СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Создание дидактических материалов с использованием интеллект-карты, кластера, опорной схемы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация в помощь педагогам по основам составления интеллект-карт, кластеров, опорных схем как средств визуализации на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Создание дидактических материалов с использованием интеллект-карты, кластера, опорной схемы".»

Создание дидактических материалов с использованием интеллект-карты, кластера, опорной схемы.  Подготовила: учитель русского языка и литературы В. А. Зайцева

Создание дидактических материалов с использованием интеллект-карты, кластера, опорной схемы.

Подготовила: учитель русского языка и литературы

В. А. Зайцева

Опорная схема – самый распространённый вид наглядности, используемый на уроках. + лаконичность(максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков); + структурность; + удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.)

Опорная схема – самый распространённый

вид наглядности, используемый на уроках.

+ лаконичность(максимум закодированной

информации при минимуме визуальных

или графических знаков);

+ структурность;

+ удобство восприятия и воспроизведения,

непохожесть опорных конспектов между собой

(разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.)

Разбор слова по составу 5 класс

Разбор слова по составу 5 класс

СОЮЗ служебная часть речи, служит средством соединения   Предложений в тексте Однородных членов Частей сложного предложения предложения ПО СТРОЕНИЮ ПРОСТЫЕ СОСТАВНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ

СОЮЗ

служебная часть речи,

служит средством соединения

 

Предложений в тексте

Однородных членов

Частей сложного

предложения

предложения

ПО СТРОЕНИЮ

ПРОСТЫЕ

СОСТАВНЫЕ

ПО ЗНАЧЕНИЮ

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ

Примеры заданий с использованием опорной схемы: Дополнить схему своими примерами; Заполнить недостающие звенья схемы; Дополнить уже известную схему новой информацией; Самостоятельно составить схему после прочтения параграфа; Составить слово (словосочетание, предложение)по схеме; Найти слово (словосочетание, предложение), которое  соответствует схеме; Составить схему героев произведения . Составить схему сюжета произведения; Пересказать произведение по схеме;

Примеры заданий с использованием опорной схемы:

  • Дополнить схему своими примерами;
  • Заполнить недостающие звенья схемы;
  • Дополнить уже известную схему новой информацией;
  • Самостоятельно составить схему после прочтения параграфа;
  • Составить слово (словосочетание, предложение)по схеме;
  • Найти слово (словосочетание, предложение), которое

соответствует схеме;

  • Составить схему героев произведения .
  • Составить схему сюжета произведения;
  • Пересказать произведение по схеме;
КЛАСТЕР -это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними . Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.  Достоинства и результаты применения этого метода В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения:   формулировать вопросы;   находить главное в большом объеме учебного материала;   устанавливать причинно-следственные и логические связи;   строить умозаключения;   переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде;   проводить аналогии, сравнивать и анализировать.

КЛАСТЕР -это графическая форма организации информации,

когда выделяются основные смысловые единицы, которые

фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между

ними . Он представляет собой изображение, способствующее

систематизации и обобщению учебного материала.

Достоинства и результаты применения этого метода

В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения:

  •   формулировать вопросы;
  •   находить главное в большом объеме учебного материала;
  •   устанавливать причинно-следственные и логические связи;
  •   строить умозаключения;
  •   переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде;
  •   проводить аналогии, сравнивать и анализировать.
КЛАСТЕР «Роль морфем в слове» Соединительные морфемы приставки Заключают смысл слова корень Образуют новые слова Роль морфем в слове постфиксы суффиксы -то, -либо  -нибудь-ся -сь окончания остальные Образуют формы слова постфикс -те -л- глаголов прошедшего времени суффиксы - е-е –ее- -ей- -ше—ейш--айш степеней сравнения наречий и прилагательных -ти- -чь- -ти- инфинитивов -ущ- -ющ –ащ- -ящ- -ем- -ом- -им- -вш- -вши- -нн- -енн- -т- причастий

КЛАСТЕР «Роль морфем в слове»

Соединительные морфемы

приставки

Заключают смысл слова

корень

Образуют новые слова

Роль морфем в слове

постфиксы

суффиксы

-то, -либо

-нибудь-ся -сь

окончания

остальные

Образуют формы слова

постфикс

-те

-л-

глаголов прошедшего времени

суффиксы

- е-е –ее- -ей- -ше—ейш--айш

степеней сравнения наречий и прилагательных

-ти- -чь- -ти-

инфинитивов

-ущ- -ющ –ащ- -ящ- -ем- -ом- -им- -вш- -вши- -нн- -енн- -т-

причастий

КЛАСТЕР-СХЕМА «Окончание глаголов»

КЛАСТЕР-СХЕМА «Окончание глаголов»

Кластер «Образ Пугачёва» ПУГАЧЁВ БЛАГОДЕТЕЛЬ ЗЛОДЕЙ для соратников для казаков, крестьян для власти для армии, дворян Хлопуша «башкирец» Белобородов Капитан Миронов Екатерина 2 Отец Гринёва Пётр Гринёв

Кластер «Образ Пугачёва»

ПУГАЧЁВ

БЛАГОДЕТЕЛЬ

ЗЛОДЕЙ

для соратников

для казаков, крестьян

для власти

для армии, дворян

Хлопуша

«башкирец»

Белобородов

Капитан Миронов

Екатерина 2

Отец Гринёва

Пётр Гринёв

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Интеллект - карта (в оригинале Mind maps)   представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.  Другие названия: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта. Использование данного метода позволяет получить: Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного. Более четкое планирование — не от логики, а от важности. Выигрыш во времени. Лучшую фокусировку на изучаемом материале. Креативность, творчество.

Интеллект - карта (в оригинале Mind maps)   представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

Другие названия: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта.

Использование данного метода позволяет получить:

  • Способность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного.
  • Более четкое планирование — не от логики, а от важности.
  • Выигрыш во времени.
  • Лучшую фокусировку на изучаемом материале.
  • Креативность, творчество.
Инструменты майндмэппинга Изначально интеллект-карты рисовались почти исключительно на бумаге при помощи ручки и цветных фломастеров. Позже появились специальные сервисы для создания ментальных карт в сети или на компьютере. 

Инструменты майндмэппинга

  • Изначально интеллект-карты рисовались почти исключительно на бумаге при помощи ручки и цветных фломастеров.
  • Позже появились специальные сервисы для создания ментальных карт в сети или на компьютере. 

Тони Бьюзен дает несколько советов по созданию ментальных карт  на бумаге :

1. Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.

2.Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.

3. На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

4. Длина линии равняется длине слова.

5. Слова пишутся печатными буквами. Они должны быть чёткие, легкие в прочтении.

6. Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.

7. Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.

8. Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части.

9. Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных — А3.

10. Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

11. Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобней читать карту.

12. Когда создание карты закончено, следует визуально оценить её. В случае, если какая-то ветвь покажется некрасивой, это означает, что вопрос требует доработки, мало ясности в понимании этой части вопроса.

Сервисы для создания интеллект-карт:  Canva.com​ Edraw Mind Map Mindomo MindMeister Coggle XMind

Сервисы для создания интеллект-карт:

  • Canva.com​
  • Edraw Mind Map
  • Mindomo
  • MindMeister
  • Coggle
  • XMind

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!