Просмотр содержимого документа
«Презентация "Реализация требований ФГОС к предметным и метопредметным результатам освоения биологии".»
Возможно кто - то недооценил стандарт,
И он не потревожил чьи - то чувства,
Но то, что в слове есть частица АРТ,
Свидетельство высокого искусства.
Искусство создавать и претворять,
Искусство ставить цели для движенья,
Искусство результаты проверять,
Твори и действуй – это наслажденье!
А мы пока в смятенье столько лет.
Обуревают смешанные чувства,
Я поняла, чтобы ввести стандарт,
Нужны учителю терпенье и искусство.
Реализация требований
ФГОС к предметным
и метопредметным
результатам освоения
биологии.
Ширимова Анна Ивановна учитель биологии МБОУ «Каменская СОШ №2»
обособленное структурное подразделение
Дегтяренская школа
Программа «Биология» 1994 год. Требования к учащимся 6 – 9 классов.
- Учащиеся должны знать : 1) предмет, структуру и основные методы биологии, как науки; 2) важнейшие этапы развития биологии; 3) имена ученых биологов, внесших наиболее существенный вклад в развитии науки биологии; 4) отличие живого от неживого; 5) основные свойства и процессы жизни; 6) значение живых организмов в жизни природы и их значение для человека; 7) роль биологических знаний как научной основы для различных видов человеческой деятельности и т. д.
- Учащиеся должны уметь : 1) применять простейшие методы биологических исследований; 2) соблюдать правила техники безопасности при работе с биологическими объектами, приборами и инструментами для биологических исследований; 3) работать с научно – популярной литературой; 4) обосновывать необходимость бережного отношения к живым существам и сохранения их местообитаний; 5) обосновывать и проводить простейшие мероприятия по охране окружающей среды и т. д.
В ФГОС требования к результатам обучения поделены на три вида : личностные
- 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, уважение к его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;
- 5) освоение социальных норм, правил поведения;
- 6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с людьми в процессе разнообразной деятельности;
- 7) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- 8) формирование основ экологической культуры;
- 9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Предметные результаты описаны в 5 областях: В познавательной сфере. В ценностно – ориентированной . В сфере трудовой деятельности. В сфере физической деятельности. В эстетической сфере .
- кратко:
- 1. У учащихся должна быть сформирована система биологических знаний.
- 2. Учащиеся владеют специфичным предметным биологическим языком.
- 3. В ходе учебного процесса осуществляется знакомство с естественно - научным методом познания.
- 4. Учащиеся способны применять знания и умения для решения практических задач.
- Предметные результаты представляют собой систему знаний и умений, приобретенный опыт познания. Данные требования к результатам освоения образовательной программы вполне понятны каждому учителю и всегда являлись приоритетными. Сложнее понять, что такое метапредметные результаты и личностные достижения учащихся. Все пункты личностных результатов или достижений можно соотнести к любому предмету, кроме 8 и 9 пункта. В примерных программах ФГОС «Биология» 2010 года, на мой взгляд, четко и понятно определены требования к личностным результатам :
- 1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
- 2. знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий,
- 3. реализация установок здорового образа жизни,
- 4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
- 5. сформированность интеллектуальных умений доказывать, строить предположения, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выдвигать гипотезы и т. д.
- 6. эстетическое отношение к живым объектам, формирование основ экологической культуры.
Из истории
- Многие ученые сошлись во мнении, что первым метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В те времена термин «метафизика» на греческом языке означал «все то, что до физики и все то, что после физики». Данный термин ввел Андроник Родосский, который собрал труды учёного и обозначил их термином «метафизика». На протяжении многих веков значение термина сильно менялось и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.
- Наиболее интересное на первый взгляд учение В. Р. Соловьёва, который разработал метафизику всеединства. Он считал, что смысл человека состоит в постижении первых истоков единства важнейших ценностей – истины, добра и красоты.
- В России метапредметное обучение началось только в 19 веке. Сегодня понятия «метапредмет» и «метапредметые действия» широко используются в образовании. Метапредметные результаты – это такие образовательные результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников. Метапредметные результаты можно отнести к сквозным образовательным результатам, связанным с формированием у школьников универсальных способов действий. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
- ФГОС, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предполагают формирование и развитие умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (см. выше пункт 11 ).
Используя специфические свойства компьютера, можно изучать явления и процессы в макро- и микромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования.
Презентации
- Презентация для ведения урока.
- Презентация – отчет о внеклассном мероприятии.
- Презентация для внеклассного мероприятия:
Клип
Основная - для ведения мероприятия.
- Презентация для релаксации.
- Презентация для физминуток.
Электронные энциклопедии
- ВИКИПЕДИЯ
- А. Горкин «Современная иллюстрированная энциклопедия по биологии»
Программы - тренажеры
Системы виртуального эксперимента.
- Виртуальная лаборатория:
- для выполнения лабораторных работ,
- для выполнения практикумов.
Программные системы контроля знаний
Спасибо за внимание!
Успехов во всех ваших
начинаниях!