди). И ты мой друг (протягивают руки друг к другу). Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки). И друг другу улыбнёмся (улыбаемся).
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп! Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ! Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх! Пухленькие щечки? Плюх - плюх - плюх! Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг! Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок! Здравствуйте, зубки! щелк-щелк-щелк! Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип! Здравствуйте, детишки! Раз, два, три. Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее!
Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО!!!