Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сопровождение индивидуальных проектов по биологии"»
Сопровождение индивидуальных проектов обучающихся по биологии
Из опыта работы
учителя биологии МОУ СШ № 6
Сергеичевой Галины Александровны
«Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний! Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении»
В.А.Сухомлинский
«Важнейшим приоритетом образования становится формирование универсальных учебный действий , формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе»
Проект для ученика:
- возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;
- деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;
- деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Проект для учителя:
Позволяет вырабатывать и развивать у детей специфические умения и навыки проектирования :
- проблематизации,
- целеполагания,
- планирования деятельности,
- рефлексии и самоанализа,
- презентации и самопрезентации,
- поиска информации,
- практического применения знаний,
- самообучение,
- исследовательской и творческой деятельности.
Дети выбирают индивидуальные проекты по биологии!
- 2015-2016гг - 5 класс, из 71 - 23
- 2016-2017гг - 6 класс, из 71 - 17
- 2017-2018гг - 7 класс, из 79 - 16
- 2018-2019гг - 8 класс, из 65 - 9
5 класс, из 69 - 14
- Тема творческого проекта может быть выбрана учащимся по любому разделу биологии .
- Проект должен иметь практическую значимость и способствовать формированию практических умений и навыков.
- При организации работы обучающихся возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая .
- Групповая работа привлекает деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки.
Определение проблемы и формулировка темы
- Необходимо определить проблему проекта.
- Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.
- Помочь ребенку найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте.
- Интересы ребенка выявляются в процессе индивидуальной беседы.
- Не предлагать готовых тем, не регламентировать!
Проект по биологии «Кошка, которая гуляет сама по себе»
Актуальность темы проекта:
- У меня есть кот Марсик (британская вислоухая ), когда подруга Соня приходит ко мне в гости, мы наблюдаем за ним, но не всегда понимаем его поведение.
- Понимать друзей наших меньших нужно для того, чтобы не растерять свою душевную доброту.
- Мы решили провести исследование. Наше исследование заключалось: в наблюдении за поведением моего домашнего кота, изучение литературы о кошках.
Целеполагание
- Осознание учащимся того, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы.
- Цели проекта конкретизируются в задачах.
- Задачи проекта - это конкретные пункты, которые предстоит реализовать в проектной деятельности.
- Главное требование к формулированию задач - конкретность и обозримость результата их реализации в будущем.
- Постановка цели и задач проекта позволяет его инициатору систематизировать предварительные наброски замысла и описать в едином ключе содержание мероприятий и действий, составляющих проект.
Цель: Исследовать особенности поведения домашних кошек.
Задачи:
- Узнать, где и как человек впервые приручил кошку.
- Выяснить, какое значение имеет кошка в жизни человека.
- Познакомиться с различными породами кошек.
- Познакомиться с традициями и суевериями связанные с кошкой.
- Исследовать особенности поведения домашней кошки на примере Марсика.
Объект исследования:
кошка домашняя .
Предмет исследования:
особенности поведения
и повадки моей кошки .
Гипотеза:
если изучить особенности
поведения и повадки
домашней кошки , то можно
научиться правильно ухаживать
за ней и понимать ее.
Планирование
- Определить отдельные «шаги» в отношении задач, способов и сроков работы.
- Оценить имеющиеся ресурсы.
- НЕ планировать работу вместо ребенка, лишь показать алгоритм планирования.
Помогаем планировать
- "Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта?" (Ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи),
- "Как ты будешь это делать?" (Определение способов работы на каждом этапе),
- "Когда ты будешь это делать?" (Определение сроков работы),
- "Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать?" (Выявление имеющихся ресурсов),
- "Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать?" (Выявление недостающих ресурсов).
Реализация намеченного плана
- Ребенок приступает к работе в соответствии с разработанным планом и графиком.
- Должен быть готов к тому, что в случае необходимости придется внести некоторые изменения в первоначальный план.
Эксперимент №1: У кота такой же острый слух, как об этом пишут в справочной литературе и Интернете?
- Мы с Соней сидели в комнате, кот находился в другой. Мы с ней разговаривали, и вот я назвала его имя. Кот тут же прибежал.
- Я на кухне случайно задеваю миску, из которой ест кот. Он - тут как тут! У кошки очень тонкий слух. Этот слух ей необходим во время охоты, чтобы слышать даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается.
Эксперимент №2. Кот так же хорошо видит в темноте, как и все кошки?
- Выключаем свет. Мы ничего не видим, а он бесшумно ходит по комнате.
- Мама в тёмном коридоре ставит картонную коробку. Мы идем и натыкаемся , а кот спокойно её обходит.
Создание проектного продукта
- Проектный продукт - воплощение результата работы, найденного ребенком способа решения исходной проблемы проекта.
- Желательно, чтобы проекты носили практико-ориентированный характер, но это получается не всегда. Чаще всего это информационное исследование.
Отчет о проделанной работе
- Без письменной части проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы.
- Анализирует: что удалось и не удалось; почему не получилось то, что было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникшие трудности.
- Дает оценку собственным действиям, оценивает приобретенный опыт.
Заключение
- В ходе проектного исследования мы решили поставленные задачи: собрали информацию об особенностях поведения и повадках домашних кошек; узнали, как правильно ухаживать за кошками.
- Гипотеза исследования подтвердилась, т. к. изучив особенности поведения и повадки домашних кошек, я научилась понимать свою кошку и правильно ухаживать за ней.
Презентация проекта
- Позволяет наилучшим образом показать результат работы.
- Учит детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли.
- Позволяет выработать навыки публичного выступления, следить за временем и за реакцией аудитории, отвечать на вопросы публики.
ПРОЕКТ ПО БИОЛОГИИ «Мир мышечных клеток»
МОУ СШ № 6
Удивительные растения планеты Земля
Выполнили:
Ученицы 5 «В» класса
Ситникова Дарья, Зозуля Юлия
Руководитель: Сергеичева Галина Александровна
Переславль-Залесский
2016г.
ПТЕРОДАКТИЛЬ как часть мира Юрского периода
Выполнили:
Ученики 5 «Б» класса
Крупнова Екатерина,
Горелкина Анастасия, Бирюкова Екатерина,
Рыбаков Даниил .
Проект по биологии на тему: «Редкие грибы»
Выполнил:
Мухин Яков
ученик 6 «в» класса
Руководитель проекта:
Сергеичева Галина Александровна
Х р о м о т е р а п и я - метод лечения цветом
Выполнили:
Галеева В., Зозуля Ю.
7Б класс
КРАСНОКНИЖНЫЕ РАСТЕНИЯ ПЕРЕСЛАВСКОГО КРАЯ
Выполнили: Вдовина Дарья, Замарина Валерия.
Руководитель : Сергеичева Галина Александровна.
Переславль-Залесский
2018
«Проект - это черновик будущего» Жюль Ренар
- Четкий алгоритм учебных действий.
- Строгое выполнение технологии реализации.
- Свобода творчества.
- Базовая технология реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом.