СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Творческая история создания пьесы "Гроза" А.Н. Островского. Город Калинов и его обитатели.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать на первом-втором уроках по изучению пьесы Островского.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Творческая история создания пьесы "Гроза" А.Н. Островского. Город Калинов и его обитатели.»

Творческая история создания пьесы «Гроза» А.Н. Островского.  Город Калинов и его обитатели. .

Творческая история создания пьесы «Гроза» А.Н. Островского. Город Калинов и его обитатели.

.

Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается
  • Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии по праву считается "Гроза", которую сам автор оценивал как творческую удачу, радовался, когда актерам удавалось воплотить его замысел, глубоко переживал, если сталкивался с непониманием, актерской посредственностью или с небрежным отношением к пьесе.
История создания пьесы «Гроза» Островского берет своё начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября. Известно, что этому предшествовало путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

История создания пьесы «Гроза» Островского берет своё начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября. Известно, что этому предшествовало путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

Трагедия семьи Клыковых В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.  В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.  Вплоть до начала XX века многие  костромичи с горестью указывали на  место самоубийства Катерины - беседку  в конце маленького бульварчика, в те  годы буквально нависавшую над Волгой.  Указывали и на дом, где она жила.

Трагедия семьи Клыковых

  • В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых. В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.

Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

В 1859 году, а именно в это время была написана пьеса, жительница Костромы ранним утром ушла из дома, а позже её тело обнаружили в Волге. Пострадавшей была девушка Александра Клыкова. во время следствия выяснилось, что обстановка в семье Клыковых была достаточно напряжённой. Свекровь постоянно издевалась над девушкой, а бесхарактерный муж никак не мог повлиять на ситуацию. Катализатором такого исхода событий стали любовные отношения между Александрой и почтовым служащим.
  • В 1859 году, а именно в это время была написана пьеса, жительница Костромы ранним утром ушла из дома, а позже её тело обнаружили в Волге. Пострадавшей была девушка Александра Клыкова. во время следствия выяснилось, что обстановка в семье Клыковых была достаточно напряжённой. Свекровь постоянно издевалась над девушкой, а бесхарактерный муж никак не мог повлиять на ситуацию. Катализатором такого исхода событий стали любовные отношения между Александрой и почтовым служащим.
 Костромской краевед Виноградов, на которого ссылается известный исследователь литературы С. Ю. Лебедев, нашёл в тексте пьесы и в «костромском деле» множество буквальных совпадений. И Александру, и Катерину рано отдали замуж. Александре едва исполнилось 16 лет. Катерине было 19. Обеим девушкам приходилось терпеть недовольство и деспотизм со стороны свекровей. Александре Клыковой приходилось делать всю чёрную работу по дому. Ни в семье Клыковых, ни в семье Кабановых не было детей. На этом ряд «совпадений не заканчивается». Следствию было известно, что у Александры были отношения с другим человеком, работником почты. В пьесе «Гроза» Катерина влюбляется в Бориса. Именно поэтому долгое время считалось, что «Гроза» – не более чем отражённый в пьесе случай из жизни.

Костромской краевед Виноградов, на которого ссылается известный исследователь литературы С. Ю. Лебедев, нашёл в тексте пьесы и в «костромском деле» множество буквальных совпадений. И Александру, и Катерину рано отдали замуж. Александре едва исполнилось 16 лет. Катерине было 19. Обеим девушкам приходилось терпеть недовольство и деспотизм со стороны свекровей. Александре Клыковой приходилось делать всю чёрную работу по дому. Ни в семье Клыковых, ни в семье Кабановых не было детей. На этом ряд «совпадений не заканчивается». Следствию было известно, что у Александры были отношения с другим человеком, работником почты. В пьесе «Гроза» Катерина влюбляется в Бориса. Именно поэтому долгое время считалось, что «Гроза» – не более чем отражённый в пьесе случай из жизни.

Драматург-провидец Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, события в Костроме произошли в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати. Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности. Но творческая история «Грозы» от этого не становится менее интересной. Можно предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать как сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени.

Драматург-провидец

Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, события в Костроме произошли в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати. Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности. Но творческая история «Грозы» от этого не становится менее интересной. Можно предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать как сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени.

Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра.

Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра.

Город Калинов и его обитатели    Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те события, которые произошли в этом городе, могли произойти в любом из городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду.

Город Калинов и его обитатели

Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те события, которые произошли в этом городе, могли произойти в любом из городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду.

Персонажи пьесы Савел Прокофьевич Дико́й , купец, значительное лицо в городе. Борис , племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Марфа Игнатьевна Кабанова  (« Кабаниха »), богатая купчиха, вдова. Тихон Иванович Кабанов , её сын. Катерина , главная героиня, жена Тихона Кабанова. Варвара , сестра Тихона. Кулигин , мещанин, механик-самоучка, отыскивающий  перпетуум-мобиле . Ваня Кудряш , молодой человек, конторщик Дикого. Шапкин , мещанин. Феклуша , странница. Глаша , девка в доме Кабанихи. Барыня с двумя лакеями , старуха семидесяти лет, полусумасшедшая. Городские жители обоего пола .

Персонажи пьесы

  • Савел Прокофьевич Дико́й , купец, значительное лицо в городе.
  • Борис , племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
  • Марфа Игнатьевна Кабанова  (« Кабаниха »), богатая купчиха, вдова.
  • Тихон Иванович Кабанов , её сын.
  • Катерина , главная героиня, жена Тихона Кабанова.
  • Варвара , сестра Тихона.
  • Кулигин , мещанин, механик-самоучка, отыскивающий  перпетуум-мобиле .
  • Ваня Кудряш , молодой человек, конторщик Дикого.
  • Шапкин , мещанин.
  • Феклуша , странница.
  • Глаша , девка в доме Кабанихи.
  • Барыня с двумя лакеями , старуха семидесяти лет, полусумасшедшая.
  • Городские жители обоего пола .
Дикой  Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр – «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было и драматург дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»). Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.

Дикой 

Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр – «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было и драматург дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»). Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.

Кабаниха Марфа Игатьевна Кабанова (Кабаниха) Марфа – «наставница», Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший». Прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера, либо – дикая свирепая свинья, либо кабан – глыба льда. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны. Кабанова – богатая вдова, в этой характеристике заключен и социальный и психологический смысл. 

Кабаниха

Марфа Игатьевна Кабанова (Кабаниха) Марфа – «наставница», Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший». Прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера, либо – дикая свирепая свинья, либо кабан – глыба льда. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны. Кабанова – богатая вдова, в этой характеристике заключен и социальный и психологический смысл. 

Катерина Катерина  - главная героиня пьесы. Она «зародилась горячая», у неё светлая душа и волевой характер. Она предпочла смерть насмешкам людей и упрёкам свекрови, которые ожидали её после признания в измене. Замужняя жизнь была для неё заточением. И даже обретя истинное чувство взаимной любви с Борисом, она испытывала отчаяние, потому что чувство это было греховным. Её жизнь в городе Калинове стала невыносимой, о чём она говорит в монологах.

Катерина

Катерина  - главная героиня пьесы. Она «зародилась горячая», у неё светлая душа и волевой характер. Она предпочла смерть насмешкам людей и упрёкам свекрови, которые ожидали её после признания в измене. Замужняя жизнь была для неё заточением. И даже обретя истинное чувство взаимной любви с Борисом, она испытывала отчаяние, потому что чувство это было греховным. Её жизнь в городе Калинове стала невыносимой, о чём она говорит в монологах.

Борис Несмотря на положительный и интеллигентный облик, есть в нём черты алчности, ведь приехал он ради наследства, а в финале пьесы, когда Катерина, мучимая душевными терзаниями, просит Бориса забрать её с собой из города, он отказывается, побоявшись ослушаться дядю. Возможно, любовь к Катерине была для него не более чем временным развлечением.

Борис

Несмотря на положительный и интеллигентный облик, есть в нём черты алчности, ведь приехал он ради наследства, а в финале пьесы, когда Катерина, мучимая душевными терзаниями, просит Бориса забрать её с собой из города, он отказывается, побоявшись ослушаться дядю. Возможно, любовь к Катерине была для него не более чем временным развлечением.

Глаша и Феклуша – обычные жители, которые рады прислуживать таким господам.  

Глаша и Феклуша – обычные жители, которые рады прислуживать таким господам.  

Тихон Тихон — старший сын Марфы Игнатьевны и муж Катерины. Но ни как сын, ни как муж этот персонаж не вызывает уважения. Даже имя Островский выбирает под стать, следуя традиции «говорящих» имён собственных. Тихий Тихон. Тише воды ниже травы — вот каким мог бы быть девиз этого персонажа. Поведение и отношение к матери и жене являются яркой характеристикой этого персонажа.

Тихон

Тихон — старший сын Марфы Игнатьевны и муж Катерины. Но ни как сын, ни как муж этот персонаж не вызывает уважения. Даже имя Островский выбирает под стать, следуя традиции «говорящих» имён собственных. Тихий Тихон. Тише воды ниже травы — вот каким мог бы быть девиз этого персонажа. Поведение и отношение к матери и жене являются яркой характеристикой этого персонажа.

Ваня Кудряш Ваня Кудряш — носитель национального характера. Он сильный, добрый, весёлый и удалой. Дело в его руках горит. Иван практичен и здраво смотрит на вещи. Несмотря на то что он тоже принадлежит к купеческой среде, в нём нет алчности и жажды наживы. Кудряшу чужда красота природы.

Ваня Кудряш

Ваня Кудряш — носитель национального характера. Он сильный, добрый, весёлый и удалой. Дело в его руках горит. Иван практичен и здраво смотрит на вещи. Несмотря на то что он тоже принадлежит к купеческой среде, в нём нет алчности и жажды наживы. Кудряшу чужда красота природы.

Кулигин Кулигин — механик-самоучка. Он всему выучился сам. Восхищается красотой природы, читает стихи, поёт народные песни. В то же время остро чувствует несправедливость мироустройства, пытается другим открыть глаза на невежество и пороки общества.

Кулигин

Кулигин — механик-самоучка. Он всему выучился сам. Восхищается красотой природы, читает стихи, поёт народные песни. В то же время остро чувствует несправедливость мироустройства, пытается другим открыть глаза на невежество и пороки общества.

В чём заключается конфликт? А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни». Конфликт между «тёмным царством» и новым человеком, живущим по законам совести. К нему присоединяются конфликты :  Кулигин – Дикой - Кабаниха, Тихон - Кабаниха, Кудряш - Дикой, Борис - Дикой, Варвара -Кабаниха.

В чём заключается конфликт?

  • А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни».
  • Конфликт между «тёмным царством» и новым человеком, живущим по законам совести.
  • К нему присоединяются конфликты :

Кулигин – Дикой - Кабаниха,

Тихон - Кабаниха,

Кудряш - Дикой,

Борис - Дикой,

Варвара -Кабаниха.

Система художественных образов «Тёмное царство» : Кабанова Марфа Игнатьевна, Дикой Савел Прокофьич, странница Феклуша, мещанин Шапкин, служанка Глаша. Жертвы «тёмного царства» : Катерина, Борис, Кулигин,  Варвара, Кудряш,  Тихон

Система художественных образов

  • «Тёмное царство» :

Кабанова Марфа Игнатьевна,

Дикой Савел Прокофьич,

странница Феклуша,

мещанин Шапкин,

служанка Глаша.

  • Жертвы «тёмного царства» :

Катерина,

Борис,

Кулигин,

Варвара,

Кудряш,

Тихон

Композиция пьесы Экспозиция  – картины волжского простора и духоты калиновских нравов. Завязка – придирки свекрови к Катерине, Катерина отвечает с достоинством и миролюбием: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение.  Развитие действий  пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу. Кульминация  представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти. Развязка  пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Композиция пьесы

  • Экспозиция – картины волжского простора и духоты калиновских нравов.
  • Завязка – придирки свекрови к Катерине, Катерина отвечает с достоинством и миролюбием: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение.
  • Развитие действий  пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.
  • Кульминация  представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.
  • Развязка  пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Домашнее задание Перечитать 1-2 действие пьесы «Гроза» и выполнить задания:  дать письменную характеристику с цитатами из текста  1) отношений в семье Кабановых;  2) отношений в семье Дикого;  3) атмосферы в городе Калинове.

Домашнее задание

Перечитать 1-2 действие пьесы «Гроза» и выполнить задания: дать письменную характеристику с цитатами из текста 1) отношений в семье Кабановых; 2) отношений в семье Дикого; 3) атмосферы в городе Калинове.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!