СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Теоретические аспекты межличностных конфликтов"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Теоретические аспекты межличностных конфликтов"»

 Межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт - открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Трудовая деятельность Сферы проявления межличностных конфликтов Учеба Семья Общество

Трудовая

деятельность

Сферы

проявления

межличностных

конфликтов

Учеба

Семья

Общество

Причины межличностных конфликтов Ресурсно-материальные: недостаток материальных средств; бытовая неустроенность  Социальные: использование служебного положения в личных целях; отношения начальник и подчиненный; отношение родителей, детей и др.   Возрастные, индивидуальные, половые особенности личности : стремление к превосходству; разный жизненный опыт; способы поведения; агрессивность; эгоизм; грубость; ожидание и реальное поведение и т.д. Субъективные Объективные

Причины межличностных конфликтов

Ресурсно-материальные:

  • недостаток материальных средств;
  • бытовая неустроенность

Социальные:

  • использование служебного положения в личных целях;
  • отношения начальник и подчиненный;
  • отношение родителей, детей и др.

Возрастные, индивидуальные, половые особенности личности :

  • стремление к превосходству; разный жизненный опыт; способы поведения; агрессивность; эгоизм; грубость; ожидание и реальное поведение и т.д.

Субъективные

Объективные

Структура межличностных конфликтов Субъект Объект участники, которые отстаивают свои собственные интересы цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов Предмет противоречия, в которых проявляются противоположные интересы объектов.

Структура межличностных конфликтов

Субъект

Объект

участники, которые

отстаивают свои

собственные интересы

цель, к достижению

которой стремится

каждый из противоборствующих

субъектов

Предмет

противоречия, в которых проявляются

противоположные интересы объектов.

Периодизация межличностных конфликтов предконфликт   конфликт  послеконфликтная ситуация

Периодизация межличностных конфликтов

предконфликт

конфликт

послеконфликтная ситуация

Этапы развития межличностного конфликта осознание цели   спор  угрозы  действия  коалиции  удары  самоуничтожение

Этапы развития межличностного конфликта

осознание цели

спор

угрозы

действия

коалиции

удары

самоуничтожение

Виды межличностных конфликтов: По направленности горизонтальные вертикальные смешанные По значению По форме проявления По характеру причин По сфере разрешения По времени протекания

Виды межличностных конфликтов:

По направленности

  • горизонтальные
  • вертикальные
  • смешанные

По значению

    По форме проявления

      По характеру причин

        По сфере разрешения

        По времени протекания

          Функции межличностного конфликта Деструктивные   разрушением существующей совместной деятельности;  ухудшением или развалом отношений;  негативным самочувствием участников;  низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др. Конструктивные  познавательная (конфликт выступает как симптом неблагополучных отношений);  функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);  инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);  перестроечную (конфликт способствует развитию взаимопонимания между участниками).

          Функции межличностного конфликта

          Деструктивные

          • разрушением существующей совместной деятельности;
          • ухудшением или развалом отношений;
          • негативным самочувствием участников;
          • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

          Конструктивные

          • познавательная (конфликт выступает как симптом неблагополучных отношений);
          • функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
          • инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
          • перестроечную (конфликт способствует развитию взаимопонимания между участниками).
          Отличительные особенности межличностного конфликта: противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.  проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных  межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей  отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами  затрагивают интересы окружения.

          Отличительные особенности межличностного конфликта:

          • противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
          • проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
          • межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей
          • отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами
          • затрагивают интересы окружения.
          Взаимодействия приводящие к конфликту Принижение значимой роли человека Подчеркивание разницы между собой и партнером Нарушение персонального физического пространства Проявление недоверия к партнеру Придирки и угрозы Перебивание собеседника

          Взаимодействия приводящие к конфликту

          • Принижение значимой роли человека
          • Подчеркивание разницы между собой и партнером
          • Нарушение персонального физического пространства
          • Проявление недоверия к партнеру
          • Придирки и угрозы
          • Перебивание собеседника
          Типология конфликтных личностей «Сверхточные» «Демонстративные» «Неуправляемые» «Ригидные» «Рационалисты» «Безвольные»

          Типология конфликтных личностей

          «Сверхточные»

          «Демонстративные»

          «Неуправляемые»

          «Ригидные»

          «Рационалисты»

          «Безвольные»

          Пути решения межличностных конфликтов

          Пути решения

          межличностных конфликтов

          Компромисс Уход от разрешения конфликта Приспособление Стратегии разрешения конфликта Соперничество Сотрудничество

          Компромисс

          Уход от разрешения

          конфликта

          Приспособление

          Стратегии

          разрешения

          конфликта

          Соперничество

          Сотрудничество

          Для успешного разрешения конфликта необходимо: Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.  Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные цели, нужды, потребности оппонента.  Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.  Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуации. В случае необходимости - приглашение посредника.

          Для успешного разрешения конфликта необходимо:

          • Принять установку на разрешение конфликта к обоюдовыгодному согласию.
          • Скорректировать свое поведение по отношению к оппоненту: попытаться контролировать свои эмоции, выслушать иную точку зрения, выявить истинные цели, нужды, потребности оппонента.
          • Попытаться найти точки соприкосновения в позиции своей и оппонента.
          • Подготовка и проведение переговоров по улаживанию конфликтной ситуации. В случае необходимости - приглашение посредника.
          Двенадцать основных правил поведения в конфликте: Дайте партнеру «разрядиться». Попросите его спокойно высказать свои претензии. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. На давая партнеру отрицательных оценок говорите о своих чувствах. Попросите сформулировать проблему, желаемый результат. Предложите партнеру высказать свои соображения. Говорите тогда, когда партнер «остыл». Уточните смысл его высказываний и претензий. Сохраняйте позицию «на равных». Ничего не надо доказывать. Если чувствуете свою вину, не бойтесь извиниться первым. Уходя «не хлопайте дверью».

          Двенадцать основных правил поведения в конфликте:

          • Дайте партнеру «разрядиться».
          • Попросите его спокойно высказать свои претензии.
          • Сбивайте агрессию неожиданными приемами.
          • На давая партнеру отрицательных оценок говорите о своих чувствах.
          • Попросите сформулировать проблему, желаемый результат.
          • Предложите партнеру высказать свои соображения.
          • Говорите тогда, когда партнер «остыл».
          • Уточните смысл его высказываний и претензий.
          • Сохраняйте позицию «на равных».
          • Ничего не надо доказывать.
          • Если чувствуете свою вину, не бойтесь извиниться первым.
          • Уходя «не хлопайте дверью».
          1. Просмотр мультфильма/ фильма. 2. Обсуждение по вопросам: • Определение конфликта? Фиксируются все высказывания участников тренинга. • Что может привести к конфликту? • В чем в данном случае противоречие? • Какие негативные эмоции испытывают друг к другу и окружающим участники данного конфликта? • Какие индивидуальные особенности участников конфликта проявились во время ссоры? • Функции конфликта (конструктивные, деструктивные) • Какие варианты разрешения конфликта вы можете предложить? 3. Резюме.

          1. Просмотр мультфильма/ фильма.

          2. Обсуждение по вопросам:

          • Определение конфликта? Фиксируются все высказывания участников тренинга.

          • Что может привести к конфликту?

          • В чем в данном случае противоречие?

          • Какие негативные эмоции испытывают друг к другу и окружающим участники данного конфликта?

          • Какие индивидуальные особенности участников конфликта проявились во время ссоры?

          • Функции конфликта (конструктивные, деструктивные)

          • Какие варианты разрешения конфликта вы можете предложить?

          3. Резюме.

          Список использованных сайтов: 1. Межличностные конфликты: http://www.rudn.ru/fpkp/programs/Lect7.htm 2. Межличностные конфликты: http:// conflictologiy.narod.ru/uch/gl6/gl6.htm 3. Межличностный конфликт. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. http://www.astrabis.com/succ/conflict.php 4. М. Кипнис, Готовность к решению проблем и умение разрешать конфликты: http://www.psychologos.ru/articles/view/mezhlichnostnyy_konflikt

          Список использованных сайтов:

          1. Межличностные конфликты: http://www.rudn.ru/fpkp/programs/Lect7.htm

          2. Межличностные конфликты: http:// conflictologiy.narod.ru/uch/gl6/gl6.htm

          3. Межличностный конфликт. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. http://www.astrabis.com/succ/conflict.php

          4. М. Кипнис, Готовность к решению проблем и умение разрешать конфликты: http://www.psychologos.ru/articles/view/mezhlichnostnyy_konflikt


          Скачать

          Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

          Вебинар для учителей

          Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!