СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Тренинг - практикум" НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: оптимизация отношений подростка со значимым взрослым.

Задачи:

1.Формирование навыков конструктивного взаимодействия родителей с подростком; 2.Активизация внутренних ресурсов родителей; 3. Профилактика неблагоприятного эмоционального состояния подростка;

Просмотр содержимого документа
«Презентация Тренинг - практикум" НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ"»

Психолого –педагогический практикум «Навстречу друг другу» как средство формирования навыков конструктивного взаимодействия родителей с подростком  Свиридова Л. В., педагог- психолог  МБОУ Заворонежской СОШ  Мичуринского района

Психолого –педагогический практикум «Навстречу друг другу» как средство формирования навыков конструктивного взаимодействия родителей с подростком Свиридова Л. В., педагог- психолог МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района

Актуальность     Цель: оптимизация отношений подростка со значимым взрослым. Задачи: Формирование навыков конструктивного взаимодействия родителей с подростком; Активизация внутренних ресурсов родителей;  Профилактика неблагоприятного эмоционального состояния подростка;

Актуальность

Цель: оптимизация отношений подростка со значимым взрослым.

Задачи:

  • Формирование навыков конструктивного взаимодействия родителей с подростком;
  • Активизация внутренних ресурсов родителей;
  • Профилактика неблагоприятного эмоционального состояния подростка;

Современная жизненная реальность, какова она?   -Социальные катаклизмы -Неустойчивость -Многогранность -Конфликтность -Динамизм -Непредсказуемость -Тревога - Увеличение объема информации -Феномен отчуждения -Запускается процесс изменений личности человека, социальных отношений

Современная жизненная реальность, какова она?

-Социальные катаклизмы

-Неустойчивость

-Многогранность

-Конфликтность

-Динамизм

-Непредсказуемость

-Тревога

- Увеличение объема информации

-Феномен отчуждения

-Запускается процесс изменений личности человека, социальных отношений

   «Полагаю, что одним из факторов современных деструктивных сдвигов является так называемое «событийное сжатие», когда вследствие технологического взрыва произошло кратное увеличение объема информации, которую человек элементарно не только не может «переварить», но даже сознательно отреагировать на нее. Другими словами, мир настолько ускорился, что жизнь человека превратилась в сплошное бессвязное мелькание. В таком вселенском бульоне информации и событий сложно ориентироваться. Рациональность у человека работает намного медленнее, чем требует современная ситуация»  Е. А. Уваров, заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина.  Выдержка из интервью «Тамбовский курьер», информация сайта беzформата.

«Полагаю, что одним из факторов современных деструктивных сдвигов является так называемое «событийное сжатие», когда вследствие технологического взрыва произошло кратное увеличение объема информации, которую человек элементарно не только не может «переварить», но даже сознательно отреагировать на нее. Другими словами, мир настолько ускорился, что жизнь человека превратилась в сплошное бессвязное мелькание. В таком вселенском бульоне информации и событий сложно ориентироваться. Рациональность у человека работает намного медленнее, чем требует современная ситуация»

Е. А. Уваров, заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина. Выдержка из интервью «Тамбовский курьер», информация сайта беzформата.

Отчуждение – состояние личности в социуме, которое характеризуется бессилием, бессмысленностью, самоотстранением, социальной изолированностью.

Отчуждение – состояние личности в социуме, которое характеризуется бессилием, бессмысленностью, самоотстранением, социальной изолированностью.

 Ценность ребёнка в семье   Первый тип — высокая ценность ребёнка . Целенаправленная деятельность родителей, осознанная и спланированная беременность. Детей в семье мало, как правило, один. Второй тип — низкая ценность ребёнка . Рождение ребёнка — стечение обстоятельств. Беременность случайная, детей в семье, как правило, много. Третий тип — дети в данных семьях ценятся по причине наличия привилегий в связи с рождением ребёнка . Самоутверждение родителей и признание в обществе — главные мотивы рождения ребёнка в семье.

Ценность ребёнка в семье

  • Первый тип — высокая ценность ребёнка . Целенаправленная деятельность родителей, осознанная и спланированная беременность. Детей в семье мало, как правило, один.
  • Второй тип — низкая ценность ребёнка . Рождение ребёнка — стечение обстоятельств. Беременность случайная, детей в семье, как правило, много.
  • Третий тип — дети в данных семьях ценятся по причине наличия привилегий в связи с рождением ребёнка . Самоутверждение родителей и признание в обществе — главные мотивы рождения ребёнка в семье.

Типы отношения к ребёнку по Карабановой О. А .     Безусловное эмоциональное принятие (любовь к ребёнку при любых обстоятельствах) Условное эмоциональное принятие (любовь к ребёнку, в случае если он добивается некоторых достижений или выполняет определённые условия, чтобы заслужить родительскую любовь) Амбивалентное эмоциональное отношение к ребёнку (сочетание любви и отвержения); Индифферентное отношение (полное равнодушие, холодное отношение, отсутствие сопереживания); Скрытое эмоциональное отвержение (непринятие ребёнка, игнорирование). Открытое эмоциональное отвержение.  

Типы отношения к ребёнку по Карабановой О. А .

Безусловное эмоциональное принятие (любовь к ребёнку при любых обстоятельствах)

Условное эмоциональное принятие (любовь к ребёнку, в случае если он добивается некоторых достижений или выполняет определённые условия, чтобы заслужить родительскую любовь)

Амбивалентное эмоциональное отношение к ребёнку (сочетание любви и отвержения);

Индифферентное отношение (полное равнодушие, холодное отношение, отсутствие сопереживания);

Скрытое эмоциональное отвержение (непринятие ребёнка, игнорирование).

Открытое эмоциональное отвержение.

 

Общий алгоритм работы с семьей:  1Этап Первичное консультирование родителей. Определение проблем семьи со слов родителей.   (знакомство, установление контакта, достижение уровня доверия и взаимопонимания, прояснение запроса- получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана) 2 Этап Психолого- педагогическая диагностика особенностей развития ребенка . (Определение модели воспитания в семье, диагностика их личностных свойств, наблюдение за ребенком в естественных условиях). 3 Этап Формирование индивидуальной программы развития.   (определение цели, задач, форм и методов работы с ребенком и родителями, формулировка реальных проблем, существующих в семье, определение способов, с помощью которых они могут быть решены). 4 Этап Коррекционно- развивающая работа с ребенком и родителем ( реализация индивидуальной программы ). 5 Этап Диагностика после проведенной коррекционно – развивающей работы . 6 Этап Вторичное консультирование с родителями (Подведение итогов, резюмирование)

Общий алгоритм работы с семьей:

1Этап Первичное консультирование родителей. Определение проблем семьи со слов родителей.

(знакомство, установление контакта, достижение уровня доверия и взаимопонимания, прояснение запроса- получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана)

2 Этап Психолого- педагогическая диагностика особенностей развития ребенка . (Определение модели воспитания в семье, диагностика их личностных свойств, наблюдение за ребенком в естественных условиях).

3 Этап Формирование индивидуальной программы развития.

(определение цели, задач, форм и методов работы с ребенком и родителями, формулировка реальных проблем, существующих в семье, определение способов, с помощью которых они могут быть решены).

4 Этап Коррекционно- развивающая работа с ребенком и родителем ( реализация индивидуальной программы ).

5 Этап Диагностика после проведенной коррекционно – развивающей работы .

6 Этап Вторичное консультирование с родителями (Подведение итогов, резюмирование)

Диагностика детско-родительских отношен ий    Две группы методик: 1. Диагностика взаимодействий по представлению родителей:  «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) — З. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис  «Опросник родительского отношения» (ОРО) — А. Я. Варга, В. В. Столин  « Методика PARI» (parental attitude research instrument) — Е .  С .  ШефериР .  К.   Белл. (В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет.)  Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская) «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР — Подростки о родителях) Шкала общения родителя с ребёнком А. И. Баркан. «Стратегии семейного воспитания» «Методика идентификации детей с родителями» опросник А. И. Зарова   2. Диагностика взаимодействий по представлению детей: рисуночный тест «Моя семья» и его модификации, Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) Рисуночный тест «Барашек в бутылке»  

Диагностика детско-родительских отношен ий

Две группы методик:

1. Диагностика взаимодействий по представлению родителей:

«Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) — З. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис 

«Опросник родительского отношения» (ОРО) — А. Я. Варга, В. В. Столин 

« Методика PARI» (parental attitude research instrument) — Е .  С .  ШефериР .  К.   Белл. (В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет.) 

Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская)

«Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР — Подростки о родителях)

Шкала общения родителя с ребёнком А. И. Баркан.

«Стратегии семейного воспитания»

«Методика идентификации детей с родителями» опросник А. И. Зарова

 

2. Диагностика взаимодействий по представлению детей:

рисуночный тест «Моя семья» и его модификации,

Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис)

Рисуночный тест «Барашек в бутылке»

 

Авторская техника Фроловой Марии «Оптимизация детско-родительских взаимоотношений» Стимульный материал для подростка  1.Самый приятный подарок от мамы, это-…  2.Когда я делаю что-то не так, моя мама……  3.Чаще всего мама хвалит меня за…   4.Чаще всего мы с мамой ссоримся из - за…  5.Я думаю, что самым приятным, что я сделал(а) для мамы, было…   6. Когда мама говорит, что……я её боюсь   7. Больше всего мне обидно, когда мама  8.Мне нужна помощь мамы в  9.Люди, которых я больше всего люблю…. Стимульный материал для родителя  1.Больше всего я огорчаюсь, когда…  2.Когда я нахожусь дома, мне очень хочется……  3.Больше всего я хочу, чтобы Вероника…  4.Сложнее всего нам с Вероникой бывает ..…  5.Я сержусь, когда Вероника …  6.Если Вероника попросит, я готов(а)……  7.Самый приятный подарок от Вероники…  8.Мне нужна помощь Вероники…  9.Люди, которых я больше всего люблю…

Авторская техника Фроловой Марии «Оптимизация детско-родительских взаимоотношений»

Стимульный материал для подростка

1.Самый приятный подарок от мамы, это-… 2.Когда я делаю что-то не так, моя мама…… 3.Чаще всего мама хвалит меня за…  4.Чаще всего мы с мамой ссоримся из - за… 5.Я думаю, что самым приятным, что я сделал(а) для мамы, было…  6. Когда мама говорит, что……я её боюсь  7. Больше всего мне обидно, когда мама 8.Мне нужна помощь мамы в 9.Люди, которых я больше всего люблю….

Стимульный материал для родителя

1.Больше всего я огорчаюсь, когда… 2.Когда я нахожусь дома, мне очень хочется…… 3.Больше всего я хочу, чтобы Вероника… 4.Сложнее всего нам с Вероникой бывает ..… 5.Я сержусь, когда Вероника … 6.Если Вероника попросит, я готов(а)…… 7.Самый приятный подарок от Вероники… 8.Мне нужна помощь Вероники… 9.Люди, которых я больше всего люблю…

Модифицированная техника «Колесо баланса» для родителя и подростка (Свиридова Л. В.)  Цель: рефлексия родительских ролей, создание пошагового алгоритма оптимальных отношений в семье.  Предлагаем маме на листе два круга, разделенные на 6- 8 секторов (лучше подготовить трафарет)   1.Круг «Кто я для своего ребенка?»   Инструкция к 1 кругу: определите Ваши родительские роли, ответив на вопрос: «Кто я для своего ребенка?» по шкале от 1 до 10 в каждом секторе круга  Предполагаемые роли: 1. Учитель (источник новых знаний)  2.Воспитатель( тот кто формирует привычки, волю, что можно и нельзя) 3.Друг (подруга, тот кому можно доверять, общие интересы, увлечения), 4.Родитель (ограничитель от всего плохого, ) 5. Образец для подражания 6.Обслуживающий персонал (лечит, кормит, обеспечивает) 7. Вдохновитель (на все интересное, увлеченный чем то  источник идей ), 8. Предлагаем придумать роль самому родителю ( может быть открытием, например, Добытчик, и др)

Модифицированная техника «Колесо баланса» для родителя и подростка (Свиридова Л. В.) Цель: рефлексия родительских ролей, создание пошагового алгоритма оптимальных отношений в семье. Предлагаем маме на листе два круга, разделенные на 6- 8 секторов (лучше подготовить трафарет)

1.Круг «Кто я для своего ребенка?» Инструкция к 1 кругу: определите Ваши родительские роли, ответив на вопрос:

«Кто я для своего ребенка?»

по шкале от 1 до 10 в каждом секторе круга Предполагаемые роли:

1. Учитель (источник новых знаний)

2.Воспитатель( тот кто формирует привычки, волю, что можно и нельзя)

3.Друг (подруга, тот кому можно доверять, общие интересы, увлечения),

4.Родитель (ограничитель от всего плохого, )

5. Образец для подражания

6.Обслуживающий персонал (лечит, кормит, обеспечивает)

7. Вдохновитель (на все интересное, увлеченный чем то источник идей ),

8. Предлагаем придумать роль самому родителю ( может быть открытием, например, Добытчик, и др)

Модифицированная техника «Колесо баланса» для родителя и подростка (Свиридова Л. В. ) Круг для родителя с теми же ролями «Кем я хотел бы стать для моего ребенка?»  Инструкция ко 2 кругу: определите Ваши родительские роли, ответив на вопрос: «Кем я хотел бы стать для моего ребенка ?» по шкале от 1 до 10 в каждом секторе круга  Исследуем каждую роль отдельно:    - Почему это для вас важно?  - В чем ценность этой роли?  -Какие шаги Вы можете сделать, чтобы стать в этой роли тем, кем Вам хотелось бы?  -А что измениться, если будете на 10?   Родитель сам выстраивает алгоритм, шаги, рецепт, что в его силах сделать, чтобы отношения перешли в конструктивное рус ло   Можно предложить те же заготовки кругов для подростка с ролями его значимого взрослого 1 круг «Кто для тебя твоя мама?» Оценивает по шкале от 1до 10 2 круг «Какие роли хочешь поменять и на сколько?» Оценивает по шкале от 1до 10, может роли поменять. - Что нужно сделать тебе (прописать 3 шага) и что родителям, чтобы всем было комфортно! Алгоритм выстаивает сам подросток

Модифицированная техника «Колесо баланса» для родителя и подростка (Свиридова Л. В. )

Круг для родителя с теми же ролями «Кем я хотел бы стать для моего ребенка?»

Инструкция ко 2 кругу: определите Ваши родительские роли, ответив на вопрос: «Кем я хотел бы стать для моего ребенка по шкале от 1 до 10 в каждом секторе круга

Исследуем каждую роль отдельно:

- Почему это для вас важно?

- В чем ценность этой роли?

-Какие шаги Вы можете сделать, чтобы стать в этой роли тем, кем Вам хотелось бы? -А что измениться, если будете на 10? Родитель сам выстраивает алгоритм, шаги, рецепт, что в его силах сделать, чтобы отношения перешли в конструктивное рус ло

Можно предложить те же заготовки кругов для подростка с ролями его значимого взрослого

1 круг «Кто для тебя твоя мама?» Оценивает по шкале от 1до 10

2 круг «Какие роли хочешь поменять и на сколько?» Оценивает по шкале от 1до 10, может роли поменять.

- Что нужно сделать тебе (прописать 3 шага) и что родителям, чтобы всем было комфортно!

Алгоритм выстаивает сам подросток

Техника

Техника "Подарок" (Свиридова Л. В.) Возраст применения- младший подростковый Цель: создание теплых отношений, активизация ресурсов родителя и подростка средствами арттерапии

1 Делим лист А-4 пополам, разрезаем пополам, но неровно, волной или уголками, чтобы края как паззлы подходили друг к другу.

2. Родитель и подросток выбирают по одной понравившейся карте из открыток "Цвета и чувства", высказываются о своем ощущении от карточки, чувствах; затем, обмениваются картами.

3. Воссоздают по- мокрому понравившуюся карту( цветовые пятна) партнера на открытку, которая будет для него в качестве подарка.

4. Пишем внутри открытки синквейн ( послание):

1 строка- мама(сын, дочка), в зависимости от того, кто кому пишет.

2 строка- два прилагательных- какая она, мама(сын , дочь- имя).

3 строка три глагола- действия, что обычно делает или любит делать.

4 строка- фразу, которую ей (ему) приятно будет услышать от тебя.

5 строка- твое пожелание маме (сыну, дочери)

Обмен открытками, обмен впечатлениями от подарка, рефлексия:

-что понравилось?

-с какими чувствами уйдете?

Техника «Я- сообщение»    1.Описание факта: Когда приходишь поздно… 2.Описание ощущения, чувств: Я глагол … расстраиваюсь, переживаю, огорчен и т.п. 3.Разъяснение почему: потому что не знаю, где ты находишься и что с тобой… 4.Сообщение о вашем желании или пожелании: Мне бы хотелось, чтобы ты звонил мне, когда задерживаешься. Пример: Ты- сообщение: «Из-за тебя сегодня опоздал на работу, вечно ты со своими дурацкими разговорами, как будто нельзя было с вечера!» Я- сообщение: «Сегодня опоздал на работу, было очень неприятно; хотелось бы решать важные вопросы с вечера».

Техника «Я- сообщение»

1.Описание факта: Когда приходишь поздно…

2.Описание ощущения, чувств: Я глагол … расстраиваюсь, переживаю, огорчен и т.п.

3.Разъяснение почему: потому что не знаю, где ты находишься и что с тобой…

4.Сообщение о вашем желании или пожелании: Мне бы хотелось, чтобы ты звонил мне, когда задерживаешься.

Пример: Ты- сообщение: «Из-за тебя сегодня опоздал на работу, вечно ты со своими дурацкими разговорами, как будто нельзя было с вечера!»

Я- сообщение: «Сегодня опоздал на работу, было очень неприятно; хотелось бы решать важные вопросы с вечера».

  Есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровения? Этот человек и есть твоя защита.  Евгений Леонов «Письма к сыну»

Есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровения? Этот человек и есть твоя защита. Евгений Леонов «Письма к сыну»

Информационные ресурсы;  https://royalcheese.ru/psychology/distanczirovanie-ot-rodnyh-kogda-otkaz-ot-obshheniya-s-roditelyami-kazhetsya-vernym-vyborom/ http://www.belousenko.com/books/art/leonov_letters.htm https://vk.com/im?sel=121536627&z=video121536627_456239409%2F204039b749ae979227 https://tambov.bezformata.com/listnews/psiholog-evgenij-uvarov-ot-cheloveka/82073088/  http://www.vashpsixolog.ru/counseling-psychologist/172-teoriya/1562-roditel-i-rebenok-na-pervoj-konsultaczii

Информационные ресурсы;

  • https://royalcheese.ru/psychology/distanczirovanie-ot-rodnyh-kogda-otkaz-ot-obshheniya-s-roditelyami-kazhetsya-vernym-vyborom/
  • http://www.belousenko.com/books/art/leonov_letters.htm
  • https://vk.com/im?sel=121536627&z=video121536627_456239409%2F204039b749ae979227
  • https://tambov.bezformata.com/listnews/psiholog-evgenij-uvarov-ot-cheloveka/82073088/
  • http://www.vashpsixolog.ru/counseling-psychologist/172-teoriya/1562-roditel-i-rebenok-na-pervoj-konsultaczii


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!