СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Системы счисления", как дополнение к методике преподавания темы на уроках в 8-11 классах с углубленным изучением информатики и подготовки к ГИА.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Системы счисления", к как дополнение к методике преподавания темы на уроках в 8-11 классах с углубленным изучением информатики и подготовки к ГИА..

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Системы счисления", как дополнение к методике преподавания темы на уроках в 8-11 классах с углубленным изучением информатики и подготовки к ГИА.»

Системы счисления  Учебная презентация по информатике  Автор: Звездина Вера Алексеевна,  учитель информатики  МБОУ «Образовательный центр №1»,  г.Ивантеевка Московской обл. 

Системы счисления

Учебная презентация по информатике

Автор: Звездина Вера Алексеевна,

учитель информатики

МБОУ «Образовательный центр №1»,

г.Ивантеевка Московской обл. 

 Мысль выражать все числа немногими знаками,  придавая им, кроме значения по форме, еще  значение по месту, настолько проста, что  именно из-за этой простоты трудно понять,  насколько она удивительна. Как нелегко было  прийти к этому методу, мы видим на примере  высочайших гениев греческой культуры  Архимеда и Аполлония, от которых эта мысль  осталась скрытой.  Пьер-Симон Лаплас

Мысль выражать все числа немногими знаками,

придавая им, кроме значения по форме, еще

значение по месту, настолько проста, что

именно из-за этой простоты трудно понять,

насколько она удивительна. Как нелегко было

прийти к этому методу, мы видим на примере

высочайших гениев греческой культуры

Архимеда и Аполлония, от которых эта мысль

осталась скрытой.

Пьер-Симон Лаплас

Основные определения  Система счисления  или нумерация – это способ записи (обозначения) чисел.  Символы, при помощи которых записываются числа, называются цифрами , а их совокупность – алфавитом системы счисления. Количество цифр, составляющих алфавит, называется его основанием  ( размерностью ) .

Основные определения

Система счисления или нумерация – это способ записи (обозначения) чисел.

Символы, при помощи которых записываются числа, называются цифрами , а их совокупность – алфавитом системы счисления. Количество цифр, составляющих алфавит, называется его основанием ( размерностью ) .

Системы счисления позиционные непозиционные десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и т.д. древнеегипетская, древнерусская, римская и т.д.

Системы счисления

позиционные

непозиционные

десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и т.д.

древнеегипетская, древнерусская, римская

и т.д.

Заметим, что цифровой ряд любой системы счисления начинается с нуля, а последняя цифра на единицу меньше ее основания. Например:  в десятичной ‒ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9  в двоичной ‒ 0 1  в восьмеричной ‒ 0 1 2 3 4 5 6 7

Заметим, что

цифровой ряд любой системы счисления начинается с нуля, а последняя цифра на единицу меньше ее основания.

Например:

в десятичной ‒ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

в двоичной ‒ 0 1

в восьмеричной ‒ 0 1 2 3 4 5 6 7

Если основание системы счисления больше 10, то это правило также выполняется, но двузначные цифры при этом меняются на заглавные буквы латинского алфавита. Например:  в одиннадцатеричной:  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А  в шестнадцатеричной:  0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А B C D E F

Если основание системы счисления больше 10, то это правило также выполняется, но двузначные цифры при этом меняются на заглавные буквы латинского алфавита.

Например:

в одиннадцатеричной:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А

в шестнадцатеричной:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 А B C D E F

Римская система счисления не является позиционной, т.к. каждый символ обозначает всегда одно и тоже число; цифры обозначаются латинскими буквами: I, V, X, L, C, D, M (1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000) Например: XXX – 30; XLI - 41

Римская система счисления

  • не является позиционной, т.к. каждый символ обозначает всегда одно и тоже число;
  • цифры обозначаются латинскими буквами:

I, V, X, L, C, D, M

(1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000)

Например: XXX – 30; XLI - 41

Позиционной  называется система счисления , у которой  количественный эквивалент цифры зависит от ее положения в записи числа . Как и в привычной нам десятичной, в любой позиционной системе счисления значение числа образуется следующим образом: значения цифр умножаются на «веса» (степени основания) соответствующих разрядов и все полученные значения складываются. Например, 3948 = 3*1000+9*100+4*10+8*1  1011 2 = 1*2 3 +0*2 2 +1*2 1 +1*2 0

Позиционной называется система счисления ,

у которой количественный эквивалент цифры зависит от ее положения в записи числа .

Как и в привычной нам десятичной, в любой позиционной системе счисления значение числа образуется следующим образом: значения цифр умножаются на «веса» (степени основания) соответствующих разрядов и все полученные значения складываются.

Например, 3948 = 3*1000+9*100+4*10+8*1

1011 2 = 1*2 3 +0*2 2 +1*2 1 +1*2 0

Дружественными (или родственными ) называются позиционные  системы счисления, в основании которых лежит одно и то же число, но в разных степенях , причем «дружат» они через систему счисления с основанием в первой степени. Например, двоичная, четверичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и т.д. системы счисления «дружат» через двоичную, т.к. 2=2 1 , 4=2 2 , 8=2 3 , 16=2 4 и т.д.

Дружественными

(или родственными ) называются позиционные системы счисления, в основании которых лежит одно и то же число, но в разных степенях , причем «дружат» они через систему счисления с основанием в первой степени.

Например, двоичная, четверичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и т.д. системы счисления «дружат» через двоичную, т.к. 2=2 1 , 4=2 2 , 8=2 3 , 16=2 4 и т.д.

Будем считать, что десятичная система счисления не дружит ни с какой другой , так как ближайшая к ней сторичная система счисления в практических вычислениях нами не встречается. Правила перевода между различными системами счисления делятся на две группы – между дружественными системами и нет.

Будем считать, что

десятичная система счисления не дружит ни с какой другой , так как ближайшая к ней сторичная система счисления в практических вычислениях нами не встречается.

Правила перевода между различными системами счисления делятся на две группы – между дружественными системами и нет.

Перевод между недружественными системами счисления всегда выполняется через десятичную систему следующим образом: 1. Из десятичной системы счисления в любую  – делением исходного числа на основание системы счисления, в которую переводим; при этом остатки от деления и последнее частное должны быть меньше этого основания. Частное и остатки от деления собираются справа налево.

Перевод между недружественными

системами счисления всегда выполняется через десятичную систему следующим образом:

1. Из десятичной системы счисления в любуюделением исходного числа на основание системы счисления, в которую переводим; при этом остатки от деления и последнее частное должны быть меньше этого основания. Частное и остатки от деления собираются справа налево.

Например, переведем 25 в двоичную систему счисления:  25 2  1 12 2  0 6 2  0 3 2  1 1  Таким образом,  25 10  = 11001 2

Например, переведем 25 в двоичную систему счисления:

25 2

1 12 2

0 6 2

0 3 2

1 1

Таким образом,

25 10 = 11001 2

Еще один (более простой, удобный и быстрый) способ перевода из десятичной в двоичную – это разложение исходного числа по степеням двойки следующим образом. Вычитаем из числа степень двойки, которая меньше числа, но максимально приближенную к нему. Затем с остатком проделываем те же действия до тех пор, пока не разложим все число. Например:  25 = 16 + 8 + 1 = 2 4 + 2 3 + 2 0   (25 – 16 = 9 ; 9 = 8 + 1)

Еще один (более простой, удобный и быстрый) способ перевода из десятичной в двоичную – это разложение исходного числа по степеням двойки следующим образом. Вычитаем из числа степень двойки, которая меньше числа, но максимально приближенную к нему. Затем с остатком проделываем те же действия до тех пор, пока не разложим все число.

Например:

25 = 16 + 8 + 1 = 2 4 + 2 3 + 2 0

(25 – 16 = 9 ; 9 = 8 + 1)

После этого, заменяем присутствующие степени двойки единицами, а пропущенные – нулями слева направо в порядке следования степеней, получая двоичную запись числа:  25 10 = 16 + 8 + 1 = 2 4 + 2 3 + 2 0 = 11001 2  Или:  651 10 = 512 + 128 + 8 + 2 + 1 =  = 2 9 + 2 7 + 2 3 + 2 1 + 2 0 = 1010001011 2  (651 – 512 = 139; 139 – 128 = 11; 11– 8 = 3 = 2 + 1)  Попробуйте выполнить эти переводы делением  и сравните время, потраченное на решение!

После этого, заменяем присутствующие степени двойки единицами, а пропущенные – нулями слева направо в порядке следования степеней, получая двоичную запись числа:

25 10 = 16 + 8 + 1 = 2 4 + 2 3 + 2 0 = 11001 2

Или:

651 10 = 512 + 128 + 8 + 2 + 1 =

= 2 9 + 2 7 + 2 3 + 2 1 + 2 0 = 1010001011 2

(651 – 512 = 139; 139 – 128 = 11; 11– 8 = 3 = 2 + 1)

Попробуйте выполнить эти переводы делением

и сравните время, потраченное на решение!

2. Для перевода из любой системы  счисления в десятичную необходимо представить исходное число в виде суммы степеней его основания и подсчитать десятичное значение этой суммы. Например,  11001 2 =1*2 4 +1*2 3 +0*2 2 +0*2 1 +1*2 0 =25 10 Форма записи числа слева называется свернутой, а справа – развернутой.

2. Для перевода из любой системы счисления в десятичную необходимо

представить исходное число в виде суммы степеней его основания и подсчитать десятичное значение этой суммы.

Например,

11001 2 =1*2 4 +1*2 3 +0*2 2 +0*2 1 +1*2 0 =25 10

Форма записи числа слева называется свернутой, а справа – развернутой.

Перевод между дружественными системами счисления рассмотрим на примере перевода между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами. Для этого построим таблицу соответствия восьмеричных и шестнадцатеричных чисел двоичным , которую назовем таблицей «дружбы».

Перевод между дружественными системами счисления

рассмотрим на примере перевода между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами.

Для этого построим таблицу соответствия восьмеричных и шестнадцатеричных чисел двоичным , которую назовем таблицей «дружбы».

Левая часть этой таблицы включает цифры восьмеричной системы счисления, а правая дополняет ее для всех цифр шестнадцатеричной системы счисления). Отметим, что так как каждая цифра в любой системе счисления занимает только одну позицию (один разряд числа), то в шестнадцатеричной системе счисления для записи цифр со значением больше 9 (здесь 11, 12, …, 15 – это цифры !) используют латинские заглавные буквы от A до F .

Левая часть этой таблицы включает цифры восьмеричной системы счисления, а правая дополняет ее для всех цифр шестнадцатеричной системы счисления).

Отметим, что так как каждая цифра в любой системе счисления занимает только одну позицию (один разряд числа), то в шестнадцатеричной системе счисления для записи цифр со значением больше 9 (здесь 11, 12, …, 15 – это цифры !) используют латинские заглавные буквы от A до F .

Таблица соответствия восьмеричной, шестнадцатеричной и двоичной систем счисления

Таблица соответствия восьмеричной, шестнадцатеричной и двоичной систем счисления

Данная таблица разделена двойными линиями в местах условного ее деления на дружественные системы счисления ( двоичную, четверичную, восьмеричную и шестнадцатеричную ).  Отметим, что длина чисел в двоичной системе счисления зависит от степени двойки в основании дружественной системы счисления , т.е. для записи цифр двоичной системы счисления достаточно одного разряда (т.к. 2 = 2 1 ), четверичной - два (4 = 2 2 ), восьмеричной (8 = 2 3 ), а шестнадцатеричной – четыре (16=2 4 ).

Данная таблица разделена двойными линиями в местах условного ее деления на дружественные системы счисления ( двоичную, четверичную, восьмеричную и шестнадцатеричную ).

Отметим, что

длина чисел в двоичной системе счисления зависит от степени двойки в основании дружественной системы счисления , т.е. для записи цифр двоичной системы счисления достаточно одного разряда (т.к. 2 = 2 1 ), четверичной - два (4 = 2 2 ), восьмеричной (8 = 2 3 ), а шестнадцатеричной – четыре (16=2 4 ).

Именно это позволяет легко осуществлять перевод между дружественными системами счисления, записывая каждую цифру восьмеричного или шестнадцатеричного числа соответствующей ей в таблице двоичной цифрой с учетом того, чтобы длина двоичной цифры при этом строго соответствовала степени двойки основания исходной системы счисления.

Именно это позволяет легко осуществлять перевод между дружественными системами счисления, записывая каждую цифру восьмеричного или шестнадцатеричного числа соответствующей ей в таблице двоичной цифрой с учетом того, чтобы длина двоичной цифры при этом строго соответствовала степени двойки основания исходной системы счисления.

Так как  8=2 3 , то меняем одну восьмеричную цифру на три двоичные - триады ;  16 = 2 4 , тогда меняем одну шестнадцатеричную цифру на четыре двоичные - тетрады , дополняя их при необходимости до нужной длины незначащими нулями слева .

Так как

8=2 3 , то меняем одну восьмеричную цифру на три двоичные - триады ;

16 = 2 4 , тогда меняем одну шестнадцатеричную цифру на четыре двоичные - тетрады ,

дополняя их при необходимости до нужной длины незначащими нулями слева .

Например,  152 8 = 001 101 010 2  = 1 101 010 2   1 5 2 (при этом первые два нуля не указываются, т.к. они незначащие),    152 16 = 0001 0101 0010 2  = 1 0101 0010 2   1 5 2 (при этом первые три нуля также  не указываются).

Например,

152 8 = 001 101 010 2 = 1 101 010 2

1 5 2

(при этом первые два нуля не указываются, т.к. они незначащие),

152 16 = 0001 0101 0010 2 = 1 0101 0010 2

1 5 2

(при этом первые три нуля также

не указываются).

Перевод из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно через двоичную систему счисления выполняется  перегруппировкой двоичных разрядов  по четыре или по три во второй части выражений справа налево по количеству разрядов в степени результирующей системы счисления, а дальнейшая запись числа – как обычно, слева направо . Н апример,  152 8 = 1 101 010 2  = 110 1010 2 = 6А 16   1 5 2 6 А  152 16 = 1 0101 0010 2  =  101 010 010 2 = 522 8  1 5 2 5 2  2 Группировка выполняется справа налево, потому что в случае, когда количество двоичных цифр не кратно трем (для перевода в восьмеричную систему счисления) или четырем (при переводе в шестнадцатеричную), тогда можно добавить нужное количество слева, т.е. незначащими нулями, не меняющими значения числа, а это произойдет, если приписать нули справа, где каждый добавленный ноль даст в результате умножение числа на 10.

Перевод из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно через двоичную систему счисления

выполняется перегруппировкой двоичных разрядов по четыре или по три во второй части выражений справа налево по количеству разрядов в степени результирующей системы счисления, а дальнейшая запись числа – как обычно, слева направо .

Н апример,

152 8 = 1 101 010 2 = 110 1010 2 = 6А 16

1 5 2 6 А

152 16 = 1 0101 0010 2 = 101 010 010 2 = 522 8

1 5 2 5 2 2

Группировка выполняется справа налево, потому что в случае, когда количество двоичных цифр не кратно трем (для перевода в восьмеричную систему счисления) или четырем (при переводе в шестнадцатеричную), тогда можно добавить нужное количество слева, т.е. незначащими нулями, не меняющими значения числа, а это произойдет, если приписать нули справа, где каждый добавленный ноль даст в результате умножение числа на 10.

Следует обратить внимание на несколько закономерностей , которые можно заметить в вышеприведенной таблице «дружбы» и аналогичных ей таблицах для других систем счисления, а так же легко проверить на десятичной системе счисления.

Следует обратить внимание на несколько закономерностей , которые можно заметить в вышеприведенной таблице «дружбы» и аналогичных ей таблицах для других систем счисления, а так же легко проверить на десятичной системе счисления.

1. Любое основание N в своей  системе счисления выглядит  как 10 , т.е.  N 10 = 10 N   (т.е. 2 10 =10 2 – посмотрите в таблице,  8 10 =10 8, 16 10 =10 16 и т.д.).

1. Любое основание N в своей

системе счисления выглядит

как 10 , т.е.

N 10 = 10 N

(т.е. 2 10 =10 2 – посмотрите в таблице,

8 10 =10 8, 16 10 =10 16 и т.д.).

2. Степень k  любого основания N в своей системе счисления выглядит как единица и количество нулей, равных степени, т.е.  N k = 1 0…0 N  k (посмотрите в таблице: 4=2 2 =100 2 ,  8=2 3 =1000 2 ,  тогда 16=2 4 =10000 2 ) и т.д.

2. Степень k любого основания N в своей системе счисления выглядит как единица и количество нулей, равных степени, т.е.

N k = 1 0…0 N

k

(посмотрите в таблице: 4=2 2 =100 2 ,

8=2 3 =1000 2 ,

тогда 16=2 4 =10000 2 ) и т.д.

3. Число, стоящее перед k -той степенью основания N, в своей системе счисления выглядит как последовательность из k самых больших цифр этой системы счисления, т.е.  N k  – 1 = (N-1)…(N-1) N  k  тогда  2 k  – 1 = 1…1 2   k   Посмотрите в таблице: 3=2 2 - 1=11 2 , 7=2 3 - 1=111 2 ,  15=2 4 - 1=1111 2 и т.д.

3. Число, стоящее перед k -той степенью основания N, в своей системе счисления выглядит как последовательность из k самых больших цифр этой системы счисления, т.е.

N k – 1 = (N-1)…(N-1) N

k

тогда 2 k – 1 = 1…1 2

k

Посмотрите в таблице: 3=2 2 - 1=11 2 , 7=2 3 - 1=111 2 ,

15=2 4 - 1=1111 2 и т.д.

Аналогично в других системах счисления: в восьмеричной :  8 k – 1 = 7…7 N   k  в десятичной :  10 k – 1 = 9…9 N   k в шестнадцатеричной :  16 k – 1 = F…F N   k

Аналогично в других системах счисления:

в восьмеричной :

8 k – 1 = 7…7 N

k

в десятичной :

10 k – 1 = 9…9 N

k

в шестнадцатеричной :

16 k – 1 = F…F N

k

4. Длина числа при переводе в любую систему счисления легко определяется по формуле:   N L -1 ≤ Ch  L  где Ch – исходное число,  L - длина после перевода в систему счисления с  основанием N . Например: 2 2 ≤ 5  3 , тогда при переводе в двоичную систему счисления длина числа будет равна 3, посмотрите в таблице: 5=101 2 ;  2 3 ≤ 13  4 , тогда при переводе в двоичную систему счисления длина числа будет равна 3, посмотрите в таблице: 13=1011 2

4. Длина числа при переводе в любую систему счисления легко определяется по формуле:

N L -1 Ch L

где Ch – исходное число,

L - длина после перевода в систему счисления с

основанием N .

Например: 2 2 ≤ 5 3 , тогда при переводе в двоичную систему счисления длина числа будет равна 3, посмотрите в таблице: 5=101 2 ;

2 3 ≤ 13 4 , тогда при переводе в двоичную систему счисления длина числа будет равна 3, посмотрите в таблице: 13=1011 2

Если закономерности 1, 2 и 3 применяются для быстрого и точного перевода чисел между системами счисления , то закономерность 4 удобно использовать для первичной проверки правильности перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую , что позволит сэкономить время на проверке результата перевода и даст возможность избежать ошибок .

Если закономерности 1, 2 и 3 применяются для быстрого и точного перевода чисел между системами счисления , то закономерность 4 удобно использовать для первичной проверки правильности перевода чисел из десятичной системы счисления в любую другую , что позволит сэкономить время на проверке результата перевода и даст возможность

избежать ошибок .

Но использование закономерностей дает нам еще ряд преимуществ! Одно из них (перевод из десятичной системы счисления в двоичную разложением десятичного числа по степеням двойки) уже рассмотрели выше. Заметим, что там применяются закономерности 1 и 2. На чем еще можно  сэкономить время и избежать ошибок?

Но использование закономерностей дает нам еще ряд преимуществ!

Одно из них (перевод из десятичной системы счисления в двоичную разложением десятичного числа по степеням двойки) уже рассмотрели выше. Заметим, что там применяются закономерности 1 и 2.

На чем еще можно сэкономить время и избежать ошибок?

Например, для перевода большого двоичного числа в десятичную систему счисления можно использовать в качестве промежуточной восьмеричную или шестнадцатеричную системы счисления:  110011101 2  = 110 011 101 2  = 635 8  =  =5*8 0 +3*8 1 +6*8 2 = 5 + 24 + 384 = 413  110011101 2  = 1 1001 1101 2 = 19D 16  =  =13*16 0 +9*16 1 +1*16 2 =  =13 + 144 + 256 = 413

Например, для перевода большого двоичного числа в десятичную систему счисления можно использовать в качестве промежуточной восьмеричную или шестнадцатеричную системы счисления:

110011101 2 = 110 011 101 2 = 635 8 =

=5*8 0 +3*8 1 +6*8 2 = 5 + 24 + 384 = 413

110011101 2 = 1 1001 1101 2 = 19D 16 =

=13*16 0 +9*16 1 +1*16 2 =

=13 + 144 + 256 = 413

Рассмотрим использование закономерностей при решении задач.  Примечание. Так как любое число в нулевой степени равно единице, то при решении задач можно не писать степень в разряде единиц.   1. Переведите дво­ич­ное число 1110101 в де­ся­тич­ную систему счисления.  Решение :  1110101 2 = 1 110 101 2 = 165 8 =  =5+6*8 1 +1*8 2 =5+48+64=117  Или: 1110101 2 = 111 0101 2 = 75 16 =  =5+7*16 1 =5+112=117  Ответ: 117

Рассмотрим использование закономерностей при решении задач. Примечание. Так как любое число в нулевой степени равно единице, то при решении задач можно не писать степень в разряде единиц. 1. Переведите дво­ич­ное число 1110101 в де­ся­тич­ную систему счисления. Решение : 1110101 2 = 1 110 101 2 = 165 8 = =5+6*8 1 +1*8 2 =5+48+64=117 Или: 1110101 2 = 111 0101 2 = 75 16 = =5+7*16 1 =5+112=117 Ответ: 117

2. Переведите дво­ич­ное число 1100011 в де­ся­тич­ную систему счисления.  Решение: 1100011 2 = 110 0011 2 = 73 16 =  =3+6*16 1 =3+96=99  Ответ : 99 3. Переведите число 125 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счисления. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число —количество единиц .  Решение : 125 = 127 – 2 = 1111111 2 -10 2 =  = 1111101 2  Ответ : 5  

2. Переведите дво­ич­ное число 1100011 в

де­ся­тич­ную систему счисления.

Решение: 1100011 2 = 110 0011 2 = 73 16 =

=3+6*16 1 =3+96=99

Ответ : 99

3. Переведите число 125 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счисления. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число —количество единиц .

Решение : 125 = 127 – 2 = 1111111 2 -10 2 =

= 1111101 2

Ответ : 5

 

 4. Переведите число 135 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число —количество единиц .   Решение: 135 = 128 + 4 + 2 + 1 ( = 2 7 + 2 2 + 2 1 + 2 0 )   Ответ : 4   Заметим, что этот ответ получен без  окончательного перевода числа в двоичную  систему счисления, достаточно посчитать  количество двоек в степенях . Выражение в  скобках можно не писать!  Это позволяет  сэкономить время решения задачи и избежать  возможных ошибок при дальнейшей записи .

4. Переведите число 135 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число —количество единиц . Решение: 135 = 128 + 4 + 2 + 1 ( = 2 7 + 2 2 + 2 1 + 2 0 ) Ответ : 4 Заметим, что этот ответ получен без окончательного перевода числа в двоичную систему счисления, достаточно посчитать количество двоек в степенях . Выражение в скобках можно не писать! Это позволяет сэкономить время решения задачи и избежать возможных ошибок при дальнейшей записи .

5. Переведите число FE из шест­на­дца­те­рич­ной  си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му  счисления.      Решение :    FE 16 = 1111 1110 2   (используем запись тетрадами из таблицы  «дружбы»).    Ответ : 11111110

5. Переведите число FE из шест­на­дца­те­рич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счисления.   Решение : FE 16 = 1111 1110 2 (используем запись тетрадами из таблицы «дружбы»). Ответ : 11111110

  6. Переведите число 143 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счисления. Сколь­ко зна­ча­щих нулей со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство нулей .  Решение :    143 = 128+8+4+2+1 = 2 7 + 2 3 + 2 2 + 2 1 + 2 0 ,   то есть пропущены всего три (6,5 и 4) степени двойки.  Ответ: 3   

6. Переведите число 143 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счисления. Сколь­ко зна­ча­щих нулей со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство нулей . Решение : 143 = 128+8+4+2+1 = 2 7 + 2 3 + 2 2 + 2 1 + 2 0 , то есть пропущены всего три (6,5 и 4) степени двойки. Ответ: 3  

 7. Переведите число 305 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счисления. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство единиц .     Решение : 305 = 256 + 32 + 16 + 1  (305 - 256 =49, 49 - 32 =17= 16 + 1 )   ( т.к. в сложении участвуют всего 4 степени двойки, то результат будет содержать всего 4 единицы. Степени можно даже не писать)   Ответ : 4

7. Переведите число 305 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счисления. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство единиц . Решение : 305 = 256 + 32 + 16 + 1 (305 - 256 =49, 49 - 32 =17= 16 + 1 ) ( т.к. в сложении участвуют всего 4 степени двойки, то результат будет содержать всего 4 единицы. Степени можно даже не писать) Ответ : 4

8. Вычислите: 10101010 2  – 252 8  + 7 16 . Ответ запишите в десятичной системе счисления.   Решение : Для решения задач такого типа нужно сначала перевести все числа в одну систему счисления, а уже потом выполнять действия между ними.  Переведем первое число в восьмеричную систему счисления:  10101010 2 = 252 8  Тогда получаем выражение:  252 8  – 252 8  + 7 16 = 7 16 = 7 10   Отве т: 7

8. Вычислите: 10101010 2  – 252 8  + 7 16 . Ответ запишите в десятичной системе счисления. Решение : Для решения задач такого типа нужно сначала перевести все числа в одну систему счисления, а уже потом выполнять действия между ними. Переведем первое число в восьмеричную систему счисления: 10101010 2 = 252 8 Тогда получаем выражение: 252 8  – 252 8  + 7 16 = 7 16 = 7 10 Отве т: 7

9. Вычислите значение выражения B9 16  − 271 8 . В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.    Решение : Переведем первое число в восьмеричную систему счисления:   В9 16 = 1011 1001 2 = 10 111 001 2 = 271 8   Тогда 271 8 −  271 8 = 0     Ответ : 0

9. Вычислите значение выражения B9 16  − 271 8 . В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления. Решение : Переведем первое число в восьмеричную систему счисления: В9 16 = 1011 1001 2 = 10 111 001 2 = 271 8 Тогда 271 8 271 8 = 0 Ответ : 0

10. Вычислите значение выражения EB 16  − 352 8 . Ответ запишите в десятичной системе счисления.    Решение: Переведем первое число в восьмеричную систему счисления:   EB 16  = 11101011 2 = 352 8   Тогда разница между двумя исходными числами равна 1.      Ответ: 1

10. Вычислите значение выражения EB 16  − 352 8 . Ответ запишите в десятичной системе счисления. Решение: Переведем первое число в восьмеричную систему счисления: EB 16 = 11101011 2 = 352 8 Тогда разница между двумя исходными числами равна 1. Ответ: 1

 11. Укажите наименьшее четырёхзначное восьмеричное число, двоичная запись которого содержит 5 единиц. В ответе запишите только само восьмеричное число, основание системы счисления указывать не нужно.    Решение : Наименьшее двоичное число, содержащее 5 единиц, равно 11111 2 . Но чтобы восьмеричное число было четырехзначным нужно, чтобы оно состояло из 4 триад  (из 12 цифр). При этом первой цифрой двоичного числа обязательно должна быть 1 (два незначащих нуля в начале можно не писать), а остальные единицы будут занимать  последние разряды числа. Тогда получаем:     00 1 000 001 111 2 = 1017 8    Ответ : 1017

11. Укажите наименьшее четырёхзначное восьмеричное число, двоичная запись которого содержит 5 единиц. В ответе запишите только само восьмеричное число, основание системы счисления указывать не нужно. Решение : Наименьшее двоичное число, содержащее 5 единиц, равно 11111 2 . Но чтобы восьмеричное число было четырехзначным нужно, чтобы оно состояло из 4 триад (из 12 цифр). При этом первой цифрой двоичного числа обязательно должна быть 1 (два незначащих нуля в начале можно не писать), а остальные единицы будут занимать последние разряды числа. Тогда получаем: 00 1 000 001 111 2 = 1017 8 Ответ : 1017

12. Най­ди­те зна­че­ние вы­ра­же­ния 11 16  + 11 8  : 11 2 . Ответ за­пи­ши­те в дво­ич­ной си­сте­ме счис­ле­ния.   Решение : В таких задачах, где нужно выполнять быстро и без ошибок вычисления в различных системах счисления, а результат требуется получить в десятичной, то и решение быстрее и проще выполнить в десятичной системе счисления. Поэтому переводим туда все исходные числа и считаем: 11 16 = 16+1 = 17  11 8 = 8+1 = 9  11 2 = 2+1 = 3   Тогда 17 + 9 : 3 = 20  20 = 16 + 4 = 2 4 + 2 2 = 10100 2  Ответ : 10100

12. Най­ди­те зна­че­ние вы­ра­же­ния 11 16  + 11 8  : 11 2 . Ответ за­пи­ши­те в дво­ич­ной си­сте­ме счис­ле­ния. Решение : В таких задачах, где нужно выполнять быстро и без ошибок вычисления в различных системах счисления, а результат требуется получить в десятичной, то и решение быстрее и проще выполнить в десятичной системе счисления. Поэтому переводим туда все исходные числа и считаем: 11 16 = 16+1 = 17 11 8 = 8+1 = 9 11 2 = 2+1 = 3 Тогда 17 + 9 : 3 = 20 20 = 16 + 4 = 2 4 + 2 2 = 10100 2 Ответ : 10100

13. Даны 4 целых числа, записанные в двоичной системе:    10001011, 10111000, 10011011, 10110100.   Сколько среди них чисел, больших, чем A4 16 +20 8 ?  Решение : Для выполнения действий над числами, представленными в разных системах счисления, нужно сначала перевести их в наиболее удобную для вас систему счисления, и только потом решать задачу. Для меня наиболее удобной является восьмеричная система счисления:  10001011 2 = 213 8 , 10111000 2 = 560 8 ,  10011011 2 = 233 8 , 10110100 2 = 246 8  A4 16 = 10100100 2 = 244 8 , и 244 8 + 208 =264 8 .  Из предложенных чисел подходит только второе число.  Ответ : 1

13. Даны 4 целых числа, записанные в двоичной системе:   10001011, 10111000, 10011011, 10110100. Сколько среди них чисел, больших, чем A4 16 +20 8 ? Решение : Для выполнения действий над числами, представленными в разных системах счисления, нужно сначала перевести их в наиболее удобную для вас систему счисления, и только потом решать задачу. Для меня наиболее удобной является восьмеричная система счисления: 10001011 2 = 213 8 , 10111000 2 = 560 8 , 10011011 2 = 233 8 , 10110100 2 = 246 8 A4 16 = 10100100 2 = 244 8 , и 244 8 + 208 =264 8 . Из предложенных чисел подходит только второе число. Ответ : 1

 14. Запись числа 69 10   в системе счисления с основанием N оканчивается на 1 и содержит 4 цифры. Чему равно основание этой системы счисления N?   Решение : Для решения этой задачи используем две закономерности.  Во-первых, последней цифрой числа при переводе из одной системы счисления в другую всегда является первый остаток от деления числа на основание системы счисления, куда переводим. Тогда искомое основание N должно быть кратно 68 (69=х*N+1, то х*N=68): 2, 4, 7 и т.д.  Во-вторых, по закономерности 4, получаем N 3 ≤ 69 Ответ : 4

14. Запись числа 69 10   в системе счисления с основанием N оканчивается на 1 и содержит 4 цифры. Чему равно основание этой системы счисления N? Решение : Для решения этой задачи используем две закономерности. Во-первых, последней цифрой числа при переводе из одной системы счисления в другую всегда является первый остаток от деления числа на основание системы счисления, куда переводим. Тогда искомое основание N должно быть кратно 68 (69=х*N+1, то х*N=68): 2, 4, 7 и т.д. Во-вторых, по закономерности 4, получаем N 3 ≤ 69 Ответ : 4

15.  В системе счисления с основанием N запись числа 41 10  оканчивается на 2, а запись числа 131 10  — на 1. Чему равно число N?    Решение : Т.к. в остатках чисел у нас есть цифры  2 и 1, то N≥3.  При этом нужно найти число N, кратное числам 39 и 130. Следовательно, N = 13.    Ответ : 13

15. В системе счисления с основанием N запись числа 41 10  оканчивается на 2, а запись числа 131 10  — на 1. Чему равно число N? Решение : Т.к. в остатках чисел у нас есть цифры 2 и 1, то N≥3. При этом нужно найти число N, кратное числам 39 и 130. Следовательно, N = 13. Ответ : 13

16.  В какой си­сте­ме счис­ле­ния вы­пол­ня­ет­ся ра­вен­ство  12 · 13 = 211?  В от­ве­те ука­жи­те число – ос­но­ва­ние си­сте­мы счис­ле­ния.   Решение : При переводе числа 211 N в десятичную систему счисления получаем уравнение:  211 N = 2*N 2 + 1*N +1  Для перевода множителей 12 и 13 в десятичную систему счисления вспомним закономерность 1.  Тогда 12 N = N+2, 13 N = N+3.  Следовательно, получаем уравнение:  (N+2)(N+3) = 2*N 2 + N +1  Корнями данного уравнения являются 5 и -1. Но т.к. основание системы счисления является натуральным числом, то N = 5.   Ответ : 5

16. В какой си­сте­ме счис­ле­ния вы­пол­ня­ет­ся ра­вен­ство 12 · 13 = 211? В от­ве­те ука­жи­те число – ос­но­ва­ние си­сте­мы счис­ле­ния. Решение : При переводе числа 211 N в десятичную систему счисления получаем уравнение: 211 N = 2*N 2 + 1*N +1 Для перевода множителей 12 и 13 в десятичную систему счисления вспомним закономерность 1. Тогда 12 N = N+2, 13 N = N+3. Следовательно, получаем уравнение: (N+2)(N+3) = 2*N 2 + N +1 Корнями данного уравнения являются 5 и -1. Но т.к. основание системы счисления является натуральным числом, то N = 5. Ответ : 5

17. Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 50 трехзначна.    Решение : По закономерности 4 получаем   N 2 ≤ 50 Ответ : 4

17. Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 50 трехзначна. Решение : По закономерности 4 получаем N 2 ≤ 50 Ответ : 4

Вопросы, замечания или рекомендации  по презентации или по теме в целом   принимаются на сайте звездина.рус   через форму обратной связи,   в группе сайта Вконтакте    или по электронной почте v_zvezdina@mail.ru

Вопросы, замечания или рекомендации по презентации или по теме в целом принимаются на сайте звездина.рус через форму обратной связи, в группе сайта Вконтакте или по электронной почте v_zvezdina@mail.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя