Министерство здравоохранения Свердловской области
Краснотурьинский филиал
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Свердловский областной медицинский колледж» (ГБПОУ «СОМК»)
Дважды Лауреат премий Правительства РФ в области качества
Специальность 31.02.01. Лечебное дело
ОП.01 Анатомия и физиология человека
Тема 4.1. Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей
Анфилофьева Юлия Александровна,
преподаватель высшей квалификационной категории
Краснотурьинского филиала ГБПОУ «СОМК»
Цели:
Студент должен знать:
- Строение полости оса, функции,
- Придаточные пазухи носа, функции,
- Строение и функции гортани,
- Строение и функции трахеи и главных бронхов
Студент должен уметь:
- Показывать на скелете проекцию органов дыхания,
- Подсчитывать число дыхательных движений в 1 минуту,
- Использовать медицинскую терминологию,.
Содержание лекции:
1. Спланхнология. Висцерология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.
2. Дыхательная система. Классификация органов дыхания . Функции.
3. Наружный нос и полость носа, строение и функции. Около--носовые пазухи. Особенности строения в детском возрасте.
4. Гортань, топография, строение и функции. Особенности строения в детском возрасте.
5. Трахея и бронхи, топография, строение и функции. Особенности строения в детском возрасте.
1. Спланхнология. Висцерология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.
Спланхнология – это учение о внутренностях
Внутренними органами или внутренностями , называют органы, расположенные в полостях тела: грудной, брюшной и тазовой, а также в области головы и шеи.
Внутренние органы
Трубчатые (полые)
Паренхиматозные (железистые)
- Пищевод
- Желудок
- Трахея
- Кишечник
- Мочевой пузырь
- Печень
- Почки
- Лёгкие
- Поджелудочная железа
Полые (трубчатые) органы
Внутренняя оболочка - слизистая оболочка с подслизистой основой
Средняя оболочка - мышечная оболочка
Наружная оболочка - серозная или адвентиция
Паренхиматозные органы
Строма
В ней проходят сосуды и нервы, питающие секреторные клетки
Собственно железистая ткань – паренхима
Выполняет секреторную функцию
2. Дыхательная система. Классификация органов дыхания . Функции.
Дыхательная система – это открытая система жизнеобеспечения организма, связывающая его с внешней средой.
Дыхательные (воздухоносные) пути
- полость носа
- носоглотка
- гортань
- трахея
- бронхи
Собственно дыхательные (респираторные) органы
Дыхательные пути
Верхние дыхательные пути
Нижние дыхательные пути
- Наружный нос
- Полость носа
- Носоглотка
- Ротоглотка
Особенности строения дыхательных путей
- Дыхательные пути имеют костную или хрящевую основу, их просвет всегда открыт и воздух свободно циркулирует в обе стороны.
- Слизистая оболочка выстлана мерцательным эпителием, благодаря колебанию ресничек воздух очищается.
- В слизистой оболочке много желез, вырабатывающих слизь, которая увлажняет воздух.
Функции дыхательной системы:
1) газообмен
2) голосообразование
3) обоняние
4) водно-солевой и липидный обмен
5) инкреторная
6) иммунная защита
7) терморегуляторная
8) депо крови
3. Наружный нос и полость носа, строение и функции. Околоносовые пазухи. Особенности строения в детском возрасте.
Наружный нос (nasus externus)
Отделы:
- Корень носа
- Спинка носа
- Верхушка
- Крылья носа, ограничивают отверстия – ноздри
Части:
«Скелет» наружного носа образуют носовые кости, лобные отростки верхней челюсти и хрящи носа
1 – носовая кость;
2 – малые хрящи крыла носа;
3 – большой хрящ крыла носа;
4 – добавочный носовой хрящ;
5 – латеральный хрящ
Полость носа (cavitas nasi)
Стенки:
- Верхняя
- Нижняя
- Латеральная
- Перегородка носа
Отделы полости носа:
- Преддверие
- Собственно полость носа
Костная перегородка образована перпендикулярной пластинкой решетчатой кости и сошником
1 – верхняя носовая раковина;
2 – средняя носовая раковина;
3 – нижняя носовая раковина
Верхний, средний, нижний носовые ходы
1
2
3
Особенности строения полости носа:
- Мерцательный эпителий
- Большое количество желёз
- Кровеносные сосуды
- Обонятельные клетки
- Лимфоидные узелки
Воспаление слизистой оболочки полости носа называется ринит
Функции носа:
1 – проведение воздуха;
2 – согревание, увлажнение и очищение воздуха;
3 – иммунная защита;
4 - обоняние
Околоносовые пазухи (придаточные пазухи) – это полости в костях черепа, выстланные слизистой оболочкой и заполненные воздухом.
- Верхнечелюстная (Гайморова) пазуха;
- Лобная пазуха;
- Клиновидная пазуха;
- Ячейки решетчатой кости.
Функция: обеспечение резонанса при разговоре.
Придаточные пазухи открываются в носовые ходы:
В верхний носовой ход – задние ячейки решетчатой кости и клиновидная пазуха;
В средний носовой ход – передние и средние ячейки решетчатой кости, верхнечелюстная пазуха и лобная пазуха;
В нижний носовой ход – носослезный канал.
Воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух называется синусит
Особенности строения полости носа в детском возрасте
- Узкие и короткие носовые ходы
- Рыхлая слизистая оболочка
- Недоразвитые носовые пазухи
- Большое количество кровеносных сосудов
- Раковины толстые
- Нижний носовой ход отсутствует (формируется к 4 годам)
4. Гортань, топография, строение и функции. Особенности строения в детском возрасте.
Гортань (larynx), расположена в передней области шеи, на уровне IV – VII шейных позвонков
Непарные хрящи гортани:
- Надгортанный
- Щитовидный
- Перстневидный
Парные хрящи гортани:
- Рожковидные
- Черпаловидные
- Клиновидные
Полость гортани – имеет форму песочных часов
3 отдела:
I – преддверие
II – промежуточная часть
III – подголосовая полость
Парные складки:
- преддверные (ложные)
- голосовые (истинные)
I
II
III
Между складками имеется слепое углубление – желудочек гортани (Морганиев)
Голосовая щель
При молчании
При разговоре
Функции гортани:
- Проведение воздуха
- Голосообразование
- Защитная (кашель, ларингоспазм)
Воспаление слизистой оболочки гортани называется ларингит
Особенности строения гортани в детском возрасте
- У детей раннего возраста гортань имеет воронкообразную форму.
- Расположена выше на уровне 4 – го шейного позвонка.
- Длиннее и уже, хрящи податливые, мягкие.
- Голосовая щель узкая.
- Голосовые связки короткие.
5. Трахея и бронхи, топография, строение и функции. Особенности строения в детском возрасте.
- Длина – 11 – 13 см;
- Диаметр – 1,5 – 2,7 см;
- Верхняя граница: VI – VII шейный позвонок;
- Нижняя граница: V грудной позвонок;
- Части: шейная и грудная;
- Бифуркация – место раздвоения трахеи на два главных бронха.
Скелет трахеи состоит из 16 – 20 хрящевых полуколец, соединенных между собой кольцевыми связками
Воспаление слизистой оболочки трахеи называется трахеит
Бронхи (bronchi) Главные бронхи отходят от трахеи и входят в соответствующие легкие
- Правый главный бронх шире и короче левого, он является как бы продолжением трахеи
- Длина правого главного бронха 3 см, а левого – 4 – 5 см
- Правый бронх состоит из 6 – 8 хрящевых полуколец, а левый – 9 – 12
- Над правым бронхом проходит непарная вена, а над левым – дуга аорты
Разветвление бронхов в легком называется бронхиальным деревом
Главный бронх
Долевые бронхи
Сегментарные бронхи
Дольковые бронхи
Концевые бронхиолы
Дыхательные (респираторные) бронхиолы
Стенка трахеи и бронхов имеют сходное строение
1. Слизистая оболочка – мерцательный эпителий с большим количеством желез (в трахеи – лимфатические узелки, в бронхах – эластические волокна);
2. Средняя оболочка – хрящевая (гиалиновые полукольца);
3. Наружная оболочка – адвентиция.
Воспаление слизистой оболочки бронхов называется бронхит
Особенности строения трахеи и бронхов в детском возрасте
- У новорожденных трахея воронообразной формы, просвет узкий.
- Хрящи трахеи развиты слабо, тонкие, мягкие.
- Железы и эластические элементы развиты слабо.
- К рождению ребёнка бронхи сформированы.
- Бронхи узкие, мягкие.
- Мышечные и эластические волокна у детей 1-го года жизни развиты недостатоочно.
Терминологическое поле
- Спланхнология
- Внутренние органы
- Трубчатые органы
- Паренхиматозные органы
- Дыхательная система
- Верхние дыхательные пути
- Нижние дыхательные пути
- Придаточные пазухи
3
Итоги лекции
Полученные знания лекции необходимы для изучения разделов:
МДК.01.02 Диагностика терапевтических заболеваний
МДК.02.01 Лечение пациентов терапевтического профиля
МДК.01.01 Диагностика детских болезней
МДК.02.04 Лечение пациентов детского возраста
МДК. 01.01 Диагностика хирургических заболеваний
3
Рекомендуемая литература
- Гайворонский И.В.: Анатомия и физиология человека: Учебник для СПО / И.В. Гайворонский и др. – Изд. ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 672с.
2. Анатомический атлас [Текст] /под ред.А.И.Спивака.-М.:Владис, 2019.-1690 с.
3. Горелова, Л.В. Анатомия в схемах и таблицах [Текст]:учеб. пособие / Л.В.Горелова, И.М. Таюрская.- Ростов н/Д.: Феникс, 2019.-573 с.
3
Внеаудиторное задание
- Прочитать материал учебника И.В.Гайворонского § 8.1 - 8.3 , стр. 49 – 55.
- Устно ответить на контрольные вопросы лекции.
- Заполнить сравнительную таблицу «Верхние и нижние дыхательные пути».
- Записать термины в глоссарий.
3
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Вопросы можно направлять на адрес электронной почты
[email protected]
Анфилофьева Юлия Александровна
3
Министерство здравоохранения Свердловской области
Краснотурьинский филиал
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Свердловский областной медицинский колледж» (ГБПОУ «СОМК»)
Дважды Лауреат премий Правительства РФ в области качества
Специальность 31.02.01. Лечебное дело
ОП.01 Анатомия и физиология человека
Тема 4.1. Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей
Анфилофьева Юлия Александровна,
преподаватель высшей квалификационной категории
Краснотурьинского филиала ГБПОУ «СОМК»