СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация теоретического занятия по теме "Анатомо-физиологические особенности дыхательных путей"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация теоретическрго занятия по теме "Анатомо-физиологические особенности дыхательных путей", для обучающихся специальности 32.02.01 Лечебное дело, дисциплина ОП.01. Анатомия и физиология человека.

Просмотр содержимого документа
«Презентация теоретического занятия по теме "Анатомо-физиологические особенности дыхательных путей"»

Министерство здравоохранения Свердловской области Краснотурьинский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский колледж» (ГБПОУ «СОМК») Дважды Лауреат премий Правительства РФ в области качества Специальность 31.02.01. Лечебное дело ОП.01 Анатомия и физиология человека Тема 4.1. Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей  Анфилофьева Юлия Александровна,  преподаватель высшей квалификационной категории Краснотурьинского филиала ГБПОУ «СОМК»

Министерство здравоохранения Свердловской области

Краснотурьинский филиал

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Свердловский областной медицинский колледж» (ГБПОУ «СОМК»)

Дважды Лауреат премий Правительства РФ в области качества

Специальность 31.02.01. Лечебное дело

ОП.01 Анатомия и физиология человека

Тема 4.1. Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей

Анфилофьева Юлия Александровна,

преподаватель высшей квалификационной категории

Краснотурьинского филиала ГБПОУ «СОМК»

Цели: Студент должен знать: Строение полости оса, функции, Придаточные пазухи носа, функции, Строение и функции гортани, Строение и функции трахеи и главных бронхов  Студент должен уметь: Показывать на скелете проекцию органов дыхания, Подсчитывать число дыхательных движений в 1 минуту, Использовать медицинскую терминологию,.

Цели:

Студент должен знать:

  • Строение полости оса, функции,
  • Придаточные пазухи носа, функции,
  • Строение и функции гортани,
  • Строение и функции трахеи и главных бронхов

Студент должен уметь:

  • Показывать на скелете проекцию органов дыхания,
  • Подсчитывать число дыхательных движений в 1 минуту,
  • Использовать медицинскую терминологию,.
Содержание лекции: 1. Спланхнология. Висцерология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах. 2. Дыхательная система. Классификация органов дыхания . Функции. 3. Наружный нос и полость носа, строение и функции. Около--носовые пазухи. Особенности строения в детском возрасте. 4. Гортань, топография, строение и функции. Особенности строения в детском возрасте. 5. Трахея и бронхи, топография, строение и функции. Особенности строения в детском возрасте.

Содержание лекции:

1. Спланхнология. Висцерология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.

2. Дыхательная система. Классификация органов дыхания . Функции.

3. Наружный нос и полость носа, строение и функции. Около--носовые пазухи. Особенности строения в детском возрасте.

4. Гортань, топография, строение и функции. Особенности строения в детском возрасте.

5. Трахея и бронхи, топография, строение и функции. Особенности строения в детском возрасте.

1. Спланхнология. Висцерология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.    Спланхнология – это учение о внутренностях   Внутренними органами или внутренностями , называют органы, расположенные в полостях тела: грудной, брюшной и тазовой, а также в области головы и шеи.

1. Спланхнология. Висцерология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.

Спланхнология – это учение о внутренностях

Внутренними органами или внутренностями , называют органы, расположенные в полостях тела: грудной, брюшной и тазовой, а также в области головы и шеи.

Внутренние органы Трубчатые (полые) Паренхиматозные (железистые) Пищевод Желудок Трахея Кишечник Мочевой пузырь Печень Почки Лёгкие Поджелудочная железа

Внутренние органы

Трубчатые (полые)

Паренхиматозные (железистые)

  • Пищевод
  • Желудок
  • Трахея
  • Кишечник
  • Мочевой пузырь
  • Печень
  • Почки
  • Лёгкие
  • Поджелудочная железа
Полые (трубчатые) органы Внутренняя оболочка - слизистая оболочка с подслизистой основой  Средняя оболочка -  мышечная оболочка  Наружная оболочка - серозная или адвентиция

Полые (трубчатые) органы

Внутренняя оболочка - слизистая оболочка с подслизистой основой

Средняя оболочка - мышечная оболочка

Наружная оболочка - серозная или адвентиция

Паренхиматозные органы Строма  В ней проходят сосуды и нервы, питающие секреторные клетки Собственно железистая ткань – паренхима Выполняет секреторную функцию

Паренхиматозные органы

Строма

В ней проходят сосуды и нервы, питающие секреторные клетки

Собственно железистая ткань – паренхима

Выполняет секреторную функцию

  2. Дыхательная система. Классификация органов дыхания . Функции.     Дыхательная система – это открытая система жизнеобеспечения организма, связывающая его с внешней средой. Дыхательные (воздухоносные) пути полость носа носоглотка гортань трахея бронхи Собственно дыхательные (респираторные) органы  легкие

2. Дыхательная система. Классификация органов дыхания . Функции.

Дыхательная система – это открытая система жизнеобеспечения организма, связывающая его с внешней средой.

Дыхательные (воздухоносные) пути

  • полость носа
  • носоглотка
  • гортань
  • трахея
  • бронхи

Собственно дыхательные (респираторные) органы

  • легкие
Дыхательные пути Верхние дыхательные пути Нижние дыхательные пути Наружный нос Полость носа Носоглотка Ротоглотка Гортань Трахея Бронхи

Дыхательные пути

Верхние дыхательные пути

Нижние дыхательные пути

  • Наружный нос
  • Полость носа
  • Носоглотка
  • Ротоглотка
  • Гортань
  • Трахея
  • Бронхи
Особенности строения дыхательных путей Дыхательные пути имеют костную или хрящевую основу, их просвет всегда открыт и воздух свободно циркулирует в обе стороны. Слизистая оболочка выстлана мерцательным эпителием, благодаря колебанию ресничек воздух очищается. В слизистой оболочке много желез, вырабатывающих слизь, которая увлажняет воздух.

Особенности строения дыхательных путей

  • Дыхательные пути имеют костную или хрящевую основу, их просвет всегда открыт и воздух свободно циркулирует в обе стороны.
  • Слизистая оболочка выстлана мерцательным эпителием, благодаря колебанию ресничек воздух очищается.
  • В слизистой оболочке много желез, вырабатывающих слизь, которая увлажняет воздух.
 Функции дыхательной системы:   1) газообмен 2) голосообразование 3) обоняние 4) водно-солевой и липидный обмен 5) инкреторная 6) иммунная защита 7) терморегуляторная 8) депо крови

Функции дыхательной системы:

1) газообмен

2) голосообразование

3) обоняние

4) водно-солевой и липидный обмен

5) инкреторная

6) иммунная защита

7) терморегуляторная

8) депо крови

 3. Наружный нос и полость носа, строение и функции. Околоносовые пазухи. Особенности строения в детском возрасте.   Наружный нос  (nasus externus) Отделы: Корень носа Спинка носа Верхушка Крылья носа, ограничивают отверстия – ноздри Части: Костный нос Хрящевой нос

3. Наружный нос и полость носа, строение и функции. Околоносовые пазухи. Особенности строения в детском возрасте.

Наружный нос (nasus externus)

Отделы:

  • Корень носа
  • Спинка носа
  • Верхушка
  • Крылья носа, ограничивают отверстия – ноздри

Части:

  • Костный нос
  • Хрящевой нос

«Скелет» наружного носа образуют носовые кости, лобные отростки верхней челюсти и хрящи носа 1 – носовая кость; 2 – малые хрящи крыла носа; 3 – большой хрящ крыла носа; 4 – добавочный носовой хрящ; 5 – латеральный хрящ

«Скелет» наружного носа образуют носовые кости, лобные отростки верхней челюсти и хрящи носа

1 – носовая кость;

2 – малые хрящи крыла носа;

3 – большой хрящ крыла носа;

4 – добавочный носовой хрящ;

5 – латеральный хрящ

Полость носа (cavitas nasi) Стенки: Верхняя Нижняя Латеральная Перегородка носа Отделы полости носа: Преддверие Собственно полость носа

Полость носа (cavitas nasi)

Стенки:

  • Верхняя
  • Нижняя
  • Латеральная
  • Перегородка носа

Отделы полости носа:

  • Преддверие
  • Собственно полость носа
Костная перегородка образована перпендикулярной пластинкой решетчатой кости и сошником 1 – верхняя носовая раковина; 2 – средняя носовая раковина; 3 – нижняя носовая раковина Верхний, средний, нижний носовые ходы  1 2 3

Костная перегородка образована перпендикулярной пластинкой решетчатой кости и сошником

1 – верхняя носовая раковина;

2 – средняя носовая раковина;

3 – нижняя носовая раковина

Верхний, средний, нижний носовые ходы

1

2

3

Особенности строения полости носа: Мерцательный эпителий Большое количество желёз Кровеносные сосуды Обонятельные клетки Лимфоидные узелки Воспаление слизистой оболочки полости носа называется ринит

Особенности строения полости носа:

  • Мерцательный эпителий
  • Большое количество желёз
  • Кровеносные сосуды
  • Обонятельные клетки
  • Лимфоидные узелки

Воспаление слизистой оболочки полости носа называется ринит

Функции носа: 1 – проведение воздуха; 2 – согревание, увлажнение и очищение воздуха; 3 – иммунная защита; 4 - обоняние

Функции носа:

1 – проведение воздуха;

2 – согревание, увлажнение и очищение воздуха;

3 – иммунная защита;

4 - обоняние

Околоносовые пазухи (придаточные пазухи) – это полости в костях черепа, выстланные слизистой оболочкой и заполненные воздухом. Верхнечелюстная (Гайморова) пазуха; Лобная пазуха; Клиновидная пазуха; Ячейки решетчатой кости. Функция: обеспечение резонанса при разговоре.

Околоносовые пазухи (придаточные пазухи) – это полости в костях черепа, выстланные слизистой оболочкой и заполненные воздухом.

  • Верхнечелюстная (Гайморова) пазуха;
  • Лобная пазуха;
  • Клиновидная пазуха;
  • Ячейки решетчатой кости.

Функция: обеспечение резонанса при разговоре.

Придаточные пазухи открываются в носовые ходы: В верхний носовой ход – задние ячейки решетчатой кости и клиновидная пазуха; В средний носовой ход – передние и средние ячейки решетчатой кости, верхнечелюстная пазуха и лобная пазуха; В нижний носовой ход – носослезный канал. Воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух называется синусит

Придаточные пазухи открываются в носовые ходы:

В верхний носовой ход – задние ячейки решетчатой кости и клиновидная пазуха;

В средний носовой ход – передние и средние ячейки решетчатой кости, верхнечелюстная пазуха и лобная пазуха;

В нижний носовой ход – носослезный канал.

Воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух называется синусит

  Особенности строения полости носа в детском возрасте    Узкие и короткие носовые ходы Рыхлая слизистая оболочка Недоразвитые носовые пазухи Большое количество кровеносных сосудов Раковины толстые Нижний носовой ход отсутствует (формируется к 4 годам)

Особенности строения полости носа в детском возрасте

  • Узкие и короткие носовые ходы
  • Рыхлая слизистая оболочка
  • Недоразвитые носовые пазухи
  • Большое количество кровеносных сосудов
  • Раковины толстые
  • Нижний носовой ход отсутствует (формируется к 4 годам)
 4. Гортань, топография, строение и функции. Особенности строения в детском возрасте.   Гортань (larynx), расположена в передней области шеи, на уровне IV – VII шейных позвонков Непарные хрящи гортани: Надгортанный Щитовидный Перстневидный Парные хрящи гортани: Рожковидные Черпаловидные Клиновидные

4. Гортань, топография, строение и функции. Особенности строения в детском возрасте.

Гортань (larynx), расположена в передней области шеи, на уровне IV – VII шейных позвонков

Непарные хрящи гортани:

  • Надгортанный
  • Щитовидный
  • Перстневидный

Парные хрящи гортани:

  • Рожковидные
  • Черпаловидные
  • Клиновидные
Полость гортани – имеет форму песочных часов 3 отдела: I – преддверие II – промежуточная часть III – подголосовая полость Парные складки: преддверные (ложные) голосовые (истинные) I II III Между складками имеется слепое углубление – желудочек гортани (Морганиев)

Полость гортани – имеет форму песочных часов

3 отдела:

I – преддверие

II – промежуточная часть

III – подголосовая полость

Парные складки:

  • преддверные (ложные)
  • голосовые (истинные)

I

II

III

Между складками имеется слепое углубление – желудочек гортани (Морганиев)

Голосовая щель При молчании При разговоре

Голосовая щель

При молчании

При разговоре

Функции гортани: Проведение воздуха Голосообразование Защитная (кашель, ларингоспазм) Воспаление слизистой оболочки гортани называется ларингит

Функции гортани:

  • Проведение воздуха
  • Голосообразование
  • Защитная (кашель, ларингоспазм)

Воспаление слизистой оболочки гортани называется ларингит

 Особенности строения гортани в детском возрасте   У детей раннего возраста гортань имеет воронкообразную форму. Расположена выше на уровне 4 – го шейного позвонка. Длиннее и уже, хрящи податливые, мягкие. Голосовая щель узкая. Голосовые связки короткие.

Особенности строения гортани в детском возрасте

  • У детей раннего возраста гортань имеет воронкообразную форму.
  • Расположена выше на уровне 4 – го шейного позвонка.
  • Длиннее и уже, хрящи податливые, мягкие.
  • Голосовая щель узкая.
  • Голосовые связки короткие.
 5. Трахея и бронхи, топография, строение и функции. Особенности строения в детском возрасте.   Длина – 11 – 13 см; Диаметр – 1,5 – 2,7 см; Верхняя граница: VI – VII шейный позвонок; Нижняя граница: V грудной позвонок; Части: шейная и грудная; Бифуркация – место раздвоения трахеи на два главных бронха.

5. Трахея и бронхи, топография, строение и функции. Особенности строения в детском возрасте.

  • Длина – 11 – 13 см;
  • Диаметр – 1,5 – 2,7 см;
  • Верхняя граница: VI – VII шейный позвонок;
  • Нижняя граница: V грудной позвонок;
  • Части: шейная и грудная;
  • Бифуркация – место раздвоения трахеи на два главных бронха.
Скелет трахеи состоит из 16 – 20 хрящевых полуколец, соединенных между собой кольцевыми связками Воспаление слизистой оболочки трахеи называется трахеит

Скелет трахеи состоит из 16 – 20 хрящевых полуколец, соединенных между собой кольцевыми связками

Воспаление слизистой оболочки трахеи называется трахеит

 Бронхи (bronchi)  Главные бронхи отходят от трахеи и входят в соответствующие легкие   Правый главный бронх шире и короче левого, он является как бы продолжением трахеи Длина правого главного бронха 3 см, а левого – 4 – 5 см Правый бронх состоит из 6 – 8 хрящевых полуколец, а левый – 9 – 12 Над правым бронхом проходит непарная вена, а над левым – дуга аорты

Бронхи (bronchi) Главные бронхи отходят от трахеи и входят в соответствующие легкие

  • Правый главный бронх шире и короче левого, он является как бы продолжением трахеи
  • Длина правого главного бронха 3 см, а левого – 4 – 5 см
  • Правый бронх состоит из 6 – 8 хрящевых полуколец, а левый – 9 – 12
  • Над правым бронхом проходит непарная вена, а над левым – дуга аорты
Разветвление бронхов в легком называется бронхиальным деревом Главный бронх Долевые бронхи Сегментарные бронхи Дольковые бронхи Концевые бронхиолы Дыхательные (респираторные) бронхиолы

Разветвление бронхов в легком называется бронхиальным деревом

Главный бронх

Долевые бронхи

Сегментарные бронхи

Дольковые бронхи

Концевые бронхиолы

Дыхательные (респираторные) бронхиолы

Стенка трахеи и бронхов имеют сходное строение 1. Слизистая оболочка – мерцательный эпителий с большим количеством желез (в трахеи – лимфатические узелки, в бронхах – эластические волокна); 2. Средняя оболочка – хрящевая (гиалиновые полукольца); 3. Наружная оболочка – адвентиция. Воспаление слизистой оболочки бронхов называется бронхит

Стенка трахеи и бронхов имеют сходное строение

1. Слизистая оболочка – мерцательный эпителий с большим количеством желез (в трахеи – лимфатические узелки, в бронхах – эластические волокна);

2. Средняя оболочка – хрящевая (гиалиновые полукольца);

3. Наружная оболочка – адвентиция.

Воспаление слизистой оболочки бронхов называется бронхит

 Особенности строения трахеи и бронхов в детском возрасте   У новорожденных трахея воронообразной формы, просвет узкий. Хрящи трахеи развиты слабо, тонкие, мягкие. Железы и эластические элементы развиты слабо. К рождению ребёнка бронхи сформированы. Бронхи узкие, мягкие. Мышечные и эластические волокна у детей 1-го года жизни развиты недостатоочно.

Особенности строения трахеи и бронхов в детском возрасте

  • У новорожденных трахея воронообразной формы, просвет узкий.
  • Хрящи трахеи развиты слабо, тонкие, мягкие.
  • Железы и эластические элементы развиты слабо.
  • К рождению ребёнка бронхи сформированы.
  • Бронхи узкие, мягкие.
  • Мышечные и эластические волокна у детей 1-го года жизни развиты недостатоочно.
Терминологическое поле Спланхнология Внутренние органы Трубчатые органы Паренхиматозные органы Дыхательная система Верхние дыхательные пути Нижние дыхательные пути Придаточные пазухи 3

Терминологическое поле

  • Спланхнология
  • Внутренние органы
  • Трубчатые органы
  • Паренхиматозные органы
  • Дыхательная система
  • Верхние дыхательные пути
  • Нижние дыхательные пути
  • Придаточные пазухи

3

Итоги лекции Полученные знания лекции необходимы для изучения разделов: МДК.01.02 Диагностика терапевтических заболеваний МДК.02.01 Лечение пациентов терапевтического профиля МДК.01.01 Диагностика детских болезней МДК.02.04 Лечение пациентов детского возраста МДК. 01.01 Диагностика хирургических заболеваний  3

Итоги лекции

Полученные знания лекции необходимы для изучения разделов:

МДК.01.02 Диагностика терапевтических заболеваний

МДК.02.01 Лечение пациентов терапевтического профиля

МДК.01.01 Диагностика детских болезней

МДК.02.04 Лечение пациентов детского возраста

МДК. 01.01 Диагностика хирургических заболеваний

3

Рекомендуемая литература Гайворонский И.В.: Анатомия и физиология человека: Учебник для СПО / И.В. Гайворонский и др. – Изд. ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 672с. 2. Анатомический атлас [Текст] /под ред.А.И.Спивака.-М.:Владис, 2019.-1690 с. 3. Горелова, Л.В. Анатомия в схемах и таблицах [Текст]:учеб. пособие / Л.В.Горелова, И.М. Таюрская.- Ростов н/Д.: Феникс, 2019.-573 с. 3

Рекомендуемая литература

  • Гайворонский И.В.: Анатомия и физиология человека: Учебник для СПО / И.В. Гайворонский и др. – Изд. ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 672с.

2. Анатомический атлас [Текст] /под ред.А.И.Спивака.-М.:Владис, 2019.-1690 с.

3. Горелова, Л.В. Анатомия в схемах и таблицах [Текст]:учеб. пособие / Л.В.Горелова, И.М. Таюрская.- Ростов н/Д.: Феникс, 2019.-573 с.

3

Внеаудиторное задание Прочитать материал учебника И.В.Гайворонского § 8.1 - 8.3 , стр. 49 – 55. Устно ответить на контрольные вопросы лекции. Заполнить сравнительную таблицу «Верхние и нижние дыхательные пути». Записать термины в глоссарий.   3

Внеаудиторное задание

  • Прочитать материал учебника И.В.Гайворонского § 8.1 - 8.3 , стр. 49 – 55.
  • Устно ответить на контрольные вопросы лекции.
  • Заполнить сравнительную таблицу «Верхние и нижние дыхательные пути».
  • Записать термины в глоссарий.

3

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Вопросы можно направлять на адрес электронной почты anfilofeva@mail.ru  Анфилофьева Юлия Александровна 3

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Вопросы можно направлять на адрес электронной почты

[email protected]

Анфилофьева Юлия Александровна

3

Министерство здравоохранения Свердловской области Краснотурьинский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский колледж» (ГБПОУ «СОМК») Дважды Лауреат премий Правительства РФ в области качества Специальность 31.02.01. Лечебное дело ОП.01 Анатомия и физиология человека Тема 4.1. Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей  Анфилофьева Юлия Александровна,  преподаватель высшей квалификационной категории Краснотурьинского филиала ГБПОУ «СОМК»

Министерство здравоохранения Свердловской области

Краснотурьинский филиал

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Свердловский областной медицинский колледж» (ГБПОУ «СОМК»)

Дважды Лауреат премий Правительства РФ в области качества

Специальность 31.02.01. Лечебное дело

ОП.01 Анатомия и физиология человека

Тема 4.1. Анатомо – физиологические особенности дыхательных путей

Анфилофьева Юлия Александровна,

преподаватель высшей квалификационной категории

Краснотурьинского филиала ГБПОУ «СОМК»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!