Народные художественные промыслы края Белогорья Старооскольская глиняная игрушка
Мастер-класс для педагогов
Воспитатель Бессонова Н.Н.
2018
Белогорье … Поле отчее.
По-над лугом белый дым
Трав густых сиянье сочное
По откосам меловым …
Звёзд полночных многоточие,
Туч движение гурьбой
Белогорье … Поле отчее –
Что зову своей судьбой!
Владимир Молчанов
Древнейший промысел Белогорья –Старооскольская народная глиняная игрушка
Ч ем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер.
.
Цель : вызвать интерес к истокам отечественной художественной культуры.
- Задачи :
- 1 . Познакомить с историей старооскольской народной глиняной игрушки ;
- 2. Изучить основные приемы работы по изготовлению и росписи старооскольской глиняной игрушки.
- 3. Научить находить отличительные черты Старооскольской игрушки;
- использовать при лепке приёмы старооскольских мастеров
- 4.Вызвать интерес к работе с природным материалом- глиной.
Рассказ о Старооскольской глиняной игрушке.
- Одним из древнейших промыслов нашего края был гончарный. Способствовали его развитию многочисленные залежи прекрасных глин.
- В Старом Осколе глиняную игрушку лепили практически все семьи гончаров. Староорооскольской глиняной игрушке 265 лет, появилась в конце 17 в начале 18 века.
- В основном игрушки лепили женщины и дети в свободное время, что позволяло заработать дополнительные деньги. Лепили игрушки из той глины, которая оставалась – из отходов.
- Только в конце 19 века появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей
Старооскольская глиняная игрушка — один из древнейших народных промыслов Белгородской области, занесённый в каталог «Народные промыслы России». Старооскольскую игрушку, как самостоятельный промысел, исследователи выделили лишь в середине 80–х годов XX века. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России».
Лепили игрушки – на радость и забаву себе дома, на праздниках и на ярмарках.
Уникальность Старооскольской игрушки состоит в том, что из трех видов - крестьянская, посадская, городская. Игрушка относится к самой редкой – ПОСАДСКОЙ .
Старооскольская игрушка занимает золотую середину между крестьянской (грубой) и старательно сглаженной городской.
Старооскольская игрушка встала в ряд со знаменитыми филимоновскими, дымковскими игрушками .
В отличие от них, наша глиняная игрушка не тонируется, не глазируется. Мастера оскольского края, отдавая дань благородству материала, с которым работают, словно предлагают зрителю оценить выразительные пластические свойства белой глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера, поверхность игрушки лишений раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, соединившихся вместе в этом волшебном материале. Недаром по Руси гончаров причисляли к волшебникам .
У старооскольской игрушки лица дам и казаков гладкие «болванчики», на которых мастер краской рисует глаза и рот. Старооскольские игрушки «безносые».
.
Выделить старооскольскую игрушку из множества других можно, пожалуй, потому что была она самой веселой и нарядной. «Старооскольские барышни» всегда нарядно одетые, они носили высокие головные уборы, напоминающие шляпу-чепец. Одежда была оторочена мехом: накладные детали воротника, края жакета. Мужчины все при и высоких шляпах и нарядных цветных рубахах, чаще с гармошкой в руках. Игрушек животных можно встретить любых: конь, корова, медведь, баран. Очень характерны игрушки петушки и уточки. Петушки высокие, стройные, на длинных ногах — подставках, с гордо поднятой головой и приземистая кругленькая уточка. Есть у Старооскольской игрушки и свои характерные особенности: у всех животных должны быть «грудка», ноги не широко расставленные, юбки у барышень узкие. Роспись состоит из разнообразных линий: черточек мелких пятен, точек, елочек, крестиков, лучей, которые выделяют детали одежды и уборки. Сегодня наша Старооскольская игрушка занесена в каталогах «Народных промыслов России», благодаря устойчивым, отработанным самим временем, особенностям самобытного декоративно-художественного стиля в росписи, и в лепке. Все настолько просто, органично, доступно любому восприятию.
Основателями ныне существующего Старооскольского промысла глиняной игрушки являются сестры Гончаровы. Мы решили более подробно узнать о старооскольской глиняной игрушке. Сейчас в живых осталась только Наталья Михайловна.
.
За несколько столетий своего существования старооскольский народный промысеЗа несколько столетий своего существования старооскольский народный промысел глиняной игрушки постоянно менялся. Если в древности эти изменения осуществлялись довольно медленно, то в XIX веке наблюдается существенное упрощение формы игрушек, переход на более производительные технологии, использование краски для украшения игрушек, появляются композиции из нескольких фигурок. Возрожденная в конце XX века старооскольская глиняная игрушка претерпела наиболее существенные изменения: улучшилось качество отделки поверхности игрушки, появилась новая еще более производительная технология (морковная), начали использовать для раскраски игрушек различные краски и новые орнаменты, появились на грудках коней и птичек солярные знаки, смысл которых на нашей территории был утрачен видимо еще в ХV – ХVП веках, появилось множество новых видов игрушек, стало очень заметно влияние на нашу игрушку других народных промыслов. л глиняной игрушки постоянно менялся. Если в древности эти изменения осуществлялись довольно медленно, то в XIX веке наблюдается существенное упрощение формы игрушек, переход на более производительные технологии, использование краски для украшения игрушек, появляются композиции из нескольких фигурок. Возрожденная в конце XX века старооскольская глиняная игрушка претерпела наиболее существенные изменения: улучшилось качество отделки поверхности игрушки, появилась новая еще более производительная технология (морковная), начали использовать для раскраски игрушек различные краски и новые орнаменты, появились на грудках коней и птичек солярные знаки, смысл которых на нашей территории был утрачен видимо еще в ХV – ХVП веках, появилось множество новых видов игрушек, стало очень заметно влияние на нашу игрушку других народных промыслов .
Пришло время передавать дальше опыт традиционной игрушки с тем, чтобы целенаправленно осуществлять подготовку мастеров, восстанавливать прерванные связи времён, чтобы промысел мог существовать и развиваться, чтобы не иссякли любовь и красота .
В 2008 году в старооскольском краеведческом музее открылась выставка народной глиняной игрушки «Традиции живой родник». На торжественном открытии выставки участники клуба были награждены дипломами и грамотами. Прозвучали слова благодарности в адрес замечательных потомственных мастеров Михайловны Гончаровых и всех, кто прямо или косвенно был причастен к возрождению старооскольской игрушки
Рощупкина Оксана Михайловна –одна из продолжательниц традиций Старооскольской игрушки.
Рощупкина Оксана Михайловна –одна из продолжательниц традиций Старооскольской игрушки.
Практическая часть .
. Изготовление глиняной игрушки «Баба с кувшином» по технологии «морковка» .
Материалы,
и н с т р ументарий :
глина ,деревянная палочка. , колок , клеенка , влажная тряпочка , вода ,салфетки .
Материалы, инструментарий: глина ,деревянная палочка. , колок , клеенка , влажная тряпочка , вода ,салфетки.
1 . Из небольшого куска глины раскатать «морковку».
2. С помощью палочки раскатать «юбку» бабы. Для этого толстую палку (один конец потолше, другой – чуть тоньше) «ввинчивают» в «морковку», зрительно разделив ее пополам. Палку необходимо держать рукой в одном положении, чтобы юбку не проткнуть, а затем раскатать по столу.
Одеть «морковку» на палочку и раскатать – юбка куклы.
.
3. Из получившегося конуса сформировать «голову» бабы. Небольшой кусок глины раскатать на ладонях или на столе в виде палочки (жгута), немного согнуть и соединить (примазать) с верхней частью глиняного конуса.
Из отдельного куска глины вылепить голову и руки.
.
4. Шов соединения загладить. «Рукам» бабы придать форму
5 . Взять небольшой кусок глины, раскатать шарик, а затем сплющить ладонями и отщипнуть часть глины, придав ему форму полумесяца
Из небольшого комка глины вылепить чепец и «одеть « кукле.
6. Прижать «шляпу» бабы к формованной «голове». Смочив руки водой, примазать .
7. Вылепить «кувшин» – свистульку. Для этого взять небольшой кусок глины и скатать шарик. Затем из него сформировать конус – «морковку». В широкой его части сделать углубление. Стянуть края конуса к центру, чтобы внутри получилась полость.
8. Для того, чтобы проколоть свисток необходимо зажать звуковую часть тремя пальцами: большим, указательным, средним. Стек поставить перпендикулярно в сантиметре от конца хвостика, проколоть. Сделать нажатие тонкой деревянной палочкой в сторону хвостика – будет «горочка». Потом расширить отверстие деревянной палочкой прямо, направо, налево. Проколоть с конца, чтобы кончик палочки высунулся в прямоугольник дырочки. Загладить звуковую часть по палочке.
.
9. В руки бабы вложить готовый «кувшин» – свисток.
11. Готовое изделие оставить на несколько дней сохнуть. Нельзя сушить изделие вблизи батареи, плиты, на печи, т.к. в этом случае оно сразу дает трещины и может развалиться на кусочки. Обжечь в муфельной печи при температуре 900 градусов .
10. С помощью тонкого конца кисти или стека оформить край «шляпы».
.
Оформить поделку насечкой на чепце и поставить сушить.
12. На заключительном этапе нанести традиционный узор – расписать «юбку» бабы и «кувшин». Нарисовать лицо.
В ХV – ХVIII веках мастера- игрушечники использовали в своей работе довольно большой набор специальных инструментов в виде различных палочек. В XIX – XX веках число таких инструментов уменьшилось (сестры Гончаровы иногда нарезку небольшого объема делают ногтем указательного пальца). В начале XX века были попытки использовать штампики. В ХV – ХVIII веках мастера- игрушечники использовали в своей работе довольно большой набор специальных инструментов в виде различных палочек. В XIX – XX веках число таких инструментов уменьшилось (сестры Гончаровы иногда нарезку небольшого объема делают ногтем указательного пальца). В начале XX века были попытки использовать штампики.
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!