СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетно-ролевые игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития дошкольников»»

МБДОУ «Детский сад № 12» Нижегородская обл., г.Балахна «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития дошкольников»  Средняя группа № 3 Выполнила: Разумова Ю.Н.

МБДОУ «Детский сад № 12»

Нижегородская обл., г.Балахна

«Сюжетно-ролевая игра как

средство всестороннего

развития дошкольников»

Средняя группа № 3

Выполнила:

Разумова Ю.Н.

Актуальность сюжетно –ролевых игр в ДОУ:  Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности  детей  дошкольного возраста – игра, в ней  развиваются  духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного  опыта .

Актуальность сюжетно –ролевых игр в ДОУ:

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности  детей  дошкольного возраста – игра, в ней  развиваются  духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного  опыта .

  Цель сюжетно-ролевой игры заключается в преодолении страхов, формировании основных адаптивных навыков, освоении предметного мира, установлении связи с другими людьми, подготовки к школьной жизни.    Задачи  Развивает интерес и уважение к разным профессиям.  Помогает детям налаживать взаимодействия в совместной игре.  Обогащает словарь, развивает речь детей.  Развивает коммуникативные навыки.  Приобщает к взрослому миру. Планомерно обогащает жизненный опыт.  Передает детям игровой опыт, игровые умения.  Помогает изучить игровую среду с учетом обогащающегося жизненного опыта  Активизирует общение взрослого с детьми в процессе их игры.

Цель сюжетно-ролевой игры заключается в преодолении страхов, формировании основных адаптивных навыков, освоении предметного мира, установлении связи с другими людьми, подготовки к школьной жизни.

Задачи

  • Развивает интерес и уважение к разным профессиям.
  • Помогает детям налаживать взаимодействия в совместной игре.
  • Обогащает словарь, развивает речь детей.
  • Развивает коммуникативные навыки.
  • Приобщает к взрослому миру.
  • Планомерно обогащает жизненный опыт.
  • Передает детям игровой опыт, игровые умения.
  • Помогает изучить игровую среду с учетом обогащающегося жизненного опыта
  • Активизирует общение взрослого с детьми в процессе их игры.
 Для изучения более точных целей и задач сюжетно-ролевой игры мною были взяты следующие игры: Парикмахерская Поликлиника Аптека Магазин Семья Моряки Автобус Строители

Для изучения более точных целей и задач сюжетно-ролевой игры мною были взяты следующие игры:

  • Парикмахерская
  • Поликлиника
  • Аптека
  • Магазин
  • Семья
  • Моряки
  • Автобус
  • Строители
 Сюжетно-ролевая игра  «Парикмахерская» Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера; знакомить с правилами поведения в парикмахерской.  Формировать умение самостоятельно развивать сюжет игры, согласовывать тему, распределять роли. Предварительная работа: Рассказ воспитателя о работе парикмахера : трудовые действия его, добросовестное отношение к работе.  Д/игры: «Завяжем бант», «Сделаем кукле красивую прическу»

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Задачи:

Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера; знакомить с правилами поведения в парикмахерской.

Формировать умение самостоятельно развивать сюжет игры, согласовывать тему, распределять роли.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя о работе парикмахера : трудовые действия его, добросовестное отношение к работе.

Д/игры: «Завяжем бант», «Сделаем кукле красивую прическу»

Ножницы возьмем у мамы - подстригаться будем сами. Срежем волосы с макушки, оголим немножко ушки

Ножницы возьмем у мамы - подстригаться будем сами. Срежем волосы с макушки, оголим немножко ушки

Парикмахер непременно подстрижёт  вас современно. Дайте ножницы, расчёску - он вам сделает причёску

Парикмахер непременно подстрижёт вас современно. Дайте ножницы, расчёску - он вам сделает причёску

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»   Задачи:   знакомить детей с профессиями врача и медсестры;  вызвать интерес к профессиям медицинских работников; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре;  воспитывать чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Предварительная работа: экскурсия в кабинет медсестры, знакомство детей  с  внешним видом врачей,  с инструментами, чтение сказки «Айболит» К.И. Чуковского , рассматривание сюжетных иллюстраций, беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:

  знакомить детей с профессиями врача и медсестры;  вызвать интерес к профессиям медицинских работников; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре;  воспитывать чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Предварительная работа: экскурсия в кабинет медсестры, знакомство детей  с  внешним видом врачей,  с инструментами, чтение сказки «Айболит» К.И. Чуковского , рассматривание сюжетных иллюстраций, беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы.

Любит врач свою работу,  Помогает от души.  Потому к нему с охотой  Прибегают малыши. Поиграю-ка в больницу, Приглашу всех полечиться. Среди кукол слышен плач, Успокойтесь, я же врач.

Любит врач свою работу, Помогает от души. Потому к нему с охотой Прибегают малыши.

Поиграю-ка в больницу,

Приглашу всех полечиться.

Среди кукол слышен плач,

Успокойтесь, я же врач.

Доктор в белом колпаке, С чемоданчиком в руке Горлышко проверит, Конечно, пульс измерит, Поставит грелку и компресс, И витаминкой снимет стресс .  Боже, мама дорогая!  Врач мне выписал рецепт:   Кто поймёт, язык ломая –   Медицинский тот адепт!

Доктор в белом колпаке,

С чемоданчиком в руке

Горлышко проверит,

Конечно, пульс измерит,

Поставит грелку и компресс,

И витаминкой снимет стресс .

Боже, мама дорогая! Врач мне выписал рецепт:  Кто поймёт, язык ломая –  Медицинский тот адепт!

 Я врачом, наверно, буду,  Стану я лечить людей!  Буду ездить я повсюду  И спасать больных детей!

Я врачом, наверно, буду, Стану я лечить людей! Буду ездить я повсюду И спасать больных детей!

 Глазки наши сбережет,  Капельки для них найдет.  По глазам специалист  Добрый доктор окулист!

Глазки наши сбережет, Капельки для них найдет. По глазам специалист Добрый доктор окулист!

Сюжетно-ролевая игра  «Аптека»   Предварительная работа:  Экскурсия в аптеку(с родителями); рассматривание иллюстраций по теме; сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника»; беседы «Лекарственные растения», «Витамины – помощники здоровья. Цель:  Углублять знания детей о профессиях работников аптеки (аптекаря, фармацевта)   2. Продолжать учить переносить реальные жизненные ситуации в игровую деятельность.   3. Помогать детям устанавливать взаимодействия в совместной игре, разнообразить игровые диалоги.   4. Развивать самостоятельность при подборе атрибутов игры, при организации игровой зоны и при распределении ролей.   5. Расширять словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».   6. Воспитывать коммуникативные качества, доброжелательное, вежливое отношение детей друг к другу.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

  Предварительная работа:  Экскурсия в аптеку(с родителями); рассматривание иллюстраций по теме; сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника»; беседы «Лекарственные растения», «Витамины – помощники здоровья.

Цель:  Углублять знания детей о профессиях работников аптеки (аптекаря, фармацевта)

  2. Продолжать учить переносить реальные жизненные ситуации в игровую деятельность.

  3. Помогать детям устанавливать взаимодействия в совместной игре, разнообразить игровые диалоги.

  4. Развивать самостоятельность при подборе атрибутов игры, при организации игровой зоны и при распределении ролей.

  5. Расширять словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

  6. Воспитывать коммуникативные качества, доброжелательное, вежливое отношение детей друг к другу.

В этом мини-магазине  Не игрушки на витрине,  Не запчасти, не конфетки,  А различные таблетки.

В этом мини-магазине Не игрушки на витрине, Не запчасти, не конфетки, А различные таблетки.

Врач мне выписал рецепты,   Я отнес их фармацевту.   Он рецепты изучил   И лекарство мне вручил. 

Врач мне выписал рецепты,  Я отнес их фармацевту.  Он рецепты изучил  И лекарство мне вручил. 

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»   Задачи:  Познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.  Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь. Предварительная работа: беседа о работе продавца, рассматривание муляжей фруктов, чтение художественной литературы, различные игровые ситуации, сшить сумочки своими руками, вырезывание «денег» для игры , изготовление атрибутов для игры : конфеты из теста , баночки с молочной продукцией , кондитерские изделия.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Задачи:

Познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.

Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Предварительная работа: беседа о работе продавца, рассматривание муляжей фруктов, чтение художественной литературы, различные игровые ситуации, сшить сумочки своими руками, вырезывание «денег» для игры , изготовление атрибутов для игры : конфеты из теста , баночки с молочной продукцией , кондитерские изделия.

За прилавком продавщица  Мило улыбается.  Все продукты разложила-  Покупай-те,то что нравится!

За прилавком продавщица Мило улыбается. Все продукты разложила- Покупай-те,то что нравится!

В магазине возле касс продавец встречает нас.  То пакетами шуршит, то бумагой шелестит Мы приходим в магазин.  В нём обилие витрин.  Выбрать нужную покупку  Продавец поможет чуткий.

В магазине возле касс продавец встречает нас. То пакетами шуршит, то бумагой шелестит

Мы приходим в магазин. В нём обилие витрин. Выбрать нужную покупку Продавец поможет чуткий.

Сюжетно-ролевая игра  «СЕМЬЯ» Задачи: формировать умение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.  Воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. Предварительная работа. Беседы : «Как мы играем с куклами», «Какая бывает посуда», «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».   пение песенок, «колыбельных»; - экскурсия в медицинский кабинет детского сада; - рассказы из личного опыта; - обыгрывание отдельных сюжетов «Дочка заболела», «Дочка завтракает»,»Купаем дочку», «День рождения нашей дочки»

Сюжетно-ролевая игра «СЕМЬЯ»

Задачи: формировать умение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Предварительная работа.

Беседы : «Как мы играем с куклами», «Какая бывает посуда», «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».

  пение песенок, «колыбельных»;

- экскурсия в медицинский кабинет детского сада;

- рассказы из личного опыта;

- обыгрывание отдельных сюжетов «Дочка заболела», «Дочка завтракает»,»Купаем дочку», «День рождения нашей дочки»

Кушай, дочка, не спеша,  каша очень хороша. Чищу овощи для щей.  Сколько нужно овощей…?

Кушай, дочка, не спеша, каша очень хороша.

Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей…?

Уложила куклу спать  Я на мягкую кровать.  Кукла притворилась  Будто усыпилась.  А на самом деле  Глазки-то глядели.

Уложила куклу спать Я на мягкую кровать. Кукла притворилась Будто усыпилась. А на самом деле Глазки-то глядели.

Сюжетно-ролевая игра «Моряки» Задачи: Формировать игровые умения,обеспечивающие самостоятельную игру детей.Воспитывать дружеские взаимоотношения,чувство коллективизма. Словарная работа:капитан,корабль, штурвал,рулевой,бинокль, спасательный круг,буйки, Предварительная работа: Чтение художественной литературы о кораблях, моряках, просмотр фотографий,рассказ родителей о службе на корабле,рассказ из опыта детей «прогулка катере».

Сюжетно-ролевая игра «Моряки»

Задачи:

Формировать игровые умения,обеспечивающие самостоятельную игру детей.Воспитывать дружеские взаимоотношения,чувство коллективизма.

Словарная работа:капитан,корабль,

штурвал,рулевой,бинокль,

спасательный круг,буйки,

  • Предварительная работа: Чтение художественной литературы о кораблях, моряках, просмотр фотографий,рассказ родителей о службе на корабле,рассказ из опыта детей «прогулка катере».
Ветер по морю гуляет  И кораблик подгоняет….

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет….

Наш корабль разбился о рифы И не можем дальше мы плыть. Вот найдем сейчас инструменты Чтоб кораблик наш подчинить! Рано-рано моряки,  рыбу ловят у реки.

Наш корабль разбился о рифы

И не можем дальше мы плыть.

Вот найдем сейчас инструменты

Чтоб кораблик наш подчинить!

Рано-рано моряки, рыбу ловят у реки.

Сходят с трапа корабля-  это ж наша детвора!

Сходят с трапа корабля- это ж наша детвора!

По синему морю кораблик плывет.  На нем капитан, что кораблик ведет.

По синему морю кораблик плывет. На нем капитан, что кораблик ведет.

  Сюжетно-ролевая игра «Автобус » Задачи: Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Фор­мирование положительных взаимоотношений между деть­ми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.  Подготовка к игре. Наблюдения за автобусами на улице. Экскурсия на автобусную остановку. Поездка в автобусе. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус». Рисование автобуса. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры: билеты,денег.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус »

Задачи:

Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Фор­мирование положительных взаимоотношений между деть­ми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.  Подготовка к игре. Наблюдения за автобусами на улице. Экскурсия на автобусную остановку. Поездка в автобусе. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус». Рисование автобуса. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры: билеты,денег.

Весь день - домой и на работу возить людей его забота Точно, вовремя и ловко подъезжаю к остановке. Все вошли, закрылась дверь, - пассажиры вы теперь.

Весь день - домой и на работу возить людей его забота Точно, вовремя и ловко подъезжаю к остановке. Все вошли, закрылась дверь, - пассажиры вы теперь.

Пассажирка юных лет, предъявите ваш билет!

Пассажирка юных лет, предъявите ваш билет!

 Автозаправочная станция

Автозаправочная станция

Сюжетно-ролевая игра «СТРОИТЕЛИ» Задачи: Закреплять в игре знания о труде строителя, формировать умение действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей. Подготовка  к  игре : -Чтение художественной литературы: «Теремок», «Кто построил этот дом?», Дид . игра «Что для кого», «Что для чего». -Рассматривание картин, инструментов , иллюстраций  о строительстве и беседы по содержанию; Экскурсия к строящемуся дому по улице Горького(бывшая дет.поликлиника)

Сюжетно-ролевая игра «СТРОИТЕЛИ»

Задачи: Закреплять в игре знания о труде строителя, формировать умение действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Подготовка  к  игре :

-Чтение художественной литературы: «Теремок», «Кто построил этот дом?», Дид . игра «Что для кого», «Что для чего».

-Рассматривание картин, инструментов , иллюстраций  о строительстве и беседы по содержанию;

Экскурсия к строящемуся дому по улице Горького(бывшая дет.поликлиника)

Что за башенка стоит, а в окошке свет горит?  В этой башне мы живем. И она зовется… (дом)

Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем. И она зовется… (дом)

Строить город мы решили,  Дом из кирпичей сложили.  Но один мы можем дом  Городом назвать с трудом.  Нужно десять или двадцать.  Что ж придется постараться. Подгоните самосвалы,  Загружайте кирпичи.  Ими кубики побудут.  – Начинайте, силачи!

Строить город мы решили, Дом из кирпичей сложили. Но один мы можем дом Городом назвать с трудом. Нужно десять или двадцать. Что ж придется постараться.

Подгоните самосвалы, Загружайте кирпичи. Ими кубики побудут. – Начинайте, силачи!

Прораб на стройке самый главный,  Следит за графиком работ,  Всё привезти, всех по местам расставить,  И, правда, дел - невпроворот!

Прораб на стройке самый главный, Следит за графиком работ, Всё привезти, всех по местам расставить, И, правда, дел - невпроворот!

Вывод: Таким образом , педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к тому , что важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического , умелого влияния на нее . Но сюжетно-ролевая игра-это самостоятельная деятельность детей , и педагог не может заранее предвидеть все приемы руководства ею , как это делается при подготовке к занятиям , игр с правилами. Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Вывод:

  • Таким образом , педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к тому , что важность сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического , умелого влияния на нее . Но сюжетно-ролевая игра-это самостоятельная деятельность детей , и педагог не может заранее предвидеть все приемы руководства ею , как это делается при подготовке к занятиям , игр с правилами.
  • Руководя игрой, педагог всегда должен помнить о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой следует исключить всякого рода принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!