СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Старооскольская глиняная игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка познакомит вас с древнейшими промыслами Белогорья. Презентацию можно использовать для  теоритического ознакомления с приемами создания глиняной игрушки и практического применения навыков лепки глиняной игрушки.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Старооскольская глиняная игрушка"»

Народные художественные промыслы края Белогорья   Старооскольская глиняная игрушка   Мастер-класс для педагогов Воспитатель Бессонова Н.Н. 2018

Народные художественные промыслы края Белогорья Старооскольская глиняная игрушка

Мастер-класс для педагогов

Воспитатель Бессонова Н.Н.

2018

Белогорье … Поле отчее. По-над лугом белый дым Трав густых сиянье сочное По откосам меловым … Звёзд полночных многоточие, Туч движение гурьбой Белогорье … Поле отчее – Что зову своей судьбой! Владимир Молчанов

Белогорье … Поле отчее.

По-над лугом белый дым

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым …

Звёзд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой

Белогорье … Поле отчее –

Что зову своей судьбой!

Владимир Молчанов

Древнейший промысел Белогорья –Старооскольская народная глиняная игрушка  Ч  ем дальше в будущее входим,   Тем больше прошлым дорожим,   И в старом красоту находим,   Хоть новому принадлежим.   Вадим Шафнер.  .

Древнейший промысел Белогорья –Старооскольская народная глиняная игрушка

Ч ем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер.

.

Цель : вызвать интерес к истокам отечественной художественной культуры. Задачи : 1 . Познакомить с  историей старооскольской народной глиняной игрушки ; 2. Изучить основные приемы работы по изготовлению и росписи старооскольской глиняной игрушки. 3. Научить находить отличительные черты Старооскольской игрушки; использовать при лепке приёмы старооскольских мастеров 4.Вызвать интерес к работе с природным материалом- глиной.

Цель : вызвать интерес к истокам отечественной художественной культуры.

  • Задачи :
  • 1 . Познакомить с историей старооскольской народной глиняной игрушки ;
  • 2. Изучить основные приемы работы по изготовлению и росписи старооскольской глиняной игрушки.
  • 3. Научить находить отличительные черты Старооскольской игрушки;
  • использовать при лепке приёмы старооскольских мастеров
  • 4.Вызвать интерес к работе с природным материалом- глиной.

Рассказ о Старооскольской глиняной игрушке.   Одним из древнейших промыслов нашего края был гончарный. Способствовали его развитию многочисленные залежи прекрасных глин. В Старом Осколе глиняную игрушку лепили практически все семьи гончаров. Староорооскольской глиняной игрушке 265 лет, появилась в конце 17 в начале 18 века. В основном игрушки лепили женщины и дети в свободное время, что позволяло заработать дополнительные деньги. Лепили игрушки из той глины, которая оставалась – из отходов. Только в конце 19 века появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей

Рассказ о Старооскольской глиняной игрушке.

  • Одним из древнейших промыслов нашего края был гончарный. Способствовали его развитию многочисленные залежи прекрасных глин.
  • В Старом Осколе глиняную игрушку лепили практически все семьи гончаров. Староорооскольской глиняной игрушке 265 лет, появилась в конце 17 в начале 18 века.
  • В основном игрушки лепили женщины и дети в свободное время, что позволяло заработать дополнительные деньги. Лепили игрушки из той глины, которая оставалась – из отходов.
  • Только в конце 19 века появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей
Старооскольская глиняная игрушка — один из древнейших народных промыслов Белгородской области, занесённый в каталог «Народные промыслы России».  Старооскольскую игрушку, как самостоятельный промысел, исследователи выделили лишь в середине 80–х годов XX века. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России».   Лепили игрушки – на радость и забаву себе дома, на праздниках и на ярмарках. Уникальность Старооскольской игрушки состоит в том, что из трех видов - крестьянская, посадская, городская. Игрушка относится к самой редкой – ПОСАДСКОЙ .  Старооскольская игрушка занимает золотую середину между крестьянской (грубой) и старательно сглаженной городской.

Старооскольская глиняная игрушка — один из древнейших народных промыслов Белгородской области, занесённый в каталог «Народные промыслы России». Старооскольскую игрушку, как самостоятельный промысел, исследователи выделили лишь в середине 80–х годов XX века. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России».

Лепили игрушки – на радость и забаву себе дома, на праздниках и на ярмарках.

Уникальность Старооскольской игрушки состоит в том, что из трех видов - крестьянская, посадская, городская. Игрушка относится к самой редкой – ПОСАДСКОЙ .

Старооскольская игрушка занимает золотую середину между крестьянской (грубой) и старательно сглаженной городской.

Старооскольская игрушка встала в ряд со знаменитыми филимоновскими, дымковскими игрушками . В отличие от них, наша глиняная игрушка не тонируется, не глазируется. Мастера оскольского края, отдавая дань благородству материала, с которым работают, словно предлагают зрителю оценить выразительные пластические свойства белой глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера, поверхность игрушки лишений раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, соединившихся вместе в этом волшебном материале. Недаром по Руси гончаров причисляли к волшебникам .

Старооскольская игрушка встала в ряд со знаменитыми филимоновскими, дымковскими игрушками .

В отличие от них, наша глиняная игрушка не тонируется, не глазируется. Мастера оскольского края, отдавая дань благородству материала, с которым работают, словно предлагают зрителю оценить выразительные пластические свойства белой глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера, поверхность игрушки лишений раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, соединившихся вместе в этом волшебном материале. Недаром по Руси гончаров причисляли к волшебникам .

У старооскольской игрушки лица дам и казаков гладкие «болванчики», на которых мастер краской рисует глаза и рот. Старооскольские игрушки «безносые».    .

У старооскольской игрушки лица дам и казаков гладкие «болванчики», на которых мастер краской рисует глаза и рот. Старооскольские игрушки «безносые».

.

Выделить старооскольскую игрушку из множества других можно, пожалуй, потому что была она самой веселой и нарядной. «Старооскольские барышни» всегда нарядно одетые, они носили высокие головные уборы, напоминающие шляпу-чепец. Одежда была оторочена мехом: накладные детали воротника, края жакета. Мужчины все при и высоких шляпах и нарядных цветных рубахах, чаще с гармошкой в руках. Игрушек животных можно встретить любых: конь, корова, медведь, баран. Очень характерны игрушки петушки и уточки. Петушки высокие, стройные, на длинных ногах — подставках, с гордо поднятой головой и приземистая кругленькая уточка. Есть у Старооскольской игрушки и свои характерные особенности: у всех животных должны быть «грудка», ноги не широко расставленные, юбки у барышень узкие. Роспись состоит из разнообразных линий: черточек мелких пятен, точек, елочек, крестиков, лучей, которые выделяют детали одежды и уборки. Сегодня наша Старооскольская игрушка занесена в каталогах «Народных промыслов России», благодаря устойчивым, отработанным самим временем, особенностям самобытного декоративно-художественного стиля в росписи, и в лепке. Все настолько просто, органично, доступно любому восприятию.

Основателями ныне существующего Старооскольского промысла глиняной игрушки являются сестры Гончаровы. Мы решили более подробно узнать о старооскольской глиняной игрушке. Сейчас в живых осталась только Наталья Михайловна. .

Основателями ныне существующего Старооскольского промысла глиняной игрушки являются сестры Гончаровы. Мы решили более подробно узнать о старооскольской глиняной игрушке. Сейчас в живых осталась только Наталья Михайловна.

.

За несколько столетий своего существования старооскольский народный промысеЗа несколько столетий своего существования старооскольский народный промысел глиняной игрушки постоянно менялся. Если в древности эти изменения осуществлялись довольно медленно, то в XIX веке наблюдается существенное упрощение формы игрушек, переход на более производительные технологии, использование краски для украшения игрушек, появляются композиции из нескольких фигурок. Возрожденная в конце XX века старооскольская глиняная игрушка претерпела наиболее существенные изменения: улучшилось качество отделки поверхности игрушки, появилась новая еще более производительная технология (морковная), начали использовать для раскраски игрушек различные краски и новые орнаменты, появились на грудках коней и птичек солярные знаки, смысл которых на нашей территории был утрачен видимо еще в ХV – ХVП веках, появилось множество новых видов игрушек, стало очень заметно влияние на нашу игрушку других народных промыслов. л глиняной игрушки постоянно менялся. Если в древности эти изменения осуществлялись довольно медленно, то в XIX веке наблюдается существенное упрощение формы игрушек, переход на более производительные технологии, использование краски для украшения игрушек, появляются композиции из нескольких фигурок. Возрожденная в конце XX века старооскольская глиняная игрушка претерпела наиболее существенные изменения: улучшилось качество отделки поверхности игрушки, появилась новая еще более производительная технология (морковная), начали использовать для раскраски игрушек различные краски и новые орнаменты, появились на грудках коней и птичек солярные знаки, смысл которых на нашей территории был утрачен видимо еще в ХV – ХVП веках, появилось множество новых видов игрушек, стало очень заметно влияние на нашу игрушку других народных промыслов .

Пришло время передавать дальше опыт традиционной игрушки с тем, чтобы целенаправленно осуществлять подготовку мастеров, восстанавливать прерванные связи времён, чтобы промысел мог существовать и развиваться, чтобы не иссякли любовь и красота .

Пришло время передавать дальше опыт традиционной игрушки с тем, чтобы целенаправленно осуществлять подготовку мастеров, восстанавливать прерванные связи времён, чтобы промысел мог существовать и развиваться, чтобы не иссякли любовь и красота .

В 2008 году в старооскольском краеведческом музее открылась выставка народной глиняной игрушки «Традиции живой родник». На торжественном открытии выставки участники клуба были награждены дипломами и грамотами. Прозвучали слова благодарности в адрес замечательных потомственных мастеров Михайловны Гончаровых и всех, кто прямо или косвенно был причастен к возрождению старооскольской игрушки

В 2008 году в старооскольском краеведческом музее открылась выставка народной глиняной игрушки «Традиции живой родник». На торжественном открытии выставки участники клуба были награждены дипломами и грамотами. Прозвучали слова благодарности в адрес замечательных потомственных мастеров Михайловны Гончаровых и всех, кто прямо или косвенно был причастен к возрождению старооскольской игрушки

Рощупкина Оксана Михайловна –одна из продолжательниц традиций Старооскольской игрушки. Рощупкина Оксана Михайловна –одна из продолжательниц традиций Старооскольской игрушки.

Рощупкина Оксана Михайловна –одна из продолжательниц традиций Старооскольской игрушки.

Рощупкина Оксана Михайловна –одна из продолжательниц традиций Старооскольской игрушки.

Практическая часть . . Изготовление глиняной игрушки «Баба с кувшином» по технологии «морковка» . Материалы,  и н с т р ументарий :  глина ,деревянная палочка. , колок , клеенка , влажная тряпочка , вода ,салфетки . Материалы, инструментарий: глина ,деревянная палочка. , колок , клеенка , влажная тряпочка , вода ,салфетки.

Практическая часть .

. Изготовление глиняной игрушки «Баба с кувшином» по технологии «морковка» .

Материалы,

и н с т р ументарий :

глина ,деревянная палочка. , колок , клеенка , влажная тряпочка , вода ,салфетки .

Материалы, инструментарий: глина ,деревянная палочка. , колок , клеенка , влажная тряпочка , вода ,салфетки.

1 . Из небольшого куска глины раскатать «морковку». 2. С помощью палочки раскатать «юбку» бабы. Для этого толстую палку (один конец потолше, другой – чуть тоньше) «ввинчивают» в «морковку», зрительно разделив ее пополам. Палку необходимо держать рукой в одном положении, чтобы юбку не проткнуть, а затем раскатать по столу. Одеть «морковку» на палочку и раскатать – юбка куклы.

1 . Из небольшого куска глины раскатать «морковку».

2. С помощью палочки раскатать «юбку» бабы. Для этого толстую палку (один конец потолше, другой – чуть тоньше) «ввинчивают» в «морковку», зрительно разделив ее пополам. Палку необходимо держать рукой в одном положении, чтобы юбку не проткнуть, а затем раскатать по столу.

Одеть «морковку» на палочку и раскатать – юбка куклы.

. 3. Из получившегося конуса сформировать «голову» бабы. Небольшой кусок глины раскатать на ладонях или на столе в виде палочки (жгута), немного согнуть и соединить (примазать) с верхней частью глиняного конуса. Из отдельного куска глины вылепить голову и руки.

.

3. Из получившегося конуса сформировать «голову» бабы. Небольшой кусок глины раскатать на ладонях или на столе в виде палочки (жгута), немного согнуть и соединить (примазать) с верхней частью глиняного конуса.

Из отдельного куска глины вылепить голову и руки.

. 4. Шов соединения загладить. «Рукам» бабы придать форму 5 . Взять небольшой кусок глины, раскатать шарик, а затем сплющить ладонями и отщипнуть часть глины, придав ему форму полумесяца Из небольшого комка глины вылепить чепец и «одеть « кукле. 6. Прижать «шляпу» бабы к формованной «голове». Смочив руки водой, примазать .

.

4. Шов соединения загладить. «Рукам» бабы придать форму

5 . Взять небольшой кусок глины, раскатать шарик, а затем сплющить ладонями и отщипнуть часть глины, придав ему форму полумесяца

Из небольшого комка глины вылепить чепец и «одеть « кукле.

6. Прижать «шляпу» бабы к формованной «голове». Смочив руки водой, примазать .

7. Вылепить «кувшин» – свистульку. Для этого взять небольшой кусок глины и скатать шарик. Затем из него сформировать конус – «морковку». В широкой его части сделать углубление. Стянуть края конуса к центру, чтобы внутри получилась полость.

7. Вылепить «кувшин» – свистульку. Для этого взять небольшой кусок глины и скатать шарик. Затем из него сформировать конус – «морковку». В широкой его части сделать углубление. Стянуть края конуса к центру, чтобы внутри получилась полость.

8. Для того, чтобы проколоть свисток необходимо зажать звуковую часть тремя пальцами: большим, указательным, средним. Стек поставить перпендикулярно в сантиметре от конца хвостика, проколоть. Сделать нажатие тонкой деревянной палочкой в сторону хвостика – будет «горочка». Потом расширить отверстие деревянной палочкой прямо, направо, налево. Проколоть с конца, чтобы кончик палочки высунулся в прямоугольник дырочки. Загладить звуковую часть по палочке.

8. Для того, чтобы проколоть свисток необходимо зажать звуковую часть тремя пальцами: большим, указательным, средним. Стек поставить перпендикулярно в сантиметре от конца хвостика, проколоть. Сделать нажатие тонкой деревянной палочкой в сторону хвостика – будет «горочка». Потом расширить отверстие деревянной палочкой прямо, направо, налево. Проколоть с конца, чтобы кончик палочки высунулся в прямоугольник дырочки. Загладить звуковую часть по палочке.

. 9. В руки бабы вложить готовый «кувшин» – свисток.

.

9. В руки бабы вложить готовый «кувшин» – свисток.

11. Готовое изделие оставить на несколько дней сохнуть. Нельзя сушить изделие вблизи батареи, плиты, на печи, т.к. в этом случае оно сразу дает трещины и может развалиться на кусочки. Обжечь в муфельной печи при температуре 900 градусов . 10. С помощью тонкого конца кисти или стека оформить край «шляпы». . Оформить поделку насечкой на чепце и поставить сушить.

11. Готовое изделие оставить на несколько дней сохнуть. Нельзя сушить изделие вблизи батареи, плиты, на печи, т.к. в этом случае оно сразу дает трещины и может развалиться на кусочки. Обжечь в муфельной печи при температуре 900 градусов .

10. С помощью тонкого конца кисти или стека оформить край «шляпы».

.

Оформить поделку насечкой на чепце и поставить сушить.

12. На заключительном этапе нанести традиционный узор – расписать «юбку» бабы и «кувшин». Нарисовать лицо. В ХV – ХVIII веках мастера- игрушечники использовали в своей работе довольно большой набор специальных инструментов в виде различных палочек. В XIX – XX веках число таких инструментов уменьшилось (сестры Гончаровы иногда нарезку небольшого объема делают ногтем указательного пальца). В начале XX века были попытки использовать штампики. В ХV – ХVIII веках мастера- игрушечники использовали в своей работе довольно большой набор специальных инструментов в виде различных палочек. В XIX – XX веках число таких инструментов уменьшилось (сестры Гончаровы иногда нарезку небольшого объема делают ногтем указательного пальца). В начале XX века были попытки использовать штампики.

12. На заключительном этапе нанести традиционный узор – расписать «юбку» бабы и «кувшин». Нарисовать лицо.

В ХV – ХVIII веках мастера- игрушечники использовали в своей работе довольно большой набор специальных инструментов в виде различных палочек. В XIX – XX веках число таких инструментов уменьшилось (сестры Гончаровы иногда нарезку небольшого объема делают ногтем указательного пальца). В начале XX века были попытки использовать штампики. В ХV – ХVIII веках мастера- игрушечники использовали в своей работе довольно большой набор специальных инструментов в виде различных палочек. В XIX – XX веках число таких инструментов уменьшилось (сестры Гончаровы иногда нарезку небольшого объема делают ногтем указательного пальца). В начале XX века были попытки использовать штампики.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!