Аналитический отчёт
Развитие пространственных представлений и образного мышления на уроках математики у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
через использование коррекционно-развивающих упражнений.
Исполнитель: учитель математики Первушина Анна Александровна
Введение.
Трудности восприятия геометрического материала.
- Обучающиеся затрудняются в определении взаимного положения предметов в пространстве
- Не устанавливают ассоциации между абстрактным геометрическим образом и конкретным предметом
- Слабо дифференцируют геометрические фигуры, путаются в терминологии
- Затрудняются в отборе фигур по образцу и по названию.
- С трудом производят отбор фигур для конструирования по образцу
- Не узнают геометрические фигуры показанные в другом положении.
- Не владеют приёмами сравнения геометрических фигур.
- Медленное формирование навыков работы с чертёжными инструментами из- за несовершенства мелкой моторики пальцев рук и пространственных нарушений.
- Ошибки в построении и измерении.
- Искажение графического изображения фигур вследствие несовершенства мелкой моторики рук.
- Слабые представления о величинах, замена одних мер другими из- за отрыва конкретного образа единиц измерения от их названия.
- Цель работы - исследование эффективности коррекционно- развивающих упражнений.
Задачи :
- Изучить и проанализировать учебно- педагогическую литературу по данному вопросу.
- Разработать контролирующие тесты уровня усвоения геометрического материала учащимися.
- Изучить достижения и эффективность применения коррекционно- развивающих упражнений для развития пространственных представлений и образного мышления у детей с особыми образовательными возможностями.
- Сделать самооценку педагогической деятельности.
Подструктуры наглядно- образного мышления.
Топологическая
Композиционная
Метрическая
Порядковая
Проективная
Анализ результатов педагогической деятельности
I Входная диагностика.
- Проверка уровня развития топологической подструктуры образного мышления.
Цель:
- Выявление умения устанавливать отношения «над», «под», «между», «перед», «за», «справа», «слева», «вверху - внизу», «снаружи», «внутри», «на».
- Выявление умения сравнивать геометрические фигуры по взаимному расположению «ближе – дальше», «левее – правее», «выше – ниже».
Результаты диагностирующего теста на выявление уровня топологической подструктуры 5 класса за 2008 год
Тест 1
Количество учащихся
«Уровень развития топологической подструктуры образного мышления»
«5»
11
высокий уровень
«4»
1
средний уровень
«3»
4
низкий уровень
«2»
5
очень низкий уровень
1
Анализ ошибок топологической подструктуры образного мышления
- Не различают пространственные отношения «вокруг», «между», «после», «в правом верхнем (нижнем) углу» и т.п. – 5 учащихся (45,5%)
- Затрудняются в определении взаимного положения предметов в пространстве – 6 учащихся (54,5%).
- Путают понятия «вертикально» , «горизонтально» - 7учащихся(63,3%)
2. Проверка уровня развития порядковой подструктуры образного мышления.
Цель
- Выявление умения распознавать геометрические фигуры.
- Выявление усвоения основных геометрических понятий, предусмотренных программой начальной специальной (коррекционной) школы.
Результаты диагностирующего теста на выявление уровня порядковой подструктуры 5 класса за 2008 год
Тест 2
«Уровень развития порядковой подструктуры образного мышления»
Количество учащихся
«5»
11
высокий уровень
«4»
1
средний уровень
«3»
4
низкий уровень
5
«2»
очень низкий уровень
1
Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста на определение уровня развития порядковой подструктуры
- Слабо дифференцируют геометрические фигуры, путаются в терминологии – 4 учащихся (36,4%)
- Затрудняются в отборе фигур по образцу и по названию – 2 учащихся (18,2%).
- Путают фигуры и величину (отрезок – длина отрезка, замкнутая ломаная – длина ломаной - периметр и т.п.) – 5 учащихся (45,5%)
3. Проверка уровня развития проективной подструктуры образного мышления.
Цель:
- Выявление умения устанавливать ассоциативные связи между абстрактным геометрическим образом и конкретным примером.
- Выявление умения узнавать геометрическую фигуру (тело), показанную в другом положении.
- Выявление умения выделять искомую фигуру из множества других.
- Выявление умения правильно изображать геометрические фигуры.
Результаты диагностирующего теста на выявление уровня проективной подструктуры 5 класса за 2008 год
Тест 3
«Уровень развития проективной подструктуры образного мышления»
Количество учащихся
«5»
11
высокий уровень
«4»
3
средний уровень
«3»
3
низкий уровень
5
«2»
очень низкий уровень
0
Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста на определение уровня развития проективной подструктуры
- Не умеют устанавливать ассоциации между абстрактным геометрическим образом и конкретным предметом –6 учащихся (54,5%).
- Не узнают геометрические фигуры, показанные в другом положении – 4 (36,4%).
- Не умеют выделять искомую фигуру из множества других – 2 (18,2%)
2. Проверка уровня развития метрической подструктуры образного мышления.
Цель:
1. Выявление уровня усвоения понятий «миллиметр», «сантиметр», «дециметр», «метр».
2. Выявление уровня сформированности умений и навыков:
- измерение отрезков;
- сравнения величин.
3. Выявление умения устанавливать соотношения между единицами измерения величин.
Результаты диагностирующего теста на выявление уровня метрической подструктуры 5 класса за 2008 год
Тест 4
«Уровень развития метрической подструктуры образного мышления»
Количество учащихся
«5»
11
высокий уровень
«4»
0
средний уровень
«3»
3
низкий уровень
5
«2»
очень низкий уровень
3
Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста на определение уровня развития метрической подструктуры.
- Не усвоили понятия «миллиметр», «сантиметр», «дециметр», «метр» - 5 учащихся (45,5%)
- Неправильно измеряют линейкой – 4 учащихся (36,4%).
- Допустили ошибки при построении отрезков – 5 (45,5%)
- Допустили ошибки при сравнении величин – 7 учащихся (63,3%).
- Не умеют устанавливать соотношения между единицами измерения величин – 8 учащихся (72,7%).
- Вследствие недоразвития глазомера допускают ошибки в приблизительной оценке расстояния – 7 учащихся (63,6%).
Результаты входного диагностирующего тестирования на выявление уровня наглядно-образного мышления
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: Топологической подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: Топологической подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: Топологической подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: Топологической подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: Топологической подструктуры
Конструируем по клеточкам
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: порядковой подструктуры
Найти закономерность в расположении фигур и заполнить клетки со знаком вопроса
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: порядковой подструктуры
Чем похожи эти фигуры? На какие группы их можно разделить? Как называются фигуры каждой группы?
Пронумеруй чашки в порядке убывания вместимости
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: порядковой подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: порядковой подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: порядковой подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: порядковой подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: порядковой подструктуры
Определяем геометрические фигуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: проективной подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: проективной подструктуры
Какое изображение (А, Б или В) получится если на конус смотреть
Сверху ____
Сбоку _____
Снизу ____
Какое изображение (А, Б или В) получится если на цилиндр смотреть
Сбоку _____ Сверху ____
Снизу _ ____
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: проективной подструктуры
Справа на рисунке даны бумажные выкройки (А, Б, В), а слева склеенные из этих выкроек предметы. Какая выкройка соответствует каждому из предметов?
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: проективной подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: проективной подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: проективной подструктуры
Конструируем геометрические фигуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: метрической подструктуры
Найди объем фигур, составленных из кубиков, если объем одного кубика равен 1см 3
Объем каких фигур одинаковый?
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: метрической подструктуры
Измерь предметы и запиши их длину
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: метрической подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: метрической подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: метрической подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: композиционной подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: композиционной подструктуры
Упражнения, направленные на коррекцию и развитие: композиционной подструктуры
Собери фигуру по образцу
Играем в «Танграм»
II Промежуточная диагностика.
Результаты промежуточного диагностирующего теста на выявление уровня топологической подструктуры 7 класса за 2010 год
Тест 1
Количество учащихся
«Уровень развития топологической подструктуры образного мышления»
10
«5»
высокий уровень
«4»
2
средний уровень
4
«3»
низкий уровень
«2»
4
0
очень низкий уровень
Результаты промежуточного диагностирующего теста на выявление уровня порядковой подструктуры 7 класса за 2010 год
Тест 2
«Уровень развития порядковой подструктуры образного мышления»
Количество учащихся
«5»
10
высокий уровень
«4»
2
средний уровень
«3»
4
низкий уровень
4
«2»
очень низкий уровень
0
Результаты промежуточного диагностирующего теста на выявление уровня проективной подструктуры 7 класса за 2010 год
Тест 3
«Уровень развития метрической подструктуры образного мышления»
Количество учащихся
«5»
10
высокий уровень
«4»
2
средний уровень
«3»
6
низкий уровень
2
«2»
очень низкий уровень
0
Результаты промежуточного диагностирующего теста на выявление уровня метрической подструктуры 7 класса за 2010 год
Тест 4
«Уровень развития метрической подструктуры образного мышления»
Количество учащихся
«5»
10
высокий уровень
«4»
2
средний уровень
«3»
3
низкий уровень
4
«2»
очень низкий уровень
1
Результаты промежуточного диагностирующего тестирования на выявление уровня наглядно-образного мышления за 2010 год
Сравнение результатов входных и промежуточных диагностирующих тестов
III Итоговая диагностика.
Цель: выявление уровня развития образного мышления учащихся в 9 классе.
Результаты итогового диагностирующего теста на выявление уровня топологической подструктуры9класса за 2012 год
Тест 1
Количество учащихся
«Уровень развития топологической подструктуры образного мышления»
9
«5»
высокий уровень
«4»
3
средний уровень
5
«3»
«2»
1
низкий уровень
очень низкий уровень
0
Результаты итогового диагностирующего теста на выявление уровня порядковой подструктуры 9 класса за 2012 год
Тест 2
«Уровень развития порядковой подструктуры образного мышления»
Количество учащихся
«5»
9
высокий уровень
«4»
3
средний уровень
«3»
4
низкий уровень
2
«2»
очень низкий уровень
0
Результаты итогового диагностирующего теста на выявление уровня проективной подструктуры 9 класса за 2012 год
Тест 3
«Уровень развития проективной подструктуры образного мышления»
Количество учащихся
«5»
9
высокий уровень
«4»
3
средний уровень
«3»
6
низкий уровень
0
«2»
очень низкий уровень
0
Результаты итогового диагностирующего теста на выявление уровня метрической подструктуры 9 класса за 2012 год
Тест 4
«Уровень развития метрической подструктуры образного мышления»
Количество учащихся
«5»
9
высокий уровень
«4»
1
средний уровень
«3»
5
низкий уровень
3
«2»
очень низкий уровень
0
Результаты итогового диагностирующего тестирования на выявление уровня наглядно-образного мышления за 2012 год
Сравнение результатов промежуточных и итоговых диагностирующих тестов (отношения числа обучающихся получивших «5» и «4» к общему количеству обучающихся в классе)
Заключение
- Цели и задачи, поставленные в межаттестационный период достигнуты полностью.
- Изучена психолого-педагогическая литература по данной теме.
- Составлены и апробированы на практике контрольные диагностирующие тесты на выявление уровня наглядно-образного мышления.
- Проанализированы достижения обучающихся и эффективность применения коррекционно-развивающих упражнений на развитие наглядно-образного мышления.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ