ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПО ИННОВАЦИОННЫМ ПРАКТИКАМ СОЗДАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
СОЗДАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОО
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
623700 Г. БЕРЕЗОВСКИЙ, УЛ. ВАРЛАКОВА, Д. 5
155 ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
ШИШКОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА
89923434589, [email protected]
МОДЕЛЬ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Воспитывающая культурная среда
Функционально – деятельностный компонент : функции среды, основные виды деятельности
Индивидуально – групповой компонент : субъекты воспитательного процесса
Ценностно – духовный компонент : смыслы, ценности, нормы, личностное развитие субъектов, культура межличностных отношений
Ребенок
Ведущий вид деятельности
Пространственно – предметный компонент : обустройство помещений. ДОО.
Детская субкультура
Динамически – временной: способность к изменениям.
Воспитательные мероприятия
Педагоги
Становление ценностно – ориентированной позиции повышение профессионального уровня
Организация диалога между педагогом и ребенком
Родители
Повышение уровня компетентности
Укрепление семейных ценностей
Принципы формирования воспитывающей культурной среды
- Принцип гуманизма предполагает отношение к ребенку как к высшей ценности, цели, а не объекту воспитания; безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в том числе его право на ошибку, веру в него, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему, приоритет положительного стимулирования.
- Принцип демократизации отношений предполагает уравнивание ребенка и педагога в правах, право ребенка на свободный выбор, собственную точку зрения, в том числе на вопросы воспитания; стиль отношений ребенка и педагога: "не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать".
- Принцип индивидуального личностного подхода предполагает поиск в ребенке лучших качеств личности, выявление и помощь в разрешении проблем личностного развития учащегося, применение психолого-педагогической диагностики (интересы, способности, направленность, Я-концепция и т.д.); учет особенностей личности в воспитательном процессе; прогнозирование развития личности; разработку индивидуальных программ развития детей, сочетание воспитания и самовоспитание.
- Принцип природосообразности предполагает глубокое знание особенностей личностного развития ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, построение воспитательного процесса на основе этого знания, создание педагогических условий для последовательного развития в соответствии с природными данными и возрастными особенностями.
- Принцип творчества и свободы предполагает создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования ребенка, активного участия в построении собственной жизни; развитие индивидуальных и коллективных форм деятельности, способствующих этому развитию и создающих условия для свободы творчества.
- Принцип свободы и выбора предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой ребенок имеет возможность сделать свободный выбор деятельности (вида, содержания и способов), отвечающей его способностям и потребностям, в которой он сможет проявить способности и лучшие личностные качества.
- Принцип кулътуросообразности предполагает обеспечение режима наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении их к культуре, в формировании культуры чувства, эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции.
- Принцип комплексности и целостности предполагает воспитание и развитие позитивных качеств ребенка в комплексе при заинтересованном участии всех участников образовательного процесса, привлечение к этой работе психологически значимых для ребенка взрослых.
ФУНКЦИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Функции
Характеристика функций
Социально-коммуникативная
Обеспечивает общение всех субъектов воспитания друг с другом, устанавливает эмоциональные контакты, стимулирует эффективный обмен информацией различными средствами коммуникации. Направлена на субъект-субъектные взаимоотношения активного обмена информацией, предусматривающее взаимовлияние как среды на личностное изменение субъекта, так и влияния личности субъекта на изменение самой среды
Социально-интегративная
Заключается в межличностном и межгрупповом сплочении, которое происходит под воздействием общности взглядов, норм, правил, системы социальных ролей, адекватных нравственным нормам и правилам взаимодействия в обществе. Эта функция обосновывается возможностью побуждать чувство общности, товарищества, равенства личностей различных национальностей, этнических групп, социальных слоев. В результате субъекты приобретают необходимый социальный опыт, повышается их социальная мобильность, познаются новые образцы правильного социального поведения, открываются культурные представления о ценностях в обществе
Социально-формирующая
Обеспечивается возможность изменения личностных качеств субъектов социально-значимой деятельности, проявляется в наличии освоенных социальных понятий и отношений, развитых социальных умениях и навыках, успешно усвоенном социальном опыте и сформированной мотивации к самосовершенствованию
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Воспитательные мероприятия
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ВОСПИТАННИКОВ (УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ)
УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ
УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ
ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «УМКА»
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- В ДОО работают: 26 воспитателей, 6 педагогов – психологов, 10 учителей – логопедов, 7 учителей – дефектологов, 1 социальный педагог.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
- БМАДОУ «Детский сад № 19» взаимодействует с центром детского творчества, с образовательными организациями Березовского городского округа, загородным лагерем «Зарница», школой искусств, ДК «Современник», библиотекой в рамках проведения всевозможных конкурсов: военно – патриотическая игра «Зарничка», «Туристический слет», ЭКОквесты, «Театральная мозаика», профориентационные конкурсы, «Разноцветный мир», «Умники и умницы» и т.д.; в рамках проведения мероприятий по дессиминации педагогического опыта.
Для этого заключение договора не требуется.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОДЕЛИ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
- Педагогами изучены новые подходы в организации воспитывающей среды.
- Организована развивающая предметно – пространственная среда согласно требованиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.
- Происходит содержательное и формальное взаимообогащение составляющих воспитательного пространства. Всё это создаёт благоприятные условия для:
- выбора ребёнком такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;
- построения диалоговых отношений педагогов, детей и родителей;
- выбора различных коллективов, общностей и их интенсивной смены;
- освоения подпространств: культурного, природного, информационного и т. д.