СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. С.Я.Маршак "12-месяцев"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация. С.Я.Маршак "12-месяцев"»

Цели урока:   1. Уточнить и систематизировать знания о жизни и творчестве С.Я. Маршака, повторить сведения о родах литературы, познакомиться с основным содержанием пьесы-сказки “Двенадцать месяцев”.  2. Развивать читательские и речевые умения, творческое мышление, умение работать в коллективе и индивидуально, публично представлять результаты исследования.  3. Воспитывать любовь к русской литературе и родной природе, интерес к литературному чтению. 43

Цели урока:

1. Уточнить и систематизировать знания о жизни и творчестве С.Я. Маршака, повторить сведения о родах литературы, познакомиться с основным содержанием пьесы-сказки “Двенадцать месяцев”.

2. Развивать читательские и речевые умения, творческое мышление, умение работать в коллективе и индивидуально, публично представлять результаты исследования.

3. Воспитывать любовь к русской литературе и родной природе, интерес к литературному чтению.

43

Самуил Яковлевич Маршак – поэт и писатель, один из зачинателей литературы для детей. Он не только писал для детей стихотворения и сказки, но и переводил на русский язык произведения писателей Англии, Италии, Чехии и многих других стран.

Самуил Яковлевич Маршак – поэт и писатель, один из зачинателей литературы для детей. Он не только писал для детей стихотворения и сказки, но и переводил на русский язык произведения писателей Англии, Италии, Чехии и многих других стран.

 В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.

В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.

Актуализация знаний Роды художественной литературы -  это способ воспроизведения действительности в художественном произведении  ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА 43

Актуализация знаний

Роды художественной литературы - это способ воспроизведения действительности в художественном произведении

ЭПОС

ЛИРИКА

ДРАМА

43

Литература Эпос Лирика Драма сказка стихотворения рассказ комедия трагедия повесть поэма драма роман баллада очерк 43

Литература

Эпос

Лирика

Драма

сказка

стихотворения

рассказ

комедия

трагедия

повесть

поэма

драма

роман

баллада

очерк

43

Драма  Слово драма переводится с греческого языка как действие. На сцене не звучат слова автора, которые поясняли бы поступки героев. Драматург, т. е. создатель драмы, раскрывает свою идею через диалоги героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний природы на сцене стоят декорации, играет музыка.

Драма

Слово драма переводится с греческого языка как действие. На сцене не звучат слова автора, которые поясняли бы поступки героев. Драматург, т. е. создатель драмы, раскрывает свою идею через диалоги героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний природы на сцене стоят декорации, играет музыка.

Особенности драматического произведения начинается со списка действующих лиц; состоит из действий (актов); действия делятся на картины; имеются краткие ремарки (заметки, подсказки) автора.

Особенности

драматического произведения

  • начинается со списка действующих лиц;
  • состоит из действий (актов);
  • действия делятся на картины;
  • имеются краткие ремарки

(заметки, подсказки) автора.

Пьеса- литературное произведение,  предназначенное  для постановки на сцене театра

Пьеса-

литературное произведение,

предназначенное

для постановки

на сцене театра

Театр Театр — зеркало жизни, в которое всегда интересно посмотреть, вне зависимости от времени. Современный театр — это место, где можно увидеть собственное отражение, погрустить и посмеяться над собой.

Театр

Театр — зеркало жизни, в которое всегда интересно посмотреть, вне зависимости от времени. Современный театр — это место, где можно увидеть собственное отражение, погрустить и посмеяться над собой.

Что необходимо для постановки пьесы?  Текст пьесы. Актеры. Режиссер. Декорации. Костюмы. Инвентарь 43

Что необходимо для постановки пьесы?

  • Текст пьесы.
  • Актеры.
  • Режиссер.
  • Декорации.
  • Костюмы.
  • Инвентарь

43

Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные? Главные герои этой сказки: Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, Двенадцать месяцев.  Из них в народных сказках часто встречаются мачеха с дочкой и падчерицей, солдат, королева, волк, лиса, ворон, белка, заяц. Есть сказки и про двенадцать братьев-месяцев.  Есть в этой пьесе действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.

Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные?

Главные герои этой сказки: Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, Двенадцать месяцев.

Из них в народных сказках часто встречаются мачеха с дочкой и падчерицей, солдат, королева, волк, лиса, ворон, белка, заяц. Есть сказки и про двенадцать братьев-месяцев.

Есть в этой пьесе действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.

Словарная работа Мачеха- жена отца, неродная мать. Падчерица-  дочь мужа, приемная дочь. Канцлер-  высшая государственная должность. Глашатай- человек, объявляющий королевские указы. Мантия-  накидка, одеваемая поверх платья. Астролог-  гадатель по звездам, предсказатель. Рескрипт- распоряжение. Резолюция- решение, постановление. Ход атайство-  просьба. 43

Словарная работа

Мачеха- жена отца, неродная мать.

Падчерица- дочь мужа, приемная дочь.

Канцлер- высшая государственная должность.

Глашатай- человек, объявляющий королевские указы.

Мантия- накидка, одеваемая поверх платья.

Астролог- гадатель по звездам, предсказатель.

Рескрипт- распоряжение.

Резолюция- решение, постановление.

Ход атайство- просьба.

43

Что в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеёмся?

В пьесе-сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, неискреннее поведение придворных, например, Гофмейстерины, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.

Неправдоподобно, фантастично само существование братьев- месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.

Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-месяцы вправду существуют; Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца.

Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью, и верим в добро и справедливость.

Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения, и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове: что дороже. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, и думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге.  Рассказывая об Учителе Королевы, Маршак показывает нам знание, оторванное от жизни; рассказывая о Старом Солдате, писатель говорит о народной доброте и мудрости .

Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения, и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове: что дороже. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, и думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге.

Рассказывая об Учителе Королевы, Маршак показывает нам знание, оторванное от жизни; рассказывая о Старом Солдате, писатель говорит о народной доброте и мудрости .

Королева Эгоистичная Глупая Ленивая Равнодушная Необразованная Неграмотная

Королева

Эгоистичная

Глупая

Ленивая

Равнодушная

Необразованная

Неграмотная

Под праздник новогодний Издали мы приказ: Пускай цветут сегодня Подснежники у нас! Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит! Кто отрицать посмеет, Что ласточка летит, Что травка зеленеет И солнышко блестит? В лесу цветет подснежник, А не метель метет, И тот из вас мятежник, Кто скажет: не цветет!

Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит!

Кто отрицать посмеет,

Что ласточка летит,

Что травка зеленеет

И солнышко блестит?

В лесу цветет подснежник,

А не метель метет,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не цветет!

Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак.

Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак.

Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все Месяцы, если будет надо, придут ей на помощь.

Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все Месяцы, если будет надо, придут ей на помощь.

Что вы узнали о судьбах Падчерицы и Солдата из их диалога? Солдат — человек подневольный, Королева его отправляет в лютый мороз за елкой, он вынужден выполнять все ее прихоти, но он не злится, он жалеет ее. Падчерица — сирота, суровая мачеха заваливает ее сложными заданиями.

Что вы узнали о судьбах Падчерицы и Солдата из их диалога?

Солдат — человек подневольный, Королева его отправляет в лютый мороз за елкой, он вынужден выполнять все ее прихоти, но он не злится, он жалеет ее. Падчерица — сирота, суровая мачеха заваливает ее сложными заданиями.

Каково отношение Падчерицы и Солдата к Королеве? Почему Падчерица жалеет Королеву? Падчерица и Солдат жалеют Королеву, потому что она сирота, и весь ее противный характер от этого.

Каково отношение Падчерицы и Солдата к Королеве? Почему Падчерица жалеет Королеву?

Падчерица и Солдат жалеют Королеву, потому что она сирота, и весь ее противный характер от этого.

Каков характер Королевы и какие приёмы использует автор, описывая её поведение? Королева вздорная, капризная, заносчивая.  Описание ее поведения: множество восклицательных предложений, перебивает собеседников, постоянно отдает приказы.

Каков характер Королевы и какие приёмы использует автор, описывая её поведение?

Королева вздорная, капризная, заносчивая.

Описание ее поведения: множество восклицательных предложений, перебивает собеседников, постоянно отдает приказы.

Как вы думаете, почему в пьесе-сказке персонажи говорят то стихами, то прозой? Прозой говорят «правдоподобны» персонажи, похожие на реальных людей, а стихами — персонажи сказочные. Это нужно, чтобы сразу было понятно, что сказочные герои немного «не от мира сего».

Как вы думаете, почему в пьесе-сказке персонажи говорят то стихами, то прозой?

Прозой говорят «правдоподобны» персонажи, похожие на реальных людей, а стихами — персонажи сказочные. Это нужно, чтобы сразу было понятно, что сказочные герои немного «не от мира сего».

Характеристика мачехи Злая Завистливая Жадная Глупая Ленивая

Характеристика мачехи

  • Злая
  • Завистливая
  • Жадная
  • Глупая
  • Ленивая
ДОБРО  1. Всё доброе ср. имущество или достаток, стяжание, движимость. 2. В духовном значении: благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина. 3. Противоположно худу и злу. 4. Название буквы Д. 5. Нар.: хорошо, ладно, кстати, впору. ДОБРЕТЬ - становиться добрее, милостивее, укрощая и исправляя себя.

ДОБРО

1. Всё доброе ср. имущество или достаток, стяжание, движимость.

2. В духовном значении: благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина.

3. Противоположно худу и злу.

4. Название буквы Д.

5. Нар.: хорошо, ладно, кстати, впору.

ДОБРЕТЬ - становиться добрее, милостивее, укрощая и исправляя себя.

Герои сказки  Положительные   Отрицательные                                    

Герои сказки

Положительные

 

Отрицательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжить предложение 1. Сегодня на уроке я понял(а), что... 2. Я думаю, что эта сказка может научить… 3. Мне кажется, что герои этой сказки могут помочь понять…

Продолжить предложение

1. Сегодня на уроке я понял(а), что...

2. Я думаю, что эта сказка может научить…

3. Мне кажется, что герои этой сказки могут помочь понять…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!