Тема: Роль педагога в современном учебно-воспитательном процессе.
То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…
Подвести к этому ребёнка и есть главная задача современного учителя.
Л. С. Выготский
Лев Семёнович Выготский (1896−1934). Советский психолог, впервые связавший педагогику и психологию . Исследователь особенностей детского развития. Основоположник коррекционной педагогики , социальной психологии и психолингвистики.
Какую роль играет школьный учитель
на современном этапе развития образования?
Теория и практика образования находятся сегодня на изломе между пониманием образования как «передачи опыта» и образовательной парадигмой «выращивания личности».
Образовательная парадигма - это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретные действия педагога в различных видах образовательной дея-тельности.
Традиционные способы образования устарели и будущее за инновационными методами передачи знаний.
Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, состояние сферы образования позволяет говорить о наличии нового социального заказа общества к образованию, а также о новом или обновленном содержании образования.
Учитель должен ясно понимать самоценность образования, прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.
Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе , уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью.
Профессиональная педа-гогическая компетентность
определяется, как владение учителем необхо-димой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деяте-льности, педагогического
общения и личности учителя .
Профессионализм
педагога рассматри-вается сегодня как условие достижения современного качества образования.
Анализ уровня компетенций учителя можно проводить
3 способами:
1 ) способом самооценки
2 ) способом экспертной оценки путём прямого наблюдения за работой учителей на уроках и целевого анализа этих уроков
3) тестированием уровня знаний и умений по некоторым компетенциям
Профессиональная деятельность учителя связана с конкретной предметной областью .
Идейно-нравственная позиция педагога должна отражаться на методике его воспитательной работы.
Взгляд на ученика , характерного для современного этапа развития школы - школьник из объекта воздействия должен стать субъектом деятельности .
Профессиональная подготовка учителя включает в себя как общее, характерное для всех педагогов (независимо от профиля), так и частное, отражающее особенности деятельности предметника.
Понятия «фасилитация» и «фасилитатор» ( от англ. facilitate - облегчать, помогать, способствовать ) пришли в педагогику из гуманистической психологии.
Таким образом , учитель-фасилитатор - это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового.
В новой парадигме обучения учитель должен уже не столько передавать знания , сколько создавать ребенку условия для самостоятельного их открытия и обнаружения.
Педагог должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету.
Учитель в современной школе - это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.
Главные задачи учителя по отношению к ученикам:
Развивать веру в успех .
Считать ошибки нормальным и нужным явлением
Обращать внимание на прошлые успехи учеников
Учить детей управлять собственной деятельностью
Признавать и видеть достижения каждого ученика.
1) Квалификация соответствующего уровня и профиля
2) Конкурентоспособность на рынке труда
3) Компетентность
4) Ответственность
5) Свободное владение своей профессией
6) Ориентирование в смежных областях деятельности
7) Владение современными педагогическими и информационными технологиями
8) Способность к постоянному профессиональному росту
9) Социальная и профессиональная мобильность
Главная цель учителя:
Повышение качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными
во взрослом мире.
Главная задача учителя :
раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни
в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Рекомендации современному учителю:
Учитель стремится самостоятельно разрабатывать проекты своих уроков;
Обоснованно, рационально и комплексно использует те или иные средства обучения (учебники, наглядные пособия, технические средства и т.д.);
Регулярно анализирует полученные на уроке (или системе уроков) результаты обучения, воспитания и развития школьников.
По видам деятельности:
педагогические
управленческие
По характеру вносимых изменений:
радикальные
комбинаторные
По источнику возникновения:
внешние
внутренние
От государства:
Требования к уровню компетентности учителя
(аттестация)
От государства:
Требования к модели
выпускника
(стандарты и т.д.)
От администрации:
Отчёты, успеваемость
Учитель
От ученика:
Индивидуальный
подход
От науки:
Положения современной дидактики
От родителей:
Ожидания
Кто он – современный учитель?
У никальный, у мный, у спешный, у ниверсальный, у меющий хорошо давать материал
У
Ч
Ч естный, ч еловечный, ч уткий, с ч увством юмора
И
И скренний, и ндивидуальность
Т
Т актичный, т олерантный, т ерпеливый
Е
Е стественный, е диномышленник
Л
Л юбящий детей. л юбящий свою работу
Ь
Очень мягкий , как мягкий знак и само слово!
Умеет находить общий язык со своими учениками
Должен идти
в ногу со временем
Должен иметь хороший словарный запас, чувство юмора
Должен быть современным интеллигентным
человеком
Не ждать вознаграждения
за свою работу
Не смущаться своими ошибками. Экспериментировать, искать.
Сохранять в себе детскость
Примать всё то,
что есть в ребёнке
Помогать и одобрять труд ребёнка
Стараться ничему
не учить ребёнка напрямую. Учиться самому.
Искренне восхищаться всем красивым, что видишь вокруг
Педагогика нежности – требование сурового времени.
Кто он – современный учитель?
В российских школах 1 млн. 264 тыс. педагогов
1 млн. 99 тыс. ( 87% ) - женщины
Во Франции – 57 %
В Японии – 32 %
Кто он – современный учитель?
Средний возраст учителей – 43 года
Каждый десятый - пенсионер
Столько же молодых ( до 30 лет )
50,7% - люди от 31 до 46 лет
Кто он – современный учитель?
Около 40 % учителей не бывает:
Почти 70 % не желают менять свою работу на другую
Спасибо за внимание!