Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сергей Есенин. Поэма "Анна Снегина" (11 класс)»
С.А. Есенин «Анна Снегина»
11 класс
Визитная карточка произведения
- «Анна Снегина»
- Автор – С.А. Есенин
- Год написания – январь 1925 года.
- История создания – написана на Кавказе в 1925 году “на одном дыхании”, на основе воспоминаний о прошлом и переосмысления исторических событий 1917-1923 годов.
- Тема – основными являются темы родины, любви, революции и войны.
- Композиция – состоит из 5 глав, каждая из которых характеризует определённый период в жизни страны и лирического героя.
- Жанр – лироэпическая поэма (по определению автора). Исследователи творчества Есенина называют её повестью в стихах либо стихотворной новеллой.
- Направление – автобиографическое произведение.
История создания поэмы
- Поэма «Анна Снегина» была написана Есениным в январе 1925 года, незадолго до смерти. В то время он находился на Кавказе и очень много писал. Произведение, по словам автора, писалось легко и быстро, на одном дыхании. Сам Есенин был крайне доволен собой, считал поэму своим лучшим произведением. В нём переосмыслены события революции, военные действия, политические события и их последствия для России.
- Поэма глубоко автобиографична. Прототипом Анны Снегиной стала знакомая поэта Лидия Ивановна Кашина, которая вышла замуж за дворянина, офицера, стала далёкой и чужой. В юности они были неразлучны, а в более зрелом возрасте Есенин случайно встретил Лидию, и это стало толчком к написанию поэмы.
- В полном варианте она была опубликована в 1925 году в журнале “Бакинский рабочий”.
Смысл названия и критика
- Смысл названия достаточно прост: автор выбрал вымышленное имя со значением чистого, белого снега, образ которого возникает в произведении несколько раз: сквозь бред во время болезни, в воспоминаниях поэта.
- Снегина так и осталась для лирического героя чистой, недоступной и далёкой, оттого её образ так притягателен для лирического героя.
- Критика и общественность приняли поэму холодно: она была непохожа на остальные произведения, вопросы политики и смелые образы отпугивали знакомых от комментариев и оценок.
- Поэма имеет посвящение Александру Воронскому – революционеру и литературному критику.
Жанровое своеобразие
- В произведении охвачены достаточно масштабные события, что делает его особенно эпичным. Сам автор дал определение жанру – “лиро-эпическая поэма” , однако критики-современники дали жанру немного другое обозначение: повесть в стихах или стихотворная новелла.
- Новелла описывает события с острым сюжетом и резкой концовкой, что очень характерно для произведения Есенина. Нужно отметить, что сам автор не был теоретически подкован в вопросах литературоведения и жанровой специфики произведений, поэтому его определение несколько узко. Художественные средства, используемые автором, настолько разнообразны, что их описание требует отдельного рассмотрения: яркие эпитеты, живописные метафоры и сравнения, оригинальные олицетворения и другие тропы создают неповторимый есенинский стиль.
Тематика поэмы «Анна Снегина»
- В произведении переплетаются несколько основных тем . Особенностью произведения является то, что в нём много личных переживаний и образов прошлого.
- Тема родины , в том числе малой родины – родного села поэта Константиново (которое в повествовании названо Радово). Очень тонко и трогательно описывает лирический герой родные места, их быт и уклад, нравы и характеры людей, живущих в деревне.
- Тема любви раскрыта по-есенински откровенно: лирический герой видит в возлюбленной образ прошлого, она стала женой чужого человека, но по-прежнему интересна, желанна, но далека. Мысль о том, что он тоже был любим греет лирического героя и становится утешением для него.
- Тема революции раскрыта очень честно, показана глазами независимого очевидца, который нейтрален в своих взглядах. Он не борец и не вояка, ему чужды жестокость и фанатизм. Возвращение домой отразилось в поэме, каждое посещение родного села волновало и расстраивало поэта. Проблема разрухи, бесхозяйственности, упадка деревни, бед, которые стали итогом первой мировой войны и революции, – всё это показывает автор глазами лирического героя.
Тематика поэмы «Анна Снегина»
- Тема войны. Есенин не принимает войну, чувствует неприязнь к ней, как и крестьяне, для него это народное бедствие. Солдат ощущает себя «игрушкой» в чужих руках, это не его война, он не видит в ней смысла.
- Эпическая тема раскрывается в поэме «Анна Снегина» в ретроспективной манере изложения. Сергей вспоминает о юношеской влюбленности, о времени, когда жизнь была беззаботна. Подобный ретроспективный взгляд сохраняется с первых до последних строк. Для автора и для лирического героя очень важно прошлое. Минувшее рассматривается как нечто абстрактное, но, даже, несмотря на это, оно не теряет своей значимости: имеет принципиальное значение событие, факт, а не конкретная дата.
Мотив дороги, образ пути…
- «И вот я опять в дороге», — говорит лирический герой – рассказчик поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина».
- Образ пути является одним из самых известных и традиционных в мировой литературе. Примером тому служат классические произведения русской литературы: «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.
- Мотив дороги помогает лучше раскрыть внутренний мир рассказчика, ведь именно путь позволяет ему размышлять о смысле жизни, помогает почувствовать красоту окружающего мира, увидеть то, что нельзя увидеть, сидя на одном месте.
Проблематика поэмы «Анна Снегина»
- Проблема войны . Солдаты не понимали, за что воевали. Главный герой хоть и является патриотом, но все равно дезертирует, ведь знает, что это не его борьба, что его просто используют. Кроме того, автор освещает вопрос более глобально, говоря, что любая кровавая распря – трагедия для народов. Особенно драматизм военных потерь ощущается, когда Снегины получили известие о гибели Бориса.
- Социальное неравенство в поэме Есенина «Анна Снегина» является основной проблемой. Именно оно явилось основой революционных настроений, которые привели к революции и гражданской войне. Оно же разлучило главных героев, озлобило рассказчика, довело от исступления крестьян.
- Проблемы чувства и долга. Анна Снегина симпатизирует рассказчику, но не может предать мужа, а потом - и память о нем. С теми же противоречиями сталкивается поэт, когда выбирает между защитой интересов крестьян и помощью бывшей возлюбленной.
- Нравственно-философская проблема выбора проявляется в нечеткой позиции рассказчика: он не понимает, какую сторону в противостоянии занимает, и надо ли ему это. Обе стороны внушают ему сомнение, ведь цель не оправдывает средства, и справедливость не оправдывает насилие. То же самое он испытал на фронте, когда, любя родину, отказался от участия в войне.
Проблематика поэмы «Анна Снегина»
- Проблема жестокости . Представители новой власти, проповедуя идеи равенства, братства, социальной справедливости, жестоко и равнодушно относятся к представителям «старого мира». Например, они выселяют из дома вдову погибшего на войне белогвардейца, их не интересует , что станется с беззащитной женщиной, испытавшей такое горе.
- Проблема власти . Лирический герой поэмы «Анна Снегина» приходит к выводу, что любая власть – это подавление личности, это насилие, чуждое народу: «Раз — власти, на то они власти, А мы лишь простой народ».
Лирический сюжет поэмы
- Лирический сюжет – история несостоявшейся любви героев – в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы. Отношения героев романтичны, чувства и настроения их импрессионистичны, интуитивны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не смогли отнять у героев память о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, – печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в поэме.
- Лирический герой поэмы постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:
Ничто не пробилось мне в душу,
Ничто не смутило меня.
Струилися запахи сладко,
И в мыслях был пьяный туман...
Теперь бы с красивой солдаткой
Завесть хорошо роман.
Лирический сюжет поэмы
- И даже в конце поэмы, после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины, он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал".
- И лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как "живая жизнь":
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: "Нет!"
Далекие, милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Идея поэмы «Анна Снегина»
- Основная мысль (или идея) произведения состоит в том, что жизнь изменчива, а чувства и эмоции остаются в душе навсегда.
- Отсюда следует вывод : жизнь изменчива и быстротечна, но счастье – это очень личное состояние, которое неподвластно никаким законам.
Особенности композиции
- В произведении “Анна Снегина” анализ целесообразно проводить по принципу “вслед за автором”. Поэма состоит из пяти глав, каждая из которых относится к определённому жизненному периоду поэта.
- В композиции есть цикличность – приезд лирического героя на родину.
- В первой главе мы узнаём, что главный герой возвращается на родину, чтобы отдохнуть, побыть вдалеке от города и шумихи. Послевоенная разруха разобщила людей, армия, требующая всё больших вложений, держится на деревне.
- Вторая глава повествует о прошлом лирического героя, о том, какие люди живут в селе и как их меняет политическая обстановка в стране. Он встречается с бывшей возлюбленной, они долго разговаривают.
Особенности композиции
Третья часть раскрывает отношения Анны Снегиной и лирического героя – чувствуется взаимная симпатия, они по-прежнему близки, хотя возраст и обстоятельства разделяют их всё больше. Гибель супруга Анны разъединяет героев. Героиня сломлена, она осуждает лирического героя за трусость и дезертирство.
В четвёртой части происходит отторжение имущества у Снегиных, она с матерью переезжает в дом к мельнику, объясняется с возлюбленным, раскрывает ему свои опасения. Они по-прежнему близки, но суматоха и стремительное течение жизни требуют возвращения лирического героя в город.
В пятой главе описывается картина нищеты и ужасов гражданской войны. Анна уезжает за границу, откуда шлёт весточку лирическому герою. Деревня меняется до неузнаваемости, только близкие люди (в особенности, мельник) остаются всё так же родными и близкими, остальные деградировали, пропали в передрягах и потерялись в существующем смутном времени.
Главные герои и их характеристики
- Лирический герой-рассказчик – главное действующее лицо в поэме «Анна Снегина». Это умный и проницательный человек, родом из крестьян. Его биография совпадает с историей самого Есенина: он вышел в люди, стал известным поэтом и вернулся в родное село знаменитым и уважаемым человеком. Он тонко чувствует природу, обладает эстетическим вкусом и очень любит родные края. Близость к природе, тонкость натуры, естественность в выражении чувств ощущается в каждом слове: «Мне было 16 лет», «Далекие, милые были». Он критически настроен по отношению к войне, не видит смысла в кровопролитии и дезертирует с фронта. Его возмущает несправедливость: пока народ проливает кровь, богатые живут по-прежнему. Лирический герой – бунтарь, но его протест осмысленный и глубокий. В то же время он мягок, печален и надломлен произошедшими событиями, в его поведении сквозит усталость, а в воспоминаниях проявляется желание уйти от реальности в думы о прошлом.
Главные герои и их характеристики
- Анна Снегина – дворянка, первая любовь рассказчика. Ее прототипом была Лидия Ивановна Кашина, с которой Сергей Есенин был неразлучен в юности. Однако серьезные отношения не сложились, и молодые люди увиделись вновь лишь в разгар революционных событий. На самом деле, его возлюбленная эмигрировала только в книге, а в жизни передала поместье крестьянам и уехала работать машинисткой в Москву. Но ее литературное воплощение символизировало разрыв героя с прошлым и несовместимость его с будущим, поэтому Анна покидает Россию.
- Анна - дочь помещицы, вышедшая замуж за белогвардейца. От той, далекой Аннушки, ее отделяют счастливое замужество и полное осознание сословных барьеров, что разделили ее с первой любовью. В нарядно одетой даме бывший возлюбленный не сразу узнает свою юношескую любовь.
- Ее фамилия (Снегина) вызывает ассоциации с чистотой и белизной зимнего покрова, ее портрет вторит этому впечатлению: белые перчатки, белая шаль, белое платье. Этот образ остался в памяти лирического героя символом чистой, светлой юношеской любви
Главные герои и их характеристики
- Прон Оглоблин – большевик, крестьянин. Его прототипом стал Пётр Яковлевич Мочалин, односельчанин Есенина. Он был убежденным представителем левых сил, после революции остался в живых и занялся партийной работой. Прон же отличается от своего прототипа: он более агрессивен и нахален, у него явная склонность к насилию, ведь на каторгу он угодил за убийство.
- Так описала персонажа мельничиха: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, С утра по неделям пьян». Был на каторге, но после революционных событий вернулся в Радово и стал пропагандировать социализм среди крестьян. Он одержим идеей бунта и раздела дворянских владений. В заключение он еще больше утвердился в мысли, что революция спасет страну. В его образе автор изобразил революционера-романтика: он действительно искренне верит, что только радикальные перемены помогут народу обрести справедливость и равенство.
Главные герои и их характеристики
- Лабутя – брат Прона. Участвовал в русско-японской войне 1904-1905 года, здесь поэт упоминает «о сдавшемся Порт-Артуре», с осады которого и начались первые боевые действия. Лабутя был награжден двумя медалями, но, даже имея их на груди, он остается «дьявольским трусом».
- Именно он едет первым описывать снегинский дом — «в захвате всегда есть скорость». Он – противоположность своему брату, хоть и принимает революцию. В этом образе поэт рисует бунтовщика-прагматика, который берет от идеологической борьбы только выгодные для себя привилегии, но не разделяет ее идеи. Он трусливо прячется в стоге сена, когда расстреливают Прона, зато потом требует орден за мужество.
Главные герои и их характеристики
- Мельник – оптимист и весельчак. Этот человек мужественно и достойно принимает удары судьбы, но не придает им большого значения, все сводя к шутке. Он не разделяет людей на белых и красных, одинаково радушно принимает и крестьян, и Снегиных. Его отличает хлебосольство: он угощает рассказчика, дает приют Анне и ее матери. Это подлинный русский национальный характер в лучших своих проявлениях – в милосердии, в доброте, в христианской любви к ближнему.
- Мать Снегиной – умная, рассудительная, обстоятельная и хладнокровная женщина, которую ожесточили происходящие события. Она стоически принимает смерть зятя и помогает дочери пережить трагическое время.
Художественное своеобразие поэмы
- Отличительной чертой поэмы является ее народность. Есенин отказался от изысканной метафоры и обратился к богатой разговорной народной речи. В поэме речь персонажей индивидуализирована: и мельника, и Анны, и старухи-мельничихи, и Прона, и Лабути, и самого героя. Поэма отличается многоголосием, и это соответствует духу воспроизводимой эпохи, борьбе полярных сил.
- Эпическая тема поэмы выдержана в реалистических некрасовских традициях . Тут и сосредоточенность на народных бедствиях, и сюжет о народном вожаке, и образы крестьян с индивидуальными характерами и судьбами, и повествование о деревнях Радово и Криуши, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особенности речи крестьян, и свободный переход из одной языковой культуры в другую.
- Не случайно в одной из современных Есенину статей прозвучала мысль о поэме-романе с его многоголосием и многосторонностью изображения жизни.
Работу выполнила учитель литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.