Молодежные
субкультуры
Теория субкультур
Т еория субкультур – одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества. Впрочем, известны и другие термины для обозначения той же реальности, например: контркультура, общественные движения, неформалы, локальные сети, социальные страты, жизненные стили и прочее. Каждое из таких определений предполагает акцент на одной из сторон изучаемого явления: символике, атрибутике, идеологии
с убкультурной называется система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства.
Ц енности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
В социально-психологическом плане субкультура демонстрирует извечный конфликт "отцов" и "детей". Его острота представляется состоянием общества, а также степенью несоответствия идеалов и реальности жизни. В основе конфликта - переоценка ценностей молодежью.
Мотивы участия подростков в неформальных объединениях и группировках.
О бъединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи. Субкультуры во многом – своего рода «ростковые зоны» на теле «большой» (мэйнстримовской) культуры. Они необходимы как гарантия от культурной стагнации. Они – своеобразный культурный авангард
- Вызов обществу, протест.
- Вызов семье, непонимание в семье.
- Нежелание быть как все.
- Желание утвердится в новой среде.
- Привлечь к себе внимание.
- Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
- Копирование западных структур, течений, культуры.
- Религиозные идейные убеждения.
- Дань моде.
- Отсутствие цели в жизни.
- Влияние криминальных структур, хулиганство.
- Возрастные увлечения.
Представители
поклонников
шоу-бизнеса
Идеологические
Политические
Спортивные
Мир молодежной субкультуры
на сегодняшний день настолько
разноплановый, что не хватит и дня,
чтобы перечислить все виды молодежных
субкультур, присутствующих в обществе.
Строго эти виды можно разделить
на несколько категорий, сформированным
по следующим признакам:
Молодежная идеологическая субкультура
К данной субкультуре можно отнести субкультуры "эмо", "готов", "хиппи", "рокеров", "скинхедов", "панков", "пацифистов" и т.д. Представители данных субкультур имеют особый взгляд на существующую реальность и пропагандируют свои, отличные от общепринятых ценностей, зачастую подобные группы называют движениями андеграунда и сравнивают с представителями контркультур.
ЕМО
В середине 2000-х годов «эмо» стало популярным культурным явлением,
выражающемся в субкультуре, моде на одежду и образ жизни, находясь под влиянием инди-культуры .
Х удые, высокие подростки с жесткими, прямыми, черными волосами (рваная челка, закрывающая половину лица, сзади волосы торчат в разные стороны), у девушек возможны детские, смешные прически - два маленьких хвостика, яркие заколочки - сердечки по бокам, особенно мило это смотрится в сочетании с пухлыми губками и большими наивными глазками. И мальчики, и девочки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем, лицо выглядит бледным, ярким пятном смотрятся густо подведенные черным глаза. Глаза - зеркало души. Душа - эмоции. Узкие джинсы, возможно с дырками или заплатками, проклепанный ремень с цепочкой, а может и розовый с hello kitty или powergirls. Обтягивающие футболки со смешными детскими рисунками (Микки-маус, губка Боб), черные с названиями эмо-групп, с перекрещенными пистолетами (классическая надпись: bang-bang) или с разорванными в клочья сердцами на груди. На ногах кеды или вэнсы, на руках разноцветные браслеты, особенно популярны снэпы, на шее крупные яркие бусы или белый жемчуг, позаимствованный у бабушки. Свитера с v-вырезом, пиджаки со значками, олимпийки времен СССР, жилет с ромбами как у дедушки, длинные полосатые шарфы, проколотые язык, губы, уши, нос, переносица... Часто эмо-киды делают в ушах тоннели - это такие большие дырки (в среднем 12-16 мм), в которые вставляют плаги (круглые сережки) или тоннели (бублики с дыркой внутри). Эмо-киды ходят с сумками через плечо или рюкзаками, на которые вешают много значков, мягкие игрушки, заплатки. Некоторые эмо-киды носят квадратные очки с прозрачными стеклами в черной оправе и полосатые гетры на руках (наиболее распространенные - черно-розовые). Э мо-киды часто являются стрейтэйджерами. StraightEdge («четкая черта)» - движение, пропагандирующее здоровый образ жизни. Скажи «НЕТ!» алкоголю, сигаретам, наркотикам и беспорядочным половым связям. Если вы видите в интернете ник, с «Х» в начале, середине или конце (xemo-kid_x_BrokenHeart), то знайте, что крестики здесь не для красоты, они обозначают, что человек с таким ником принадлежит к стрейтэйджерам.
ПАНКИ
Происхождение термина «панк» не вполне ясно: обычно считается, что он происходит от англ. «punk» — никчемный, гнилой, на американском сленге — плохой; можно добавить, что в XVI-XVII вв. так называли людей «дна».
Панк-культура создавалась как движение протестного типа, с ярко выраженной направленностью против господствующей культуры, против массового суррогата. Таким образом, Панк являлся и является контркультурой. Шокирующий имидж: экзотические прически, раскрашенные в разные цвета волосы и лица, собачьи ошейники и цепочки от унитазов на шеях, булавки (вообще любовь панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они их вставляют повсюду — в куртки, майки, джинсы и даже в уши) и другие мелкие металлические предметы, носимые как серьги, стоптанные башмаки, либо высокие армейские ботинки, разодранные в клочья джинсы. Мироощущение панков охарактеризовал Э. Берджесс: «Я дешевка, я отвратителен и отвергнут обществом, но, черт возьми, я горжусь всем этим».
ГОТЫ
ГОТЫ — близкая панкам субкультура, возникшая в начале 1980-х годов. Готы, как правило, отличаются пессимистичным мировоззрением и не интересуются социально-критическими темами. Они предпочитают минорный готический рок, черный цвет и мрачную (зачастую вампирскую) эстетику. Готы нередко носят прически-ирокезы, но не цветные, как у панков, а выглядящие так, как будто поставлены на черный гуталин. Главное отличие гота от обычного
человека – это особенные «готические»
жизненные принципы,
которые для непосвященного могут
показаться безобразными. Один из таких принципов,
«carpe diem», гласит что сегодняшний день
может быть последним в жизни, поэтому прожить его
нужно соответственно. Но вместо того чтобы в
полную силу наслаждаться позитивными эмоциями,
готы берут вдохновение из депрессий, отчаянья и
душевной боли. Готическое искусство, будь то рисунки,
музыка, книги или что-то еще, должно обладать
одной единственной характеристикой – атмосферой,
соответствующей стилю «темной романтики».
КИБЕР-ГОТ . Эти люди просто помешались на всяких техногенных заморочках. Если браслет - то в виде шестеренки. Если цепь на шее - то велосипедная. У киберов в почете ультрарадикальная окраска волос, одежда из латекса, винила и всяких новопридуманных супертканей.
Наиболее типичный внешний вид у кибер-готов это:
- Фетиш-обувь — блестящие высокие сапоги или высокие ботинки на толстой подошве с обилием ремешков;
- Блестящие (светоотражающие) облегающие черные или фольговые виниловые штаны, футболки с атрибутикой и надписями, топы, синтетические жилетки на молнии, виниловые плащи, как в фильме Матрица ;
- У девушек виниловые мини-юбки и поперечно-полосатые (черно-белые) колготки и нарукавники. Топы-бюстье с открытым животом и спиной;
- Выбритые виски, разноцветные волосы «кислотных» цветов (зеленый, синий, красный, фиолетовый).
- В собранные в пучок (иногда в два пучка) волосы вплетены провода или волосы заплетены в косички в виде проводов (цвета проводов);
- Газосварочные очки (goggles);
- Пирсинг;
- Обилие хай-тековской атрибутики: микросхемы, чипы, штрих-коды, пластиковые ремни и браслеты, ошейники, нашивки с электро-технической символикой, наколенники и щитки, как у роботов, провода, датчики, разъемы, розетки;
- Черные ошейники, напульсники и подвязки;
- Агрессивный контрастный макияж: подведенные черным глаза и черные ногти.
Риветхеды В некоторых источниках утверждается, что риветхеды являются неким подобием кибер-готов. Рассвет этих движений приходится примерно на одно и то же время. Но все таки это разные определения. Риветы являются более агрессивной субкультурой в отличие от готов, как во внешнем, так и во внутреннем плане. У риветхедов в одежде преобладают: милитари стиль, плащи. У киберготов в моде: латекс, различная клубная атрибутика, микросхемы, готический грим, обилие ярких неоновых цветов. В музыкальном плане риветы являются менее клубной субкультурой, которая не ограничена своими музыкальными предпочтениями в индустриальной музыке.
- Наиболее типичный внешний вид у риветов это
- Футболки с логотипами индустриальных групп, майки, черные кожаные куртки.
- Камуфляжные штаны, шорты милитари, черные джинсы и т. д.
- Армейские ботинки, тяжелые ботинки (Dr. Martens, Grinders, New Rock и т. д.).
- Пирсинг, татуировки.
- причёски варьируются от полностью выбритой головы до ирокезов, дредов и т. д.
- Аксессуары: сварочные очки (гогглы), цепи, противогазы.
- Символика: символ радиации, символ «biohazard», молнии, череп с костями и т. д.
Скинхеды
Скинхэды или скины — от англ. skin head — бритоголовые, дословно «лысая голова».
Внешний вид представителей группировки соответствует названию — скины. Предполагается, прежде всего, начисто выбритая голова. Стандартной одеждой скинхэда являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и дутая куртка «бомбер», на которой часто можно встретить нашивку в виде кельтского креста или свастики. Считается, что основным идеологическим базисом скинхэдов являются воинствующий национализм и расизм. Культовым политическим деятелем для них является Адольф Гитлер и лидеры ку-клукс-клана, а идеальным режимом — немецкий национал-социализм. Это движение абсолютно неоднородно: оно стоит на пересечении музыки, стиля, политики и социальных теорий. В основном, скинхеды в России — это движение столиц — 90-95% скинхэдов обитает в Москве и Санкт-Петербурге. Необходимо отметить крайне негативное отношение к наркотикам, они предпочитают поднимать общий тонус пивом, причем отечественного производства.
Футбольные фанаты
Спортивные фанаты представляют собой группировки молодежи, объединенные одной целью: поддержать игру предпочитаемой ими спортивной (как правило, футбольной) команды, клуба. Эти группировки достаточно хорошо организованы, их лидеры обычно обладают прекрасными организаторскими способностями, хорошо разбираются в тактике спортивной игры, фанатами которой являются.
- Состав групп: школьники, учащиеся ПТУ. Как правило, они собираются на площадке перед стадионом, знакомятся, обмениваются новостями о футболе, определяют сигналы, по которым хором будут скандировать лозунги в поддержку любимой команды и т. д. Носят шарфы и шапочки цветов и символики своей любимой команды или клуба, джинсы или спортивные костюмы. У подростков, увлекающихся футболом, существуют свои проявления принадлежности к числу футбольных фанатов: - внешняя атрибутика (стиль одежды, клубная атрибутика); - особый стиль разговора; - футбольный сленг; - коллективные практики (гимны и кричалки, перепевки, выезды, фанатские войны, а так же различные виды проявления агрессивного поведения).
- Часть спортивных фанатов агрессивна, отмечаются случаи их коллективного хулиганства, вандализма. «Вооружены» они деревянными палками и металлическими прутами, резиновыми дубинками, кастетами, плетками с палками и свинцом на конце, металлическими цепями, газовыми баллончиками…
Флешмо́б (англ. flash mob — flash — вспышка, mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей ( мобберы ) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут люди с серьёзным видом выполняют заранее оговорённые действия абсурдного содержания ( сценарий ), и затем одновременно, быстро расходятся в разные стороны как ни в чём не бывало. Психологический принцип флешмоба в том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней как будто для них это вполне нормально и естественно: серьёзные лица, никто не смеётся, все находятся в здравом рассудке, трезвые и вменяемые.
Участники флешмоб акций не получают и не платят никаких денег за участие в ней. Это совершенно добровольное занятие. Участники одного и того же мероприятия могут преследовать различные цели. Среди возможных вариантов:
- развлечение;
- почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения;
- произведение впечатления на окружающих;
- самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»);
- попытка получить острые ощущения;
- ощущение причастности к общему делу;
- получить эффект, как от групповой психотерапии;
Хип-хоп культура
Хип-хоперы укоренились в российской молодежной
среде уже достаточно давно. Хип-хоп — «уличная культура», получившая
широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во
многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью
социальной субъектности через создание, освоение, распространение,
развитие четырех основных направлений:
Рэп (ритмическая скороговорка;
англ. rap — легкий удар, стук)
В скороговорке присутствует не
только жесткая ритмическая основа,
но и рифмы, что сделало рэп
разновидностью современной поэзии.
брейк-данс за основу брейк-данса взяты
афро-американский ритм и черты
народного «танца в кругу»,
элементы акробатики,
афро-бразильской борьбы капоэйро,
приемы китайского кунг-фу.
Граффити
(ит. graffito —
«нацарапанный») —
вид художественного
искусства,
настенная символическая
живопись,
придание текстовой
информации
определенной образной
формы.
ди-джеинг
трансформация записанной
на пластинках музыки путем
проигрывания
сразу двух пластинок,
изменения скорости
вращения дисков
роллинг (определенная
техника катания на
роликах)
стритбол
(уличный футбол)
Хиппи
Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в РФ. Движение хиппи развивалось «волнами«: первая волна относится к концу
60 – началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад,
выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения.
Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна« хиппи.
Неофиты движения молодых (15—18 лет) и являются
преимущественно школьниками и студентами младших курсов.
В количественном отношении девушки преобладают над юношами. Внешний вид хиппи «третьей волны« достаточно традиционен: длинные
распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон
неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка),
украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь),
т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись
среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза.
От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты,
как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг).
Движение хиппи следует отнести к субкультурам,
которым свойственно стремление к самопознанию и самосознанию
(мы назвали бы их рефлектирующими или рефлексивными).
Растаманы
Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Африки и Карибского бассейна, на российской почве выглядит весьма экзотичным растением. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дреды) – вот наиболее броские черты внешнего облика «растаманов».
С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным. Растафари любят праздники. Их жизнь можно смело определить как «праздник каждый день». Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых.
Толкиенисты
Название субкультуры происходит от фамилии всемирно известного автора, основателя литературного жанра «фэнтези» — Джона Роналда Руэла Толкиена. В основном, среда толкиенистов — старшеклассники и студенты. Отожествляя себя с героями книги, читатели — толкиенисты живут и в реальной жизни, питаясь писательскими фантазиями. Играя отчасти в предложенные писателем, а отчасти уже додуманные ими самими роль. Толкиенисты вживаются в свой выдуманный мир, воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Внутри себя движение подразделяется на два направления — представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете, сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев, время, место и цели действия) и проводят настоящее состязание, ностальгическую пионерскую игру «Зарницу», где нужно уметь хорошо бегать, прыгать, плавать, биться на мечах, ориентироваться на местности.
Байкеры
Ба́йкеры (англ. biker , от bike ← motorbike ← motorbicycle «мотоцикл») — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.
1. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2000. 2. Жуховицкий Л. Что же делать с этой молодежью?// Юность, 1988, №9. 3. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 190 с. 4. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с. 5. Лисовский В.Т. Советское студенчество: соц. очерки. – М.: Высшая школа, 1990. – 304 с. 6. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова. – М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672 с. 7. «Real Экстрим» журнал об экстремальном спорте и развлечениях. Пилотный выпуск. Август 2004. 8. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике Татарстан. // Социс 11/98 9. Харчева В.Г. Основы социологии: учеб. – М.: Логос, 1997. 10. Журнал «Социс», выпуски за 1998, 2003 гг.
Молодежные субкультуры