Романтизм в изобразительном искусстве
Марковская Ю. Я. Учитель ИЗО и МХК. Гимназия № 1, г. Норильск
Романтизм (Romanticism) – это идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма .
Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.
Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию кла c сическим образцам 18 века.
Романтики отвергали рационализм и практицизм просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение.
Личное развитие ставилось выше стандартов тщеславного и уже увядающего аристократического общества. Романтизм образованной молодёжи изменил сословное общество Европы, став началом появления образованного "среднего класса" в Европе. А картину " Странник над морем тумана " с полным основанием можно назвать символом периода романтизма в Европе .
Руины аббатства. 1830 -1834
Руины монастыря. 1818 г.
Двое, созерцающие луну. 1819
Брюллов Карл Павлович. 1799-1852 г.г. - русский живописец. С 1836 г. профессор Петербургской академии художеств, почётный член Миланской, Болонской, Флорентийской, Пармской академий. Учился у отца, академика орнаментальной скульптуры, в академии художеств.
Последний день Помпеи .
Романтизм . Холст, масло. 1830—1833. г
Всадница.
Романтизм . Холст, масло. 1832 Третьяковская галерея. Москва.
Итальянский полдень
Романтизм. Холст, масло. 1827. Русский музей. Санкт-Петербург
- Помещичий сын Орест Кипренский родился 13 марта 1782 года в поместье Нежинское неподалеку от Петербурга, и являлся внебрачным ребенком хозяина поместья Алексея Дьяконова. Закончил Академию художеств, весной 1816 года Кипренский совершает поездку по Европе, откуда возвращается в 1822 году. Автор ряда известных портретов. В 1828 году навсегда возвращается в Италию, где жениться на свой воспитаннице Мария Фалькуччи. Через три месяца после бракосочетания художник получил сильнейшее воспаление легких, от которого скончался 17 октября 1836 года.
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова. 1809
Бедная Лиза. 1827
Портрет мальчика Челищева 1808-1809
Гойя. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес(Francisco Josе de Goya) 1746-1828 г.г. — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства времён эпохи романтизма. Колоссальное трудолюбие позволило ему работать вплоть до глубокой старости и, за свою жизнь, он оставил нам множество прекрасных произведений. Точность его портретов позволяет нам увидеть облик испанской знати и взгляд художника на ряд исторических событий.
Гойя отличается смелым художественным новаторством от сторонников академизма. Постоянный интерес к гротеску, создание офортов высмеивающих социальные и религиозные порядки в обществе.
Расстрел 3 мая 1808 года в Мадриде
Семья Карла IV
Офорт. Сон разума рождает чудовищ. 1799
Шествие флагеллантов (самобичующихся) 1812-1819
Айвазовский (Гайвазовский) Иван Константинович (1817-1900) - российский художник-моринист. Живописец Главного морского штаба (1844 г.), академик Петербургской академии художеств (1844 г.) и ряда заграничных академий. Айвазовский учился в Петербургской академии художеств (1833-1839 гг.).
Автор грандиозных полотен, в которых романтически воспевает силу и величие морской стихии ("Девятый вал", 1850 г.; "Среди волн", 1898 г. и другие), а также картин, посвящённых героическим делам русского флота ("Чесменский бой", "Наваринский бой", обе 1848 г., Феодосийская картинная галерея).
Девятый вал
1850 г. Романтизм. Холст, Масло. 221 × 332 см. Русский музей Санкт-Петербург
Наполеон на острове святой Елены. 1897
Всемирный потоп. 1864
Тёрнер Джозеф Мэллорд Уильям (Turner, Joseph Mallord William) (1775-1851 гг.) , английский живописец (см. живопись) и график. Представитель романтизма. Мастер пейзажной (пейзаж) живописи. До 1796 г. работал исключительно акварелью, являясь ведущим представителем школы, признававшей лишь "фотографически" точное изображение природы. Позже стал писать и маслом. Постепенно выработал собственную манеру письма, в результате чего его работы стали более эмоциональными и драматическими.
Последний рейс фрегата «Отважный». 1839
Снежная буря во время перехода войск Ганнибала через Альпы
Пожар в здании Парламента в Лондоне в 1835 г.
Делакруа Эжен (Delacroix, Eugene) (1798-1863 гг.), величайший французский живописец-романтик. В 1822 г. Делакруа выставил в парижском Салоне картину "Ладья Данте", которая была куплена правительством, что открыло перед Делакруа возможность головокружительной карьеры. Делакруа, как правило, предпочитал брать за основу своих полотен драматические сюжеты. Увлекался экзотическими мотивами, особенно после поездки в Марокко в 1832 г. Кроме того, он вошёл в историю живописи как автор портретов, отмеченных особой одухотворённостью. После 1830-х гг. Делакруа занимался оформлением общественных зданий Парижа.
Свобода на баррикадах. 1830
Ладья Данте
Мартин Джон (Martin, John) (1789-1854 гг.), британский художник романтик (романтизм) и гравёр. Он работал в необычной манере меццо-тинто (вид гравюры на металле) ; прославился изображением сцен катастроф. Его полотна заполнены крошечными фигурками среди грандиозных архитектурных сооружений.
Часто, художник заимствует свои мотивы в творчестве из картин Тёрнера.
Разрушение Содома и Гоморры. 1852
Седьмая казнь египетская.
Пандемонимум. 1841
- Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 — умер 26 января 1824 гг.) происходил из обеспеченной буржуазной семьи. Под влиянием неудачи Жерико решил оставить живопись, Жерико решил отказаться от военной карьеры и вернулся в Париж. Он был вынужден наблюдаться у психиатра и посещать госпиталь для умалишенных в Сальпетриере. Результатом визитов стала целая серия портретов душевнобольных пациентов клиники. В 1822 году на скачках он получил тяжелую травму позвоночника. повторное падение с лошади погубило его окончательно. Теодор Жерико умер от сепсиса 26 января 1824 года в возрасте тридцати двух лет и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Плот «Медузы» 1819
Клептоман
Портреты обитателей дома для умалишённых. 1822
www.arthistory.ru
https://yandex.ru