СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Специфика формирования финансовой грамотности младших школьников в процессе экономического образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал данной презентации поможет учителям начальных классов подобрать правильно задания для формирования основ финансовой грамотности на уроках и во внеурочных занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Специфика формирования финансовой грамотности младших школьников в процессе экономического образования"»

«Специфика формирования финансовой грамотности младших школьников в процессе экономического образования»   Дмитроченко Марина Владимировна учитель начальных классов МАОУ Домодедовская СОШ №9 имени Героя Советского Союза Курыжова Д.К.

«Специфика формирования финансовой грамотности младших школьников в процессе экономического образования»

Дмитроченко Марина Владимировна

учитель начальных классов

МАОУ Домодедовская СОШ №9

имени Героя Советского Союза Курыжова Д.К.

 Современное общество требует наличия у человека умений разбираться в сложных экономических понятиях, современного экономического мышления, основ финансовой грамотности, которые формируются в процессе экономического образования. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватит ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Современное общество требует наличия у человека умений разбираться в сложных экономических понятиях, современного экономического мышления, основ финансовой грамотности, которые формируются в процессе экономического образования. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватит ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

 В этой связи несомненно актуальным становится построение системы непрерывного экономического образования детей и молодежи, обеспечив таким образом постепенное вхождение личности в мир экономики и финансов и полноценное успешное функционирование в нем.  В работах отечественных ученых понятие финансовая грамотность трактуется как:  определенный набор знаний и компетенций в области финансовой деятельности и финансово грамотного поведения,  многокомпонентное личностное качество, включающее знания в области финансов, мотивированность и активность в экономической деятельности и проектах в сфере экономики и финансов как результат финансового образования, предполагающий владение экономической и финансовой информацией и способами ее использования для принятия грамотных финансовых решений

В этой связи несомненно актуальным становится построение системы непрерывного экономического образования детей и молодежи, обеспечив таким образом постепенное вхождение личности в мир экономики и финансов и полноценное успешное функционирование в нем.

В работах отечественных ученых понятие финансовая грамотность трактуется как:

  • определенный набор знаний и компетенций в области финансовой деятельности и финансово грамотного поведения,
  • многокомпонентное личностное качество, включающее знания в области финансов, мотивированность и активность в экономической деятельности и проектах в сфере экономики и финансов как результат финансового образования, предполагающий владение экономической и финансовой информацией и способами ее использования для принятия грамотных финансовых решений
 С целью выявления путей формирования основ финансовой грамотности в младшем школьном возрасте предлагаются задания следующих видов:  Задание № 1 Стимульный материал: карточки с рисунками и словами: телевизор, кофейник, кукла, мяч, солнце, книжка, доброта, туфли, ветер, коньки, дружба, квартира, здоровье, дача, совесть, красота. Содержание задания: ребенку предлагается разложить карточки по двум группам: в одну отложить то, что можно купить, в другую − что нельзя.  Задание № 2 Стимульный материал: картинки с изображением предметов, необходимых в жизни человека (дом, стол, стул, телевизор, компьютер, тарелка, продукты). Содержание задания: ребенку предлагается рассмотреть картинки и выбрать те, на которых, по его мнению, изображены предметы с наименьшей и наибольшей стоимостью. Обосновать вой выбор.

С целью выявления путей формирования основ финансовой грамотности в младшем школьном возрасте предлагаются задания следующих видов:

Задание № 1

Стимульный материал: карточки с рисунками и словами: телевизор, кофейник, кукла, мяч, солнце, книжка, доброта, туфли, ветер, коньки, дружба, квартира, здоровье, дача, совесть, красота.

Содержание задания: ребенку предлагается разложить карточки по двум группам: в одну отложить то, что можно купить, в другую − что нельзя.

Задание № 2

Стимульный материал: картинки с изображением предметов, необходимых в жизни человека (дом, стол, стул, телевизор, компьютер, тарелка, продукты).

Содержание задания: ребенку предлагается рассмотреть картинки и выбрать те, на которых, по его мнению, изображены предметы с наименьшей и наибольшей стоимостью. Обосновать вой выбор.

 Задание № 3 Стимульный материал: рисунок с изображением различных товаров, необходимых в жизни человека (лампа, платье, конфета, велосипед, кукла, игрушечная машинка, книга, карандаш, мороженое, игрушечная машинка). Содержание задания: ребенку предлагается красным карандашом отметить товар, который составляет потребность для девочки; синим – для мальчика; желтым – если это общая потребность.  Задание № 4 Стимульный материал: карточки с изображением людей разных профессий и их орудий труда. Содержание задания. Педагог дает карточку с изображением человека определенной профессии. Ребенок должен подобрать к ней предметы, подходящие для данной профессии.  Можно использовать загадки, игры ( Дети размышляют, Дополни фразу, Фразеологизмы, Покупки), кроссворды.

Задание № 3

Стимульный материал: рисунок с изображением различных товаров, необходимых в жизни человека (лампа, платье, конфета, велосипед, кукла, игрушечная машинка, книга, карандаш, мороженое, игрушечная машинка).

Содержание задания: ребенку предлагается красным карандашом отметить товар, который составляет потребность для девочки; синим – для мальчика; желтым – если это общая потребность.

Задание № 4

Стимульный материал: карточки с изображением людей разных профессий и их орудий труда.

Содержание задания. Педагог дает карточку с изображением человека определенной профессии. Ребенок должен подобрать к ней предметы, подходящие для данной профессии.

Можно использовать загадки, игры ( Дети размышляют, Дополни фразу, Фразеологизмы, Покупки), кроссворды.

Работа по экономическому образованию младших школьников в аспекте формирования финансовой грамотности должна выстраиваться:

  • а) с учетом требований современного общества к финансовой грамотности личности, Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
  • б) на основе анализа совокупности проблем в системе экономического образования (низкий уровень финансовой грамотности, низкая мотивация трудовой деятельности, нацеленность на получение прибыли без усилий, неразумные потребности, неумение соотносить потребности и возможности, потребительское отношение к деньгам, труду, продуктам труда и пр.);
  • в) с учетом содержания деятельности по различным направлениям учебно-воспитательной работы. Значительным потенциалом в плане экономического образования в начальной школе обладают: уроки литературного чтения, окружающего мира, математики, вариативные формы внеурочной деятельности (факультативы по экономике и основам финансовой грамотности, клубы юного экономиста), воспитательной работы (неделя экономики, ярмарка, экологические и трудовые проекты и акции, встречи с представителями трудовых династий и др.);
с использованием современных технологий формирования финансовой грамотности: (обучающих компьютерных и онлайн-программ, онлайн-квестов, представленных на сайтах хочумогузнаю.рф, настольных игр «Финансовый крокодил», «Не в деньгах счастье», «Монополия», «Финансовый Alias («скажи иначе»)», организации проектной деятельности и решения контекстных задач по подготовке интересного туристического похода, а так же изготовлению поделок для внутришкольной ярмарки, выпуску газеты, озеленению школьного участка, и др.;  д) с учетом требований преемственности содержания экономического образования в дошкольных образовательных организациях, ступени начального, основного общего и среднего образования: реализуемые программы должны иметь логическое продолжение;
  • с использованием современных технологий формирования финансовой грамотности: (обучающих компьютерных и онлайн-программ, онлайн-квестов, представленных на сайтах хочумогузнаю.рф, настольных игр «Финансовый крокодил», «Не в деньгах счастье», «Монополия», «Финансовый Alias («скажи иначе»)», организации проектной деятельности и решения контекстных задач по подготовке интересного туристического похода, а так же изготовлению поделок для внутришкольной ярмарки, выпуску газеты, озеленению школьного участка, и др.;
  • д) с учетом требований преемственности содержания экономического образования в дошкольных образовательных организациях, ступени начального, основного общего и среднего образования: реализуемые программы должны иметь логическое продолжение;
 При организации работы по формированию основ финансовой грамотности в младшем школьном возрасте необходимо соблюдать следующие условия: Готовность педагога к организации работы по формированию основ финансовой грамотности, которая предполагает единство теоретической готовности, методической, технологической, диагностической, личностной готовности. 2. Взаимосвязь учебной, внеурочной и воспитательной работы по экономическому образованию, что способствует формированию экономической культуры и финансовой грамотности личности. Деятельностный и практико - ориентированный характер проводимых мероприятий. Необходимо помочь детям решить следующие задачи: обнаружение проблемы жизни; оснащение детей жизненно важными экономическими умениями, которые позволили бы им решить проблему самостоятельно; организовать дела детей таким образом, чтобы, приобретая опыт экономической деятельности, они учились уважительно относиться к человеку труда, соотносить потребности и возможности, беречь финансовые, природные и другие ресурсы.

При организации работы по формированию основ финансовой грамотности в младшем школьном возрасте необходимо соблюдать следующие условия:

  • Готовность педагога к организации работы по формированию основ финансовой грамотности, которая предполагает единство теоретической готовности, методической, технологической, диагностической, личностной готовности.
  • 2. Взаимосвязь учебной, внеурочной и воспитательной работы по экономическому образованию, что способствует формированию экономической культуры и финансовой грамотности личности.
  • Деятельностный и практико - ориентированный характер проводимых мероприятий. Необходимо помочь детям решить следующие задачи: обнаружение проблемы жизни; оснащение детей жизненно важными экономическими умениями, которые позволили бы им решить проблему самостоятельно; организовать дела детей таким образом, чтобы, приобретая опыт экономической деятельности, они учились уважительно относиться к человеку труда, соотносить потребности и возможности, беречь финансовые, природные и другие ресурсы.
 Формирование основ финансовой грамотности младших школьников должно осуществляться в рамках экономического образования, которое реализуется на межпредметной основе, интегрирует задачи финансового просвещения, трудового и социально-профессионального, нравственного и правового воспитания; иметь вариативный и компетентностный характер .

Формирование основ финансовой грамотности младших школьников должно осуществляться в рамках экономического образования, которое реализуется на межпредметной основе, интегрирует задачи финансового просвещения, трудового и социально-профессионального, нравственного и правового воспитания; иметь вариативный и компетентностный характер .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!