СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Сочинение-рассуждение в формате ОГЭ "Бесценный дружеский союз" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение-рассуждение в формате ОГЭ проводится после изучения темы "Правописание приставок пре-, при-" по русскому языку и после изучения лирики А.С.Пушкина, посвященной лицейским друзьям (по литературе). 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сочинение-рассуждение в формате ОГЭ "Бесценный дружеский союз" (6 класс)»

 СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ 6 класс Друзья мои, ПРЕ красен наш союз! Он, как душа, неРА З делим и вечен. А.С.Пушкин

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

6 класс

Друзья мои, ПРЕ красен наш союз!

Он, как душа, неРА З делим и вечен.

А.С.Пушкин

I. ТЕЗИС = определение + комментарий II. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА  1) Первый аргумент (из текста)  2) Второй аргумент (из литературы) III. ВЫВОД

I. ТЕЗИС = определение + комментарий

II. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

1) Первый аргумент (из текста)

2) Второй аргумент (из литературы)

III. ВЫВОД

Друзья мои, ПРЕ красен наш союз! ? О каком союзе идёт речь?  (дружеском) ? Каков это союз? Почему?  (ПРЕКРАСЕН!) ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ...  ДРУЗЬЯ – это люди... которые умеют быть ЧУТКИМИ, отзывчивыми, добрыми, внимательными, восприимчивыми; умеют прийти на помощь в трудную минуту

Друзья мои, ПРЕ красен наш союз!

? О каком союзе идёт речь?

(дружеском)

? Каков это союз? Почему?

(ПРЕКРАСЕН!)

ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ...

ДРУЗЬЯ – это люди...

которые умеют быть ЧУТКИМИ, отзывчивыми,

добрыми, внимательными, восприимчивыми; умеют прийти на помощь в трудную минуту

... С ЧУТКОСТИ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ЧУТКОСТЬ  -  восприимчивость, отзывчивость, внимательность ...это тонко чувствовать настроение других и реагировать соответствующим образом. Быть чутким — умение остановить внимание на себе и переключится на другого.  Способность почувствовать состояние другого человека по отрывкам фраз, интонации голоса, выражению лица и умение облегчить это состояние своевременным поступком, словом или воздержанием от глупого вопроса и ненужных действий. 

... С ЧУТКОСТИ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ

ЧУТКОСТЬ -

восприимчивость, отзывчивость, внимательность

...это тонко чувствовать настроение других и реагировать соответствующим образом.

Быть чутким — умение остановить внимание на себе и переключится на другого. 

Способность почувствовать состояние другого человека по отрывкам фраз, интонации голоса, выражению лица и умение облегчить это состояние своевременным поступком, словом или воздержанием от глупого вопроса и ненужных действий. 

 * Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут . (В. Г. Белинский) * Береги, щади не ПРИ косновенность, уязвимость, ранимость, другого человека.   * Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от ПРИ творства и поддакивания. (Цицерон)

* Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут . (В. Г. Белинский)

* Береги, щади не ПРИ косновенность, уязвимость, ранимость, другого человека.

* Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от ПРИ творства и поддакивания. (Цицерон)

*ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА: ДРУЖБА - б лизкие отношения, основанные на взаимном доверии , ПРИ вязанности, общности интересов.  *ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА УШАКОВА: ДРУЖБА - близкие ПРИ ятельские отношения, тесное знакомство вследствие при вязанности и расположения.   ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.  Словарь синонимов:  товарищество, единство,  ПРИ ятельство, симпатия,  содружество, ПРИ язнь Словарь антонимов : вражда, не ПРИ язнь

*ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА:

ДРУЖБА - б лизкие отношения, основанные на взаимном доверии , ПРИ вязанности, общности интересов.

*ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА УШАКОВА:

ДРУЖБА - близкие ПРИ ятельские отношения,

тесное знакомство вследствие при вязанности и расположения.  

ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Словарь синонимов: товарищество, единство,

ПРИ ятельство, симпатия,

содружество, ПРИ язнь

Словарь антонимов : вражда, не ПРИ язнь

 ПРИВЯЗАННОСТЬ - чувство близости,  основанное на преданности, симпатии  к кому-чему-нибудь  ДОВЕРИЕ - убежденность в чьей – нибудь честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-нибудь  РАСПОЛОЖЕНИЕ – симпатия,  хорошее отношение  ПРИЯЗНЬ - доброжелательство, любовь, благодушие, и милость, дружелюбие, любовь к ближнему

ПРИВЯЗАННОСТЬ - чувство близости,

основанное на преданности, симпатии

к кому-чему-нибудь

ДОВЕРИЕ - убежденность в чьей нибудь честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-нибудь

РАСПОЛОЖЕНИЕ симпатия,

хорошее отношение

ПРИЯЗНЬ - доброжелательство, любовь, благодушие, и милость, дружелюбие, любовь к ближнему

Слово еще общеславянского происхождения (а близкие к нему встречаются и у германских и балтийских народов: литовское « draugas » - товарищ, латышское « draugs » - друг, древнегерманское tracht – «отряд воинов»). Древнейшее значение — «боевой товарищ» и «ратное товарищество», «соратничество » - « сражающийся вместе»

Слово еще общеславянского происхождения (а близкие к нему встречаются и у германских и балтийских народов: литовское « draugas » - товарищ, латышское « draugs » - друг, древнегерманское tracht – «отряд воинов»). Древнейшее значение — «боевой товарищ» и «ратное товарищество», «соратничество » - « сражающийся вместе»

Какое из определений в большей степени отражает Ваше понимание счастья?  Какое из определений в большей степени отражает основную мысль текста, из которого Вам предстоит привести 1 пример?
  • Какое из определений в большей степени отражает Ваше понимание счастья?
  • Какое из определений в большей степени отражает основную мысль текста, из которого Вам предстоит привести 1 пример?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта (литературы).

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта (литературы).

(1)Ранним летним утром пляж был почти пуст. (2)– Купнёмся? – Котька отложил книгу. (3)Юрка молча встал. (4) С обрывистого   берега Котька прыгнул в воду и поплыл, размашисто выбрасывая руки. (5)Река была   неширокая, вскоре он уже оказался на середине и крикнул: (6)– Дуй сюда! (7)Юрка не ответил. (8)Он стоял по колено в воде возле пустынного берега, горстями   зачерпывал воду и поливал себе плечи и грудь. (9)Потом этот крепкий, спортивного вида   парнишка несколько раз присел, побултыхался в воде и вышел на берег. (10)– Давай сюда! – опять позвал с середины реки Котька. (11)Но Юрка, не отвечая, зашагал к своей одежде и лёг. (12)Вскоре и Котька устроился рядом. (13)– Опять не плавал? – спросил он. (14)– Неохота, – вяло отозвался Юрка. (15)– Зябко нынче. (16)Денёк был вовсе не холодный, даже наоборот, но Котька промолчал. (17)– И вообще... долго купаться вредно, – сказал Юрка.

(18)Котька отлично знал, почему теперь Юрка копошится возле берега, как дошколёнок, а на глубину – ни-ни. (19)Прошлым летом Юрка тонул. (20)И, главное, в   первый момент никто из купающихся не заметил этого. (21) Когда хватились – стали   нырять, по дну шарить. (22)К счастью, быстро нашли. (23)Но Котька стал замечать: с   того дня Юрку словно подменили. (24) Воды он теперь прямо-таки боялся.

(25) Пополоскался возле берега, размялся – и всё. (26)А плавать – ни за что! (27) Котька видел: с другом неладно. (28)И так, и этак к нему подступал – всё без   толку. (29)Котька по секрету даже с физруком советовался. 30)– Трудный случай, – нахмурился тот. (31)– Понимаешь, это психологический   шок. (32)Ну, потрясение такое. (33)Котька вздохнул: (34)– Что же делать? (35)Физрук пожал плечами: (36)– Подождём! (37)Авось время излечит. (38)Время – великий врач! (39)Но месяцы шли, а Котька не замечал улучшений. (40) «Что же придумать?» (41)Котька встал. (42)Взгляд у него был странный, словно он смотрел в себя. (43)Так он   простоял несколько минут, потом быстро зашагал к воде.

(44)– Ты чего? – удивился Юрка. (45)– Опять купаться? (46)Холодно же... (47)– Не холодно! – Котька прыгнул с обрыва и поплыл. (48)Вдруг Юрка услышал   крик: (49)– Спасите! (50)Ой! (51)Спаси... (52)Юрка вскочил: на середине реки барахтался Котька. (53)Он то выскакивал из   воды, изо всех сил размахивая руками, то вновь проваливался в глубину. (54)Вот он   опять вынырнул, очумело мотая головой, изо рта – целая струя воды. (55)И, как назло,   на пляже – никого из взрослых.

 (56) Юрка бросился к берегу. (57)У обрыва остановился. (58)Душа ушла в пятки: так   давно не плавал! (59)Но через секунду Юрка уже прыгнул в реку и во весь дух понёсся   вперёд. (60)Никогда ещё он так не плыл! (61)Голова его и тело были под водой.  (62)Только на секунду показывался широко открытый рот, глоток воздуха, и опять –   вперёд!  (63)Вот и Котька: от страха у пловца выпучены глаза, руки беспорядочно шлёпают   по воде, бурлящей вокруг него.

(56) Юрка бросился к берегу. (57)У обрыва остановился. (58)Душа ушла в пятки: так   давно не плавал! (59)Но через секунду Юрка уже прыгнул в реку и во весь дух понёсся   вперёд. (60)Никогда ещё он так не плыл! (61)Голова его и тело были под водой. (62)Только на секунду показывался широко открытый рот, глоток воздуха, и опять –   вперёд! (63)Вот и Котька: от страха у пловца выпучены глаза, руки беспорядочно шлёпают   по воде, бурлящей вокруг него.

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.  Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность , жизненность понятия .

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность , жизненность понятия .

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:  Попробуем разобраться в смысле этого понятия. Как можно понять это определение? Попробуем объяснить данное определение.

Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

  • Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
  • Как можно понять это определение?
  • Попробуем объяснить данное определение.

Дружба - это б лизкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Я считаю, что и стинные друзья ничего не требуют друг от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут. Эту мысль я могу подтвержить примером из текста из рассказе Б. Раевского.

Дружба - это б лизкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Я считаю, что и стинные друзья ничего не требуют друг от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут.

Эту мысль я могу подтвержить примером из текста из рассказе Б. Раевского.

Дружба – это одна из основ человеческих отношений. Друзья делят одни интересы, помогают друг другу, стремятся сделать друг друга лучше. По моему мнению, дружба – это такое отношение между людьми, которое проявляется в искреннем желании поддерживать друг друга в любых ситуациях. Дружба проверяется сложными жизненными испытаниями. Дружба – это отношения, которые строятся на привязанности людей друг к другу, общности интересов. Друзей объединяют взаимная симпатия и доверие, взаимопонимание и готовность прийти на помощь в любой ситуации.
  • Дружба – это одна из основ человеческих отношений. Друзья делят одни интересы, помогают друг другу, стремятся сделать друг друга лучше.
  • По моему мнению, дружба – это такое отношение между людьми, которое проявляется в искреннем желании поддерживать друг друга в любых ситуациях. Дружба проверяется сложными жизненными испытаниями.
  • Дружба – это отношения, которые строятся на привязанности людей друг к другу, общности интересов. Друзей объединяют взаимная симпатия и доверие, взаимопонимание и готовность прийти на помощь в любой ситуации.
В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента 1) из указанного текста; 2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.). Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение .
  • В основной части аргументируется тезис.

Необходимо привести 2 примера-аргумента

1) из указанного текста;

2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Примеры должны

  • соответствовать данному понятию;
  • иллюстрировать данное определение .
Давайте обратимся за доказательствами к рассказу Б. Раевского . Именно такие отношения связывают Котьку и Юрку в предложенном рассказе . Юру и Котю можно назвать настоящими друзьями .
  • Давайте обратимся за доказательствами к рассказу Б. Раевского .
  • Именно такие отношения связывают Котьку и Юрку в предложенном рассказе .
  • Юру и Котю можно назвать настоящими друзьями .
Примером истинной дружбы можно считать отношения А.С. Пушкина и И.И. Пущина. Примером настоящей дружбы также может служить история Герды и Кая из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Настоящей дружбой можно также считать отношения А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
  • Примером истинной дружбы можно считать отношения А.С. Пушкина и И.И. Пущина.
  • Примером настоящей дружбы также может служить история Герды и Кая из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
  • Настоящей дружбой можно также считать отношения А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом  или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Люди сильны друг другом. Что равнодушья мерзей? Люди сильны испугом Вдруг потерять друзей. В битвах и перед казнью Или на Млечном Пути Люди сильны боязнью В чем-то друзей подвести. Е.Евтушенко

Люди сильны друг другом.

Что равнодушья мерзей?

Люди сильны испугом

Вдруг потерять друзей.

В битвах и перед казнью

Или на Млечном Пути

Люди сильны боязнью

В чем-то друзей подвести.

Е.Евтушенко

Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, Вот что значит настоящий верный друг.

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Иметь настоящего друга – это истинное счастье! Настоящая дружба – огромная ценность в жизни человека .....
  • Иметь настоящего друга – это истинное счастье!
  • Настоящая дружба – огромная ценность в жизни человека
  • .....
С 3 К1 Толкование значения слова     Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его   2   Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение,   но не прокомментировал его 1   Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0

С 3 К1

Толкование значения слова

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его

 

2

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение,

 

но не прокомментировал его

1

 

Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С 3 К2 Наличие примеров-аргументов     Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта , или  экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента  из прочитанного текста   3  Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста   2  Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта.   1  Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0  

С 3 К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта ,

или

экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из прочитанного текста

 

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

 

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта.

 

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

 

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения      Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста   2   Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,   В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но 1   допущена 1 логическая ошибка, но 0 допущено более 1 логической ошибки, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста

 

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

1

 

допущена 1 логическая ошибка,

но

0

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

С 3 К4 Композиционная стройность работы        Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2    Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, 1   но   В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста допущена 1 ошибка в построении текста Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1- С3К4 0 9

С 3 К4

Композиционная стройность работы

 

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью

и завершённостью,

1

 

но

 

В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста

допущена 1 ошибка в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1- С3К4

0

9

Отношения Пушкина с лицейским другом Иваном Пущиным – ещё одно яркое доказательство того, какой может быть дружба. Именно его в стихотворении «И.И. Пущину» Александр Сергеевич называл «первым и бесценным другом» в благодарность за то, что он навестил его в Михайловском, куда поэт был отправлен властями за «вольнодумство». Стихотворение написано, когда Пущин уже был сослан на каторгу за своё участие в декабрьском восстании 1825 года. Лирический герой (=поэт) говорит о той радости, которую принёс ему приезд друга в его печальном уединении и в то же время выражает надежду, что и его голос, а также воспоминания о ясных лицейских днях в свою очередь принесут Пущину утешение. Через своих знакомых, имеющих влияние при дворе, Пушкин ходатайствовал о смягчении вынесенного Пущину приговора – пожизненной каторги, но тщетно. Именно этого друга лицейской юности Александр Сергеевич вспоминал на смертном одре и печалился, что не может его увидеть.

Отношения Пушкина с лицейским другом Иваном Пущиным – ещё одно яркое доказательство того, какой может быть дружба. Именно его в стихотворении «И.И. Пущину» Александр Сергеевич называл «первым и бесценным другом» в благодарность за то, что он навестил его в Михайловском, куда поэт был отправлен властями за «вольнодумство». Стихотворение написано, когда Пущин уже был сослан на каторгу за своё участие в декабрьском восстании 1825 года. Лирический герой (=поэт) говорит о той радости, которую принёс ему приезд друга в его печальном уединении и в то же время выражает надежду, что и его голос, а также воспоминания о ясных лицейских днях в свою очередь принесут Пущину утешение. Через своих знакомых, имеющих влияние при дворе, Пушкин ходатайствовал о смягчении вынесенного Пущину приговора – пожизненной каторги, но тщетно. Именно этого друга лицейской юности Александр Сергеевич вспоминал на смертном одре и печалился, что не может его увидеть.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта (литературы).

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта (литературы).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!