Просмотр содержимого документа
«Презентация "Спряжение глаголов" - 4 класс»
Спряжение глагола
Сколько глаголов нашли?
Глагол
Ставим вопрос от существительного (местоимения)
Люблю
Грохо́чет
Я (что делаю?)
Определяем признаки
Гром (что делает?)
Гремя́т
наст. в ., 1 лицо, ед.ч.
(время, лицо, число)
Раскаты (что делают?)
наст. в ., 3 лицо, ед.ч.
Бры́знул
наст. в ., 3 лицо, мн.ч.
Дождик (что сделал?)
Лети́т
Пыль (что делает?)
Пови́сли
прош. в., 3 лицо, ед.ч
Золоти́т
Перлы (что сделали?)
наст. в. , 3 лицо, ед.ч.
Солнце (что делает?)
Бежи́т
прош. в., 3 лицо, мн.ч.
Поток (что делает?)
наст. в ., 3 лицо, ед.ч.
Не мо́лкнет
наст. в ., 3 лицо, ед.ч.
Гам (что делает?)
Вто́рит
Ска́жешь
Гам, шум (что делает?)
наст. в ., 3 лицо, ед.ч.
Ты (что сделаешь?)
Пролила
наст. в ., 3 лицо, ед.ч.
Геба (что сделала?)
буд. в ., 2 лицо, ед.ч.
прош.в., 3 лицо, ед.ч.
ИЗМЕНЕНИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ: как называются?
- Изменение имён существительных, имён прилагательных, местоимений по числам и падежам называется….
- Изменение глагола в формах настоящего и будущего времени по лицам и числам называется ….
- Справка: спряжение , склонение .
Что такое спряжение ?
- Склонение – это изменение имён существительных, имён прилагательных, местоимений по числам и падежам.
- Спряжение – это изменение глаголов в формах настоящего и будущего времени по лицам и числам.
- Глагол спрягается , то есть изменяет форму . Форму лица и числа глагола можно определить по личному окончанию:
- Попробуем:1)………….ём, 2)…………..ёшь, 3)…………….ут
- 1 лицо, мн.ч. 2 лицо, ед.ч. 3 лицо, мн.ч.
- (мы) раст ём (ты) раст ёшь (они) раст ут
Личное окончание глагола: как пишется?
- Люблю грозу в начале мая,
- Когда весенний, первый гром ,
- Как бы резвяся и играя,
- Грохоч (?) т в небе голубом.
- 1. Выбор орфограммы в окончании: «е» или «и» ?
- 2. Как определить?
- Версии: 1) по вопросу: что дела ет ?
2) опорными словами: лет ит , беж ит …?
Что надо узнать?
- 1. Сколько спряжений у глагола?
- 2. Как определять спряжение глагола?
- 3. Как правильно писать личные окончания глаголов?
Изменяем по лицам и числам глагол «грохоч(?)т»
- Я грохочу, мы грохоч (е/и ) м,
- ты грохоч (е/и ) шь, вы грохоч (е/и ) те ,
- он (она) грохоч (е/и ) т, они грохоч (у/а ) т .
- Сколько типов спряжения у глагола? Как это поняли?
Как определить спряжение: первое или второе ?
I - Е
I I - И
Как определить спряжение: первое или второе ?
- Во множественном числе 3 лица:
I - У, Ю
I I - А, Я
Ударные личные окончания не надо проверять!
Грем я́т раскаты молодые.
Вот дождик брызнул! – пыль лет и́т …
Грем ят (II)
Лет ит (II)
Неопределенная форма глагола помогает определить спряжение
- - Почему начальная форма глагола называется «неопределённая»? (нельзя определить время, лицо и число)
- На какой вопрос отвечает? (что делать? Что сделать?)
- Имеет ли окончание? (нет)
- На что оканчиваются глаголы неопределённой формы? (-ть, -ти, -чь )
Как определять спряжение глагола по неопределённой форме?
- 1. Определить: окончание ударное или безударное.
- Грохоч(?)т – безударное окончание.
- Грохоч(?)т – безударное окончание.
- Грохоч(?)т – безударное окончание.
- Грохоч(?)т – безударное окончание.
- Грохоч(?)т – безударное окончание.
- Грохоч(?)т – безударное окончание.
- 2. Поставить глагол с безударным личным окончанием в неопределённую форму. (Что делать?) грохот а ть.
- (Что делать?) грохот а ть.
- (Что делать?) грохот а ть.
- (Что делать?) грохот а ть.
- (Что делать?) грохот а ть.
- (Что делать?) грохот а ть.
- 3. Посмотреть на суффикс перед «-ть»: если неопределённая форма глагола заканчивается на
- «- и ть», то личное окончание – «ит» –
глагол относится ко II спряжению;
- «- е ть», «- а ть» или др. – личное окончание – «ет» – глагол относится к I спряжению.
Применяем правило
- Грохот а ть – не на «-ить».
- Грохоч ет , I спряжение.
- Я грохочу, мы грохоч ем ,
- ты грохоч ешь , вы грохоч ете ,
- он (она) грохоч ет , они грохоч (ут/ат ) .
Как определять спряжение глагола во множественном числе 3 лица?
- 1. Определить: окончание ударное или безударное.
Грохоч (ут/ат) – безударное окончание.
- 2. Поставить глагол с безударным личным окончанием в неопределённую форму.
(Что делать?) грохот а ть.
- 3. Посмотреть на суффикс перед «-ть»: если неопределённая форма глагола заканчивается на
- «- и ть», то личное окончание – «ат» или «ят» –
глагол относится ко II спряжению;
- «- е ть», «- а ть» или др. – личное окончание «ут» или «ют» – глагол относится к I спряжению.
Применяем правило
грохоч ет , грохоч ут грохот а ть ( I )
за грохочет, за грохочут (буд.) загрохотать ( I )
(не) молкн ет , (не) молкн у ть ( I ),
с молкн ет (буд.) смолкн у ть ( I )
втор ит, втор ят втор и ть ( II )
повторя ет, повторя ют повтор я ть ( I )
Сия́ ет – си ять – I спр.
Бле́щ ут – блист ать - I спр.
Трепе́щ ут – трепет ать - I спр.
По ю́т – п еть - I спр.
Определите спряжение
- Грем я́т раскаты молодые.
- Вот дождик брызнул – пыль лет и́т .
- Грем ят (II) – грем е ть (I) – ?
- Лет ит (II) - лет е ть (I) - ?
Проверяем или не проверяем?
- гремлю леч у грем им , лет им II
- гремишь, лет ишь грем ите , лет ите II
- гремит, лет ит грем ят , лет ят II
- по ю по ём I
- по ёшь по ёте I
- по ёт по ют I
Вывод: Ударные личные окончания проверяйте на слух. Безударные – поверяйте по суффиксу перед –ть
в неопределённой форме глагола: «-Ить» или «не -Ить».
АНОНС
- На следующем занятии:
- Знакомимся с исключениями из правила;
- Учимся правильно писать безударные личные окончания глагола, пользуясь алгоритмом.
ЗДОРОВЬЯ, УЛЫБОК,
ТЮТЧЕВСКОГО ВОСТОРГА
И ИЗБЫТКА ЖИЗНИ!