мастер-класс «Использование мнемотехники в ДОУ»
Старший воспитатель
Донская Е.В.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова –
«У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
АКТУАЛЬНОСТЬ
1.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.
2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
ЗАДАЧИ:
1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
2.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
4.Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
- Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др.- наглядность.
- Вторым вспомогательным фактором является план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский.
- Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному: Воробьёва В.М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Т.А.- предметно-схематическими моделями , Глухов В.П.- блоками –квадратами , Большева Т.В.- коллажем, Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.
Цели работы:
- Знакомство детей с методом мнемотехника.
- Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.
- Развитие памяти, через рассказывание стихов.
Мнемотехника строится
от простого к сложному
мнемоквадрат
мнемодорожка
мнемотаблица
мнемоквадрат
- Мнемоквадрат- это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д.
мнемодорожка
- Суть мнемодорожек заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
мнемотаблица
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются:
- Предметные картинки;
- Силуэтные изображения;
- Геометрические фигуры.
Мнемотаблицы –дидактический материал по развитию связной речи детей.
Используются для:
- -обогащения словарного запаса,
- -при обучении составлению рассказов ( по картине и серии картин, описательных рассказов, творческих рассказов),
- -при пересказах художественной литературы,
- -при отгадывании и загадывании загадок,
- -при заучивании стихов.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК
По сугробам напрямик, Не корзина, не метла,
Шел веселый снеговик. Не плитка шоколадная,
А в руке его была А елочка нарядная!
Заучивание стихотворения «ЁЛОЧКА»
Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки, Звёзды, человечки.
Н.Нищева
Заучивание чистоговорок, потешек
Составление описательных рассказов
Этапы работы с мнемотаблицей на занятиях.
- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- Пересказ по заданной теме.
Результаты
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Вывод.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!