СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Спряжение глаголов" - 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Спряжение глаголов" - 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Спряжение глаголов" - 4 класс»

Спряжение глагола

Спряжение глагола

Сколько глаголов нашли? 1) 10 2) 12 3) 14 4) 16

Сколько глаголов нашли?

  • 1) 10
  • 2) 12
  • 3) 14
  • 4) 16
Глагол Ставим вопрос от существительного (местоимения) Люблю Грохо́чет Я (что делаю?) Определяем признаки Гром (что делает?) Гремя́т наст. в ., 1 лицо, ед.ч. (время, лицо, число) Раскаты (что делают?) наст. в ., 3 лицо, ед.ч. Бры́знул наст. в ., 3 лицо, мн.ч. Дождик (что сделал?) Лети́т Пыль (что делает?) Пови́сли прош. в., 3 лицо, ед.ч Золоти́т Перлы (что сделали?) наст. в. , 3 лицо, ед.ч. Солнце (что делает?) Бежи́т прош. в., 3 лицо, мн.ч. Поток (что делает?) наст. в ., 3 лицо, ед.ч. Не мо́лкнет наст. в ., 3 лицо, ед.ч. Гам (что делает?) Вто́рит Ска́жешь Гам, шум (что делает?) наст. в ., 3 лицо, ед.ч. Ты (что сделаешь?) Пролила наст. в ., 3 лицо, ед.ч. Геба (что сделала?) буд. в ., 2 лицо, ед.ч. прош.в., 3 лицо, ед.ч.

Глагол

Ставим вопрос от существительного (местоимения)

Люблю

Грохо́чет

Я (что делаю?)

Определяем признаки

Гром (что делает?)

Гремя́т

наст. в ., 1 лицо, ед.ч.

(время, лицо, число)

Раскаты (что делают?)

наст. в ., 3 лицо, ед.ч.

Бры́знул

наст. в ., 3 лицо, мн.ч.

Дождик (что сделал?)

Лети́т

Пыль (что делает?)

Пови́сли

прош. в., 3 лицо, ед.ч

Золоти́т

Перлы (что сделали?)

наст. в. , 3 лицо, ед.ч.

Солнце (что делает?)

Бежи́т

прош. в., 3 лицо, мн.ч.

Поток (что делает?)

наст. в ., 3 лицо, ед.ч.

Не мо́лкнет

наст. в ., 3 лицо, ед.ч.

Гам (что делает?)

Вто́рит

Ска́жешь

Гам, шум (что делает?)

наст. в ., 3 лицо, ед.ч.

Ты (что сделаешь?)

Пролила

наст. в ., 3 лицо, ед.ч.

Геба (что сделала?)

буд. в ., 2 лицо, ед.ч.

прош.в., 3 лицо, ед.ч.

ИЗМЕНЕНИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ:  как называются? Изменение имён существительных, имён прилагательных, местоимений по числам и падежам называется…. Изменение глагола в формах    настоящего и будущего времени по   лицам и числам называется ….  Справка: спряжение , склонение .

ИЗМЕНЕНИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ: как называются?

  • Изменение имён существительных, имён прилагательных, местоимений по числам и падежам называется….
  • Изменение глагола в формах настоящего и будущего времени по лицам и числам называется ….
  • Справка: спряжение , склонение .
Что такое спряжение ? Склонение – это изменение имён существительных, имён прилагательных, местоимений по числам и падежам. Спряжение – это изменение глаголов в формах настоящего и будущего времени по лицам и числам. Глагол спрягается , то есть изменяет форму . Форму лица и числа глагола можно определить по личному окончанию:  Попробуем:1)………….ём, 2)…………..ёшь, 3)…………….ут   1 лицо, мн.ч. 2 лицо, ед.ч. 3 лицо, мн.ч.  (мы) раст ём (ты) раст ёшь (они) раст ут  уч им уч ишь у чат

Что такое спряжение ?

  • Склонение – это изменение имён существительных, имён прилагательных, местоимений по числам и падежам.
  • Спряжение – это изменение глаголов в формах настоящего и будущего времени по лицам и числам.
  • Глагол спрягается , то есть изменяет форму . Форму лица и числа глагола можно определить по личному окончанию:
  • Попробуем:1)………….ём, 2)…………..ёшь, 3)…………….ут
  • 1 лицо, мн.ч. 2 лицо, ед.ч. 3 лицо, мн.ч.
  • (мы) раст ём (ты) раст ёшь (они) раст ут
  • уч им уч ишь у чат
Личное окончание глагола: как пишется? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром , Как бы резвяся и играя, Грохоч (?) т в небе голубом. 1. Выбор орфограммы в окончании: «е» или «и» ? 2. Как определить? Версии: 1) по вопросу: что дела ет ? 2) опорными словами: лет ит , беж ит …?

Личное окончание глагола: как пишется?

  • Люблю грозу в начале мая,
  • Когда весенний, первый гром ,
  • Как бы резвяся и играя,
  • Грохоч (?) т в небе голубом.
  • 1. Выбор орфограммы в окончании: «е» или «и» ?
  • 2. Как определить?
  • Версии: 1) по вопросу: что дела ет ?

2) опорными словами: лет ит , беж ит …?

Что надо узнать? 1. Сколько спряжений у глагола? 2. Как определять спряжение глагола? 3. Как правильно писать личные окончания глаголов?

Что надо узнать?

  • 1. Сколько спряжений у глагола?
  • 2. Как определять спряжение глагола?
  • 3. Как правильно писать личные окончания глаголов?
Изменяем по лицам и числам  глагол «грохоч(?)т» Я грохочу, мы грохоч (е/и ) м, ты грохоч  (е/и ) шь, вы грохоч  (е/и ) те , он (она) грохоч  (е/и ) т, они грохоч  (у/а ) т . Сколько типов спряжения у глагола? Как это поняли?

Изменяем по лицам и числам глагол «грохоч(?)т»

  • Я грохочу, мы грохоч (е/и ) м,
  • ты грохоч (е/и ) шь, вы грохоч (е/и ) те ,
  • он (она) грохоч (е/и ) т, они грохоч (у/а ) т .
  • Сколько типов спряжения у глагола? Как это поняли?
Как определить спряжение:  первое или второе ?  I - Е I I - И

Как определить спряжение: первое или второе ?

I - Е

I I - И

Как определить спряжение:  первое или второе ?  Во множественном числе 3 лица: I - У, Ю I I - А, Я

Как определить спряжение: первое или второе ?

  • Во множественном числе 3 лица:

I - У, Ю

I I - А, Я

Ударные личные окончания  не надо проверять! Грем я́т раскаты молодые. Вот дождик брызнул! – пыль лет и́т …  Грем ят  (II)  Лет ит  (II)

Ударные личные окончания не надо проверять!

Грем я́т раскаты молодые.

Вот дождик брызнул! – пыль лет и́т

Грем ят (II)

Лет ит (II)

Неопределенная форма глагола помогает определить спряжение - Почему начальная форма глагола называется «неопределённая»? (нельзя определить время, лицо и число) На какой вопрос отвечает? (что делать? Что сделать?) Имеет ли окончание? (нет) На что оканчиваются глаголы неопределённой формы? (-ть, -ти, -чь )

Неопределенная форма глагола помогает определить спряжение

  • - Почему начальная форма глагола называется «неопределённая»? (нельзя определить время, лицо и число)
  • На какой вопрос отвечает? (что делать? Что сделать?)
  • Имеет ли окончание? (нет)
  • На что оканчиваются глаголы неопределённой формы? (-ть, -ти, -чь )
Как определять спряжение глагола по неопределённой форме? 1. Определить: окончание ударное или безударное. Грохоч(?)т – безударное окончание. Грохоч(?)т – безударное окончание. Грохоч(?)т – безударное окончание. Грохоч(?)т – безударное окончание. Грохоч(?)т – безударное окончание. Грохоч(?)т – безударное окончание. 2. Поставить глагол с безударным личным окончанием в неопределённую форму. (Что делать?) грохот а ть. (Что делать?) грохот а ть. (Что делать?) грохот а ть. (Что делать?) грохот а ть. (Что делать?) грохот а ть. (Что делать?) грохот а ть. 3. Посмотреть на суффикс перед «-ть»: если неопределённая форма глагола заканчивается на «- и ть», то личное окончание – «ит» –  глагол относится ко II спряжению;  «- е ть», «- а ть» или др. – личное окончание – «ет» –      глагол относится к I спряжению.

Как определять спряжение глагола по неопределённой форме?

  • 1. Определить: окончание ударное или безударное.
  • Грохоч(?)т – безударное окончание.
  • Грохоч(?)т – безударное окончание.
  • Грохоч(?)т – безударное окончание.
  • Грохоч(?)т – безударное окончание.
  • Грохоч(?)т – безударное окончание.
  • Грохоч(?)т – безударное окончание.
  • 2. Поставить глагол с безударным личным окончанием в неопределённую форму. (Что делать?) грохот а ть.
  • (Что делать?) грохот а ть.
  • (Что делать?) грохот а ть.
  • (Что делать?) грохот а ть.
  • (Что делать?) грохот а ть.
  • (Что делать?) грохот а ть.
  • 3. Посмотреть на суффикс перед «-ть»: если неопределённая форма глагола заканчивается на
  • «- и ть», то личное окончание – «ит»

глагол относится ко II спряжению;

  • «- е ть», «- а ть» или др. – личное окончание – «ет» – глагол относится к I спряжению.
Применяем правило Грохот а ть – не на «-ить». Грохоч ет , I спряжение. Я грохочу, мы грохоч ем , ты грохоч ешь , вы грохоч ете , он (она) грохоч ет , они грохоч  (ут/ат ) .

Применяем правило

  • Грохот а ть – не на «-ить».
  • Грохоч ет , I спряжение.
  • Я грохочу, мы грохоч ем ,
  • ты грохоч ешь , вы грохоч ете ,
  • он (она) грохоч ет , они грохоч (ут/ат ) .
Как определять спряжение глагола во множественном числе 3 лица? 1. Определить: окончание ударное или безударное. Грохоч (ут/ат) – безударное окончание. 2. Поставить глагол с безударным личным окончанием в неопределённую форму. (Что делать?) грохот а ть. 3. Посмотреть на суффикс перед «-ть»: если неопределённая форма глагола заканчивается на «- и ть», то личное окончание – «ат» или «ят» –     глагол относится ко II спряжению;  «- е ть», «- а ть» или др. – личное окончание «ут» или «ют»    –  глагол относится к I спряжению.

Как определять спряжение глагола во множественном числе 3 лица?

  • 1. Определить: окончание ударное или безударное.

Грохоч (ут/ат) – безударное окончание.

  • 2. Поставить глагол с безударным личным окончанием в неопределённую форму.

(Что делать?) грохот а ть.

  • 3. Посмотреть на суффикс перед «-ть»: если неопределённая форма глагола заканчивается на
  • «- и ть», то личное окончание – «ат» или «ят»

глагол относится ко II спряжению;

  • «- е ть», «- а ть» или др. – личное окончание «ут» или «ют» – глагол относится к I спряжению.
Применяем правило грохоч ет , грохоч ут грохот а ть ( I ) за грохочет, за грохочут (буд.) загрохотать ( I ) (не) молкн ет , (не) молкн у ть ( I ), с молкн ет (буд.)  смолкн у ть ( I ) втор ит, втор ят втор и ть ( II ) повторя ет, повторя ют повтор я ть ( I )

Применяем правило

грохоч ет , грохоч ут грохот а ть ( I )

за грохочет, за грохочут (буд.) загрохотать ( I )

(не) молкн ет , (не) молкн у ть ( I ),

с молкн ет (буд.) смолкн у ть ( I )

втор ит, втор ят втор и ть ( II )

повторя ет, повторя ют повтор я ть ( I )

Сия́ ет – си ять – I спр. Бле́щ ут – блист ать - I спр. Трепе́щ ут – трепет ать - I спр. По ю́т – п еть - I спр.

Сия́ ет – си ять – I спр.

Бле́щ ут – блист ать - I спр.

Трепе́щ ут – трепет ать - I спр.

По ю́т п еть - I спр.

Определите спряжение Грем я́т раскаты молодые. Вот дождик брызнул – пыль лет и́т . Грем ят (II) – грем е ть (I) – ? Лет ит  (II) - лет е ть (I) - ?

Определите спряжение

  • Грем я́т раскаты молодые.
  • Вот дождик брызнул – пыль лет и́т .
  • Грем ят (II) – грем е ть (I) – ?
  • Лет ит (II) - лет е ть (I) - ?
Проверяем или не проверяем? гремлю леч у  грем им , лет им II гремишь, лет ишь  грем ите , лет ите II гремит, лет ит грем ят , лет ят II  по ю по ём  I по ёшь   по ёте  I по ёт   по ют  I Вывод: Ударные личные окончания проверяйте на слух. Безударные – поверяйте по суффиксу перед –ть в неопределённой форме глагола: «-Ить» или «не -Ить».

Проверяем или не проверяем?

  • гремлю леч у грем им , лет им II
  • гремишь, лет ишь грем ите , лет ите II
  • гремит, лет ит грем ят , лет ят II

  • по ю по ём I
  • по ёшь по ёте I
  • по ёт по ют I

Вывод: Ударные личные окончания проверяйте на слух. Безударные – поверяйте по суффиксу перед –ть

в неопределённой форме глагола: «-Ить» или «не -Ить».

АНОНС На следующем занятии: Знакомимся с исключениями из правила; Учимся правильно писать безударные личные окончания глагола, пользуясь алгоритмом.   ЗДОРОВЬЯ, УЛЫБОК, ТЮТЧЕВСКОГО ВОСТОРГА И ИЗБЫТКА ЖИЗНИ!

АНОНС

  • На следующем занятии:
  • Знакомимся с исключениями из правила;
  • Учимся правильно писать безударные личные окончания глагола, пользуясь алгоритмом.

ЗДОРОВЬЯ, УЛЫБОК,

ТЮТЧЕВСКОГО ВОСТОРГА

И ИЗБЫТКА ЖИЗНИ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!