"Совершенствование устных вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников
в рамках ФГОС"
Целями данного этапа урока можно определить следующее:
1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков; 3) развитие математической культуры и речи; 4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
Создание проблемной ситуации на этапе устного счета
Приоритетом современного обучения становится не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников самостоятельно добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, анализировать изученное и синтезировать знания. Этому способствует технологизация учебного процесса
Проблемно-поисковая технология способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления.
13 : 4 = ?
Можно разделить 13 яблок поровну между 4 ребятами?
Цель проблемного обучения:
побуждать к самостоятельной учебной деятельности и к активному поиску.
Устный счет и игровые технологии
Наиболее продуктивными в обучении младших школьников являются игровые технологии , так как значимой деятельностью ребенка в этом возрасте является игра. Как раз в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.
Формы устного счёта:
• беглый слуховой;
• зрительный;
• комбинированный.
Беглый слуховой счёт
- Правила геометрии. Единицы измерения.
- Разностное сравнение чисел.
- Умение ориентироваться в числовом ряду. Разряды чисел.
- Задачи «с подвохом».
- Устный счет и физпауза .
Зрительный счёт
- Лабиринты, лото, счетные таблицы, карточки, плакаты, ребусы, презентации.
Комбинированный счёт
Обратная связь
(показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов).
Задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).
Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд.
Приемы быстрого счета
Умножение на 5
5 = 10 : 2 , поэтому чтобы умножить число на 5, надо разделить его на 2, а затем умножить на 10, то есть к полученному частному приписать 0.
Например:
(448 : 2) · 10 =
448 · 5 =
224 · 10 =
2240
3190
638 · 5 =
(638 : 2) · 10 =
319 · 10 =
Вычислите устно
2140
428 ∙ 5 =
176 ∙ 5 =
880
Умножение на 50
50 = 100 : 2 , поэтому чтобы умножить число на 50, надо разделить его на 2 и умножить на 100, то есть к полученному частному приписать два нуля.
Например:
4674 · 50 =
233700
2337 · 100 =
(4674 : 2) · 100 =
(838 : 2) · 100 =
419 · 100 =
41900
838 · 50 =
Вычислите устно
6200
124 ∙ 50 =
866 ∙ 50 =
43300
Умножение на 11
Первую и последнюю цифры оставьте без изменения, а между ними запишите их сумму.
1 случай: сумма цифр двузначного числа меньше 10.
Например:
1 (1 + 7) 7 =
17 · 11 =
187
Умножение на 11
Надо мысленно раздвинуть цифры этого числа, поставить между ними сумму этих цифр, а затем к первой цифре прибавить 1, а вторую и последнюю оставить без изменений.
2 случай: сумма цифр двузначного числа больше или равна 10.
Например:
429
39 · 11 =
3 (3 +9) 9 =
Вычислите устно
154
14 ∙ 11 =
48 ∙ 11 =
528
Умножение двузначного числа на 101
Чтобы умножить двузначное число на 101 надо к этому числу приписать справа тоже число.
Например:
32 ∙ 101=3232
9393
93 * 101 =
Вычислите устно
37 ∙ 101 =
3737
92 ∙ 101 =
9292
Умножение на 9,99,999
Т.к. 9=10-1, 90=100-10 и т.д. , поэтому чтобы умножить число на 9, 99 и т.д., надо умножить исходное число на 10, 100 и т.д., а от полученного произведения отнять
само число.
Например:
45* 9 = 45 *10 – 45 = 450-45 = 405
67 *99 = 67* 100 – 67 = 6700 – 67 = = 6633
Вычислите устно
153
17 ∙ 9 =
43 ∙ 99 =
4257
Спасибо
за внимание!!!