«Системно-деятельностный подход в обучении»
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"
Бернард Шоу
Основа Стандарта нового поколения
Системно – деятельностный
подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам
в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
Основные задачи образования
Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Системно-деятельностный подх од
“ Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость.
Виды деятельности
Формы деятельности
игровая
исследовательская
проектная
рефлексивная
контрольно-оценочная
творческая
практическая
групповая
парная
индивидуальная
фронтальная
В действии порождается знание!
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Структура урока
1. Мотивация. Самоопределение к познавательной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Затруднение в деятельности (проблемная ситуация ).
4. Первичное закрепление.
5. Самоконтроль и самооценка.
6. Рефлексия.
Фрагмент урока
«Окружающий мир»
Эмоциональный настрой.
Актуализация знаний учащихся.
Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. – Сказка это или не сказка?
- НЕТ, ЭТО НЕ СКАЗКА. -ЧУДЕСНАЯ КЛАДОВАЯ ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ. ВЫ, ДОЛЖНО БЫТЬ, ДОГАДАЛИСЬ, КАК ОНА НАЗЫВАЕТСЯ? НЕ ДОГАДЫВАЕТЕСЬ? ТОГДА ПУСТЬ ВАМ ПОМОЖЕТ ЗАГАДКА БЬЮТ МЕНЯ НОГАМИ, РЕЖУТ НОЖАМИ. КАЖДЫЙ ХОЧЕТ РАСТОПТАТЬ. А Я С ПОДАРКАМИ ОПЯТЬ. – ИНТЕРЕСНО, НЕ ПРАВДА ЛИ, ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ, ЕСЛИ ЕЕ БЬЮТ, КОЛОТЯТ, ВОРОЧАЮТ И РЕЖУТ?
Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково ее научное название? – Почва. – Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
– -ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ТЕМА УРОКА – «ПОЧВА. ЕЕ СОСТАВ И СВОЙСТВА ». -КАКАЯ ЦЕЛЬ БУДЕТ НАШЕГО УРОКА? -УЗНАТЬ СОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВЫ. - А ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО ЗНАТЬ ЭТО?
Математика
- Самоопределение к деятельности. Вычислите: 28+26+22 35+17+13+15 3+3+3+3+3 Какая сумма лишняя и почему?
( Последняя, так как складываются одинаковые числа, а в остальных- разные.)
Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? ( Умножением)
Замените (3 х 5=15)
Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым)
Что показывает второе число?(Сколько раз повторяется слагаемое)
- О ЧЕМ МЫ БУДЕМ СЕГОДНЯ ГОВОРИТЬ НА УРОКЕ? (О ДЕЙСТВИИ УМНОЖЕНИЯ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИ С ДЕЙСТВИЕМ СЛОЖЕНИЯ) - ЗНАЧИТ, ТЕМА НАШЕГО УРОКА … СФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛЬ УРОКА . ВСПОМНИТЬ СМЫСЛ ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ.
Работа в парах
Русский язык
б
ги – кий
ро – кий
кре – кий
ло – кий
сла – кий
лё – кий
гла - кий
бли – кий
ре - кий
ловок
гладок
близок
резок
лёгок
крепок
гибок
робок
сладок
б
п
в
д
г
д
з
з
Рефлексия
Самооценка
Я сегодня на уроке узнал…
Сегодня на уроке мне было трудно…
Сегодня на уроке мне было легко…
Системно-деятельностный подход
“ Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.
Д.Писарев
Благодарю за внимание!