Изображение Николая Мирликийскийского Чудотворца на фресках собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря
Автор: Гога Мария
Протоиерей Валентин Штупун, настоятель церкви иконы Казанской Божьей Матери г.Торопца
Руководитель: Гапонова Светлана Ильинична, учитель православной гимназии г. Торопца
В Казанской церкви города Торопца роспись храма сделана московским мастером Константином Охотиным. Роспись сделана по мотивам росписей Дионисия в Ферапонтовом монастыре. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря на сводах Дионисий изобразил житие Николая Чудотворца. Росписи Никольского придела ферапонтовского собора Рождества Богородицы – самый ранний сохранившийся фресковый ансамбль житийного цикла святителя, основой иконографической программы которого могли быть предшествующие ему фресковые ансамбли Новгорода и Пскова, миниатюры и житийные иконы. Цель: Изучить житие Николая Чудотворца по фрескам, выполненным Дионисием в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
Автомобильный маршрут Торопец-Ферапонтов монастырь
Ансамбль Ферапонтова монастыря
Собор Рождества Богородицы и шатровая церковь.
Святитель Николай родился в Малой Азии в городе Патара в Ликии. Юношей был рукоположен в диакона, в 28-летнем возрасте – в пресвитера.
Он родился у благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить сына Богу. В сцену рождества святителя включено изображение одного из чудес, совершенных им еще в младенчестве: новорожденный Николай, никем не поддерживаемый, три часа простоял в крещальной купели, воздавая честь Пресвятой Троице.
После поклонения святым местам в Иерусалиме Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещевавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, Николай стремился к безмолвному житию. Однако по кончине архиепископа Иоанна был избран архиепископом города Мирры Ликийские. Это произошло после того, как одному из епископов, обсуждавших вопрос об избрании нового архиепископа, в видении было указано на Николая.
Избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Узнав о предстоящей казни, Николай подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный Николаем, раскаялся и просил его о прощении.
При жизни св. Николая во Фригии поднялся мятеж. Для его усмирения царь Константин послал войско во главе с тремя воеводами — Непотианом, Урсом и Ерпилионом. В пути они увидели, как святой остановил несправедливую казнь трех мужей, и приняли от него благословение. Быстро усмирив мятеж, воеводы вернулись в столицу, но завистники оклеветали их и донесли, что воеводы замышляют зло против царя. Константин повелел заключить воевод в темницу и по новому навету осудил их на смерть. Воеводы, вспомнив, как св. Николай воспрепятствовал казни, стали молиться и просить его о помощи. После явления святителя царю Непотиан, Урс и Ерпилион были оправданы и освобождены из темницы.
При избавлении Николаем от казни трех мужей (см. роспись северной стены придела) присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Позже они были оклеветаны перед императором и обречены на смерть. Святой спас их, одновременно явившись во сне императору Константину и епарху Евлавию и призвав их отпустить неправедно осужденных.
Находясь при смерти, св. Николай радостно ждал отшествия в мир иной. После смерти его тело, перенесенное в храм, стало источать миро, а на могиле происходили чудесные исцеления.
Посмертное чудо святого. Димитрий, благочестивый житель Константинополя, имел обыкновение ездить на молитву св. Николаю в город Анфирит. Однажды он на небольшом суденышке вышел в море ночью, чтобы успеть к утреннему богослужению. Буря перевернула легкое судно. Димитрий выбился из сил и ушел под воду, продолжая призывать на помощь св. Николая. Тогда среди волн ему явился святитель, подал руку и вытащил из морской пучины.
Посмертное чудо св. Николая. В Мирах один обедневший человек вынес на продажу свое последнее достояние — ковер, чтобы отпраздновать память Николая Чудотворца. На рынке неузнанный святой купил этот ковер, а потом, не назвав себя, возвратил жене этого человека.
В VIII в. Малая Азия и в том числе город Миры, где находилось почитаемое погребение Николая, были завоеваны арабами-мусульманами. В 1087 г. итальянскими купцами останки святого были перевезены в Италию и погребены в соборе города Бари.
Список источников Нерсесян Л. В. Дионисий Иконник и фрески Ферапонтова монастыря / Л. В. Нерсесян. – М. : Северный паломник, 2002. – 79 с. Нечаева Т. Начало художник божественных и частных икон : [о творчестве русского живописца–иконописца Дионисия] // Юный художник. – 2001. – N 8. – С. 33–37 Интернет-ресурсы http://www.dionisy.com/monastery/ https://myrussianland.ru/ http://maps.yandex.ru/ Мои карты http://boxpis.ru/gk-g/v3_3vall_google.php?u=navigate&l=35.391802&b=56.915572&m=7&dl=0&db=0&nm=osm&nm2=Tv2v&nmU=http://tver-grant.ru/sas/svg-gptver_osnova/z&sw=2&em_ks=0&kml_n=1&kml_f=http://boxpis.ru/kml/tv_ye-3.kml&lang=ru Программа САС.Планета http://sasgis.org/