Русский балет начала XX в.
Подготовила ученица 11 класса
МБОУ лицея №1 г.Морозовска
Федотова Александра
Михаи́л Миха́йлович Фо́кин — русский и американский артист балета, считающийся основателем современного классического романтического балета.
М.М.Фокин:
- ввел в классический танец элементы свободной и фольклорной лексики
- сочинил новый тип спектакля – одноактный балет со сквозным действием, стилевым единством музыки, хореографии и сценографии
- на смену монументальному спектаклю пришел одноактный балет-миниатюра
- важное значение Фокин придавал сценографии , художники, оформлявшие постановки Фокина, стали их полноправными соавторами
- успеху его балетов способствовало творчество танцовщиков: А.Павловой, Т.Карсавиной, А.Р.Больма .
Русский балет Дягилева
Сергей Павлович Дягилев
(1872-1929)
— русский художественный деятель, первый балетный импресарио 20 века, который прославил русское искусство за рубежом.
Русский балет Дягилева , или Ballets russes , — балетная компания, основанная в 1911 году русским театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым .
Выросшая из «Русских сезонов» 1909 года, функционировала на протяжении 20-ти сезонов до смерти Дягилева в 1929 году и пользовалась большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании.
Будучи талантливым организатором, Дягилев обладал чутьём на таланты, взрастив целую плеяду одарённых танцовщиков и хореографов — Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Михаила Фокина, Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина
Не менее плодотворным было сотрудничество Дягилева с известными композиторами тех лет — Рихардом Штраусом, Сергеем Прокофьевым, Клодом Дебюсси , — и в особенности с открытым им Игорем Стравинским .
Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское.
Например, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы (соответственно Антон Долин, Алисия Маркова и Лидия Соколова ), под которыми и выступали в труппе Дягилева.
Ва́цлав Фоми́ч Нижи́нский – (1889- 1950) российский танцовщик и хореограф польского происхождения, новатор танца. Один из ведущих участников Русского балета Дягилева, ведущий танцовщик и балетмейстер труппы.
Леони́д Фёдорович Мя́син - (1896-1979) танцовщик и хореограф русского происхождения. Сочинил более 70 балетов. был одним из главных хореографов Русских сезонов.
Серж Лифа́рь – (Серге́й Миха́йлович Лифа́рь) 1905-1986. артист балета, балетмейстер, теоретик танца украинского происхождения. До 1929 года танцевал в «Русских сезонах» Дягилева.
Джордж Баланчи́н ( Гео́ргий Мелито́нович Баланчива́дзе ) 1904-1983 - хореограф грузинского происхождения, положивший начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству в целом.
А́нна Па́вловна (Матве́евна) Па́влова (1881-1931)
русская артистка балета, прима- балерина Мариинского театра в 1906—1913 годах, одна из величайших балерин XX века. После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, выступив в более чем 40 странах и во многих из них впервые представив искусство балета.
Мати́льда Фе́ликсовна Кшеси́нская (1872-1971) - российская артистка балета и педагог польского происхождения, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров .
Спасибо за внимание