СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Сочинение-рассуждение 9.3."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сочинение-рассуждение 9.3."»

Речь должна отвечать законам логики. Аристотель.
  • Речь должна отвечать законам логики.
  • Аристотель.
 Мастер-класс.  Написание сочинения-рассуждения. (9.3)

Мастер-класс. Написание сочинения-рассуждения. (9.3)

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать —и я пойму.  Конфуций

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать —и я пойму.

Конфуций

Пример задания. 9.3  Как Вы понимаете значение слова __________. Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое___________» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пример задания. 9.3

Как Вы понимаете значение слова __________. Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое___________» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 Задание 9.3   Критерии оценивания

Задание 9.3 Критерии оценивания

Задание 9.3   Критерии оценивания

Задание 9.3 Критерии оценивания

 Структура сочинения   1 . Вступление.  Тезис. Комментарий к нему. 2. Основная часть.  Аргументы:  а) из предложенного текста + микровывод;  б) из жизненного опыта + микровывод. 3. Заключение. Вывод.  Надо так написать сочинение, чтобы комментарий, микровыводы и заключение-вывод не противоречили друг другу.

Структура сочинения

  • 1 . Вступление.

Тезис. Комментарий к нему.

  • 2. Основная часть.

Аргументы:

а) из предложенного текста + микровывод;

б) из жизненного опыта + микровывод.

  • 3. Заключение. Вывод.

Надо так написать сочинение, чтобы комментарий, микровыводы и заключение-вывод не противоречили друг другу.

Работа с текстом  (до первичного знакомства) Читаем задание 9.3. Читаем задание 9.2 и находим данную фразу в тексте. Читаем задание 6, чтобы после прочтения текста найти высказывания, соответствующие содержанию текста.

Работа с текстом (до первичного знакомства)

  • Читаем задание 9.3.
  • Читаем задание 9.2 и находим данную фразу в тексте.
  • Читаем задание 6, чтобы после прочтения текста найти высказывания, соответствующие содержанию текста.
Задание 9.3 и 9.2 9.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Какого человека можно считать смелым?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 9.2 .Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался»

Задание 9.3 и 9.2

  • 9.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Какого человека можно считать смелым?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
  • 9.2 .Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался»
Задание 6.  Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? . 1) События, описанные в тексте, происходили на Неве. 2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.  3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией. 4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика.  5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить весла и спрятаться, и это все хорошо понимали.

Задание 6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

  • . 1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.
  • 2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.
  • 3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией.
  • 4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика.
  • 5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить весла и спрятаться, и это все хорошо понимали.

(1)На маленькой пристани уже набился народ. – (2)Матвей Капитоныч, поторопись! – закричал кто-то из ожидающих. (3)Гребец ничего не ответил. (4)Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. (5)Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. (6)Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые, да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки падали на запотевший лоб такие же соломенные, давно не стриженные волосы. – (7)Матвей Капитоныч, здравствуй! – (8)Отойдите, не мешайте! – вместо ответа закричал он каким-тохриплым простуженным баском, и в эту минуту лодка ударилась о стенку причала. (9)Началась выгрузка пассажиров и посадка новых. (10)Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой. – (11)Эй! – покрикивал он. – (12)Садись с левого борта. (13) А ты, с котелком, – туда… (14)Тихо… (15)Без паники. (16)Не успел наш ялик отойти и на сотню метров от берега, случилось то, чего, казалось бы, уж никак нельзя было ожидать в этот солнечный, безмятежно спокойный летний день. (17)Послышался звук, похожий на отдалённый гром. (18)Лёгким гулом он прошёл по реке. (19) И тотчас же в каждом из нас что-то ёкнуло и привычно насторожилось. (20) В эту минуту второй, более сильный удар размашистым отзвуком прокатился по реке. – (21)Мотенька, что это? – (22)Ну что! – сказал он, не поворачивая головы. – (23)Ничего особенного. (24)Зенитки. (25)Тут будто кувалдой ударило меня по барабанным перепонкам, я невольно зажмурился, услышал, как закричали женщины, и изо всех сил вцепился в холодный влажный борт лодки, чтобы не полететь в воду. (26)Ничего не скажу – было страшно. (27)Особенно, когда в воду спереди и сзади, справа и слева от шлюпки начали падать осколки. (28)Передо мной сидел мальчик. (29)Ни на один миг он не оставил вёсел. (30)Так же уверенно и легко вёл он своё маленькое судно, и на лице его я не мог прочесть ни страха, ни волнения. «(31)Неужели он не боится? – подумал я. – (32)Неужто не хочется ему бросить вёсла, зажмуриться, спрятаться под скамейку?.. (33) А впрочем, он ещё маленький, – подумалось мне. – (34)Не понимает, что такое смерть». (35)Дела, которые привели меня на Каменный остров, отняли у меня часа полтора-два. (36) В ожидании машины я беседовал с командиром батареи и между прочим рассказал о том, как наш ялик попал в осколочныйдождь. (37)Командир батареи почему-то вдруг очень смутился и даже покраснел. – (38)Да, да… – сказал он, вытирая платком лицо. – (39)К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз. (40)Но что же поделаешь! (41)Ведь бывают жертвы, свои люди гибнут. (42)Вот как раз недели три тому назад тут перевозчика осколком убило. – (43)Как перевозчика? – сказал я. – (44)Где? (45)Какого? – (46)Да вот тут как раз, на Неве, где вы переезжали. (47)Хороший человек был. (48)Сорок два года работал на перевозе. – (49)А сейчас там какой-то мальчик, – сказал я. – (50)Матвей Капитоныч! (51)Это сынишка перевозчика, который погиб. (52)Я отчётливо представил во всех подробностях, как это случилось. (53)И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца. «(54)Как же он может? – подумал я. – (55)Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла? (56)Как может он спокойно сидеть на скамейке, на которой ещё, небось, не высохла кровь его отца? (57)Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. (58)Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. (59)А ведь он улыбался. (60)Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий». (По Л. Пантелееву*)

Задание 6.  Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?  1) События, описанные в тексте, происходили на Неве. 2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.  3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией. 4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика.  5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить весла и спрятаться, и это все хорошо понимали.

Задание 6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

  • 1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.
  • 2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.
  • 3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией.
  • 4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика.
  • 5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить весла и спрятаться, и это все хорошо понимали.
Задание 6.  Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?   . 1) События, описанные в тексте, происходили на Неве. 2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.  3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией. 4 ) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика.  5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить весла и спрятаться, и это все хорошо понимали.

Задание 6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

  • . 1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.
  • 2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.
  • 3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией.
  • 4 ) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика.
  • 5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить весла и спрятаться, и это все хорошо понимали.
 Докажем, что задания 6 и 9.2 возможно использовать в качестве примера - аргумента из прочитанного текста для задания 9.3 ( Какого человека можно считать смелым?)   6 . 1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.  2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.  4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика 9.2 .Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался»

Докажем, что задания 6 и 9.2 возможно использовать в качестве примера - аргумента из прочитанного текста для задания 9.3 ( Какого человека можно считать смелым?)

6 . 1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.

2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.

4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика

9.2 .Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался»

Распредели слова:  счастье, дружба, смелость, воспитанность, равнодушие, честь   по группам: ЧУВСТВО: КАЧЕСТВО: СПОСОБНОСТЬ:

Распредели слова: счастье, дружба, смелость, воспитанность, равнодушие, честь по группам:

  • ЧУВСТВО:
  • КАЧЕСТВО:
  • СПОСОБНОСТЬ:
ЧУВСТВО: равнодушие; счастье КАЧЕСТВО: смелость, воспитанность; честь СПОСОБНОСТЬ: дружба;
  • ЧУВСТВО: равнодушие; счастье
  • КАЧЕСТВО: смелость, воспитанность; честь
  • СПОСОБНОСТЬ:

дружба;

    Логическая операция определения понятия       1         Слово (понятие, свойство) это 2 смелость         Определить более общее ( родовое ) понятие которое 3 качество Назвать отличительные свойства (видовое отличие)  выражается в  умении бороться со своими страхами и побеждать их, способности проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость.

Логическая операция определения понятия

1

Слово

(понятие,

свойство)

это

2

смелость

Определить более общее ( родовое ) понятие

которое

3

качество

Назвать отличительные свойства

(видовое отличие)

выражается в  умении бороться со своими страхами и побеждать их, способности проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость.

Способы толкования значения слова 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие .  Смелость — это качество характера человека, которое выражается в  умении бороться со своими страхами и побеждать их, способности проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость 2. Перечисление синонимов.  Смелость – это отвага, решимость, мужество, храбрость. 3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.  Смелость - это наилучшая черта характера человека, которая проявляется в совершении героических, доблестных, храбрых поступков.

Способы толкования значения слова

1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие .

Смелость — это качество характера человека, которое выражается в  умении бороться со своими страхами и побеждать их, способности проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость

2. Перечисление синонимов.

Смелость – это отвага, решимость, мужество, храбрость.

3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.

Смелость - это наилучшая черта характера человека, которая проявляется в совершении героических, доблестных, храбрых поступков.

 Структура сочинения.  Алгоритм работы над сочинением 9.3 .   Шаг 1: работа над вопросом – темой сочинения ( критерий 1 – 2 балла) Формулируем тезис. 1.В первом абзаце даём определение слову (понятию) . (Задайте себе вопрос: как я это понимаю?)  Начать сочинение лучше с вопроса и ответа на этот вопрос . Что такое …? На мой взгляд, это… ( если вопрос 1 и вопрос 2 в задании не совпадают, тогда: а).Ответьте на вопрос 1. б. Прочитайте вопрос 2 и найди точки соприкосновения между первым и вторым вопросами. в). Сформулируйте ответ (тезис) на комбинированный вопрос и запишите его) 2.Во третьем предложении первого абзаца даем комментарий к этому понятию – говорим, какие чувства и мысли возникают у нас на эту тему.    

Структура сочинения. Алгоритм работы над сочинением 9.3 .

Шаг 1: работа над вопросом – темой сочинения ( критерий 1 – 2 балла)

Формулируем тезис.

1.В первом абзаце даём определение слову (понятию) . (Задайте себе вопрос: как я это понимаю?)

Начать сочинение лучше с вопроса и ответа на этот вопрос .

Что такое …? На мой взгляд, это…

( если вопрос 1 и вопрос 2 в задании не совпадают, тогда: а).Ответьте на вопрос 1.

б. Прочитайте вопрос 2 и найди точки соприкосновения между первым и вторым вопросами. в). Сформулируйте ответ (тезис) на комбинированный вопрос и запишите его)

2.Во третьем предложении первого абзаца даем комментарий к этому понятию – говорим, какие чувства и мысли возникают у нас на эту тему.

 

 

Структура сочинения  Вступление. Формулируем тезис – то есть даём определение слову. (Начинаем сочинение с вопроса и ответа на этот вопрос) Что же такое….? На мой взгляд, это

Структура сочинения Вступление.

Формулируем тезис – то есть даём определение слову.

(Начинаем сочинение с вопроса и ответа на этот вопрос)

Что же такое….? На мой взгляд, это

 Вступление  Тез ис  ( вопрос и ответ на этот вопрос) Что же такое смелость ? На мой взгляд, это качество характера человека,  которое выражается в умении бороться со своими страхами и побеждать их, проявлять храбрость и отвагу , решительность и независимост ь .

Вступление Тез ис ( вопрос и ответ на этот вопрос)

Что же такое смелость ? На мой взгляд, это качество характера человека, которое выражается в умении бороться со своими страхами и побеждать их, проявлять храбрость и отвагу , решительность и независимост ь .

Комментарий к тезису-  это пояснение данного определения с опорой на текст  !!! Помните , что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта .   Комментарий – это «мостик» от тезиса к аргументам. Считаю, что это качество личности важно не только на войне, но и в мирной жизни, когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, проблемами, требующими от нас проявления храбрости. Данное качество позволяет человеку не бояться трудностей и помогает бороться со страхами в опасных ситуациях.  Смелость не всегда проявляется в больших свершениях, она видна и в малых поступках.

Комментарий к тезису- это пояснение данного определения с опорой на текст !!! Помните , что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта . Комментарий – это «мостик» от тезиса к аргументам.

  • Считаю, что это качество личности важно не только на войне, но и в мирной жизни, когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, проблемами, требующими от нас проявления храбрости.
  • Данное качество позволяет человеку не бояться трудностей и помогает бороться со страхами в опасных ситуациях. 
  • Смелость не всегда проявляется в больших свершениях, она видна и в малых поступках.
Комментарий к тезису-  это пояснение данного определения с опорой на текст  !!! Помните , что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта .   Комментарий – это «мостик» от тезиса к аргументам. Считаю, что это качество личности важно не только на войне, но и в мирной жизни, когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, проблемами, требующими от нас проявления храбрости. Данное качество позволяет человеку не бояться трудностей и помогает бороться со страхами в опасных ситуациях.  Смелость не всегда проявляется в больших свершениях, она видна и в малых поступка

Комментарий к тезису- это пояснение данного определения с опорой на текст !!! Помните , что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта . Комментарий – это «мостик» от тезиса к аргументам.

  • Считаю, что это качество личности важно не только на войне, но и в мирной жизни, когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, проблемами, требующими от нас проявления храбрости.
  • Данное качество позволяет человеку не бояться трудностей и помогает бороться со страхами в опасных ситуациях. 
  • Смелость не всегда проявляется в больших свершениях, она видна и в малых поступка
Вступление  Тезис и комментарий к нему  Что же такое смелость? На мой взгляд, это качество характера человека,  которое выражается в умении бороться со своими страхами и побеждать их, проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость . Данное качество позволяет человеку не бояться трудностей и помогает бороться со страхами в опасных ситуациях .  

Вступление Тезис и комментарий к нему

Что же такое смелость? На мой взгляд, это качество характера человека, которое выражается в умении бороться со своими страхами и побеждать их, проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость . Данное качество позволяет человеку не бояться трудностей и помогает бороться со страхами в опасных ситуациях .  

Вступление  Что же такое смелость? На мой взгляд, это качество характера человека,  которое выражается в умении бороться со своими страхами и побеждать их, проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Данное качество позволяет человеку не бояться трудностей и помогает бороться со страхами в опасных ситуациях . Какого человека можно назвать смелым ?(задаём второй вопрос из задания9.3)  Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к предложенному тексту. (мостик к аргументам)

Вступление

Что же такое смелость? На мой взгляд, это качество характера человека, которое выражается в умении бороться со своими страхами и побеждать их, проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Данное качество позволяет человеку не бояться трудностей и помогает бороться со страхами в опасных ситуациях . Какого человека можно назвать смелым ?(задаём второй вопрос из задания9.3) Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к предложенному тексту. (мостик к аргументам)

Шаг 2: работа над аргументацией (критерий 2 – 3 балла)  Логическая цепочка построения аргумента из прочитанного текста: О чём текст (коротко, в 1-3 (чаще в 1 предложении) предложениях рассказать о событиях в тексте, связанных с тезисом и комментарием к нему , подвести к мысли, о чём говорится в предложениях задания 6). Задание 6 (создать комментарий на основе задания 6, записать предложения полностью, (где это возможно или на основе этих предложений создать свой текст). Записать предложение 9.2 ( это и будет пример - аргумент из прочитанного текста). Микровывод .

Шаг 2: работа над аргументацией (критерий 2 – 3 балла) Логическая цепочка построения аргумента из прочитанного текста:

  • О чём текст (коротко, в 1-3 (чаще в 1 предложении) предложениях рассказать о событиях в тексте, связанных с тезисом и комментарием к нему , подвести к мысли, о чём говорится в предложениях задания 6).
  • Задание 6 (создать комментарий на основе задания 6, записать предложения полностью, (где это возможно или на основе этих предложений создать свой текст).
  • Записать предложение 9.2 ( это и будет пример - аргумент из прочитанного текста).
  • Микровывод .
 Аргумент из прочитанного текста, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод.    Обратимся к тексту…………………………… (указываем ФИ автора текста). В нём повествуется о … (коротко о событиях по тексту)  Используя предложения из задания 6 и 9.2 , сформулируйте аргумент из прочитанного текста.  События, описанные в тексте, происходили на Неве. Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди. Матвей Капитоныч – это сын погибшего – задание 6  «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался» - 9.2 Микровывод

Аргумент из прочитанного текста, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод.

  • Обратимся к тексту…………………………… (указываем ФИ автора текста). В нём повествуется о … (коротко о событиях по тексту)

Используя предложения из задания 6 и 9.2 , сформулируйте аргумент из прочитанного текста.

События, описанные в тексте, происходили на Неве. Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди. Матвей Капитоныч – это сын погибшего – задание 6

«Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался» - 9.2

  • Микровывод

 Аргумент из прочитанного текста, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод ( используются задания 6 и 9.2)    Обратимся к тексту Л.Пантелеева. В нём повествуется о  мальчике, заменившем погибшего отца, который работал перевозчиком на реке. События, описанные в тексте, происходили на Неве. Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди. Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика (из задания 6) проявляет храбрость, он не боится: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и  холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался»  (из задания 9.2)

Аргумент из прочитанного текста, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод ( используются задания 6 и 9.2)

Обратимся к тексту Л.Пантелеева. В нём повествуется о мальчике, заменившем погибшего отца, который работал перевозчиком на реке. События, описанные в тексте, происходили на Неве. Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди. Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика (из задания 6) проявляет храбрость, он не боится: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его маленькое сердце. А ведь он улыбался» (из задания 9.2)

Аргумент из прочитанного текста, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод ( используются задания 2 и 15.2)    Обратимся к тексту Л.Пантелеева. В нём повествуется о  мальчике, заменившем погибшего отца, который работал перевозчиком на реке. События, описанные в тексте, происходили на Неве. Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди. Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика (из задания 6) проявляет храбрость, он не боится: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и  холодить жестокой тоской его  (из задания 9.2) Вот такого человека можно считать смелым .  (микровывод)

Аргумент из прочитанного текста, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод ( используются задания 2 и 15.2)

Обратимся к тексту Л.Пантелеева. В нём повествуется о мальчике, заменившем погибшего отца, который работал перевозчиком на реке. События, описанные в тексте, происходили на Неве. Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди. Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика (из задания 6) проявляет храбрость, он не боится: «Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде. Даже отдалённый орудийный выстрел должен был пугать его и холодить жестокой тоской его (из задания 9.2) Вот такого человека можно считать смелым . (микровывод)

Аргумент из  собственного жизненного опыта, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод Приводим ВТОРОЙ АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта+ микровывод. В качестве второго доказательства я хочу привести пример из жизненного опыта. Что такое аргументы из жизненного опыта?  Исторические факты.  Общественно – значимые вопросы, обсуждаемые в обществе ( в СМИ).  Высказывания известных философов, литераторов, художников… Высказывания специалистов в какой – то области (психологов, социологов, педагогов…).  Примеры из читательского опыта. Результаты личных наблюдений (частные случаи).

Аргумент из собственного жизненного опыта, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод

Приводим ВТОРОЙ АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта+ микровывод.

В качестве второго доказательства я хочу привести пример из жизненного опыта.

Что такое аргументы из жизненного опыта?

  • Исторические факты.
  • Общественно – значимые вопросы, обсуждаемые в обществе ( в СМИ).
  • Высказывания известных философов, литераторов, художников…
  • Высказывания специалистов в какой – то области (психологов, социологов, педагогов…).
  • Примеры из читательского опыта.
  • Результаты личных наблюдений (частные случаи).

Шаг 3: работа над заключением  Вывод-заключение 1. Перечитайте сочинение, проверьте, логично ли вы выстроили своё сочинение. 2. Напишите вывод, который должен обобщить все мысли, высказанные выше.. Задача заключения- подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение  можно вводными словами  значит, итак, следовательно, таким образом   Формулируем вывод.   Таким образом, человека, умеющего бороться со своими страхами, решительного и отважного можно считать смелым .

Шаг 3: работа над заключением Вывод-заключение

  • 1. Перечитайте сочинение, проверьте, логично ли вы выстроили своё сочинение.
  • 2. Напишите вывод, который должен обобщить все мысли, высказанные выше..

Задача заключения- подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение  можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом  

Формулируем вывод.

  •   Таким образом, человека, умеющего бороться со своими страхами, решительного и отважного можно считать смелым .
Домашнее задание Привести аргумент из собственного жизненного опыта.

Домашнее задание

  • Привести аргумент из собственного жизненного опыта.
Практикум. Работа с текстом  (до первичного знакомства) Читаем задание 9.3. Читаем задание 9.2 и находим данную фразу в тексте. Читаем задание 6, чтобы после прочтения текста найти правильный ответ.

Практикум. Работа с текстом (до первичного знакомства)

  • Читаем задание 9.3.
  • Читаем задание 9.2 и находим данную фразу в тексте.
  • Читаем задание 6, чтобы после прочтения текста найти правильный ответ.
  Практикум  (По  С. Кудряшову)     9.3. Как Вы понимаете значение слова  ЧЕСТЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему  « Что такое честь », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.  9.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста :  «Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке» (предложение 10).

Практикум (По С. Кудряшову)

9.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕСТЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что такое честь », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

9.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста : «Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке» (предложение 10).

Практикум   Задание 6   Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Слова «честь» и «выгода» стоят в одном ряду, и каждое из них имеет важное положительное значение. 2) Люди считаются с собственной совестью, потому что именно она является прочной основой жизни и основным условием материального благополучия. 3) По-настоящему наивны и доверчивы, по мнению автора, те, кто верит в нравственные силы человеческой души. 4) Нравственные призывы русских классиков основаны на стремлении спасти душу человека, сохранить такие человеческие качества, как честность и совестливость. 5) Чиновнику неинтересно отмечать празднование пушкинского юбилея: он не видит никакого смысла, никакой пользы в этом мероприятии.

Практикум

  Задание 6 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Слова «честь» и «выгода» стоят в одном ряду, и каждое из них имеет важное положительное значение.
  • 2) Люди считаются с собственной совестью, потому что именно она является прочной основой жизни и основным условием материального благополучия.
  • 3) По-настоящему наивны и доверчивы, по мнению автора, те, кто верит в нравственные силы человеческой души.
  • 4) Нравственные призывы русских классиков основаны на стремлении спасти душу человека, сохранить такие человеческие качества, как честность и совестливость.
  • 5) Чиновнику неинтересно отмечать празднование пушкинского юбилея: он не видит никакого смысла, никакой пользы в этом мероприятии.

(1)В годовщину празднования пушкинского юбилея на одном из совещаний мне довелось быть свидетелем очень любопытного разговора. (2)Заместитель главы одного из городских районов спрашивал у своего коллеги, как они хотят отметить годовщину. (3)Чиновник вздохнул и жалобно протянул: «Да не знаем пока…» (4)В его голосе было столько мучительной тоски, столько неподдельной усталости! (5)Заставили бедного человека заниматься тем, в чём он не видит никакого смысла, никакой пользы.

(6)Вот как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (7)В наше время, когда безраздельно господствует рынок с его точным расчётом, многим кажется, что духовная сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, её можно проигнорировать. (8)Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»: покупаешь там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу, позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (9)Но такие понятность и логичность на самом деле иллюзорны, те, кто в них верит, гораздо доверчивее и наивнее тех, кто верит в нравственные силы человеческой души.

(10)«Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (11)«А зачем?» – спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. (12)Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам. (13)Вспомните купца Паратова из «Бесприданницы»: «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно…» (14)И единственным препятствием на пути этой сделки является вопрос цены. (15)Но к чему приводит такая вполне разумная логика в нашей жизни? (16)Вот аптечному работнику предлагают поддельные лекарства, и он соглашается ими торговать вовсе не потому, что яростно желает зла людям, а просто ему это выгодно, и препятствие в лице «чести», «стыда» и прочих «ненужностей» устранено. (17)Вот преподаватель вуза за взятку устраивает вчерашнего двоечника в вуз… (18)Люди переступают через совесть только потому, что считают её чем-то эфемерным, придуманным, а ассигнации, которые они получают в руки, – вполне материальной основой благополучия. (19)Но к чему приводит эта куцая философия, какие страшные, совсем уже материальные, вполне осязаемые беды приносит нам эта скудоумная премудрость, эта беспринципность, это «бесчестье»?

(20)Нравственные призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежит стремление спасти человека. (21)И судьба нашей страны, у которой есть все материальные предпосылки для того, чтобы стать одной из самых богатых стран мира, но которая почему-то до сих пор остаётся бедной, как раз говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым. (По С. Кудряшову*)

 Используя предложения из задания 6 и 9.2, сформулируйте аргумент из прочитанного текста.   Задание 6. 4) Нравственные призывы русских классиков основаны на стремлении спасти душу человека, сохранить такие человеческие качества, как честность и совестливость. 5) Чиновнику неинтересно отмечать празднование пушкинского юбилея: он не видит никакого смысла, никакой пользы в этом мероприятии. 9.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста :  «Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке» (предложение 10).

Используя предложения из задания 6 и 9.2, сформулируйте аргумент из прочитанного текста.

Задание 6.

4) Нравственные призывы русских классиков основаны на стремлении спасти душу человека, сохранить такие человеческие качества, как честность и совестливость.

5) Чиновнику неинтересно отмечать празднование пушкинского юбилея: он не видит никакого смысла, никакой пользы в этом мероприятии.

9.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста : «Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке» (предложение 10).

   Аргумент из прочитанного текста, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод ( используются задания 6 и 9.2 )    Обратимся к тексту  С. Кудряшова. В нём повествуется о том, что в современном обществе происходит утрата духовных ценностей, а первостепенными становятся материальные. Чиновнику неинтересно отмечать празднование пушкинского юбилея: он не видит никакого смысла, никакой пользы в этом мероприятии. А ведь нравственные призывы русских классиков основаны на стремлении спасти душу человека, сохранить такие человеческие качества, как честность и совестливость .(задание 6) «Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке ».(9.2) Вот доказательство того, что каждому человеку нужно понять, что духовным развитием нельзя пренебрегать . (микровывод)

Аргумент из прочитанного текста, подтверждающий комментарий к тезису+ микровывод ( используются задания 6 и 9.2 )

Обратимся к тексту С. Кудряшова. В нём повествуется о том, что в современном обществе происходит утрата духовных ценностей, а первостепенными становятся материальные. Чиновнику неинтересно отмечать празднование пушкинского юбилея: он не видит никакого смысла, никакой пользы в этом мероприятии. А ведь нравственные призывы русских классиков основаны на стремлении спасти душу человека, сохранить такие человеческие качества, как честность и совестливость .(задание 6) «Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке ».(9.2) Вот доказательство того, что каждому человеку нужно понять, что духовным развитием нельзя пренебрегать . (микровывод)

   Практика. Работа в парах  Используя алгоритм для написания сочинения – рассуждения 9.3,  напишите вступление и аргумент из прочитанного текста, используя зад. 6 и9.2 .    1 ряд- воспитанность (По З. Паперному) 2 ряд – равнодушие (По М. Агееву) 3 ряд – счастье ( По А. Алексину)

Практика. Работа в парах Используя алгоритм для написания сочинения – рассуждения 9.3, напишите вступление и аргумент из прочитанного текста, используя зад. 6 и9.2 .

  • 1 ряд- воспитанность (По З. Паперному)
  • 2 ряд – равнодушие (По М. Агееву)
  • 3 ряд – счастье ( По А. Алексину)

(1) Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.

(2) Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3) Наедине с толпой.

(4) Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведет себя человек-2003 в сегодняшнем городе.

(5) Редкая поездка по столице обходится без метро. (6) Высокие тяжелые двери безостановочно хлопают. (7) Плотный паренек, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8) Богатырское движение! (9) Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает ее за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10) Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

(11) По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12) Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13) Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

(14) Вышли на платформу. (15) Приближается поезд. (16) Нам предстоит сесть в вагон. (17) Операция, казалось бы, немудреная: сначала пассажиры выходят, затем — входят. (18) Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19) Она не в силах удержать себя — дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20) Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно — так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

(21) О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22) Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23) А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину.

(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25) Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26) Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далеких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27) А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28) Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29) Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть. (По З. Паперному*)

9.3. Как Вы понимаете значение слова ВОСПИТАННОСТЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Что такое воспитанность?» 9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как предложение 28 помогает передать позицию автора: « Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим .». Задание 6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности. 2) Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени. 3) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства. 4) В наши дни воспитанных людей стало гораздо меньше, чем раньше. 5) В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени, нет условий для демонстрации «хороших манер».

9.3. Как Вы понимаете значение слова ВОСПИТАННОСТЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Что такое воспитанность?»

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как предложение 28 помогает передать позицию автора: « Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим .».

Задание 6.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности.

2) Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.

3) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.

4) В наши дни воспитанных людей стало гораздо меньше, чем раньше.

5) В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени, нет условий для демонстрации «хороших манер».

              Вариант 1  Задание 6 1) В толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности.  2) Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.  3) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.  Что такое воспитанность? (9.3)  Обратимся к тексту З. Паперного. В нем рассказывается о нескольких случаях поведения людей в толпе . Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства, это одна из самых животрепещущих тем нашего времени. Но в толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности  (6)  Автор уверен : « Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим .»  ( 9.2). Это доказывает, что  элементарные вежливость и внимательность всегда и в любых ситуациях должны присутствовать , а это и есть воспитанность.

Вариант 1 Задание 6 1) В толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности. 2) Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени. 3) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства. Что такое воспитанность? (9.3) Обратимся к тексту З. Паперного. В нем рассказывается о нескольких случаях поведения людей в толпе . Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства, это одна из самых животрепещущих тем нашего времени. Но в толпе, среди множества людей, человек не должен терять своей индивидуальности (6) Автор уверен : « Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим ( 9.2). Это доказывает, что  элементарные вежливость и внимательность всегда и в любых ситуациях должны присутствовать , а это и есть воспитанность.

(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(2)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(3)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но невесёлой улыбкой, позвала меня - и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

(4) - Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю - испугается, так вот - принесла.

(5)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(6)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, - я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(9)На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, - что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, - я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(10)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(11)Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

(По М. Агееву*)

9.3.  Как Вы понимаете значение слова РАВНОДУШИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Что такое равнодушие?»,  9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго» . Задание 6 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Герой произведения, Вадим, учится в гимназии. 2) Мать принесла забытые сыном дома деньги - взнос за обучение. 3) Герою стало стыдно за своё поведение, но это продлилось недолго. 4) Дома Вадим занимался с гувернанткой. 5) Вадим рос в бедной семье, и все скудные средства мать тратила на сына.

9.3. Как Вы понимаете значение слова РАВНОДУШИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Что такое равнодушие?»,

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго» .

Задание 6

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Герой произведения, Вадим, учится в гимназии.

2) Мать принесла забытые сыном дома деньги - взнос за обучение.

3) Герою стало стыдно за своё поведение, но это продлилось недолго.

4) Дома Вадим занимался с гувернанткой.

5) Вадим рос в бедной семье, и все скудные средства мать тратила на сына.

 Вариант 2  Задание 6 1) Герой произведения, Вадим, учится в гимназии.  2) Мать принесла забытые сыном дома деньги - взнос за обучение.  3) Герою стало стыдно за своё поведение, но это продлилось недолго.  5) Вадим рос в бедной семье, и все скудные средства мать тратила на сына.   Что такое равнодушие? (9.3) Обратимся к тексту М.Агеева. Герой произведения, Вадим, рос в бедной семье, он учится в гимназии. Все скудные средства мать тратила на сына. Однажды  она принесла забытые сыном дома деньги - взнос за обучение , но Вадиму было стыдно признаться перед товарищами, что это его мать, выглядела она жалкой и оборванной. Когда мать уплатила деньги, вышла к воротам герою стало стыдно за своё поведение, но это продлилось недолго (6): « Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго» .   (9.2) Это и есть пример равнодушного отношения к самому близкому человеку – матери.

Вариант 2 Задание 6 1) Герой произведения, Вадим, учится в гимназии. 2) Мать принесла забытые сыном дома деньги - взнос за обучение. 3) Герою стало стыдно за своё поведение, но это продлилось недолго. 5) Вадим рос в бедной семье, и все скудные средства мать тратила на сына.

Что такое равнодушие? (9.3)

Обратимся к тексту М.Агеева. Герой произведения, Вадим, рос в бедной семье, он учится в гимназии. Все скудные средства мать тратила на сына. Однажды она принесла забытые сыном дома деньги - взнос за обучение , но Вадиму было стыдно признаться перед товарищами, что это его мать, выглядела она жалкой и оборванной. Когда мать уплатила деньги, вышла к воротам герою стало стыдно за своё поведение, но это продлилось недолго (6): « Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго» .   (9.2) Это и есть пример равнодушного отношения к самому близкому человеку – матери.

(1)Дома, в котором жила бабушка, уже нет. (2)За его счёт расширили улицу. (3)Я думаю, бабушка была бы этому рада, такой характер у неё был удивительный.

(4)У неё было четыре дочери. (5)Но только моя мама жила в одном городе с бабушкой, в трёх шагах от её дома.

(6)– Хорошо, что мы не живём вместе, в одной квартире, – говорила бабушка. (7)– С детства люблю ходить в гости. (8)Встречают, провожают… (9)Ухаживают!

(10)В гости она любила не только ходить, но и ездить. (11)Она часто вспоминала о том, как ездила много лет подряд на лето в деревню к своему брату-учителю. (12)Брат был двоюродный. (13)Но, судя по рассказам бабушки, встречал её как родной. (14)А после войны она к брату уже не ездила… (15)Потому что он погиб.

(16)– Он был самым добрым в нашей семье, – говорила бабушка. (17)– И не потому, что погиб… (18)Я и раньше о нём так говорила.

(19)Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в двух городах, позовут её к себе. (20)Она даже присматривала в магазинах игрушки, которые повезёт своим внукам. (21)Дочери присылали поздравительные открытки. (22)Они сообщали, что очень скучают. (23)Они любили её. (24)И, наверное, просто не догадывались… (25)Конечно, я мог бы им обо всём написать. (26)И однажды собрался… (27)Но бабушка остановила меня.

(28)– За подсказки, я слышала, ставят двойки?

(29)– Ставят, – ответил я.

(30)В конце декабря пришли открытки от всех маминых сестёр. (31)Они поздравляли бабушку, маму с папой и даже меня с Новым годом. (32)Опять писали, что очень скучают и что никак не дождутся встречи!

(33)– В ожидании тоже есть прелесть: всё ещё впереди… – тихо сказала бабушка.

(34)В воскресенье мама и папа стали объяснять, что им очень не хочется идти завтра в какую-то компанию, но не пойти они просто не могут. (35)И я в тон им с грустью сказал: «(36)А мне завтра придётся пойти в театр». (37)Бабушка стала поспешно искать что-то в сумке.

(38)Тогда я вдруг неожиданно для самого себя произнес: «(39)Пойдём со мной, бабушка. (40)У меня есть лишний билет!» (41)Родители очень обрадовались. (42)Оказалось, что они и сами отправились бы со мной, потому что в детском театре взрослым всегда интересней, чем детям. (43)Они бы с удовольствием поменялись с бабушкой, если бы она могла вместо них пойти в ту компанию. (44)А бабушка ещё ниже склонилась над своей сумкой…

(45)Огромная, словно добела раскалённая люстра начала остывать, остывать… (46)Медленно, как бы нехотя, раздвинулся занавес. (47)И на сцене появился мальчишка. (48) Он шел, останавливался, думал и снова шел... (49)И я верил, что он идёт к старой женщине, которая полвека была учительницей, а потом заболела, покинула школу. (50)А жить без ребят не могла. (51)И мальчишка решил победить её одиночество...

(52)Когда огромная люстра под потолком стала вновь раскаляться, бабушка ткнула пальцем в программку, ту самую, которую я собирался хранить всю жизнь, и сказала:

(53)– Она… волшебная актриса!

(54)– Которая играет мальчишку?

(55)– Да... – Бабушка помолчала. (56)– Потому что она – это ты. (57)Сегодня, по крайней мере...

(58)– Ну что ты! – скромно возразил я.

(59)Сейчас, через много лет, я думаю: (60)«Как жаль, что бабушку не видели в тот вечер её дочери, жившие в других городах... (61)Они бы поняли, как легко было сделать её счастливой!» (По А. Алексину*)

   9.3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Что такое счастье?»  9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста:  «Они бы поняли, как легко было сделать её счастливой!» (предложение 61).  Задание 6.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.  1) Героиня рассказа любила ездить к своему двоюродному брату-учителю, который жил недалеко от неё...  2) Герой рассказа сам предложил бабушке пойти в театр.  3) У героя случайно оказался лишний билет, и он с радостью предложил его бабушке  4) Бабушка надеялась, что дочери, живущие далеко, позовут её в гости на Новый год.  5) Дочери все-таки позвали свою мать к себе в гости, и она была счастлива.

9.3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Что такое счастье?»

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Они бы поняли, как легко было сделать её счастливой!» (предложение 61).

Задание 6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Героиня рассказа любила ездить к своему двоюродному брату-учителю, который жил недалеко от неё... 2) Герой рассказа сам предложил бабушке пойти в театр. 3) У героя случайно оказался лишний билет, и он с радостью предложил его бабушке 4) Бабушка надеялась, что дочери, живущие далеко, позовут её в гости на Новый год. 5) Дочери все-таки позвали свою мать к себе в гости, и она была счастлива.

   Вариант3 Задание6  2) Герой рассказа сам предложил бабушке пойти в театр.  3) У героя случайно оказался лишний билет, и он с радостью предложил его бабушке  4) Бабушка надеялась, что дочери, живущие далеко, позовут её в гости на Новый год.    Что такое счастье?( 9.3) Обратимся к тексту А.Алексина.В нём повествуется о бабушке, которая надеялась, что дочери, живущие далеко, позовут её в гости на Новый год. Она очень хотела всех увидеть и ждала приглашение. На очередной Новый год никто ее не пригласил, а у героя случайно оказался лишний билет, и он с радостью предложил его бабушке пойти в театр .(6)  Внук спас ее в тот вечер от одиночества, а через много лет он жалел, что дочери не увидели ее тогда: « Они бы поняли, как легко было сделать её счастливой!» (9.2) Это  пример того. Как мало надо человеку, чтобы он испытал счастье.  

Вариант3 Задание6 2) Герой рассказа сам предложил бабушке пойти в театр. 3) У героя случайно оказался лишний билет, и он с радостью предложил его бабушке 4) Бабушка надеялась, что дочери, живущие далеко, позовут её в гости на Новый год.

Что такое счастье?( 9.3)

Обратимся к тексту А.Алексина.В нём повествуется о бабушке, которая надеялась, что дочери, живущие далеко, позовут её в гости на Новый год. Она очень хотела всех увидеть и ждала приглашение. На очередной Новый год никто ее не пригласил, а у героя случайно оказался лишний билет, и он с радостью предложил его бабушке пойти в театр .(6) Внук спас ее в тот вечер от одиночества, а через много лет он жалел, что дочери не увидели ее тогда: « Они бы поняли, как легко было сделать её счастливой!» (9.2) Это пример того. Как мало надо человеку, чтобы он испытал счастье.

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!