Роль медиатора в подготовке и проведении «Семейной конференции»
Кривченко Е.В педагог-психолог
МБОУ ЦПП МСП
Позиция медиатора (координатора) в процессе
- Максимально непредвзятая и беспристрастная, т. е.
медиатор не высказывает своих соображений по поводу произошедшего;
- Медиатор не судит конфликтующих;
- Не примиряет их;
- Не делает оценок и заключений по поводу виновности;
- Не предоставляет проекты решения проблемы;
- Не берет на себя принятие никакого решения , которое затрагивало бы по существу рещаемую проблему .
Роль медиатора в организации и проведении «Семейной конференции »
- Медиатор создает условия, которые позволяют всем членам семьи услышать друг друга,
- осознать свою долю ответственности;
- приложить усилия для восстановления разрушенных связей, найти выход из проблемной ситуации.
- Медиатор обеспечивает безопасность и соблюдение правил медиации и прав каждого участника СК
На всех этапах подготовки и проведения семейной конференции медиатор использует основные инструменты медиатора:
- Соблюдение принципов медиации;
Коммуникативные техники:
- активное слушание,
- эхо-техники
- перефраз, уточнение
- рефрейминг
- резюмирование;
- переформулирование негативных высказываний
- сообщение о принятии чувств.
Техники обработки информации и принятия решения
1.На этапе подготовки к семейной конференции
- Медиатор изучает ситуацию (запрос, имеющиеся документы и т. д.)
- Первично определяются вопросы, которые необходимо решить на СК (далее они будут уточнятся).
- Формулируется предварительное рабочее название темы семейной конференции
- Составляется предварительный список приглашенных на встречу (специалистов, определение возможных участников СК).
- Разрабатывается план предварительных встреч.
2. Подготовка потенциальных участников к встрече.
1. Встреча медиатора с потенциальными участниками СК ( в первую очередь родители, опекуны)
- Медиатор рассказывает о технологии, о цели, процедуре, правилах;
- Согласует с участниками формулировку темы (основного вопроса) СК;
- И формулировку вопросов
- Обсуждает возможные кандидатуры участников со стороны семьи, родни, специалистов. Роль каждого из них
2. Встреча с ребенком
3 . Формулирование повестки СК
4 . Встреча со специалистами
Для совещания медиатора и специалистов может быть использована следующая схема:
Вопросы , направленные на решение проблем ребенка
Возможности специалистов в поддержке семьи
Ресурсы семьи для проведения Семейной конференции
То, что необходимо учесть при проведении Семейной конференции
Кроме проведения предварительных встреч медиатор отвечает за согласование времени, подготовку помещения и другие организационные задачи.
3. Встреча участников (собственно конференция)
Обсуждение вопроса актуального для семьи.
- Медиатор приветствует и представляет всех участников;
- создает доброжелательную атмосферу,
- говорит о проблемной ситуации,
- напоминает о правилах и этапах следит за их соблюдением
- обеспечивает безопасную обстановку в ходе СК
- По окончании этого этапа ведущий резюмирует информацию, объявляет следующую фазу.
Медиатор напоминает семье…
- Семья использует столько времени , сколько необходимо;
- Семья концентрируется на вопросах , касающихся разрешения ситуации члена семьи(ребенка), а не на проблемах взаимоотношения родственников;
- Семья распределяет ответственность между собой по реализации плана;
- Семья определяет ответственных за связь с ведущим и специалистами в случаях трудностей выполнения плана;
- Ведущий и специалисты покидают помещение.
Протокол семейной конференции
- Дата проведения СК_________ место____________
- Ф.И. Обуч-ся__________________________________
- Возраст_____________ класс___________________
- Ведущий СК__________________________________
- Другие участники СК (ф.и.о членов семьи, указывается степень родства; ф.и.о специалистов)
- __________________________________________________
- Основной вопрос (тема)____________________________
- Ресурсы (семьи, воспитанника, помощи специалисто, иное) ___________________________________________________________
- Проблемы требующие разрешения____________________________
- Вопросы, пункты повестки СК:
- Например (где будет проживать подросток, вопрос заглаживания вреда и т.д.)
- Семейный план прилагается отдельно.___________________________
- Результаты СК Удалось ли семье выработать Семейный план ? Да_____Нет_____
- Обсужден ли семейный план со специалистами?
- Когда начнется реализация Семейного плана, принят ли окончательно?
- Сроки начала реализации ____________ предварительные условия_____________
- Какие вопросы остались нерешенными в ходе СК
- Кто отслеживает выполнение Семейного плана
- Приложение Семейный план
- Протокол составил____________________ Дата составления
4. Личное время семьи
- Участники: семья, родственники, близкие , значимые люди.
- На этом этапе члены семьи обсуждают ситуацию и принимают план по решению проблем связанных с ребенком.
- также отвечает на вопросы по реализации плана: кто и что будет делать для его выполнения, когда, каким образом и кем его выполнение будет оценено, что нужно делать в случае, если план не будет выполнен.
- Для семьи важно обсудить это самостоятельно, поскольку ответственность за проблему и ее решение должна нести именно семья; члены семьи могут в своем кругу говорить свободнее, особенно о предметах и темах, которые они не хотели бы выносить вовне; отвести обсуждению столько времени, сколько необходимо;
- на данном этапе роль ведущего берет на себя самый уважаемый член семьи
Семейный план
- План разработанный на семейной конференции(СК)
Дата_______
Участники СК:
Ф.И. О. обучающегося(воспитанника)_____________________________
Члены семьи и другие приглашенные лица __________________________
Специалисты____________________________________________________
Медиатор_______________________________________________________
Основной вопрос________________________________________________
Подписи участников СК:
1________________________
2_________________________
№
1
Вопросы, направленные на решение проблем ребенка
2
Действия
Ответственный (ые)
Сроки выполнения
3. Представление, обсуждение и принятие плана
- План выносится на обсуждение с участием специалистов и координатора, которые могут попросить прояснить его пункты.
- План семьи принимается, если только не будет доказано, что он представляет угрозу безопасности детей или юридически неправомерен, или не отвечает минимальным требованиям.
- Затем обсуждается, каким образом будет оцениваться успешность реализации плана и кто будет проводить эту оценку.
Результатом
- Семейной конференции является принятие плана исправления ситуации, который вырабатывается самими участниками, а социальное сопровождение осуществляет их ближайшее окружение и значимые люди.
Протокол реализации семейного плана по результатам беседы ведущего СК с ответственным за выполнение Семейного плана (ч/з1-3 месяца)
- Дата беседы___________ место___________________
- Дата проведения СК_____________________________
- Ф.И.О. обучающегося , воспитанника_______________
- Медиатор (ведущий СК)___________________________
Семейный план прилагается
Вопросы о результатах выполнения Семейного плана:
1.Степень выполнения каждого из пунктов плана к настоящему времени(что сделано, что нет);
2. Препятствия к выполнению Семейного плана(отдельных пунктов). Что не получается, почему?
3. В чем нужна поддержка?
4.Что нужно уточнить, изменить в Семейном плане?
5. Комментарии и дополнения к Семейному плану.
Выводы , сделанные ведущим СК
Примечания________________________________________
Подпись ведущего СК____________________ Дата составления протокола______________
ф.и.о и должность