СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
6 класс
Друзья мои, ПРЕ красен наш союз!
Он, как душа, неРА З делим и вечен.
А.С.Пушкин
I. ТЕЗИС = определение + комментарий
II. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
1) Первый аргумент (из текста)
2) Второй аргумент (из литературы)
III. ВЫВОД
Друзья мои, ПРЕ красен наш союз!
? О каком союзе идёт речь?
(дружеском)
? Каков это союз? Почему?
(ПРЕКРАСЕН!)
ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ...
ДРУЗЬЯ – это люди...
которые умеют быть ЧУТКИМИ, отзывчивыми,
добрыми, внимательными, восприимчивыми; умеют прийти на помощь в трудную минуту
... С ЧУТКОСТИ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ
ЧУТКОСТЬ -
восприимчивость, отзывчивость, внимательность
...это тонко чувствовать настроение других и реагировать соответствующим образом.
Быть чутким — умение остановить внимание на себе и переключится на другого.
Способность почувствовать состояние другого человека по отрывкам фраз, интонации голоса, выражению лица и умение облегчить это состояние своевременным поступком, словом или воздержанием от глупого вопроса и ненужных действий.
* Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут . (В. Г. Белинский)
* Береги, щади не ПРИ косновенность, уязвимость, ранимость, другого человека.
* Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от ПРИ творства и поддакивания. (Цицерон)
*ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА:
ДРУЖБА - б лизкие отношения, основанные на взаимном доверии , ПРИ вязанности, общности интересов.
*ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА УШАКОВА:
ДРУЖБА - близкие ПРИ ятельские отношения,
тесное знакомство вследствие при вязанности и расположения.
ДРУЖБА - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Словарь синонимов: товарищество, единство,
ПРИ ятельство, симпатия,
содружество, ПРИ язнь
Словарь антонимов : вражда, не ПРИ язнь
ПРИВЯЗАННОСТЬ - чувство близости,
основанное на преданности, симпатии
к кому-чему-нибудь
ДОВЕРИЕ - убежденность в чьей – нибудь честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-нибудь
РАСПОЛОЖЕНИЕ – симпатия,
хорошее отношение
ПРИЯЗНЬ - доброжелательство, любовь, благодушие, и милость, дружелюбие, любовь к ближнему
Слово еще общеславянского происхождения (а близкие к нему встречаются и у германских и балтийских народов: литовское « draugas » - товарищ, латышское « draugs » - друг, древнегерманское tracht – «отряд воинов»). Древнейшее значение — «боевой товарищ» и «ратное товарищество», «соратничество » - « сражающийся вместе»
- Какое из определений в большей степени отражает Ваше понимание счастья?
- Какое из определений в большей степени отражает основную мысль текста, из которого Вам предстоит привести 1 пример?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта (литературы).
(1)Ранним летним утром пляж был почти пуст. (2)– Купнёмся? – Котька отложил книгу. (3)Юрка молча встал. (4) С обрывистого берега Котька прыгнул в воду и поплыл, размашисто выбрасывая руки. (5)Река была неширокая, вскоре он уже оказался на середине и крикнул: (6)– Дуй сюда! (7)Юрка не ответил. (8)Он стоял по колено в воде возле пустынного берега, горстями зачерпывал воду и поливал себе плечи и грудь. (9)Потом этот крепкий, спортивного вида парнишка несколько раз присел, побултыхался в воде и вышел на берег. (10)– Давай сюда! – опять позвал с середины реки Котька. (11)Но Юрка, не отвечая, зашагал к своей одежде и лёг. (12)Вскоре и Котька устроился рядом. (13)– Опять не плавал? – спросил он. (14)– Неохота, – вяло отозвался Юрка. (15)– Зябко нынче. (16)Денёк был вовсе не холодный, даже наоборот, но Котька промолчал. (17)– И вообще... долго купаться вредно, – сказал Юрка.
(18)Котька отлично знал, почему теперь Юрка копошится возле берега, как дошколёнок, а на глубину – ни-ни. (19)Прошлым летом Юрка тонул. (20)И, главное, в первый момент никто из купающихся не заметил этого. (21) Когда хватились – стали нырять, по дну шарить. (22)К счастью, быстро нашли. (23)Но Котька стал замечать: с того дня Юрку словно подменили. (24) Воды он теперь прямо-таки боялся.
(25) Пополоскался возле берега, размялся – и всё. (26)А плавать – ни за что! (27) Котька видел: с другом неладно. (28)И так, и этак к нему подступал – всё без толку. (29)Котька по секрету даже с физруком советовался. 30)– Трудный случай, – нахмурился тот. (31)– Понимаешь, это психологический шок. (32)Ну, потрясение такое. (33)Котька вздохнул: (34)– Что же делать? (35)Физрук пожал плечами: (36)– Подождём! (37)Авось время излечит. (38)Время – великий врач! (39)Но месяцы шли, а Котька не замечал улучшений. (40) «Что же придумать?» (41)Котька встал. (42)Взгляд у него был странный, словно он смотрел в себя. (43)Так он простоял несколько минут, потом быстро зашагал к воде.
(44)– Ты чего? – удивился Юрка. (45)– Опять купаться? (46)Холодно же... (47)– Не холодно! – Котька прыгнул с обрыва и поплыл. (48)Вдруг Юрка услышал крик: (49)– Спасите! (50)Ой! (51)Спаси... (52)Юрка вскочил: на середине реки барахтался Котька. (53)Он то выскакивал из воды, изо всех сил размахивая руками, то вновь проваливался в глубину. (54)Вот он опять вынырнул, очумело мотая головой, изо рта – целая струя воды. (55)И, как назло, на пляже – никого из взрослых.
(56) Юрка бросился к берегу. (57)У обрыва остановился. (58)Душа ушла в пятки: так давно не плавал! (59)Но через секунду Юрка уже прыгнул в реку и во весь дух понёсся вперёд. (60)Никогда ещё он так не плыл! (61)Голова его и тело были под водой. (62)Только на секунду показывался широко открытый рот, глоток воздуха, и опять – вперёд! (63)Вот и Котька: от страха у пловца выпучены глаза, руки беспорядочно шлёпают по воде, бурлящей вокруг него.
Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.
Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность , жизненность понятия .
Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
- Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
- Как можно понять это определение?
- Попробуем объяснить данное определение.
Дружба - это б лизкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Я считаю, что и стинные друзья ничего не требуют друг от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут.
Эту мысль я могу подтвержить примером из текста из рассказе Б. Раевского.
- Дружба – это одна из основ человеческих отношений. Друзья делят одни интересы, помогают друг другу, стремятся сделать друг друга лучше.
- По моему мнению, дружба – это такое отношение между людьми, которое проявляется в искреннем желании поддерживать друг друга в любых ситуациях. Дружба проверяется сложными жизненными испытаниями.
- Дружба – это отношения, которые строятся на привязанности людей друг к другу, общности интересов. Друзей объединяют взаимная симпатия и доверие, взаимопонимание и готовность прийти на помощь в любой ситуации.
- В основной части аргументируется тезис.
Необходимо привести 2 примера-аргумента
1) из указанного текста;
2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).
Примеры должны
- соответствовать данному понятию;
- иллюстрировать данное определение .
- Давайте обратимся за доказательствами к рассказу Б. Раевского .
- Именно такие отношения связывают Котьку и Юрку в предложенном рассказе .
- Юру и Котю можно назвать настоящими друзьями .
- Примером истинной дружбы можно считать отношения А.С. Пушкина и И.И. Пущина.
- Примером настоящей дружбы также может служить история Герды и Кая из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
- Настоящей дружбой можно также считать отношения А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами
значит, итак, следовательно, таким образом
или речевым клише
мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.
Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг потерять друзей.
В битвах и перед казнью
Или на Млечном Пути
Люди сильны боязнью
В чем-то друзей подвести.
Е.Евтушенко
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
- Иметь настоящего друга – это истинное счастье!
- Настоящая дружба – огромная ценность в жизни человека
- .....
С 3 К1
Толкование значения слова
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его
2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение,
но не прокомментировал его
1
Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует
0
С 3 К2
Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта ,
или
экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из прочитанного текста
3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста
2
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта.
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента
0
С3К3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
1
допущена 1 логическая ошибка,
но
0
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
и/или
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста
С 3 К4
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
2
Работа характеризуется композиционной стройностью
и завершённостью,
1
но
В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста
допущена 1 ошибка в построении текста
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1- С3К4
0
9
Отношения Пушкина с лицейским другом Иваном Пущиным – ещё одно яркое доказательство того, какой может быть дружба. Именно его в стихотворении «И.И. Пущину» Александр Сергеевич называл «первым и бесценным другом» в благодарность за то, что он навестил его в Михайловском, куда поэт был отправлен властями за «вольнодумство». Стихотворение написано, когда Пущин уже был сослан на каторгу за своё участие в декабрьском восстании 1825 года. Лирический герой (=поэт) говорит о той радости, которую принёс ему приезд друга в его печальном уединении и в то же время выражает надежду, что и его голос, а также воспоминания о ясных лицейских днях в свою очередь принесут Пущину утешение. Через своих знакомых, имеющих влияние при дворе, Пушкин ходатайствовал о смягчении вынесенного Пущину приговора – пожизненной каторги, но тщетно. Именно этого друга лицейской юности Александр Сергеевич вспоминал на смертном одре и печалился, что не может его увидеть.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта (литературы).