План мероприятия:
- Вступительное слово воспитателя.
- Оглашение темы и цели классного часа.
- Организационный момент (мотивация: ситуация-провокация).
- Беседа по теме.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (теоретическая)
- Понятие конфликта, конфликтной ситуации;
- Основные составляющие конфликта;
- Предмет спора;
- Типы конфликтов: (по числу участников; по причинам);
- Способы протекания конфликтов;
- Индийская сказка (беседа по теме);
- Предупреждение конфликтов;
- Разбор ситуаций по теме;
- Пути решения конфликтов;
- Роль социальных конфликтов
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (практическая):
- Разбор ситуаций конфликта.
- РЕФЛЕКСИЯ (конфликт «на пальцах»).
Наша жизнь соткана из конфликтов.
Дома и на работе, в процессе учебы и в транспорте человек постоянно попадает в конфликтные ситуации или становится их свидетелем, наблюдает по телевидению, узнает из газет, слышит о конфликтах по радио и от окружающих.
Большие и малые, острые и вялотекущие, между соседями по даче и в трудовом коллективе, в своей стране и за океаном – они заполняют все пространство бытия человечества в прошлом, настоящем и обозримом будущем.
О конфликте каждый имеет свое представление, но не всякий сможет четко сформулировать ответ на вопрос.
Что же это такое?
- познакомиться с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
- способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
- стремиться к сотрудничеству и взаимопониманию.
« Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона».
Уильям Линкольн
Что такое конфликт?
- это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание каким – либо дефицитным ресурсом, серьезное разногласие, острый спор;
- противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.
Как возникает конфликт?
Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.
В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация.
Составляющими конфликтной ситуации являются:
-участники конфликта (оппоненты);
-предмет и повод конфликта.
Истинная причина + повод = КОНФЛИКТ
- субъект объект (предмет) причина повод масштаб цель
- субъект
- объект (предмет)
- причина
- повод
- масштаб
- цель
Свидетели
Посредники
Субъекты (участники- оппоненты)
Пособники
Подстрекатели
- Объект (предмет) конфликта – вопрос, благо, из-за которого возник конфликт
Конфликт –это спор. За что?
Предметом спора могут быть:
- территория проживания,
- деньги,
- обладание недвижимостью,
- власть,
- ресурсы,
- положение в обществе,
- религиозные разногласия и т.д.
- Повод- любое, даже незначительное событие, перешедшее в столкновение.
- Цель конфликта- достижение собственного интереса за счет интересов других
- Масштаб – количество участвующих людей и серьезность последствий конфликта.
(установлено, что чем масштабнее конфликт, тем он реже встречается, и наоборот)
Причины конфликтов-
суть разногласий:
Социальная
неоднородность
общества
Различия
в уровнях доходов,
власти, культуры,
социальном престиже
Поведение
человека,
его
социально-
психологические
черты
Религиозные
различия
13
по числу участников:
по причинам:
- внутриличностные (один участник);
- межличностные (два участника);
- между личностью и группой ;
- социальные (много участников, соц. группы, государства)
- экономические;
- политические;
- этнические;
- культурные и религиозные;
- профессиональные
13
- Экономические - между любыми по численности группами
и субъектами по поводу денег или ресурсов
- Политические - между странами и государствами из-за территории или престижа
- Культурные или религиозные – по поводу разделения дефицитных духовных благ
- Профессиональные – между профессиями или отраслями
по поводу экономических или социальных благ
- Этнические – между народами за территорию или лучшие
условия проживания
13
Типы конфликтов по числу участников:
Внутриличностный конфликт – внутри одного человека между его ролями, пришедшими в противоречие.
Например, в ситуации морального выбора - как поступить: по совести или по выгоде.
Типы конфликтов по числу участников:
Межличностный конфликт – между двумя или несколькими людьми. Самый распространенный тип конфликта.
Например: ссора друзей, размолвка между супругами, драка на дискотеке, спор или ссора в транспорте и т. п.
Типы конфликтов по числу участников:
Социальный конфликт – между социальными группами.
Например : забастовка, бунт, восстание, революция, война.
- Конфронтация – пассивное противостояние групп с различными интересами.
- Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.
- Конкуренция –экономическая борьба за получение большей выгоды, прибыли или доступа к дефицитным ресурсам
Предупреждение конфликтов
- Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
- Конструктивное предложение - это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.
Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.
Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон.
Компромисс (от лат. с omromissum ) – соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок.
Компромисс — это не общее решение. Это решение «ни вашим, ни нашим».
Искусство компромисса доступно только нравственно и социально зрелой личности.
- Арбитраж
- Применение силы, власти, закона
- Посредничество
- Приспособление
- Сотрудничество
- Игнорирование
- Арбитраж – обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.
- Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
- Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы.
При конфликтах нужно помнить «правило третьей стороны». Оно гласит: если у обоих участников конфликтной ситуации есть желание уладить конфликт, но он не улаживается, это означает, что есть третья сторона. Этот третий — всегда друг и для одной стороны, и для другой. Обе стороны ему верят.
- Приспособление – сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов
- Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон
- Игнорирование – попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её
- Создание стрессовых ситуаций
- Нарушение порядка общественной жизни
- Разрушение равновесия сил, устойчивого положения
- Информирование о наличии общих проблем
- Стимулирование социальных изменений
- Снятие психологической напряженности участников конфликта: сознание своих интересов и интересов других
28
Как уладить конфликт?
согласием
силой
Переговоры, поиск
согласия, компромисс.
В чём-то надо уступать
одной стороне,
в чём-то - другой.
Решение, принесённое
штыками, пушками,
танками и ружьями
недолговечно.
Подавленное недовольство
возникнет вновь.
29
- Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
- Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
- В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.
29
- Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"
- Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.
- Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье , сделает спокойнее и счастливее не только вас , но и других .
29
Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний.
Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут терпимо (толерантно) относиться к друг другу.
29
Разрешение конфликтов
Но если конфликт уже возник,
вопрос 1 группе
«Что происходит,
если конфликт разрешается неправильно?»
29
СХЕМА « НАРАСТАНИЕ КОНФЛИКТА» :
6. Разрыв
5. Агрессия
4. Унижение
3. Противодействие
2. Недовольство
1. Несогласие
Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.
Разрешение конфликтов
Но если конфликт уже возник,
вопрос ко 2 группе
«Что происходит,
если конфликт разрешается правильно?»
СХЕМА «РАЗРЕШЕНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТА»:
8. Временный разрыв
7. Согласие
6. Понимание
5. Умение слушать
4. Анализ своих действий
3. Компромисс
2. Юмор
1. Нежность (признание достоинств)
Общение – основа разрешения конфликта.
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов . Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно
научиться предотвращать конфликты , а если конфликт уже разгорелся,
нужно уметь из него выйти.
Социальные конфликты приводят к разрушению социальных структур, приводят к внушительным необоснованным затратам ресурсов , психических , моральных , физических , а так же материальных .
В то же время конфликты служат механизмом, способствующим решению многих проблем , сплачивают группы , выступают регулятором отношений в коллективе, в итоге, являются одним из основных способов достижения социальной справедливости.
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.
10. Будь обаятелен и добр.
11.Извинись, если ты не прав.
12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
.
Конфликт, увы, - закономерен. Гармоний вечных не бывает. Наивно тот самоуверен, Кто без него прожить мечтает. Как помешать зимы приходу? Заткнуть вулкана изверженье? Перехитрить нельзя природу, И не остановить мгновенье... Вот научиться б управленью Агрессией и злобой чёрной, Уметь отслеживать движенье Страстей течений непокорных!
Марина Барщевская