СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Сочинение - рассказ о народном промысле" (русский язык 6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Красочная презентация рассказывает о разных видах народного промысла. Она поможет учащимся подготовиться к сочинению.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сочинение - рассказ о народном промысле" (русский язык 6 класс)»

Сочинение-рассказ о народном промысле

Сочинение-рассказ о народном промысле

Цель урока: развитие умения создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи; пополнение словарного запаса.

Цель урока:

  • развитие умения создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи;
  • пополнение словарного запаса.
Гжельская роспись

Гжельская роспись

 Гжель — это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще с XVI века.  В производстве фарфора Гжель следует за старыми российскими традициями в искусстве. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную.  У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Современная техника росписи фарфора подглазурным кобальтом очень близка приемам и мотивам росписи полуфаянса 19 века. Роспись, нанесенная до глазуровки, остается навечно под стекловидным слоем глазури, не стирается, не тускнеет со временем, озаряя все вокруг белизной и горячей синевой в отличие от многоцветия надглазурного декора, постепенно утрачивающего свои краски.
  • Гжель — это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще с XVI века.
  • В производстве фарфора Гжель следует за старыми российскими традициями в искусстве. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную.
  • У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
  • Современная техника росписи фарфора подглазурным кобальтом очень близка приемам и мотивам росписи полуфаянса 19 века. Роспись, нанесенная до глазуровки, остается навечно под стекловидным слоем глазури, не стирается, не тускнеет со временем, озаряя все вокруг белизной и горячей синевой в отличие от многоцветия надглазурного декора, постепенно утрачивающего свои краски.
Палехская роспись

Палехская роспись

Некогда во Владимиро-Суздальское княжество пришли люди, которые спасались от вражеских орд. Для нового поселения они сжигали, палили лес, отсюда и само название. Людей, которые жили в Палехе, называли палешанами и славились они искусным ремеслом  иконописцев . Впоследствии они настолько ценились, как художники, что их приглашали расписывать церкви и храмы со всей России.

С течением времени их искусство стало менее востребованным, но они не отчаялись и стали расписывать шкатулки и поделки в так называемом лаковом стиле –  миниатюрах . Здесь героями выступают различные былинные и сказочные персонажи – богатыри, князья, истории сражений с драконами и так далее.

Пишется Палех яркими темперными красками, густыми и плотными мазками либо тонкими и полупрозрачными. Для начала на изделие наносится чёрная краска, что в палехе является фоном для рисунка. Вообще, искусство этого промысла является довольно сложным и трудоёмким процессом во много этапов и, что бы научиться ему в полной мере, художники изучают его очень долго. В результате шкатулка или другое изделие превращается из безликой коробочки в драгоценную вещь сказочной красоты.

Жостовская роспись

Жостовская роспись

  • История  жостовского промысла  восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
  • Основной мотив  жостовской росписи  - цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
  • Перед тем как попасть к живописцу, поднос шлифуется, грунтуется и лакируется. Эти процессы проходят несколько стадий. При росписи используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.
Жостово  (подмосковное село) Под Москвой деревня Жостово стоит, Промысел народный очень знаменит. На подносах жарко зацвели сады, Солнечного лета вечные следы… В жаркие букеты собраны цветы Сказочно прекрасной, буйной красоты.

Жостово  (подмосковное село)

Под Москвой деревня Жостово стоит,

Промысел народный очень знаменит.

На подносах жарко зацвели сады,

Солнечного лета вечные следы…

В жаркие букеты собраны цветы

Сказочно прекрасной, буйной красоты.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

 Дымковская глиняная игрушка – один из самых ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.  Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.  Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

Дымковская глиняная игрушка – один из самых ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

Городецкая роспись

Городецкая роспись

 Городецкая роспись  - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.  Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только в анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.  Городецкая роспись символична .   Конь  в ней - символ богатства,  птица  - символ счастья, а цветы  - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на конях ,  барышни  в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития  и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но от того что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.

Городецкая роспись  - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.

Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди — только в анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.

Городецкая роспись символична .   Конь  в ней - символ богатства,  птица  - символ счастья, а цветы  - здоровья и процветания в делах. Сюжетами старинной городецкой росписи были всадники на коняхбарышни  в кринолинах, свадьбы, застолья, чаепития  и другие торжественные сцены из жизни горожан. Но от того что изображалось все это крестьянскими художниками, создался чрезвычайно своеобразный стиль росписи, в котором помпезность и вычурность городских элементов наивно перемешаны с простодушием и искренностью, свойственными простому народу.

 Хохлома  Хохлома – старинное село, где раньше продавали изделия из дерева. Ее называют пламенной потому, что веселые  красно-золотые изделия горят, как огонь.  Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту, драгоценного металла в них нет совсем. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лудят – натирают алюминиевым порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем серебристый цвет посуды выглядит, как золото. Далеко за пределами нашей Родины известна  пламенная хохлома.

Хохлома

Хохлома – старинное село, где раньше продавали изделия

из дерева. Ее называют пламенной потому, что веселые

красно-золотые изделия горят, как огонь.

Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту,

драгоценного металла в них нет совсем. Когда миску или

бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют

глиной, промасливают и лудят – натирают алюминиевым

порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают

в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют,

спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем

серебристый цвет посуды выглядит, как золото.

Далеко за пределами нашей Родины известна

пламенная хохлома.

Хохлома . (Старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов, находится недалеко от Городца на Волге).   Хохломские краски, алых ягод россыпь. Отголоски лета в зелени травы. Рощи, перелески, солнечные всплески Солнечно-медовой золотой листвы.              Россыпь хохломская, словно колдовская. В сказочную песню просится сама, И нигде на свете нет таких соцветий, Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Хохлома . (Старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов, находится недалеко от Городца на Волге).

 

Хохломские краски, алых ягод россыпь.

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, солнечные всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

             Россыпь хохломская, словно колдовская.

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома!

Великоустюжское чернение по серебру

Великоустюжское чернение по серебру

Этот вид гравировки пользовался на Руси в X веке, начав свой славный путь в городе Чернигов.  Чернь - это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона - прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла
  • Этот вид гравировки пользовался на Руси в X веке, начав свой славный путь в городе Чернигов.  Чернь - это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок. Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона - прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла
Вологодские кружева

Вологодские кружева

 Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева. Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей.

Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева. Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей.

Мода на этот промысел привела к тому, что некоторые жены русских дворян не только стали сами осваивать приемы работы с коклюшками, но и завели в своих усадьбах мастерские, где плели кружево крепостные крестьянки. Искусницами в этом деле славились и женские монастыри. К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения.

Мода на этот промысел привела к тому, что некоторые жены русских дворян не только стали сами осваивать приемы работы с коклюшками, но и завели в своих усадьбах мастерские, где плели кружево крепостные крестьянки. Искусницами в этом деле славились и женские монастыри. К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения.

Оренбургский платок

Оренбургский платок

 Пуховые изделия оренбургских мастериц давно получили широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.  Оренбургские пуховые платки не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер — 210 х 210 сантиметров, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо.

Пуховые изделия оренбургских мастериц давно получили широкую известность не только в России, но и далеко за ее пределами.

Оренбургские пуховые платки не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер — 210 х 210 сантиметров, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо.

Подбираем лексический материал  Мастер: волшебник, художник, творец, создатель, кружевница.  Лепит, творит, создает, обжигает, расписывает, чернит, декорирует, украшает.  Стиль, традиции, оттенок, обжиг, промысел.  Орнамент, затейливый, витой, ажурный.  Впечатления: радость творчества, талант, удивительно утонченная работа, родник народного творчества, благородная работа.

Подбираем лексический материал

Мастер: волшебник, художник, творец, создатель, кружевница.

Лепит, творит, создает, обжигает, расписывает, чернит, декорирует, украшает.

Стиль, традиции, оттенок, обжиг, промысел.

Орнамент, затейливый, витой, ажурный.

Впечатления: радость творчества, талант, удивительно утонченная работа, родник народного творчества, благородная работа.

План. 1.Вступление. Богата Россия народными промыслами! 2.Основная часть. Рассказ о каком-либо народном  промысле. 3. Заключение. Чем привлекает меня этот промысел.

План.

1.Вступление.

Богата Россия народными промыслами!

2.Основная часть.

Рассказ о каком-либо народном

промысле.

3. Заключение.

Чем привлекает меня этот промысел.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

11.01.2021 14:49
Непушкина Ирина Владимировна @ghbpdfybtirjkf
Добрый день, уважаемая Галина Анатольевна. Мне очень понравился материал презентации "Сочинение - рассказ о народном промысле" (русский язык 6 класс). Хотела использовать его на уроке, но, к сожалению, скачивание постоянно прерывается, не загружается до конца.Очень жаль.

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя