Просмотр содержимого документа
«Презентация "Тверские промыслы"»
Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров не только украшают наш быт, в них живет душа народа, его видение мира, восприятие добра и зла, его культура.
Торжок- город мастеров
Искусству торжокских золотошвей более 700 лет. В те отдаленные времена торговый город на Тверце — Торжок — привлекал купцов-иностранцев, привозивших заморские товары: шелк, бархат, парчу — ткани, достойные золотой вышивки.
Золотошвеи расшивали одежду для особ императорских фамилий.
- Руками торжокских мастериц было расшито золотом и серебром бальное платье для Екатерины II, а когда понадобилось вышивать порфиру для коронации Александра II, из Торжка в Петербург были привезены 30 лучших мастериц.
- По преданию, очарованная этим искусством Екатерина II повелела собрать со всех губерний отменнейших незамужних красавиц, поселить их в Торжке и обучить рукоделию, дабы прекрасное создавалось руками прекрасных же дев.
- Побывав в Торжке, А. С. Пушкин писал В. Ф. Вяземскому: «Получала ли княгиня поясы и письмо мое из Торжка? ...Ах, каламбур! Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как оденет мои поясы».
- Сегодня на торжокской золотошвейной фабрике наряду с выставочными работами вышивают дамские сумочки из бархата и замши, головные уборы, декоративные подушки, брошки, пояса. Орнаментальные мотивы старинного золотного шитья сочетаются с растительным и геометрическим орнаментом
- Интересен и разнообразен современный ассортимент золотошвейных изделий. Это уникальные панно, , салфетки, оригинальные украшения сувенирные изделия — закладки для книг, эмблемы, театральные сумочки, косметички, очечники, кошельки, портмоне, книжки записные, шкатулки и многое другое.
Виртуальная экскурсия по музею
Глиняная игрушка Торжка
- Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное.
- Игрушки отличались лаконичной выразительной формой, иногда, украшались мелким вдавленным рисунком. Среди них традиционные кони, всадники, животные, птицы, уточки, петушки, курочки.
Торжокская игрушка
- Гончарный промысел в г. Торжке возник в давно. Вначале гончары лепили посуду, а из остатков глины лепили игрушки- свистульки. А в 1975 году мастера организовали цех по изготовлению игрушки. Птицы – павы, уточки, веселые петухи – их лепят из оранжевой глины (терракоты) и расписывают яркими элементами(точки, капельки, овалы).
- В Торжке воссоздан промысел глиняной расписной игрушки. Яркие, нарядные свистульки с так называемыми «налепами», - петушки, курочки. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки.
Резьба по дереву
- В Тверском крае исстари употреблялись различного назначения изделия, вырезанные из дерева. Это была и деревянная посуда, пряничные доски, прялки, веретёна, а также различные обереги и игрушки.
Деревянная тверская игрушка
Поделки из дерева – один из традиционных промыслов мастеров нашего региона. Предприятие «Тверские сувениры» выпускает забавные фигурки сказочных персонажей, зверей и птиц, узнаваемые
сюжеты сказок.
Продукция выпускается из дерева на токарной основе с выжиганием контура рисунка и ручной росписью.
Предприятие «Тверские сувениры» выпускает забавные фигурки сказочных персонажей, зверей и птиц, узнаваемые
сюжеты сказок.
Тверская вышивка
- Испокон веку славилась Тверская земля своими мастерами с ярким, самобытным искусством. Коллектив предприятия «Тверские узоры» бережно хранит и умело развивает традиции прошлого. Народная вышивка его мастериц отличается большим разнообразием: широко применяются белая и цветная гладь, вырезы, роспись, тамбур, мережки.
- Народная вышивка его мастериц отличается большим разнообразием: широко применяются белая и цветная гладь, вырезы, роспись, тамбур, мережки
Калязинские кружева
- Трудно сказать точно, когда на Руси стали плести кружева. Возникло кружевоплетение, очевидно, позже, чем вышивка.
Калязинские кружева
В Калязине, который называли «городом крахмала и кружев» этим промыслом занимались с 1654 года. Удивительны и таинственны Калязинские кружева. Здесь и резные листья, и декоративные цветки, и птицы-павы. Все это можно увидеть в узорах шали, скатерти, воротничка, манжет.
- Старинные и современные узоры, прочность и красота изделий Калязинских кружевниц, привлекают к ним внимание.
- Дорогими кружевами украшали одежду бояр и царей. Кружева можно было увидеть на царском троне, на седлах, на церковном убранстве. С раннего утра и до вечерней зари трудились девушки-кружевницы в дворцовых мастерских, в помещичьих усадьбах.
- В наши дни, как и встарь, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки —круглые деревянные палочки. В специальную подушечку-валик воткнуты булавки. В умелых руках кружевницы тихо постукивают коклюшки, мастерица быстро и ловко перебрасывает их из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок и сплетаются в прекрасном узоре кружева.
Вышневолоцкое стекло «завод Красный Май»
- Стекло…Этот чудесный материал сопровождает нас всю жизнь. В 1895 году завод был основан купцом А.В. Болотиным. Слава о болотинском стекле гремела и во времена советской власти. Многими изделиями прославились местные мастера. И даже рубиновые звезды для башен Кремля изготавливали на этом заводе.
- Вазы, посуда, сувениры, изделия из сульфидного стекла поражают своей красотой. Изделия могут быть теплых и холодных тонов, с симметричным и ассиметричным рисунком, напоминающем растительный или геометрический узор.
музей вышневолоцкого стекла
Конаковский фаянсовый завод
- Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина находится в г. Конаково. Выпускает столовую посуду, декоративные сосуды и скульптуру (фаянс, майолика) из привозного сырья. Конаковский фаянсовый завод основан в 1809 А.Ауэрбахом. В 1870 куплен М. С. Кузнецовым у А. А. Ауэрбаха.
- Среди изделий выделяется мелкая тарелка с нарядной, расположенной не только по бортику, но и на зеркале живописью Орнамент, нанесенный по ее борту, построен на чередовании мелких полевых цветов, ромашек, пышных роз, листочков разных форм и размеров.
- Для того чтобы рисунок плотной каймой стелился по краю, просветы между более крупными элементами (цветами, листьями) заполнены изящными, упруго закрученными усиками, невесомыми тычинками, травками, точками. Роспись выполнена от руки черной и синей надглазурной краской