Просмотр содержимого документа
«Презентация "Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога"»
Самообразование
как фактор устойчивого
профессионального роста педагога
Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. В.В.Путин
1. Самообразова́ние — образование, при котором знания, умения и навыки приобретаются самостоятельно, без помощи обучающих лиц. Человека, занимающегося самообразованием, называют самоучкой.
2. Согласно энциклопедическому словарю, самообразование — это образование, которое получается вне какой бы то ни было школы путем самостоятельного изучения отдельных наук и чтения серьезных книг. При этом обучение в школе не исключает необходимости в самообразовании: одна школа не может дать всего, что нужно знать образованному человеку и что такой человек хочет знать.
3. Согласно большой советской энциклопедии, самообразование — это самостоятельное образование; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в сочетании с самостоятельностью изучения материала; средство самовоспитания; все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.
4. Согласно большой российской энциклопедии, самообразование — это образование, получаемое самостоятельно, вне стен учебного заведения, без помощи обучающего.
Самообразование в России
- В России создавали народные библиотеки, читальни, народные дома, курсы и народные университеты.
- В 1863–1866 годах в Санкт-Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование».
- В 1868—1919 годах в Москве действовала комиссия по организации домашнего чтения при учебном отделе «Общества распространения технических знаний», которая разработала программы по некоторым университетским дисциплинам, издавала «Библиотеку для самообразования», проводила письменные консультации.
- В 1892 году была издана «Книга о книгах. Толковый указатель для выбора книг по важнейшим отраслям знаний» под редакцией И. И. Янжула, а также были изданы книги Н.А. Рубакина – «Письма к читателям о самообразовании» (1913), «Практика самообразования» (1914) и многие другие.
- В 1920—1930-х годах в связи с недостатком педагогических кадров были распространены рабфаки и университеты «на дому».
Формы самообразования:
- изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы;
- прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей;
- консультации специалистов;
- просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач;
- посещение музеев, выставок, галерей;
- различные виды практической деятельности — опыты, эксперименты, моделирование и т. п.
- интернет;
- видео, аудио информация на различных носителях;
- платные курсы;
- семинары и конференции;
- мастер-классы;
- мероприятия по обмену опытом;
- курсы повышения квалификации и переподготовки;
- поездки и путешествия.
Ежедневная работа с информацией
Желание творчества
Материальное стимулирование
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию
Рост современной науки
Общественное мнение
Конкуренция
Примерный план работы по теме самообразования:
1. ФИО педагога.
2. Индивидуальная тема самообразования.
3. Цели самообразования по выбранной теме .
4. Задачи.
5. Когда начата работа над темой.
6. Когда предполагается закончить работу над темой.
7. Ожидаемые результаты самообразования.
8. Используемая литература, интернет – ресурсы по теме.
9. Этапы работы:
Этапы
Действия и мероприятия
Диагностический
Формы представления результатов
Теоретический
Сроки
Практический
Обобщающий
Внедренческий
Форма завершения самообразования
ПОРТФОЛИО может включать:
- методический раздел (результаты работы по методической теме, теме самообразования)
- публикации (статьи, тезисы выступлений, доклады, презентации)
- сертификаты достижений педагога (наиболее значимые сертификаты, грамоты, дипломы)
- результаты работы; (лучшие наработки уроков, мероприятий, дидактические и методические материалы)
- диагностика успешности (анализ работы, результаты анкетирования, характеристика, резюме педагога, подготовленное с оценкой собственных профессиональных достижений)
ПОРТФОЛИО может рассматриваться как метод "…оценки уровня профессиональной компетентности педагога…" и форма прохождения аттестации.
Для того, чтобы учить других нужно знать больше ,
чем все остальные .