«Смысловое чтение
как средство формирования функциональной грамотности младших школьников»
Функциональная грамотность –
способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Компоненты функциональной грамотности
- усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умение адаптироваться к изменяющемуся миру, разрешать конфликты;
- умение работать с информацией;
- умение применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
- стремление повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
• успешно решает разные бытовые проблемы;
• умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
• использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
• выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Функциональная грамотность
- читательская грамотность
- математическая грамотность
- естественно-научная грамотность
- финансовая грамотность
- компьютерная грамотность
- компетенции
- креативное мышление
- Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
.
Личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе.
Регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности.
Познавательные УУД - логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
.
Действия смыслового чтения:
осмысление цели чтения;
извлечение необходимой информации;
деление её на основную и второстепенную;
формулирование проблемы и главной идеи текста
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
Грамотность чтения - способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Виды чтения:
просмотровое;
ознакомительное;
поисковое;
изучающее;
аналитическое;
рефлексивное
Этапы работы с текстом:
I. Работа с текстом до чтения (дотекстовый этап).
II. Работа с текстом во время чтения
III. Работа с текстом после чтения
1.Определение целей и задач чтения.
2.Ознакомление с наиболее значимыми понятиями.
3.Актуализация предшествующих знаний.
4.Диагностика текста.
5.Побуждение к чтению.
1.Первичное чтение текста.
2. Перечитывание текста.
3.Анализ текста
4. Беседа по содержанию текста.
5. Выразительное чтение.
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
2.Знакомство с писателем.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями.
4.Творческие задания
Спасибо за внимание!