«Развитие ребенка младшего школьного возраста на примерах из русской художественной литературы»
Подготовила: Анненкова Марина Александровна
г. Петропавловск-Камчатский
2018 год
«В 7-10 лет ведущей деятельностью ребенка становится учебная. От того, насколько успешно ребенок адаптировался к обучению, зависит его последующий успех. Кроме того, происходит резкий скачек в физическом, интеллектуальном и психологическом развитии .»
Вступление
Агния Барто «Первый урок»
Я на уроке в первый раз. Теперь я ученица. Вошла учительница в класс,- Вставать или садиться? Как надо парту открывать, Не знала я сначала, И я не знала, как вставать, Чтоб парта не стучала. Мне говорят — иди к доске,- Я руку поднимаю. А как перо держать в руке, Совсем не понимаю. Как много школьников у нас! У нас четыре Аси, Четыре Васи, пять Марусь И два Петровых в классе. Я на уроке в первый раз, Теперь я ученица. На парте правильно сижу, Хотя мне не сидится.
Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.
Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.
Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.
Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.
Сергей Михалков «36 и 5»
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
И у доски стоять, молчать, Не зная, что же отвечать...
Озабоченно и хмуро Я на градусник смотрю: Где моя температура? Почему я не горю? Почему я не больной? Я здоровый! Что со мной?
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
У меня опять: Тридцать шесть и пять!
Я быстро градусник беру И меж ладоней долго тру, Я на него дышу, дышу И про себя прошу, прошу: "Родная, миленькая ртуть! Ну, поднимись ещё чуть-чуть! Ну, поднимись хоть не совсем - Остановись на "тридцать семь"!"
Живот потрогал - не болит! Чихаю - не чихается!
Прекрасно! Тридцать семь и два! Уже кружится голова! Пылают щёки (от стыда!)... - Ты нездоров, мой мальчик? - Да...
И кашля нет! И общий вид Такой, как полагается! И завтра ровно к девяти Придётся в школу мне идти И до обеда там сидеть - Читать, писать и даже петь!
Я опять лежу в постели - Не велели мне вставать. А у меня на самом деле - Тридцать шесть и пять !
Злой учитель
Нет необходимой базы знаний для того, чтобы он уверенно чувствовал себя на уроке
Нет личной позиции, мотивации получать новые знания
Эмоционально-волевая составляющая
Скука на уроке
Отсутствие силы воли
Михаил Зощенко «Ёлка»
Положительные характеристики :
- интеллектуальная готовность;
- физическая готовность;
- готовность взаимодействия с окружающим социумом.
Отрицательные характеристики :
- недостаток нравственных установок;
- низкая эмоционально-волевая готовность.
Николай Носов «Про Гену»
Отрицательные характеристики:
- снижена эмоционально-волевая сфера;
- отсутствие самоконтроля;
- низкая познавательная активность.
Положительные характеристики :
- высокое интеллектуальное развитие;
- социальная адаптация.
Лев Толстой «Детство»
Развита социальная сфера
(мальчик очень общительный
и вежливый)
Эмоционально-волевая сфера
Склонен к рефлексии
Развита интеллектуальная сфера
Весёлый и оптимистичный нрав
Высокая познавательная активность
Художественная литература всегда позволяет взглянуть со стороны на какую-либо проблему в обществе, ведь каждое из произведений – это авторское видение любого общественного вопроса .
Заключение
Развитие младшего школьника зачастую зависит от взрослых, задача которых — помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника.