«Современные приёмы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов
МКОУ Протасовская ООШ
Муратова М.М.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И. Г. Песталоцци
« Грамотность - базовая учебная
компетенция , позволяющая
человеку непрерывно учиться и
осваивать новое, получать доступ
к богатствам мировой и национальной
культуры и тем самым
расширять свой внутренний мир.
Грамотность определяет
способность и готовность человека к активном усвоению знаний и их применению в каждодневной жизни».
Цель: познакомить с приемами работы на уроках, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи:
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами и технологиями работы по функциональному чтению;
- показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.
« Практические дела всегда говорят громче,
чем слова»
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- обучение в сотрудничестве;
- умение применять знания в жизни
Что же такое функциональная грамотность?
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач, общения и социальных отношений.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.
Содержание функциональной грамотности
читательская
компьютерная
информационная
Функциональная грамотность
математическая
финансовая
бытовая
естественнонаучная
Практическая часть
Приём «Урок без темы»
- Описание: универсальный приём триз, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
- Пример: Учитель записывает на доске слово «тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему.
- Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?
- Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
- Учитель: ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…
Памятка Как работать с приемом "Кольца Венна" 1. Выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить. Например, на уроке литературного чтения нужно сравнить героев произведения. Например, составить диаграмму Венна, сравнивая положительного и отрицательного героев сказок. Можно сравнить климат или растительный и животный мир разных климатических поясов. 2. Слушатели рисуют кольца и заполняют графы. 3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).
Отличия
Общее Отличия
Приём «Ложная альтернатива» (прием триз)
- Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
- Пример.
- Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
- Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
- Что растет не березе - яблоки или груши?
- Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
- Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
- Столица России - Париж или Минск?
- Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
Метод «Вопросительного знака»
- Когда? – почему сейчас хороший момент для реализации проекта
- Почему? – стоит поддержать именно мою идею, мои преимущества
- Кто? – рассказ о себе или о команде
- Где? – условия и ресурсы
- Как? – работает мой проект
- Итог
Мнемотаблицы
Заучивание стихотворения П.Воронько «Пирог»
Падал снег на порог, Кот слепил себе пирог, А пока лепил и пёк Ручейком пирог утёк. Пироги себе пеки Не из снега – из муки.
Рассматривание мнемотаблицы
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
Приём "Шаг за шагом"
- Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д. Тимашева (г. Люберцы).
- Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Давайте попробуем по теме «Существительное».
Цвет ( символ) изображения.
Дети называют
ассоциацию
с термином
Приём «Я возьму тебя с собой»
- Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.
- «Я беру тебя с собой» - гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.
- Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений.
- Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
Методика «Шести шляп»
- Белая – опора на факты (Какие факты мы точно знаем?)
- Жёлтая – позитивное видение (Какая может быть польза или выгода?)
- Чёрная – ожидание трудностей (Что может пойти не так?)
- Красная – эмоции (Какие эмоции это взывает?)
- Зелёная – креативный подход (Какие есть альтернативы? Что мы можем придумать?)
- Синяя – организационная или итог (Как мы подойдём к решению?)
Приём «Хорошо - плохо»
- Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
- Кроме этого формируются:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия;
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
- Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
- Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.
- - Найдите плюсы или минусы данного явления.
.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы
«Визуализация»
- Работа по картине:
- Что происходит на картине?
- Что из изображённого подтверждает твои слова?
- Что ещё можно узнать?
Приём «Фишбоун»
- ( рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная.
Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения».
Проблема. - Какие бывают растения?
- 1 причина - деревья, факты - имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки
- 2 причина - кустарники, факты - имеют много стволов- стволики
- 3 причина - травы, факты - имеют мягкий зелёный стебель
Приём "Займись синтезом"
- Описание: Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
- Пример.
- Чем пахнет слово "учитель"?
- Каково на ощупь число 7?
- Какой вкус у сиреневого цвета?
- Какая форма у среды (как она выглядит)?
- Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?
- Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.
Метод «Фрукты» ( очистка фрукта)
- Кожура - рисуем круг, раздаём стикеры, дети пишут, что видят на первый взгляд
- Внутренность – два вопроса, ассоциация и эмоция
- Ядро – ключевые мысли
«Стратегия пазла»
- Выбирается тема для обсуждения
- Класс делится на команды по 5-6 человек
- Тему делят на количество получившихся групп
- Каждая группа изучает свой вопрос
- Затем обобщают изученное и делают вывод
Дерево - функционально грамотная личность.
Лейка- учитель.
Вода - педагогические технологии.
Яблочки- ключевые компетенции.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ