«Специфика формирования финансовой грамотности младших школьников в процессе экономического образования»
Дмитроченко Марина Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ Домодедовская СОШ №9
имени Героя Советского Союза Курыжова Д.К.
Современное общество требует наличия у человека умений разбираться в сложных экономических понятиях, современного экономического мышления, основ финансовой грамотности, которые формируются в процессе экономического образования. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватит ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.
В этой связи несомненно актуальным становится построение системы непрерывного экономического образования детей и молодежи, обеспечив таким образом постепенное вхождение личности в мир экономики и финансов и полноценное успешное функционирование в нем.
В работах отечественных ученых понятие финансовая грамотность трактуется как:
- определенный набор знаний и компетенций в области финансовой деятельности и финансово грамотного поведения,
- многокомпонентное личностное качество, включающее знания в области финансов, мотивированность и активность в экономической деятельности и проектах в сфере экономики и финансов как результат финансового образования, предполагающий владение экономической и финансовой информацией и способами ее использования для принятия грамотных финансовых решений
С целью выявления путей формирования основ финансовой грамотности в младшем школьном возрасте предлагаются задания следующих видов:
Задание № 1
Стимульный материал: карточки с рисунками и словами: телевизор, кофейник, кукла, мяч, солнце, книжка, доброта, туфли, ветер, коньки, дружба, квартира, здоровье, дача, совесть, красота.
Содержание задания: ребенку предлагается разложить карточки по двум группам: в одну отложить то, что можно купить, в другую − что нельзя.
Задание № 2
Стимульный материал: картинки с изображением предметов, необходимых в жизни человека (дом, стол, стул, телевизор, компьютер, тарелка, продукты).
Содержание задания: ребенку предлагается рассмотреть картинки и выбрать те, на которых, по его мнению, изображены предметы с наименьшей и наибольшей стоимостью. Обосновать вой выбор.
Задание № 3
Стимульный материал: рисунок с изображением различных товаров, необходимых в жизни человека (лампа, платье, конфета, велосипед, кукла, игрушечная машинка, книга, карандаш, мороженое, игрушечная машинка).
Содержание задания: ребенку предлагается красным карандашом отметить товар, который составляет потребность для девочки; синим – для мальчика; желтым – если это общая потребность.
Задание № 4
Стимульный материал: карточки с изображением людей разных профессий и их орудий труда.
Содержание задания. Педагог дает карточку с изображением человека определенной профессии. Ребенок должен подобрать к ней предметы, подходящие для данной профессии.
Можно использовать загадки, игры ( Дети размышляют, Дополни фразу, Фразеологизмы, Покупки), кроссворды.
Работа по экономическому образованию младших школьников в аспекте формирования финансовой грамотности должна выстраиваться:
- а) с учетом требований современного общества к финансовой грамотности личности, Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
- б) на основе анализа совокупности проблем в системе экономического образования (низкий уровень финансовой грамотности, низкая мотивация трудовой деятельности, нацеленность на получение прибыли без усилий, неразумные потребности, неумение соотносить потребности и возможности, потребительское отношение к деньгам, труду, продуктам труда и пр.);
- в) с учетом содержания деятельности по различным направлениям учебно-воспитательной работы. Значительным потенциалом в плане экономического образования в начальной школе обладают: уроки литературного чтения, окружающего мира, математики, вариативные формы внеурочной деятельности (факультативы по экономике и основам финансовой грамотности, клубы юного экономиста), воспитательной работы (неделя экономики, ярмарка, экологические и трудовые проекты и акции, встречи с представителями трудовых династий и др.);
- с использованием современных технологий формирования финансовой грамотности: (обучающих компьютерных и онлайн-программ, онлайн-квестов, представленных на сайтах хочумогузнаю.рф, настольных игр «Финансовый крокодил», «Не в деньгах счастье», «Монополия», «Финансовый Alias («скажи иначе»)», организации проектной деятельности и решения контекстных задач по подготовке интересного туристического похода, а так же изготовлению поделок для внутришкольной ярмарки, выпуску газеты, озеленению школьного участка, и др.;
- д) с учетом требований преемственности содержания экономического образования в дошкольных образовательных организациях, ступени начального, основного общего и среднего образования: реализуемые программы должны иметь логическое продолжение;
При организации работы по формированию основ финансовой грамотности в младшем школьном возрасте необходимо соблюдать следующие условия:
- Готовность педагога к организации работы по формированию основ финансовой грамотности, которая предполагает единство теоретической готовности, методической, технологической, диагностической, личностной готовности.
- 2. Взаимосвязь учебной, внеурочной и воспитательной работы по экономическому образованию, что способствует формированию экономической культуры и финансовой грамотности личности.
- Деятельностный и практико - ориентированный характер проводимых мероприятий. Необходимо помочь детям решить следующие задачи: обнаружение проблемы жизни; оснащение детей жизненно важными экономическими умениями, которые позволили бы им решить проблему самостоятельно; организовать дела детей таким образом, чтобы, приобретая опыт экономической деятельности, они учились уважительно относиться к человеку труда, соотносить потребности и возможности, беречь финансовые, природные и другие ресурсы.
Формирование основ финансовой грамотности младших школьников должно осуществляться в рамках экономического образования, которое реализуется на межпредметной основе, интегрирует задачи финансового просвещения, трудового и социально-профессионального, нравственного и правового воспитания; иметь вариативный и компетентностный характер .